Тарантас. «Путевые впечатления» графа В.А. Соллогуба. 1845. Загадка иллюстраций.

Jan 23, 2016 18:15




Тарантас. «Путевые впечатления», Сочинение графа В.А. Соллогуба. Издание книгопродавца Андрея Иванова. Санкт-Петербург, в типографии Journal de St. Pétersbourg, 1845 г. 286 [1]. стр. 4° [большой формат 31.5x25 см.].

Столыпину приписывается фраза: «Россия - это такая страна, в которой за 10 лет меняется все и за 200 - ничего». Открывая книгу графа Соллогуба Владимира Александровича „Тарантас. «Путевые впечатления»“, лишний раз в этом убеждаешься. Краткое изложение сюжета можно посмотреть здесь

Этакая Travel story с поисками истинного места России, и, как бы, продолжающая путь Гоголевского Чичикова, сменившего карету на тарантас.

По моему мнению, в русской литературе 19 века есть три великих Travel story (пардон за английский, но термин англоязычный), кроме «Тарантаса» и упоминавшихся уже «Мертвых душ», это «Сенсации и замечания госпожи Курдюковой за границею, дан л'этранже» Мятлева И.П.

Кроме очевидной сюжетной схожести, эти произведения объединяет, что они были иллюстрированы великими графиками (Агин А.А. успел запечатлеть образы и «Мертвых душ», и «Тарантаса»), и то, что их первые издания стали книжными редкостями уже к концу 19 века. Про г-жу Курдюкову помещу заметку до конца недели.


Тираж

Половина тиража была отпечатана на слоновой бумаге (по цене 5 руб. серебром за экземпляр), вторая половина на бумаге веленевой (по 4 руб.).

В статье Горской Е. «Владимир Соллогуб и его тарантас» указано, что тираж составлял 5 000 экз. Но она не указывает источник данных, и это число вызывает у меня большие сомнения: 5000 экз. - это просто огромный тираж для книги в первой половине XIX века. Я знаю только одно издание того времени выходящие таким тиражом - «Отечественные записки». И это только после прихода Белинского, так сказать на пике славы, до этого он составлял около 1200 экз. Указанное число так же не вяжется с тем, что уже через несколько десятков лет книга стала библиографической редкостью.


История создания

В своем автобиографическом письме, адресованном историку литературы, критику и педагогу Михаилу Федоровичу Де-Пуле (1822-1885), Соллогуб рассказал историю возникновения его «Тарантаса».

Он утверждает, прежде всего, что это вовсе «не задуманное им сочинение». «Если не ошибаюсь, в 1835 году я поехал в Симбирскую деревню через Казань с молодым Гагариным, впоследствии вице-президентом Академии художеств. Он дорогой рисовал прелестные виньетки, и я начал подделывать к ним текст для составления альбома. Но составилась только половина альбома. Мы ее привезли в Петербург, где она ходила по рукам... В Петербурге… издателей не нашлось. Только лет через 8 или 9 нашелся аферист, некто [А. И.] Иванов, который вызвался издать альбом, с тем, чтоб Гагарин окончил рисунки, а я - текст, что и было исполнено второпях. Напечатано [было] 5000 экземпляров. Книга имела большой успех. К сожалению, рукопись исчезла, и многие неизданные виньетки погибли».


Вышеуказанное письмо конечно определенное проявление кокетства графа. Книга вышла, имела большой успех не только у критиков (Белинский посвятил лесную статью, которая заканчивалась словами: «Прощай, Тарантас! Прощай, книга умная, даровитая и - что всего важнее - книга дельная...»), но и у публики (читай коммерческий). Ну, а Соллогуб как настоящий джентльмен, писать мог только ради удовольствия.

N.B. В 1840 году в октябрьском номере «Отечественных записок» были опубликованы семь глав «Тарантаса» и помещено объявление о выходе отдельного издания «Разумеется, издание может состояться не прежде, как все картинки и виньетки будут вырезаны на дереве в Париже. Издание будет великолепное». Писателю не удалось договориться с парижским издателем Леоном Крюмером, и книга ждала выхода пять лет.

