Академгородок, 1965. Пост 12. На озере Иссык-Куль (3).

Apr 17, 2011 11:23

Продолжение. Начало см.
Академгородок, 1965. Посты   1,   2,    3,    4,    5,    6,    7,    8,    9,   10,    11.
См. также предыдущие главы: Академгородок        1959, 1960, 196119621963 и 1964 гг.

Вторая поездка по Иссык-Кулю

полёты с ракетой

Летом 1964 года мне пришлось поехать в Дом отдыха "Долинка" на Иссык-Куле еще раз. Управление делами послало туда мебель, сантехническое оборудование, и оборудование пищеблока, а также и инвентарь. Весной там работала бригада - ремонтировала одно из двух зданий. Работы были закончены во-время. Но с наступлением сезона отдыха снова стали поступать жалобы. Их было меньше, но они все же были. Отдыхающие жаловались на отсутствие овощей и зелени в питании, на старое рваное постельное белье, на невнимание персонала и грубость и на многое-многое другое. Из писем я заключил, что не всё, видимо, было сделано Никольским, как он обещал, не весь инвентарь дошёл до назначения, не обучили персонал. Так что, обязательства, взятые на себя директором Дома отдыха и управделами АН Киргизской ССР Никольским, полностью выполнены не были.

На этот раз я решил приехать неожиданно и лететь не через Фрунзе, а через Алма-Ату, а там пересесть на маленький самолет и лететь через горный перевал в долину Иссык-Куля. Неожиданно, узнав о моей поездке, Георгий Сергеевич Мигиренко попросил меня захватить с собой какой-то макет и доставить его в экспедицию на берегу озера в районе города Пржевальска. Я слышал, что сотрудники Морской физической секции, которую Мигиренко возглавлял, проводят какие-то испытания на Иссык-Куле, но где и какие я и понятия не имел. Отказать я не мог, но я и не хотел отказывать, наоборот, с удовольствием согласился доставить макет к месту испытаний, хотя Пржевальск был мне не по пути. Я обрадовался, что посмотрю Пржевальск и другую часть озера - Пржевальск находился в восточной его части, на южном берегу озера, а экспедиция примерно в десяти километрах еще дальше по южному берегу. Впрочем, за точность я не ручаюсь. Может быть, и больше. Меня должна была встретить в Пржевальске машина экспедиции и доставить на место.

Накануне поездки меня пригласили в первый отдел Института гидродинамики. Там меня спросили, умею ли я стрелять из пистолета. Я умел, этому меня обучили на военных сборах, когда я еще учился в институте. Тогда мне вручили пистолет ТТ в кобуре и патроны к нему. Потом мне дали сопроводительные документы к макету, письмо с просьбой ко всем официальным лицам оказывать мне всемерное содействие и разрешение на оружие. Наконец, вынесли макет. Я ахнул. Это был цилиндрический пенал высотой метра 3, а, может быть, и побольше и диаметром сантиметров 35-40.

- Там внутри модель ракеты, - сказал мне начальник 1-го отдела Петр Васильевич Коробенко. - Сами не открывайте и не давайте никому открыть пенал. Он запечатан. Вы должны привезти пенал на Базу ВМФ в Койсары с целой печатью и сдать его на месте уполномоченному первого отдела. Больше никому. В багаж и камеру хранения сдавать нельзя. Груз должен быть все время при Вас. При необходимости защитить груз, применяйте оружие.

Я взял пенал за лямку и повесил себе на плечо.

- Килограммов двенадцать, - прикинул я. Ничего страшного, от самолета и до самолета донесу. Надеюсь, никто на него не позарится, так что стрелять не придется.

Не имея опыта перевозки таких грузов, я, как оказалось, был излишне самоуверен.

