Скауты и приоритеты.

Aug 31, 2023 12:48

* продолжение к https://alan-a-skaz.livejournal.com/285107.html
При обсуждении судьбы легких крейсеров в мире и в РИ, мне нередко сообщают, что "Зато Россия подарила миру концепцию скаутов и первый из них!", полагая таковым крейсер 2 ранга "Новик".
Русская википедия, естественно, врёт примерно то же самое: "Идеологическим (это как понимать?) предшественником крейсеров-скаутов принято (у кого?) считать бронепалубный крейсер Российского императорского флота «Новик»"(Донец А.И. Прямые потомки «скаутов». Крейсера типа C. - М.: Военная книга, 2005. - С. 6.).
Замечательно. Давайте поглядим на такое чудо поближе.
1. Скауты, как функция разведчиков при эскадре (в переводе с англ.яз. scout "разведчик"), известны примерно с тех же пор, что и эскадры вообще. Тут приоритетами РИ, РодиныВсехъСлоновЪ, даже и не пахнет. Позже см. подробнее.
2. Крейсера-скауты, как специфический класс боевых кораблей - т.е. скоростные (обычно турбинные) облегченные малые крейсера, созданные и предназначенные для разведывательных задач при эскадре или ином отряде - а также весьма близкие к ним по конструкции и свойствам "лидеры эсминцев", - появились в основном в промежутке между РЯВ и ПМВ (некоторые даже раньше!), прежде всего в английском флоте. К ним всем "Новик" никаким боком отношения не имеет.
3. Во время своей реальной службы в 1 ТОЭ крейсер "Новик" как раз и не особо применялся специфически для задач именно скаута. То же касается и прочих приписываемых ему задач: "Первый в мире 25-узловой многоцелевой крейсер (ближний эскадренный разведчик, «бронированный лидер миноносцев», контр-миноносец, миноносный крейсер-«охотник», способный самостоятельно искать, выбирать цель и атаковать её, высокопроизводительный постановщик минных заграждений в открытом море, а также пригодный для замены устаревших канонерских лодок)".
4. Смотрим на его реальную службу.
4.1. Контр-миноносец, ага. Ночная атака миноносцев в начале войны - "Новик" в момент нападения находился практически в тылу эскадры (возле прохода на внутренний рейд), и контрминоносную функцию выполнять не мог. Собрался в погоню, заведомо безуспешную (при скорости японских миноносцев около 30 узлов) и показушную, но "пока на «Новике» поднимали пары, японские миноносцы успели уйти". Кто бы удивился.))
Только уже летом "Новик" все-таки стал применяться для отражения атак миноносцев. Но это не является специфической задачей скаута! Такими задачами занимались крейсера флотов разных стран с тех пор, как сложилась практика миноносных атак на крупные боевые корабли.
4.2. Разведчик? В сражении 27 января, вместо выполнения разведывательных функций, "Новик" резко сблизился с противником (что обычно трактуется как попытка торпедной атаки на японский флагман, но в рапорте Эссена командующему эскадрой, в его письме жене, написанном после боя, о таких намерениях ничего не сообщается, и нет упоминания о них в воспоминаниях лейтенанта А. П. Штера); не преуспел в чем-то кроме вызывания у зрителей криков "Ура!"; получил попадание крупнокалиберным снарядом (легко отделался!) и на 10 дней ушел в ремонт. От ранений после боя скончался один из комендоров. За время боя "Новик" выпустил, согласно рапорту командира, 105 снарядов 120-мм, - но их попаданий, как и с "Варяга", японцы не заметили. Однако этого хватило, чтобы Эссена наградили Золотой саблей с надписью «За храбрость», а 12 членов экипажа «Новика» получили Георгиевские кресты. Традиции-сЪ. ))
4.3. Функция якобы поддержки миноносцев для "Новика" ни в чем реальном не проявилась: хотя бы потому, что в РЯВ царские миноносцы, в отличие от японских, вели себя весьма пассивно (кроме короткого периода командования Макарова, когда их активность всё равно шла без поддержки "Новика" и приносила в основном потери). Поддержка выразилась, например, в том, что на место последнего боя "Стерегущего" крейсер пришел через 2 часа после начала боя, когда "спасаемый" миноносец уже затонул, а противники спокойно ушли по своим делам.
4.4. Функция минных постановок, хотя в РИФ ее кому только не пытались прикрутить, как раз для крейсера "Новик" в реальных боевых операциях не применялась!
Тут тоже незачОт.
Прикрытие минных постановок с минзага - бывало, но это не имеет отношения ни к функциям скаута, ни к самостоятельному ведению минных постановок.
4.5. "Крейсер-охотник" - это отголоски давней и всегда (!) бесплодной мечты царских стратеговЪ-теоретиковЪ (в плохом смысле слова) о крейсерской войне на вражеских коммуникациях, см. https://alan-a-skaz.livejournal.com/181386.html , https://alan-a-skaz.livejournal.com/183315.html , и вообще по тэгу https://alan-a-skaz.livejournal.com/tag/%D0%9A%D1%80%D0%B5%D0%B9%D1%81%D0%92%D0%BE%D0%B9%D0%BD%D0%B0
Предполагалось (ага) применение легких скоростных крейсеров аналогично тому, как во время ПМВ показал себя знаменитый "Эмден". Но в реальности ни "Новик", ни какой-либо еще царский крейсер, ничего и близко подобного совершить не смогли. А единственной самостоятельной добычей "Новика" стал старый мелкий гражданский пароходик «Ханиен Мару», на борту которого "были обнаружены несколько японских диверсантов и старая ржавая мина".
Кто бы удивился.))
4.6. Упоминаемая в списке прочих задач "первого в мире скаута"))) замена устаревших канлодок - кораблей гораздо более дешевого класса - иногда даже вправду выполнялась, в форме эпизодических и малорезультативных обстрелов берега; но это, мягко скажем, не почетная задача для новейшего высокоскоростного крейсера.
4.7. Разведывательные выходы позже бывали, но... нередко в том же качестве, вместе с "Новиком" или по отдельности, выступали крейсера "Баян", "Аскольд", "Диана" и др. - кто из них тоже первый в мире скаут? ;-))))
4.8. А закончилась служба "Новика" в царском флоте совсем бесславно и печально: https://alan-a-skaz.livejournal.com/155188.html - и ведь это был все-таки один из лучших кораблей 1ТОЭ и вообще РИФ! Достижения остальных еще более убоги.

