Первая часть текста: Валери Соланас, биография Вторая часть текста: ОПУМ, мизандрия Третья часть текста: ОПУМ, архетип комплементарности Архетип комплементарности так же структурирует ментальную и эмоциональную сферу феминисток, как и не-феминисток. По словам Миллет, факт того, что патриархат на сегодня остаётся эффективной политической системой и действенным методом общественного управления, объясняется тем, что он твёрдо и неколебимо укоренён в интеллектуальных и аффективных привычках его противниц/противников. Иными словами, будь ты хоть 100 раз феминистка и даже ходи на пикеты и митинги, сиди в какой-нибудь официальной конторе "за права женщин" или владей собственным бизнесом, если ты чётко знаешь и чувствуешь, что без нетакого жизнь не мила, ущербна или вообще не жизнь, ты легко позволишь убедить себя в том, что женщина, предупреждающая тебя, что твой нетакой - серийный насильник,
- "это отвергнутая поклонница, желающая ему отомстить". Возможно, ты даже скажешь, что "все имеют право на ошибку, тем более в молодости, а он теперь уже совсем другой человек", или "зато он меня любит, а другим женщинам, которых он якобы изнасиловал, не мешало бы подумать над тем, что они сделали не так". Короче, вновь цитируя Миллет, "больше всего женщин, как социальную группу, дискредитирует тот факт, что даже поставленные лицом к лицу с неоспоримыми доказательствами их ужасающего положения, они продолжают утверждать, что любят своих угнетателей".
За тысячелетия существования патриархатная идеология и архетип комплементарности не изменились по сути нисколько, однако, они постоянно адаптировались к требованиям исторической эпохи, во время которой продолжали главенствовать. Может показаться, что происходили радикальные перемены, например, переход от феодального строя к капиталистическому, но на самом деле это не так: происходила идеологическая адаптация, когда, отвечая на потребность патриархата сохранить неизменной общественную структуру "семья" при очередной смене социально-экономической формации, появлялись новые пророки, готовые перевести на современный язык и терминологию старую доктрину комплементарности. То есть, то что изменялось, была не парадигма, а её нарратив, текстовое оформление.
Если кто-то захочет охарактеризовать "Манифест" как "наш ответ Фрейду", я соглашусь. В эпоху Соланас фрейдизм в США был не просто "научной доктриной", в этой стране он играл роль, весьма похожую на роль марксизма-ленинизма в СССР (18). В "Sexual Politics" говорится, что практически невозможно в полной мере оценить влияние фрейдизма в США, особенно в том, что касается появления целой армии интерпретаторов и рационализаторов от психологии, занятых адапцией архетипа комплементарности к современным требованиям "научности" и "объективности".
Когда я писала о том, что "Манифест" - это текст-перевёртыш, я не ставила себе целью "сгладить шероховатости" и как-то "извиниться" за Соланас, как некоторые подумали. Радфему не за что и не перед кем извиняться, в принципе. Я хочу сказать, что форма "перевёртыша" для текста, претендующего на то, чтобы показать реакционность господствующей идеологии, - это, как минимум, счастливая находка.
Итак, архетип комплементарности в исполнении фрейдизма.
Фрейдизм полагает, что "женская психология" базируется на "зависти к пенису", возникающей в раннем детстве и имеющей универсальный характер ("анатомия - это судьба", то есть, все те, кто не имеет мужского члена, испытывают зависть к его обладателям). Травматическим (19) детским переживанием, определяющим дальнейшее психическое развитие девочки, является момент осознания, что она родилась "самкой", неполноценным существом, так как иметь женское тело означает быть кастрированной. Кастрация понимается буквально - как различие в строении внешних половых органов. Культурный контекст, воспитание ребёнка и вся проблема символического насилия (20) просто не принимались во внимание. Так как с детства девочки открывают для себя то, что анатомически они представляют собой "несовершенную копию мужчин", своего рода мутантов, это приводит к тому, что они тут же начинают презрительно относиться к самим себе и чувствовать зависимое и завистливое влечение ко всему "мужскому".
