Соланас, Ячейка16 и Радфем (3)

Jul 06, 2013 21:43

Первая часть текста: Валери Соланас, биография
Вторая часть текста: ОПУМ, мизандрия

..."Хотели, как лучше, получилось, как всегда". Хотя Крэсснер и Жиродиа постарались преподнести публике текст ОПУМ как любопытную глупость, продукт больного ума, эпатажную штучку, на которые тогда, в конце 60-х, был спрос, старались они напрасно. Вернее, их старания дали результат сегодня, а в 68-м году текст не только не был понят так, как им хотелось бы, но и был воспринят как прямое руководство к действию. История Валери вообще имела огромный резонанс: даже традиционные враги феминизма, левые (10), попытались было на ней навариться, а именно: была предпринята попытка представить дело Валери как расовый конфликт (смуглая и бедная против белого и богатого). Скоро они поняли, что ничего из этой затеи не выйдет, и вновь обратили все свои усилия на охоту на ведьм, которую они вели против белых женщин, изнасилованных чёрными мужчинами и осмелившихся обратиться в полицию (11). Тексты, которые приобретают такую популярность как "Манифест" в 1968-м году, либо попадают в какую-то давно загнившую общественную проблему, либо знаменуют смену парадигмы, либо и то, и другое. Думаю, что в случае с "Манифестом" - это "и то, и другое".

Разгул мизогинии и насилия над женщинами. В Америке времён Валери это была та самая загнившая общественная проблема. Физическое насилие и фемицид были просто "общим местом" и легко идентифицировались публикой, как "то, что должно быть", "то, что правильно", "по-мужски", "по-настоящему", "нормально":

"Вы всё ещё бьёте свою жену? Возможно, что Вам и не стоит останавливаться. Читайте об этом в бесшабной и провокационной, но полезной брошюре "Почему Вы не должны переставать бить Вашу жену":


- и всё в таком роде.

"Манифест" потряс сознание многих женщин простым вопросом: "почему бы нам не поступить так же?"

Этот вопрос и означал то "другое", благодаря чему текст "Манифеста" "прогремел громче выстрела Валери" (Роксэн Данбар): это была смена парадигмы.

Смена парадигмы. Конечно, она ещё не произошла. Сегодня, после более чем 30 лет позора, в условиях господства реакции и разрушения женского освободительного движения, нам ещё только предстоит заново осмыслить, восстановить и продолжить идеи второй волны.

Итак, по моему убеждению, "Манифест" Соланас обозначил начало смены парадигмы (12). Эта смена должна была (уже 40 лет как) идти по двум направлениям:

1) Разрушение архетипа комплементарности в социальных взаимодействиях. От комплементарности к симметрии.
2) Разоблачение фрейдизма как социального заказа, патриархатно-реакционной идеологии угнетения и насилия.


Архетип (миф) комплементарности (13) - это система отношений, которая способствует возникновению и поддержанию поведенческих моделей доминирования/подчинения. Возникает в контексте семьи, является базой семейных отношений, регулирует и упорядочивает их. Цель архетипа комплементарности - уничтожение женской индивидуальности (или, как минимум, её инвалидизация). Почему именно женской индивидуальности? - Потому что семья, паразитирующая на первичной либидинозной, т.е. жизнеподдерживающей, связи "мать-ребёнок", не является частной сферой, это наиболее общественная из всех структур, в её контексте и через неё общество управляет и контролирует поведение индивидов посредством контроля над женщиной, а именно:
- контроль за сексуальностью индивидов
- контроль за образованием и распадом групп индивидов
- контроль за производством (через контроль над репродуктивным трудом женщин)
- контроль за воспитанием новых индивидов

Целью такого контроля является (мета)стабильность общественного строя (патриархата. Вне патриархата семья врядли была бы возможной). Семья представляет собой инструмент общественной власти и контроля; в контексте семейной структуры общества женщина полностью исключается из сферы власти (любой), а её влияние на детей контролируется и ограничивается.