В те годы аэрофлот еще не ввел многочисленных запретов на перевозку взрывопожароопасных веществ, не ограничивал ручную кладь по размеру. А разрешение на поездку с пистолетом я предъявил. Так что, зарегистрировавшись, я спокойно прошел с портфелем в руках, ракетой на плече и пистолетом в кобуре на поясе к самолету. Девушка, которая регистрировала меня на стойке спокойно взглянула на мой длинный пенал, но ничего не сказала. А вот при входе в самолет стюардесса меланхолично заметила:

- И куда Вы его поставите?
                - Он должен быть со мной, - решительно сказал я.
                - Садитесь на место у прохода и поставьте его между ног. Другого места нет.

Я так и поступил. Даже здесь этот цилиндр еле помещался по высоте, а положить его в проходе было нельзя, потому что стюардессы должны были возить там тележки с напитками и едой. Зато когда сидящий передо мной пассажир захотел откинуть свое кресло, ракета наклонилась и дальше уже лежала на мне. Столик, чтобы поесть, я поставить, конечно, не мог. Рядом сидящие пассажиры смотрели на меня с сочувствием, но советов не давали и забрать ракету к себе тоже, естественно, не предлагали. Кобура мешала сидеть, я ослабил пояс и передвинул ее на живот. Хорошо, что лёту было чуть больше двух часов. Мне захотелось в туалет, но я представил себе, как иду со своей ракетой по проходу, а весь самолет глядит на меня с недоумением и любопытством. Я вспомнил, что в туалете низкий потолок, и ракета там не встанет.

- Можно, конечно, попросить стюардессу покараулить ее в коридоре, - подумал я. - Из самолета ракета никуда не денется. Но все же решил терпеть.

Кое как я вытерпел.

Следующее неудобство было с туалетом в аэровокзале, куда мне пришлось зайти вместе с ракетой, потому что оставить ее вне кабинки я не мог, сдать в камеру хранения тоже. Представляю себе картинку для посетителей туалета - торчащий цилиндр из кабинки.

Потом я два часа сидел в зале ожидания и ждал, когда объявят посадку на самолет до Пржевальска. Он, как назло, задерживался. Наконец, нас повели к самолету, но это оказался не самолет, а самолетик. Кажется, его марка была АН-2 или ПО-2. Там могло разместиться всего 5-6 пассажиров, а о том, чтобы держать мою ракету вертикально не могло быть и речи. Видя мою нерешительность, когда я забрался в кабинку и притормозил при входе, летчик сказал:

- Да положи эту бандуру на пол, другой возможности нет.

И я ее со спокойной душой положил на пол. Куда смог, поскольку проходов здесь не было, и распоряжающихся стюардесс тоже.

Летели мы совсем недолго. Надо было только подняться до перевала, а потом спуститься и перелететь озеро. Сначала всё под нами замелькало с калейдоскопической быстротой, потому что, поднимаясь вверх вдоль склонов гор, самолет все равно летел близко к поверхности земли. Потом он поднялся повыше, мелькание прекратилось, и взгляд охватил развернувшуюся панораму. Зрелище было захватывающим, и я на время забыл и о ракете, и о пистолете. Любовался пиками и ущельями-провалами и сверкающими на солнце снегами. Величием гор и неподвижностью. Всё как-будто застыло века назад, чтобы остаться таким и на века вперед. Потом мы начали падать, но это было не падение, а быстрый спуск. Открылось озеро, которое было на этот раз цвета индиго. Потом большая долина, изрезанная реками и ручьями. Потом мы недолго летели над озером. И неожиданно приземлились на аэродроме с травяным полем.

Встречающая меня машина подъехала прямо к самолету, и вскоре я уже трясся на газике по разбитой дороге к Базе военно-морского флота, которая располагалась на южном побережье озера в Койсары.

на базе военно-морского флота

Встретили меня ребята из Морской физической секции как родного. Здесь были хорошо знакомые мне выпускники Высшего Военно-морского училища им. Дзержинского Ю.А. Попов, В.В. Соколов, В.Г. Богдевич, Ю.В. Балакирев и В.Н. Исаченков, а также несколько механиков.