Иллюстрации Гагарина и Агина.

Возможно, что рисунки Гагарина подсказали Соллогубу отдельные мысли, но в целом «Тарантас» отнюдь не «подписи к рисункам», а лучшая книга Соллогуба. Большая часть иллюстраций к ней принадлежит, вовсе не Гагарину, а художнику Агину.

Рисунки Гагарина - их можно легко отличить по большей тонкости исполнения - могли, конечно, быть сделаны и не к «Тарантасу», а независимо от него. В них отражены главным образом темы этнографического характера. Рисунки же чисто иллюстративного назначения, в которых раскрывается и комментируется содержание «Тарантаса», принадлежат преимущественно Агину.

N.B. Соллогуб встречался с Гоголем Н.В. в Ницце (1843 -1844). Что сказал Н. Гоголь после прочтения рукописи «Тарантаса» - неизвестно, но Соллогуб активно принялся за переработку повести, в особенности её концовки, где фантастический тарантас превратился в птицу.

Можно предположить, что Гагарин обещал Соллогубу дорисовать иллюстрации для «Тарантаса», но обещания своего почему-то не выполнил. Пришлось обратиться к Агину, который более чем на три четверти и иллюстрировал книгу.

Результатом же этого - вероятнее всего, вынужденного - альянса двух художников было то, что книга вышла в свет без указания, кто ее иллюстрировал. Только под двумя рисунками имеется монограмма Гагарина. Все остальные его рисунки и все рисунки Агина никаких подписей не имеют.

Детектив с картинками. Споры по поводу иллюстраций

Вот мы и подошли тому, что дало мне, графоману, право дать статье такое название. Отсутствие подписей на столь прекрасных иллюстрациях породили долгие споры, продолжавшиеся десятилетиями на страницах библиофильских изданий. Смею предположить, что споры начались (в печати) с момента III выпуска Материалов для библиографии русских иллюстрированных изданий, .. под ред. Тевяшова Е.Н. Спб., 1908, №563. Где под №563 дано следующее описание:

«Сологуб, гр. В. Тарантас. Путевые впечатления. Соч. графа В.А. Сологуба. Изд. книгопродавца Андрея Иванова. СПБ. тип. Journal de St. Pétersbourg. 1845 - 4°. 286+ 1 н. стр.

На первой стр. вязью и киноварью отпечатано: «Тарантас, путевые впечатления».

На 2-ой стр. фронтиспис, рез. на дереве, в красивой рамке из цветов, на первом плане лужа с утятами, далее тарантас без лошадей, но с кладью: вдали вид города. Рис. кн. Г. Гагарин, грав. К. Клод. На 3-й стр. вышеприведенное заглавие.

Все издание украшено прекрасно рисованными виньетками грав. на дереве. Перед каждой главою заставки, перед II-XX одинаковые и представляют два лица, старого и молодого человека, в кружках, окруженных орнаментом, без подписи гравера. Перед первою главою те же лица, но фигуры почти поясные и без орнамента, с подписью Бернадского.

Каждая глава начинается иллюстрированной буквою (20), из которых две с подписью Бернадского. В тексте 28 виньеток, одна с монограммою кн. Гагарина, 12 с подписью Бернадского и одна с подписью Дерикера. В некоторых экземплярах фронтиспис украшен золотом или раскрашенным от руки бордюром. На обложке, кроме заглавия, отпечатана виньетка, помещенная на стр. 21 и представляющая отъезд помещика в тарантасе. На задней обложке помещена виньетка стр. 114 и указано, что цена книги на слоновой бумаге 5 р. с., а на веленевой 4 р. с., а также что она продается у книгопродавца А. Иванова на Невском пр. в доме Петропавловской церкви».