Архетип комплементарности противоположен идее индивидуальной автономии, в комплементарных отношениях одна из сторон концентрирует всю власть и таким образом превращается в субъект, который определяет идентичность другой стороны комплементарных отношений: мать, дом, женщина, жена, личное интерпретируются с позиции отца, храма (14), мужчины, мужа и общественного. С возрастанием сложности общественных отношений, необходимость контроля над женщинами не уменьшается, а увеличивается. Появляется необходимость тотального контроля, в значит, это будут методы косвенного принуждения, эмоционального и ментального контроля, которые бенефициары патриархата будут охотно осваивать. Мужчина является проводником этого контроля и непосредственным исполнителем мандата разрушения / инвалидизации женской индивидуальности (а также, фемицида). Гипотетически отказавшийся это делать автоматически перестанет быть мужчиной. Поэтому не откажется никто (15). Ни на каких фактах не основанные женские надежды на то, что "мужчины поймут и исправятся" также являются выражением архетипа комплементарности: женщины продолжают ставить в прямую зависимость своё существование от того, что решат и какие действия предпримут в их отношении мужчины (не только нынешние, но и будущие, то есть, сыновья).

В "Манифесте" есть важная мини-глава - "Недопущение частной жизни", где прямо говорится о том, что семья не имеет ничего общего с частной жизнью и что она разрушает индивидуальность женщины:

"НЕДОПУЩЕНИЕ ЧАСТНОЙ ЖИЗНИ
Хотя мужчина, стыдясь того, что он из себя представляет, и того, что он делает, настаивает на закрытости и секретности частной жизни во всех ее аспектах, он не уделяет этому особого внимания. Поскольку он пуст, не является полноценным, самостоятельным существом, не обладает своим «я», способным доставлять наслаждение и постоянно нуждается в обществе женщины, он не видит ничего плохого в том, чтобы вторгаться в мысли любой женщины, даже совсем незнакомой, в любом месте и в любое время; он скорее возмущается и чувствует себя оскорбленным, когда ему запрещают это, он теряется - он неспособен за всю свою жизнь понять, почему кто-то может предпочесть одну минуту одиночества обществу любого встречного мудака. Желая стать женщиной, он постоянно стремится быть рядом с ними, что ближе всего к достижению этой цели, поэтому он сотворил «общество», основанное на семье - парного сочетания мужчина-женщина и их детей (оправдание существования семьи), живущих практически друг на друге, бессовестно попирая права женщины, ее частную жизнь и ее сознание".

Удивление и недоверие, которые испытывает мужчина, если какая-то женщина вдруг заявит, что она предпочитает одиночество его компании, оправдано: женщины в подавляющем большинстве не могут помыслить себя без мужчин, потому что для этого у них нет культурных шаблонов. "Женское" определяется как комплементарное мужскому, девочки идентифицируют себя с отцовскими, мужскими фигурами и учатся "принимать в них участие", принимать участие в мужской культуре в качестве обслуживающих и забавляющих девайсов. Они сами, в качестве матерей, через эмоциональный контакт с детьми, воспроизводят систему комплементарных отношений.

Соланас понимает, что единственной возможностью разорвать этот порочный круг является сепарация.
"Отбросы", то есть, сепарированные женщины (гипотетический образ) и являются протагонистками манифеста (это - его главная тема); это женщины, сознательно отвергающие отведённое им место в комплементарной системе. Поэтому главный конфликт женщины-индивидуальности всегда был и будет конфликтом с семьёй, с архетипом женской комплементарности, воплощённом в образе "Папиной Дочурки", или, цитируя Соланас:

"...существующий конфликт - не между женским и мужским родом, но между ОПУМ - властными, спокойными, уверенными в себе, непристойными, агрессивными, эгоистичными, независимыми, гордыми, ищущими острых ощущений, неуправляемыми, высокомерными женщинами, считающими себя способными править вселенной, докатившимися до границ этого «общества» и готовыми выкатиться далеко за его пределы - и приличными, пассивными, послушными, «культивированными», вежливыми, достойными, подчиненными, зависимыми, запуганными, безмозглыми, неуверенными, ищущими одобрения Папиными Дочками, неспособными справляться с неведомым; теми, кто хочет барахтаться в грязи, что, по крайней мере, им знакомо, теми, кто хочет остаться в обществе обезьян; они чувствуют себя в безопасности только рядом с Большим Папочкой, с большим сильным мужчиной с жирной волосатой рожей, сидящим в Белом Доме, к которому можно прислониться; теми, кто слишком трусливы, чтобы признать жуткую реальность, представленную в виде мужчины, в виде Папочки; теми, кто готовы разделять свою участь со свиньями, кто приучил себя к животным радостям, кто чувствует себя в этом комфортно и не знает других способов «жизни»; которые снизили свои мысли, идеи и откровения до мужского уровня; теми, кто, не имея чувств, воображения и остроты ума, могут иметь ценность только в мужском «обществе»; теми, кто могут иметь место под солнцем, или, скорее в грязи, только как утешительницы, только хвалить, нянчить и кормить мужских особей; теми, кого не принимают во внимание из-за их абсурдности другие женщины, теми, кто проецируют свои дефекты, свои мужские качества на всех женщин и видят в женщине червя".

Комплементарность разрушает женщин в прямом смысле слова: это фундамент и почва гендерного насилия, вернее, женской неспособности ему противостоять. Патриархатная "мысль" в этом отношении проста:
- существует только один тип человеческих существ, это мужчины
- другие существа (женщины), не являются людьми, это тела, материальные утилиты, ресурс и инструменты для людей
- таким образом, никакое независимое от мужчины существование невозможно для женщины в принципе; она является его дополнением (т.е. "комплементом", отсюда "комплементарность")
- так как женщина не является рациональным существом, любое воспитательное действие в отношении неё со стороны мужчины не только оправдано, но и обязательно
- женщин необходимо постоянно контролировать
- на женщин не распространяется правосудие и действие законов (16)

Мужской идеал "женского" (за соответствие которому молодые женщины бьют-ся в кровь) - это: "семья" ("мать"), "ответственность" ("выполнение работы"), "одиночество" ("женщина должна сидеть дома", "хорошая хозяйка"), "зависимость" ("любовь", "женская слабость", "неприспособленность", "инфантильность"), "подчинение" ("женское предназначение") - всё это термины, в которых сегодня терапевты и исследователи описывают абьюз и домашнее насилие. Никакие рекомендации ВОЗ и никакие законы не предотвратят его (17), пока в эмоциональной сфере женщин господствует архетип комплементарности.

(10) для "обеспеченных мужчин" больше характерен "доброжелательный сексизм", их маскулинность лучше защищена, они редко воспринимают всерьёз "копошение" феминисток, не тот там уровень. Они даже насилуют легко, шутя и элегантно (фильм "Красотка"), а вот обездоленные мужчины мира насилуют некультурно, серьёзно и экзистенциально ("When we rape we feel free")

(11) О том, как американские коммунисты преследовали женщин, ставших жертвами насилия со стороны чёрных мужчин, о том, как дискредитировали тех, кто погиб в результате изнасилований со смертельным исходом, с целью добиться оправдательных приговоров для убийц, подробно свидетельствует Сюзан Браунмиллер в книге Against our will. Белые женщины, по мнению левых, должны были заплатить за угнетение и унижение, которым подверглись афро-американцы в рабстве.