Они посочувствовали моим трудностям с длинной ракетой и предложили задержаться у них на несколько дней. Ребята участвовали в разработке межконтинентальной ракеты «Шквал», которая должна была стартовать из подводной лодки, находящейся в воде под поверхностью, что обеспечивало скрытность запуска. Но не как разработчики, - они занимались научными работами по повышению тактико-технических характеристик ракеты. А задач было много. Пока что еще не было межконтинентальных баллистических ракет, стартующих, когда лодка находится на глубине. Были там у ребят в экспедиции и другие интересные задачи, например, работы по снижению сопротивления при движении судов и торпед.

Иссык-Куль был выбран, вероятно, из-за возможности обеспечить скрытность проводимых работ, близости к Новосибирску и, безусловно, возможности проводить испытания круглый год, озеро-то незамерзающее. Поскольку туда зачастили военные моряки, все местные жители знали, что на озере в Койсарах находится база Военно-морского флота. Я тоже знал, что она существует уже несколько лет, но не знал, где точно. Ребята из Института гидродинамики ездили на испытания каждый год, проводя там многие месяцы. Знал я, что в самом Пржевальске находится Машзавод, который что-то изготавливал и для Морской физической секции, но в основном  - по заказу ВМФ.

После распада СССР база по-прежнему существовала, но теперь ВМФ ее арендовал. Разруха, наступившая после распада СССР в 1991 году не миновала и базу, но к моменту, когда в 2005 году она была рассекречена, многое было восстановлено, и там даже проводились пуски торпед, о которых с гррдостью сообщала киргизская пресса. 
               На снимке: в этом месте на южном берегу Иссык-Куля и сейчас находится 914-я база ВМФ России.



Пристроился к этой базе и Богдан Войцеховский. Его группа проводила испытания модульного ураганоустойчивого опреснительного ветроагрегата на обратном осмосе. Богдан тогда надолго увлекся энергетикой ветра и разрабатывал «ветряные электростанции» (чуть не написал «мельницы»). Но я не смеюсь над этим. Его работы были весьма серьезными. Он искал возможности для использования этой энергии на месте. На Иссык-Куле было сразу два подходящих условия. Ветер и солоноватые воды озера, непригодные для питья. Поэтому и был здесь смонтирован и проходил испытания опреснительный агрегат на ветровой энергии.

Ребята устроились здесь основательно. В магазины ездили в Пржевальск, который и показали мне на следующий день. В городе жили в основном русские, и он ничем не напоминал киргизские аилы и даже Рыбачье. Впрочем, я киргизских аилов и не видел раньше, а представлял себе по картинкам юрты в степи или сакли из камня в горах, путая с горцами Кавказа.

На самом деле, с киргизами всё было совсем не так. Китайская летопись впервые упоминает киргизов в 201 году до н.э. Они кочевали по восточной монгольской степи до Алтая. Тогда у них было государство и своя письменность. Но под ударами гуннов государство их распалось, часть киргизов вынуждена была уйти восточнее (и сегодня в Манчжурии живут их потомки), часть севернее (в районе Енисея - Тува, Хакассия), а часть западнее, в Семиречье (Туркестан), а письменность со временем была утеряна. История киргизского народа сохранилась в устном эпосе Манас, - и когда все эти древние легенды записали, оказалосьто ли более полумиллиона строк, то ли даже миллион.

В Прииссыккулье одни киргизские племена появились в VIII-Х веках, другие уже в ХVII. Они в перед приходом русских жили, выплачивая ежегодную дань Кокандским правителям - узбекам - и,. оставаясь кочевниками. У них не было ни городов, ни сел. На зимовку собирались большими группами, ставили юрты.