Таким образом, женщина 1) воспринимает себя негативно, презирает себя и себе подобных, старается скрыть свою ущербность и обвиняет мать в том, что та родила её неполноценной. В то же время, она 2) положительно воспринимает всё мужское, ориентируется на мужчин и на сексуальные контакты с ними, в надежде, что те "подарят ей ребёнка-пенис". Однако, не стоит думать, что эта положительная ориентация ей удаётся: хотя с возрастом детская тревожность у женщины снижается, зависть к пенису продолжает делать своё дело. Из-за этой зависти женщина лишена возможности руководствоваться в своих действиях "моральным законом", и представляет собой постоянную "опасность" для мужчины, так как будет пытаться его кастрировать и завладеть его пенисом. Единственным способом, с помощью которого женщина может как-то сублимировать эту всепоглощающую зависть, является её (зависти) сублимация в браке и материнстве, то есть, в постоянном сексуальном контакте с носителем пениса. Бесконечный "фаллический поиск", компенсация комплекса кастрации лучше всего удаётся, разумеется, многодетной женщине, находящейся в бесконечном сексуальном контакте с мужчиной и бесконечном материнстве (21). Смысл материнства - символическое обретение пениса, то есть, материнство - это на самом деле отцовство (!), осуществляемое женщиной по мере её ущербных возможностей. Не обладая пенисом, женщина не обладает и активным сексуальным импульсом, а там, где нет активного сексуального импульса не может быть и активного, самостоятельного материнства, тогда дети, на самом деле, - это мужские творения и целиком мужская заслуга.
В системе Фрейда, психически нормальная женщина - это та, кто признаёт свою анатомическую ущербность, особенно в том, что касается компаратива клитора и пениса, испытывает презрение к собственным половым органам (а ещё лучше - ко всему телу) и строго придерживается сексуального воздержания до брака. Особенно страшным отклонением для нормального психического развития женщины является мастурбация и получение не-вагинального оргазма. Это означает, что психологически женщина "застряла" на до-эдиповой стадии и не может оставить желания конкурировать с мужчиной, не может признать "с достоинством" свою анатомическую и иную ущербность и отказаться от намерения "возвыситься над уровнем биологического", к которому её приговорила "анатомия". Все эти тревожные симптомы составляют так называемый "комплекс маскулинности" у женщин (22).
Дело в том, что открытие собственного анатомического уродства должно бы привести нормальную женщину к стыдливости и целомудрию, которые происходят из "естественной" потребности как-то скрыть это уродство. По степени психической деградации психически ненормальные женщины делятся на: лесбиянок (это ещё куда ни шло, ведь даже мужчины иной раз ошибаются с выбором правильного объекта, что уж говорить о неразумных мутантах. Да и вообще люди бисексуальны. Как бы.) и на "преследующих мужские цели", "истинно кастрирующих". Преследование мужских целей - последняя стадия психической неполноценности ("регрессивности") у женщин и показатель особо порочного характера: вместо того, чтобы "честно" получать свой символический пенис через материнство, они "коварно" ("коварно", потому что наличие пениса мыслится Фрейдом как условие sine qua non для доступа в сферу культуры, а тут всякие безбилетницы полезли) поступают в университеты, самостоятельно зарабатывают себе на жизнь и стараются сохранить независимость. Само по себе всё это является комплексом невротических симптомов, которые необходимо лечить с помощью психоаналитической терапии.
Зависть к пенису, которой можно посочувствовать, но которую нельзя преодолеть, является источником психического здоровья или нездоровья у женщин. Если женщина признаёт свою ущербность и начинает рожать детей, стабилизируясь психически с каждой новой беременностью (23), значит, она психически здорова (в рамках общей ущербности, разумеется). Если же она покушается на "мужскую территорию" (=всё, что не является физиологическим процессом деторождения), значит, она страдает "комплексом маскулинности", который ведёт её по плохой дорожке "маскулинного протеста" (24).
"Философия, которая утверждает, что "требование справедливости представляет собой видоизменённую зависть", и претендует на то, чтобы убедить обездоленных людей в том, что их бедствия имеют органическое происхождение, a значит, являются неизменными, - такая философия способна оправдать многочисленные преступления. Можно легко предугадать, чтó посоветует такая философия дискриминируемой группе, которая не соглашается поддерживать статус-кво. Политические и социальные последствия фрейдизма настолько ясны, что неудивительно, что эта доктрина в конце концов так укоренилась в консервативных обществах" (25). Короче говоря, фрейдизм стал настолько популярен и приобрёл такую силу именно потому, что он не говорил ничего нового, а наоборот, легитимировал и "научно объяснял" всем знакомое и родное старое: угнетение женщин было "освящено" именем неизменных "биологических законов". Даже сейчас психология и психотерапия продолжают барахтаться - так или иначе - в зависти к пенису и анатомии-судьбе, и если не произойдёт фундаментального пересмотра этой доктрины, так и будут не в состоянии никого "вылечить" и никому помочь.