0. Миру крейсер "Новик", с его набором прекрасных качеств, в т.ч. рекордом скорости для своего класса на момент ввода в строй, подарили германцы, судостроительная фирма «Шихау» - от них же вышли многие "русские" мореходные миноносцы периода РЯВ, позже переквалифицированные в эсминцы.
Заслуга царских кораблестроителей, как и в подавляющем большинстве прочих "их удач", ограничивается в лучшем случае составлением техзадания на заказ корабля за рубежом, и оплатой готового заказа.)))
Для оценки уровня царского судостроения периода РЯВ-ПМВ, достаточно сравнить позорные "Дианы" с того же класса "русскими" кораблями иностранного изготовления "Аскольд", "Богатырь" и "Варяг". См. https://alan-a-skaz.livejournal.com/130804.html и https://alan-a-skaz.livejournal.com/279371.html

3+ (или 2+). Снова вернемся к вопросу о влияниях, примерах и приоритетах.
Снова цитата из брехопедии: "Русские бронепалубные крейсера II ранга типа «Новик», несмотря на отдельные недостатки, хорошо зарекомендовали себя в ходе русско-японской войны. Поэтому после русско-японской войны в Англии и Германии были заложены большие серии быстроходных крейсеров малого водоизмещения, предназначенных для боевых действий в составе эскадр и флотов" (Цветков И. Ф. Гвардейский крейсер «Красный Кавказ». - Л.: Судостроение, 1990. - С. 19. Тот самый И.Цветков, перлы которого я уже обсуждал в посте про ЭМ "Новик" https://alan-a-skaz.livejournal.com/31324.html ).
Германцы, как видим, сами и сделали "Новик" для РИФ, так что там про их якобы подражание РусскимЪ? ))) Тем более что и до этого именно германцы строили в больших количествах скоростные малые крейсера с задачами по сути скаутов.
Начало им положили крейсера типов "Буссард", "Гефион" и "Хела" (проекты 1895-1896), далее им на смену пришла серия "Нимфа"/"Газелле", заставившая англичан искать свой ответ в известной серии крейсеров "Джем" - тоже предтечи класса скаутов, эти с английской стороны.
Среди этих предтеч был и "Аметист" - первый в мире крупный боевой корабль с турбинной силовой установкой: заложен в январе 1903г., спущен на воду 5 ноября 1903г., введен в строй в марте 1905 года. Напоминаю, что создание легких крейсеров с турбинными силовыми установками, как и линейных турбинных крейсеров, царское судостроение не освоило вовсе никогда, за последующие 12+ лет.
Первые типичные скауты англичан, официально выделенные в такой подкласс малых крейсеров, - еще не все турбинные, - были запроектированы еще до начала РЯВ, введены в строй до ее окончания или ненамного позже, - так что и тут смешно говорить про РусскоеЪ влияние на мировое судостроение.
Первыми скаутами, как представителями соотв. подкласса крейсеров, обычно считаются крейсера типа "Сентинел", о котором Конвэй подсказывает: «Сентинел» - заложен 8 июня 1904 г., спущен 19 апреля 1904 г., в строю с апреля 1905 г.; «Скирмешир» - заложен 8 января 1904 г., спущен 29 июля 1904 г., в строю с июля 1905 г.; «Сентинел» в начале войны был лидером 8-й флотилии эсминцев (Фёрт-оф-Форт). «Скирмешир» являлся лидером 7-й флотилии эсминцев, базирующейся в устье Хамбера. В 1915 году переведены в 6-ю эскадру крейсеров и переквалифицированы в лёгкие крейсера."

5. А что всё-таки сделали похожего на скауты сами РусскиеЪ?
Ключевое слово - САМИ?
А ничего.)
"Новик" - чисто германский по происхождению.
"Боярин" - датский клон "Новика". Ничем хорошим, кроме неплохой плавучести после трусливого бегства всего экипажа от подрыва на собственной мине, зарекомендовать себя не успел.
"Изумруд" и "Жемчуг" - русские клоны "Новика", при доработке/переработке потерявшие скорость (в которой за это время англичане и оригинал перегнали, так что царские копии вышли уже заурядными, и сильно уступавшими по качеству изготовления). Применения в качестве скаутов они тоже не увидели, и оказались в своей биографии в целом бесславны, особенно в завершение своей боевой судьбы. Тоже нет никаких оснований считать их "хорошо зарекомендовавшими себя", тем более настолько, чтобы стать примером для подражания всего мира.))
Это ВСЁ, что в том классе было в составе РИФ.

Достаточно ясно с приоритетами и в этом направлении развития военного судостроения?

ликбез, без-ретуши, родинаслонов, РКМП, РЯВ

Previous post Next post
Up