С этого момента споры кто именно и зачем рисовал, продолжались очень долго, я насчитал 5 работ посвященных этому вопросу (см. ниже список источников). К.С. Кузьминский полагал, что главным и подлинным иллюстратором «Тарантаса» был А.А. Агин. Противоположного мнения придерживался А.Н. Савинов, настаивавший на том, что большинство рисунков принадлежит Г. Г. Гагарину.


Компромиссное мнение А. А. Сидорова по этому вопросу высказано им в его большом труде «Рисунок старых русских мастеров» (М., 1956, стр. 382), оно мной уже написано выше.

А мы с Вами остановимся на такой формулировке. Фронтиспис, заглавные буквы и множество рисунков в тексте исполнены Агиным Александром Алексеевичем и Гагариным Григорием Григорьевичем. Иллюстрации резаны на дереве Е.Е. Бернардским, Г. Дерикером и Г. Греймом и другими. Книга является знаковой работой в истории русской иллюстрации и политипажа. Тарантас. «Путевые впечатления». 1845 г., безусловно, одно из лучших иллюстрированных изданий сороковых годов XIX века.

Кстати, почему я добавил формулировку и другими граверами. Упоминание о гравюрах К. Клодта я нашел только у Тевяшова и в каталоге АО «Международная книга №21 «Редкие русские книги» (1933). А еще, не так давно в каталоге современных аукционистов, я нашел, что помимо озвученных граверов, резал еще Бронников.


В последнем есть интересное замечание, что на фронтисписе, представляющим тарантас на первом плане, в дали вид фантастического города. И действительно, сказочный город, пока не прочитал - ни разу не обращал внимание.

Редкость и ценность издания.

Уже начиная с 1880-х, книга везде фигурирует как книжная редкость и с высокой ценой. В начале 20 века Н.Берзин отмечает: «в полном и чистом виде в продаже встречается очень редко», а Бурцев помещает изображение фронтисписа в VII томе своего «Обстоятельного библиографического описания редких и замечательных книг». (Спб., 1901) и отзывается о нем, как об очень редком и чрезвычайно любопытном издании.

Ну, и наконец, нахождение в 21 каталоге АО «МК» «Редкие русские книги» с ценником 30 долларов на 1933 год уже о многом говорит.



N.B. Второй раз «Тарантас» вышел в 1855 году в составе пятитомного собрания сочинений Соллогуба. Редакции произведения незначительно отличаются.

На цену помимо стандартных критериев (состояние, провенанс) влияет следующее. Вид издания: печатано на слоновой бумаге или на веленевой. Соответственно, фронтиспис раскрашенный (кстати, он может быть с крашенной или золоченой рамкой (бордюром)) или обычный (с черным бордюром). Наличие родных издательских иллюстрированных обложек (это традиционно редкость, с учетом деятельности переплетчиков).

Эстимейт (Ориентировочная стоимость).

Я примерно, оценил бы от 4000 до 10 000 долларов. Во всяком случае, сейчас в России есть как минимум два предложения о продаже книги с ценой около 10 000 дол., но она лежит. Напротив, обычный экземпляр с нераскрашенным фронтисписом ушел влет за 4500 $ в 2012 году (при первоначальной оценке в 2 тыс. $).


Источники:

  • Белинский В.Г. Полн. собр. соч., IX, 1955, стр. 341
  • Горская Е. «Владимир Соллогуб и его тарантас» [электронное издание]
  • Немзер А. «Владимир Соллогуб и его главная книга» - приложение к факсимильному изданию «Тарантаса…» М.: Книга, 1982.
  • Кантор А. «Григорий Гагарин - иллюстратор Тарантаса» - приложение к факсимильному изданию «Тарантаса…» М.: Книга, 1982.
  • Кузьминский К.С.. «Запутанный вопрос. (Об иллюстрациях к «Тарантасу» Соллогуба)». - «Среди коллекционеров», 1922, № 1, стр. 48-53;
  • Кузьминский К.С. «Художник-иллюстратор А. А. Агин, его жизнь и творчество». М.-П., 1923.
  • Савинов. А. Н. «Григорий Григорьевич Гагарин». М., 1951
  • Сидоров А.А. «Рисунок старых русских мастеров» (М., 1956, стр. 382).
  • Сидоров А.А. «Искусство русской книги». - «Книга в России Часть 2 Русская книга девятнадцатого века». М.: Государственное издательство, 1925. стр. 219-222
  • Соллогуб В.А. Воспоминания. М.-Л., 1931, стр. 648-649