Тремя составляющими женской психологии - феминности - по Фрейду, являются
1) пассивность ("сперва неподвижно лежать, а потом рожать"). То, о чём мы говорили выше, зависть к пенису и отвращение к самой себе.
2) мазохизм
3) нарциссизм
С точки зрения описания, мало что можно возразить на то, что патриархат ожидает от женщины, что та будет пассивной, безропотно принимать страдания и играть роль сексуального объекта. Однако, для Фрейда "феминность" не была продуктом воспитания и патриархатной культуры, а биологической константой, напрямую связанной с анатомическим строением женщины. Так как с биологическими законами не поспоришь, развитие в женщине пассивности (="депрессии" на современном языке), мазохизма и нарциссизма являются естественным, и именно в этом направлении психически нормальной женщине необходимо следовать.
Итак, вторым "столпом" женской психики по Фрейду является мазохизм. Так как пенис является орудием созидания культуры, физиологическим субстратом либидо, которым "природа" в избытке снабдила мужчину (ему же детей делать, творить и создавать) и практически совсем не удостоила женщину, то активная сексуальная роль мужчины непосредственно связана и зависит от его агрессивности, в том числе, от сексуальной агрессивности: "достижение биологической цели мужчины зависит от его агрессивности и до определённой степени не зависит от согласия или несогласия женщины" (26). Таким образом оказывается, что мужская сексуальная агрессия является абстрактной "природной" силой, направленной на продолжение биологического рода, понимаемоe (почему-то) как акт культурного созидания: "Мужчина преследует женщину для совершения полового акта, захватывает её и входит в неё... Таким образом, главные характеристики маскулинности можно свести к агрессивности" (27). У женщин же, наоборот, наличие активного сексуального желания ("избыток либидо"), а значит, агрессивность (и безбилетное пролезание в "творцы"), следует считать "конституциональным дефектом".
Нормальное психо-сексуальное развитие женщины понимается как трансференция сексуального удовольствия с клитора на вагину; процесс необычайно трудный и настолько энергозатратный, что ведёт к застою интеллектуального развития. Вторым чрезвычайно трудным моментом для нормального психического развития женщины является отвержение первичного объекта любви - матери, в пользу отца. Эта трансференция любви необходима для "здоровой" интеграции в женский характер зависти к пенису и сознания своей ущербности ("отец сделает мне ребёнка").
Из этого следует, что нормальное развитие женщины всегда сопряжено с огромными затратами, напряжением, ассоциировано с "переделыванием", болезненными ощущениями и страданием, а также стойким их перенесением. Мазохизм - это "женское", а "женское" - это мазохизм. Страдание нельзя отделить от феминности. Любое унижение женщины идёт ей на пользу и способствует поддержанию её хрупкого психического здоровья. Быть изнасилованной - истинное стремление всякой психически здоровой женщины и может быть только "для её же блага".
Разумеется, теория "врождённого" женского мазохизма способна оправдать не только сексуальное насилие, но и любое зверство в отношении женщин.
Сами женщины, должным образом (т.е. ненавязчиво и не "заумными" словами, а с помощью каблуков (28), например) проинформированные о том, что красота и привлекательность зависят от способности переносить и "принимать" боль, будут любить "жёсткий секс" и бить себя в грудь, что они "сами выбрали", а радфем - это недотраханные "училки из 90-х" (где-то я встретила такой эпитет. Авторка претендовала на остроумие и мне показалась, что она - дочка той бедной "училки из 90-х"). Так как мазохист - это тот, кто получает удовольствие от боли, гетеросексуальный половой акт должен быть болезненным для женщины; на самом деле, его болезненность и есть единственно верный показатель того, что он приятен женщине. Сексуальный мазохизм женщины является и причиной её подчинённого положения в браке. Если кратко, то по этому пункту Фрейд считает дефлорацию повторной кастрацией, и чем она больнее, тем здоровее, так как укрепляет в женщине тенденцию к пассивности и сабмиссивности, которая (в случае психически нормальных женщин, разумеется) уже присутствует как следствие принятия факта врождённой кастрации и ущербности. Дефлорация прибавляет женщине ущербности, так как "объективно" её ценность снижается (29).
Женский нарциссизм (третья составляющая женского психизма) также происходит из зависти к пенису. Чтобы компенсировать сознание собственной непоправимой ущербности женщина начинает развивать в себе "положительное восприятие собственных физических прелестей" (="воозомлять"). Сама природа позаботилась о том, чтобы женщина не страдала умственно от сознания своей ущербности: она снабдила женщину физической красотой. Женский нарциссизм - это изращение, так как слишком довольная собой женщина будет делать всё возможное, чтобы отдалиться от мужчин, исключить их из своей жизни и особенно - из чувств и таким образом наслаждаться бесконечным самосозерцанием без помех.