Развалины городов в Прииссыккулье, ушедших под воду, остались от их предшественников - народа усуни. Именно они, придя сюда с востока под натиском гуннов, строили города и создали государство.
                Государство их перестало существовать только под натиском монголов, а довершила их упадок катастрофа, связанная с повышением уровня озера Иссык-Куль, заставившая их покинуть уходящие в воду города и села. И теперь под толщей воды находится минимум полтора десятка затонувших городов. Некоторые из них в связи с опусканием уровня озера в XIX веке частично оказались на берегу, частично видны на глубине, благодаря тому, что воды озера прозрачны.

Вот и здесь, в урочище Койсары недалеко от берега были видны какие-то развалины. Киргизы, живущие рядом, разбирали подводные постройки и доставали обожженные кирпичи, чтобы строить свои гробницы (мазары). А на берег волны выбрасывали иногда обломки посуды, кости и черепа животных и даже кости людей.

И сегодня, спустя 50 лет люди находят здесь старинные монеты и черепки. А недавно волны выбросили на берег медные урну и светец для лучины на подставке.

А еще раньше до первых веков до новой эры здесь жили народы, которые в Библии названы ашкузами, персы называли их саками, а греки  - скифами, и истории они известны, правда, без детальных подробностей. А потом во II веке до новой эры сюда переселились усуни. И столицей их обширного государства был город Чугучэн (по киргизски Кызыл Ангар, город Красной долины). Он находился на восточном берегу Иссык-Куля, а потом воды озера, поднявшись на несколько метров, затопили его. Сейчас, когда воды немного отступили разрушенные остатки части города находятся на побережье, там, где сейчас село Кызыл-Суу.

Я повторю, что по описаниям китайцев, усуни были среднего роста, имели белую кожу, голубые глаза и рыжие волосы. Их расовый тип антропологи определяют как европеоидный. А говорили, вроде бы, они на древнетюркском языке, но в достоверности последнего утверждения я не уверен..

Когда сюда с берегов Енисея пришла первая волна киргизов, они то ли стали жить рядом с усунями, постепенно смешавшись с ними, то ли вытеснили их в Казахстан. По крайней мере, один из казахских улусов называется усунь, так что не исключено, что, по крайней мере, какая-то часть усуней покинула озеро.

Потом здесь прошли с востока другие тюркские племена - сначала в XIII веке монголы во главе с Чингисханом, которые и владели Семиречьем. Его сын Чагатай получил эти земли в наследство.

Во второй половине XIV века здесь трижды побывал Тимур, правитель Самарканда, стремясь подчинить себе местное население.

Затем возвышается Джунгарское ханство. Ойраты (калмыки) - народ этого ханства - жили между озером Балхаш, горами Тянь-Шань и верховьями Иртыша. Они исповедовали буддизм, создали в XVII веке последнюю огромную кочевую империю, захватив Уйгурию (Сицзянь) и Семиречье, включая даже Ташкент, все время воюя на востоке с китайцами и на западе с казахами и узбеками, а иногда и с русскими. Иссык-Куль тоже входил в их государство, и впоследствии ойраты переселили в прииссыккулье киргизов с верховьев Енисея, - это была вторая волна киргизов. От того времени на Иссык-Куле сохранились надписи на камнях с буддистскими мантрами.

Когда Джунгарское ханство в середине XVIII века пало под ударами династии Цин Китая, Иссык-Куль подпадает под его протекторат. Кстати, китайцы, разгромив джунгарское ханство, осуществили геноцид населения: из 600 тысяч ойратов в живых осталось тысяч 60-70, бежавших в другие районы. В России западные ойраты и поныне живут в прикаспийских степях, именуя себя калмыками и исповедуя буддизм.

Вскоре на Иссык-Куль и прилегающие земли начало претендовать Кокандское ханство узбеков, которое в конце XVIII - начале XIX вв. подчинило себе киргизов.

Мне рассказали также и об истории появления русской армии в этих местах в середине ХIХ века, разрушившей Кокандское ханство, потому что киргизы захотели перейти в российское подданство.. Теперь уже именно русские военные, казаки и переселенцы из европейской части России начали в Чуйской долине и на Иссык-Куле создавать города и поселки. Киргизы вскоре тоже стали селиться рядом, перестав вести кочевой образ жизни.