(12) Парадигма в нашем контексте - это
- общая картина рационального устройства природы и общества, господствующее мировоззрение;
- матрица, характеризующая совокупность убеждений, ценностей и т.д., по которым живёт общество
- общепризнанный образец, шаблон для решения возникающих проблем и противоречий
Термин впервые введён Томасом Куном

(13) Инь и ян, "половинки" Платона, дуальная гендерная система, в которой мы живём

(14) парадигма публичного пространства

(15) И тут я разочарую сторонниц теории эволюции, "объяснений" и "воспитания мужчин": "правильное воспитание мальчиков" и "постепенное сглаживание гендерных различий" к ожидаемым результатaм не приведут. Мальчики, хорошо воспитанные мальчики, не выберут бытие не-мужчин.
Судя по характеру преступления и портрету преступников, Дрыжак как старший «товарищ» решил повязать Полищука кровью. Характер преступления напоминает обряд инициации в банде. Но нашумевшее преступление - это лишь одно из звеньев цепочки, за которым стоят десятки и сотни других. Несмотря на заявление о совершении преступления, ни один сотрудник Врадиевского отделения милиции не стал на защиту потерпевшей.
Наоборот - шесть милиционеров удостоверили алиби насильника. А замначальника райотдела вызвал на допрос не участвовавшего в изнасиловании егеря Рябиненко, избил его и предложил крупную сумму денег за то, чтобы тот взял всю вину на себя. Участковый милиционерпрошел по домам соседей Крашковой, чтобы собрать свидетельства о том, что она якобы занимается проституцией. А начальник райотдела отправил в центр недостоверную информацию о преступлении, не указав, кого именно обвинила жертва, и что имело место покушение на убийство и изнасилование, а отнюдь не грабеж с легкими телесными. И начальник областной милиции направил такой рапорт в Киев, сначала - на стол министру МВД, и, как следствие, - президенту страны, хотя на протяжении четырех дней до начала народного бунта не мог не получить полной информации о чрезвычайном происшествии от врачей и внутренней безопасности о сути и тяжести преступления. Правоохранительная система сделала все возможное, чтобы скрыть информацию о преступлении и дезинформировать руководство.


(16) Предполагается, что эта идеология начинает формироваться в эпоху, которую археологи соотносят с Солютрейской культурой, когда происходит так называемый "комплементарный разрыв", в результате которого прежние, предположительно обоюдо-выгодные отношения между социальными группами женщин и мужчин проходят короткий и интенсивный "период симметричности", то есть, открытого противостояния и борьбы за власть, закончившийся уничтожением женщины как субъекта языка, общества и культуры:

"Во времена, когда леса были вечнозелёными, когда волнистый попугайчик керрхпррх ещё не раскрасил осенние листья жаром своего сердца, когда кррен ("солнце") и креех ("луна"), расхаживали по земле словно мужчина и женщина, а ныне спящие высокие горы были людьми, в то далёкое время только женщины владели искусством колдовства. У них было своё тайное общество, к которому ни один мужчина не осмеливался приблизиться. Молодые девушки обучались колдовству, учились искусству наговаривать болезнь и даже смерть на тех, кто мешал им. Мужчины жили в презренном страхе и не осмеливались мешать женщинам. Воистину, у мужчин были луки и стрелы, с помощью которых они охотились и приносили в свой лагерь добычу, но они задавались вопросом: "чем могут нам помочь луки и стрелы против колдовства?" Тирания женщин всё росла и росла, пока мужчинам не пришло в голову, что мёртвая ведьма гораздо менее опасней живой. Мужчины сговорились убить всех женщин и началась великая бойня, в конце которой не осталось в живых ни одной женщины в человеческом теле. Мужчины остались без жён. Потому что им пришлось ждать, пока маленькие девочки подрастали. Пока же их занимал вопрос: "как удержать завоёванную власть? Ведь когда-нибудь эти девочки подрастут, объединятся и вернут себе прежнее могущество". Чтобы этого не произошло, мужчины создали свою тайную фратрию и навсегда изгнали из мира тайное женское общество, в котором женщины сотворили столько опасных заговоров против них" (легенда о сотворении мира племени Она, Огненная Земля, цитирую по книге "Одиночество Маэ: антропологическое исследование происхождения домашнего насилия")

(17) Это не означает, что они не нужны

Фем

Previous post Next post
Up