В целом, "феминность" во фрейдизме представляет собой статический феномен, регулируемый биологическими законами, что-то весьма похожее на дикость и умственную отсталость (непричастность к культуре) и довольно извращённое ("зависть", "коварство и стремление кастрировать мужчину", "бессовестный нарциссизм", "отсутствие понятия о справедливости и долге", "этический идиотизм"). Любая деятельность женщины, не относящаяся к сфере сексуальности, является признаком психической неполноценности, так как "женская природа" может реализовать себя только при условии полного отказа от претензии на участие в "мужской сфере" деятельности. Женщина не способна подняться над уровнем биологического, а значит, её вторжение в сферу интеллекта, культуры, общественной деятельности (или работы по найму) ничего, кроме страдания, ей не принесёт (30).
"Наблюдать угнетённую группу, чья жизнь сведена к пассивности, принятию страдания и глупому тщеславию, демонстрируемому с целью развлечь своих хозяев, подвергнуть анализу все эти последствия подчинённого положения группы, а после объявить, что они неизбежны и пропагандировать их, как если бы они воплощали в себе идею здоровья, реализма и зрелости, представляет собой, вне всякого сомнения, одно из наиболее возмутительных проявлений социального дарвинизма. Хотя речь идёт о тактике, которая не является новой в отношении подчинённых социальных групп, необходимо признать, что ни в одном другом случае она не достигла таких успехов, как в случае с женщинами, благодаря фрейдизму" (31)
(18) Думаю, что дикая популярность фрейдизма именно в его наиболее реакционном аспекте (т.н. "женская психология") в пуританских/протестантских странах может быть из-за того, что там он упал на благодатную почву: на идею о мужчине-муже-пасторе-учителе-боге. В католических странах подобные поползновения омег в божки со стороны позднефеодальных латифундистов-альф совершенно не приветствовались.
(19) Когда в 1896 г. Фрейд опубликовал «Этиологию истерии», в которой открыто заявил о том, что причиной развития болезни являются «единичные или неоднократные эпизоды преждевременного сексуального опыта, относящиеся к раннему детству», он считал, что совершил открытие в медицине и ждал славы и признания. Так как ответом стали бойкот и игнорирование как со стороны научной общественности, так и со стороны "хорошего общества", от которого Фрейд напрямую зависел материально, то он полностью переформулировал свою теорию. Хотя он не отказался от идеи о травматическом характере переживаний, лежащих в основе психических расстройств, в случае с женщинами этой ранней травмой стало "осознание собственной неполноценности" (
здесь).
(20) См. "Мужское господство" П. Бурдье
(21) Переводя на современный безнадёжный ("имансипация") язык:
(22) поэтому феминистки - бородатые
(23) не иначе, новую партию символических пенисов завезли
(24) конечно же, Фрейд не был идиотом, просто он намеренно "оставлял за кадром" своего истинного партнёра по интеллектуальному спаррингу, человека, с которым он всю жизнь вёл безадресную дискуссию: Джона Стюарта Милля и его
"The Subjection of Women". Фрейд в молодости был настолько впечатлён этой книгой, что даже перевёл её на немецкий язык. Если читать миллевское "Подчинение женщин" и фрейдовы "Женскую сексуальность" и "Феминность" параллельно, то получится как раз спор противника и приверженца доктрины комплементарности
(25) Кейт Миллет, "Политика пола"
(26) "Femininity "
(27) там же
(28)
(29) соответственно, с каждой беременностью и родами ущербности прибавляется в разЫ. Но нужно уметь принять это с достоинством.
(30) Кто не читал душещипательных историй о том, что и образование-то есть, и квартира 300 квадратов, и работа престижная, и денег куры не клюют, и на мальдивы, и на сейшелы, и шоппинг - а нет счастья в жизни. Мужа нет. Детей поздно (потому что уже 30). Не реализовалась. Или: жила я как дура, лесбиянила, феминячила, а счастья всё не было и не было. И тут повстречался мне нетакой моей жизни, наградил меня ребёнком-пенисом, тут я и успокоилась. А теперь варю борщ и со смехом вспоминаю, какая была дура. Эти рассказики я называю "камиллопальинг" (
Camille Paglia)
(31) Кейт Миллет "Политика пола"