Русские ученые начали интенсивно изучать эти земли и дали киргизам кириллический алфавит. Киргизы и сегодня пишут кириллицей. Но не следует думпть, что все всегда в отношениях между Российской империей и киргизами было безоблачно. в 1912 году киргизы восстали и перебили русское население в ряде сел, но восстание вскоре было подавлено.

город Пржевальск

Город был заложен в 1869 году как военно-административный центр на караванной дороге из Чуйской долины в Кашгарию штабс-капитаном бароном Каульбарсом. Кашгария сейчас  - южная часть китайского Сицзяна, населенного уйгурами, а в первой половине ХVIII века это было самостоятельное государство. Штабс-капитану барону Каульбарсу было дано задание выбрать удобное место для нового города. Караколом он был назван по названию реки, на которой расположен. Сначала строились в основном глинобитные дома. Но после сильного землетрясения, случившегося в 1887 году, город начал застраиваться преимущественно деревянными домами. Крылечки и окна украшали богатой затейливой резьбой. Все это оставалось и в 60-х годах ХХ столетия, и это произвело на меня сильное впечатление. Все было как в сказке.

Совершенно неожиданным для меня оказалось то, что город имеет строгую прямоугольную планировку. Впрочем, так было и во Фрунзе. Город буквально утопает в зелени садов. И я смело могу сказать, что такого обилия зелени я нигде не видел.  Было решено строить город-сад, и каждому застройщику вменялось в обязанность посадить сад и аллею перед домом. Так что, Пржевальск оказался очень зеленым городом с огромными тридцатиметровыми тополями, старыми могучими дубами, величавыми тяншаньскими елями, с карагачами, березами, орехом и кленами. Летом в этом районе иссыккульской котловины часто идут дожди, ну а горного солнца тут не занимать, поэтому в садах выращивают различные фрукты. Славятся сорта вкуснейших яблок, включая алма-атинский апорт, который вкуснее, чем в Алма-Ате. Много ягод, - особенно вкусны крупная черная смородина и малина. Много разных овощей.

В доме, где скончался Н. М. Пржевальский, располагался краеведческий музей, и я там почерпнул много сведений об этом крае.

Оказывается, город Каракол был назван Пржевальском еще в 1889 году, а после революции (в 1922 году) городу вернули прежнее название Каракол, потому что Пржевальский был царским генералом. Он и на самом деле окончил Академию генерального штаба и был генерал-майором. Но в Советской Росии царских генералов не терпели. А уж в 1922 году не видели разницы между своими противниками - белыми генералами и генералами-путешественниками.


               Только в 1939 г. город снова стал Пржевальском. Но с 1993 года он снова Каракол.
               В нем более 65 тысяч жителей, но русских и украинцев только 22 тысячи. Его статус повысился - он стал областным центром, а область называется Иссык-Кульской.

В городе была создана сейсмическая станция, что понятно, потому что в 1916 году здесь было довольно разрушительное землетрясение.

Земли здесь плодородные, урожаи снимают хорошие, поэтому есть опорный пункт селекционной станции и плодоовощная станция. На полях юго-восточной окраины города была создана зональная опытная станция Института лекарственных растений. Станция культивировала раннеспелый сорт опийного мака, наиболее приспособленный к почвенным и климатическим особенностям Иссык-Кульской области.

Николай Михайлович Пржевальский

Одна из достопримечательностей Пржевальска - дунганская деревянная мечеть, построенная в 1910 г. без единого гвоздя. Ее архитектурный дизайн кардинально отличается от мусульманских мечетей. Он в большей степени напоминает буддийскую пагоду.









Другая достопримечательность, которую мне показали ребята, - деревянный кафедральный собор - Храм Святой Троицы (1872 г.). Но о нем чуть позже и более подробно.