Каталоги личных библиотек и специализированные:

  • Смирнов-Сокольский Н.П. «Моя библиотека», Москва, 1969, №1144. 1 т. стр. 435-436
  • Н.Б. [Березин, Н. И.]Русские книжные редкости №576. (I ч. стр. 142)
  • Обольянинов Н. «Каталог русских иллюстрированных изданий. 1725-1860». Спб., 1914, №2575. (2 т. стр. 522)
  • Материалы для библиографии русских иллюстрированных изданий, III т. под ред. Тевяшова Е.Н. №563 Спб., 1908, №563. (стр. 55)
  • Бурцев А.Е. «Обстоятельное библиографическое описание редких и замечательных книг». Спб., 1901. т. VII, № 2179. стр. 23, вкладыш между 16 и 17. «Это роскошное издание куплено мной за 10 рублей!»
  • Верещагин В.А. «Русские иллюстрированные издания XVIII и ХІХ столетий (1700-1870)». Спб., 1898, №813.


Каталоги книгопродавцев

  • Антикварная книжная торговля Соловьева Н.В. Каталог №100 «Редкие книги: Искусство, археология, художественные издания, Rossica, книги о Москве и Спб. и т. д.» Спб., 1910, №250, 10 р.
  • Акционерное общество «Международная книга». Антикварный каталог № 21. Редкие русские книги. М., 1933, № 343, 20 долларов.
  • Акционерное общество «Международная книга». Антикварный каталог №8 «Русские иллюстрированные издания XVII-XIX столетий». М., 1926. № 379, 30 долларов и № 380 (он же, но без фронтисписа - 15 долларов).
  • Антикварная книжная торговля П.П. Шибанова. Каталог №
  • 7 «Ценные и редкие книги», 1887 г., № 433. Отмечает, что экземпляры с обложкой считаются особенно редкими.


Андрей Иванович Иванов. (петербургский книгопродавец и до 1847 г. управляющий конторой «Отечественных записок»)

При возобновлении издания Отечественных Записок А. А. Краевским с 1839 г., Иванов в 1841 году поступил управляющим его конторою. Ознакомясь теоретически с книжною торговлею, он в 1843 г., по перемещении Смирдиным торговли, снял его помещение в доме Петропавловской церкви, открыл там книжный магазин, сделался коммисионером продажи «Свода Законов» и завел контору агентства, через которую обещал высылать иногородним все: от булавок до бриллиантового ожерелья. Дело его пошло великолепно: деньгами и поручениями его засыпали. Казалось, следовало бы воспользоваться счастьем, но оно-то его и ослепило. Холостой и одинокий, он завел повара, лошадей-выездных и верховую, дачу и при этом дорогую мебель... При такой обстановке, конечно, явились естественные отлучки от дела и служащие тащили, кто что мог. Он издавал: «Литературную Газету», из книг же особенно замечательно роскошное, иллюстрированное издание «Тарантаса», гр. Соллогуба, сочинений кн. В. Ф. Одоевского, сборника «Физиология Петербурга» под ред. Н. Некрасова, 1845 и др.
Овсянников Н.Г. Воспоминания старого книгопродавца о Петербургской книжной торговли за пятидесятилетие до 1870 г. - Материалы для истории русской книжной торговли. СПб., 1879, стр. 24-25).





Пишите свои мнения, замечания и дополнения в комментариях. С уважением aldusku. Автор: Aldusku. В конце привожу краткую биографию издателя

Соллогуб Владимир Александрович, книжные редкости, Искусство, Библио, Гагарин Григорий Григорьевич, м...к...

Previous post Next post
Up