Отвратить и обратить - именно так

Jul 10, 2007 10:49

Еврейские лидеры и организации выступили вчера с суровой критикой решения Папы Бенедикта XVI, снявшего ограничения со служения мессы на латинском языке, в тексте которой содержится просьба молящихся к Богу "отвратить иудеев от их тьмы" и обратить их в католичество. (тут новость полностью ( Read more... )

иудаизм, христианство

Leave a comment

just_user July 10 2007, 13:53:10 UTC
Еврейская форма мышления и религиозная практика не ограничиваются шульхан арух'ом. С другой стороны, еврейская культура не существует вне религиозного контекста. После 2-ого ватиканского католики тоже признали право поместной церкви на национальный характер. А православные и раньше его признавали. По крайней мере на словах. Т.ч. христиане в Израиле должны бы иметь полное право на христианство "по-еврейски". И только "средневековая ортодоксия" мешает признать это право.

Reply

ailoyros July 10 2007, 14:21:15 UTC
Вот! Это предмет моих давних мыслей: христианство по-еврейски. Оно необходимо, ИМХО. Но оно означает всё же, как я понимаю, отказ от тех положений иудаизма, которые несовместимы с христианством, и принятие вместо этого - ну, не византийского номоканона, но Посланий апостола Павла уж точно. То есть, да - отвратить и обратить. Вопрос в мере: что есть специфически латинская или греческая форма, а что есть общехристианское содержание.

Словом, специфическое обличие, но никак не компромисс талмудизма с Новым Заветом.

Reply

just_user July 10 2007, 14:45:44 UTC
Это достаточно сложный вопрос чтобы не пытаться решить его как бы между прочим. Скажу только, что возвращение христианства в еврейскую среду коренным образом отличается от евангелизации любого другого народа. Ибо в этом случае речь идет не о созидании чего-то нового, а о восстановлении старого, возвращении. Здесь не строят новый дом, а раскапывают старый и проводят реконструкцию.

Reply

hasidel July 10 2007, 16:36:59 UTC
Но всегда есть соблазн обратного. Закапать в Танах новозаветные идеи - проще намного. И зачастую именно так и делается.

Reply

ailoyros July 10 2007, 18:05:32 UTC
Старый уже не раскопать и не реставрировать - он давно исчез, и чертежи утрачены. Любая новая постройка будет ему соответствовать лишь в очень малой мере и будет скорее новой постройкой, чем "реконструкцией". Вот и вопрос, как строить и на каком основании.

Reply

mikhail_zeleny July 10 2007, 18:25:42 UTC
Старый уже не раскопать и не реставрировать - он давно исчез, и чертежи утрачены. Любая новая постройка будет ему соответствовать лишь в очень малой мере и будет скорее новой постройкой, чем "реконструкцией". Вот и вопрос, как строить и на каком основании.

Здорово говоришь! Ни прибавить, ни убавить. Вмемориз, как говорится! В общем, единственный реальный путь, на мой взгляд - это примыкание поначалу к уже существующей традиции и только потом может начать проявляться национальная специфика (см. http://ailoyros.livejournal.com/257455.html?thread=3702959#t3702959).

Reply

mikhail_zeleny July 10 2007, 18:55:57 UTC
Вот! Это предмет моих давних мыслей: христианство по-еврейски. Оно необходимо, ИМХО. Но оно означает всё же, как я понимаю, отказ от тех положений иудаизма, которые несовместимы с христианством, и принятие вместо этого - ну, не византийского номоканона, но Посланий апостола Павла уж точно. То есть, да - отвратить и обратить. Вопрос в мере: что есть специфически латинская или греческая форма, а что есть общехристианское содержание.

У меня в свете сказанного ранее такая вот идея возникла: а что если, скажем, при создании богослужения гипотетической "Израильской ивритоязычной Православной Церкви" взять для перевода на иврит не нынешний византийский Устав, а доиконоборческий иерусалимский (источников по нему сейчас немало - в основном в грузинских и армянских переводах) - взять да перевести на иврит уставные указания и месяцеслов, гимнографию (ее там по сравнению современным Типиконом очень немного, так что работа вполне подъемная, если это кому-то будет надо), а текст Писания Ветхого Завета просто взять имеющийсяя еврейский масоретский ( ( ... )

Reply

ailoyros July 10 2007, 19:35:35 UTC
Эта идея кажется очень разумной! Но не нам решать, конечно.

Reply

mikhail_zeleny July 10 2007, 19:53:10 UTC
Эта идея кажется очень разумной!

Не знаю уж как насчет того, что разумная (я ведь ее, что называется, "в порядке бреда" высказал, по большому счету), но что красивая - не спорю. Но я отдаю себе отчет в том, что совершенно нереалистичная: никому это не нужно - ни властям Израиля, официальная линия которых направлено на воспрепятствование крещения этнических евреев (и уж точно никакой "Православной ивритоязычной Церкви Земли Израиля" им не нужно), ни Иерусалимскому Патриархату, ни большей части стремящихся к христианству евреев (те либо "без дураков" просто принимают одну из существующих традиций, либо, если очень уж хотят подчеркивать свою "еврейскую особость", склонны к сомнительным экспериментам "Евреи за Иисуса" или в лучшем случае а-ля Руффайзен). Такие вот "пирожки с котятами", понимаешь :(Но не нам решать, конечно.

Это уж точно! Хотя мне вот чисто литургически древний иерусалимский Устав очень симпатичен - как я книгу Кекелидзе про него прочитал, так сразу им пленился...

Reply

mikhail_zeleny July 10 2007, 18:15:36 UTC
Еврейская форма мышления и религиозная практика не ограничиваются шульхан арух'ом. С другой стороны, еврейская культура не существует вне религиозного контекста. После 2-ого ватиканского католики тоже признали право поместной церкви на национальный характер. А православные и раньше его признавали. По крайней мере на словах. Т.ч. христиане в Израиле должны бы иметь полное право на христианство "по-еврейски". И только "средневековая ортодоксия" мешает признать это право.

Теоретически - да. Но практически... Что такое это самое "христианство по-еврейски"? Служить Евхаристию, "реконструированную" по мотивам современных иудейских чинов пасхальной или праздничной трапезы, как это практиковалось в общине о.Даниэля Руффайзена? Это литургически и исторически не очень корректно (см. диакон Михаил Желтов, Чин Тайной вечери в представлениях современных литургистов. Доклад на XV Ежегодной Богословской конференции ПСТГУ (Москва, 21-24 января 2005 г ( ... )

Reply

христианство "по-еврейски" mikhail_zeleny July 10 2007, 20:01:37 UTC

Leave a comment

Up