На берегу Каракольского залива озера Иссык-Куль в 9 км к северу от города находятся пристань и городской  пляж. рядом, на берегу реки установлены огромные деревянные колеса со множеством прикрепленных к окружности черпаков-ковшей. Река Каракол  вращает эти «чигири», и черпаки вначале наполняются водой, потом поднимаются и, наконец, наклоняясь, выливают воду в лоток, ведущий к арыку. Изобретены эти чигири были еще в глубокой древности. 
               Недалеко от пристани разбит парк. В  парке музей Н.М. Пржевальского и памятник, установленный рядом с его могилой. 



Высокие ворота при входе, а по бокам на постаментах - скульптуры козерогов-тэке. Они как бы охраняют вход в парк.

Памятник, установленный на поляне, выполнен в виде  монументальной девятиметровой скалы из серого гранодиорита, увенчанной бронзовой фигурой орла (Фото Alex Brezhnev).




У ног орла висит карта Центральной Азии, на которой отмечены маршруты путешествий Пржевальского.
                Ниже орла крест. Под крестом барельеф Пржевальского в профиль - Это увеличенная копия золотой медали Российской Академией наук, которой в 1866 году был награжден Пржевальский в знак признания его научных открытий. Под барельефом краткая надпись: “Николай Михайлович Пржевальский. Первый исследователь природы Центральной Азии. Род. 31 марта 1839 г., ск. 20 окт. 1888 г.”

Могила накрыта каменной плитой. Вокруг цветник. Памятник воздвигнут по проекту генерала Бильдерлинга, скульптурные работы выполнены академиком И. Н. Шредером. В парке находится домик - мемориальный музей Н. М. Пржевальского. Там экспонируются его личные вещи, карты, документы, научные труды.

Мы постояли у могилы Пржевальского. Он собирался в свое пятое путешествие и фактически уже начал его, добравшись до русско-китайской границы, проходящей в сравнительной близости от Иссык-Куля. Во время охоты в долине реки Кара-Балта Пржевальский, выпив речной воды, заразился брюшным тифом. По дороге в Каракол он почувствовал себя плохо, и через несколько дней уже в Караколе скончался. Это случилось в 1888 году. Перед смертью Пржевальский попросил, чтобы похоронили его между устьями рек Каракол и Карасуу на восточном обрывистом берегу озера. Так и сделали, выбрав ровное место в 12 км от города Каракол. Грунт оказался в этом месте твердым, и могилу солдаты и казаки копали в течение двух дней. Тело Пржевальского положили в два гроба: внутренний - деревянный, и внешний - железный.
           Сейчас к могиле Пржевальского настоящее паломничество. Ее посещает огромное число людей.                                                       


В Санкт-Петербурге Н.М. Пржевальскому тоже поставлен памятник. Он стоит в Александровском саду  у Адмиралтейства. Этот памятник сооружён в 1892 году. Авторы - скульпторы И.Н. Шредер и Р.И. Рунеберг,по эскизам А.А. Бильдерлинга. Николай Михайлович Пржевальский был почетным членом Петербургской Академии Наук и почетным гражданином Санкт-Петербурга. У постамента верблюд, а на постаменте надпись:  «Пржевальскому первому исследователю природы Центральной Азии». Верблюд стоит, потому что без него не могли бы состояться экспедиции по Центральной Азии. Пржевальский впервые описал и дикого верблюда, и дикую лошадь (лошадь Пржевальского), и тибетского медведя.

Люди, впервые увидевшие этот памятник и лицо Пржевальского, обычно пугаются: им кажется, что это памятник Сталину,  портретное сходство бросается в глаза. Существовала, а, пожалуй, и остается, легенда, согласно которой знаменитый путешественник в начале 1879 года гостил у горийского князя, служанкой которого была молодая мама будущего вождя. 
               Однако большинство историков считает, что Сталин - не сын Пржевальского. (Фото Вадима Веденина http://piter.onfoot.ru/photos/spb/239.html)

Продолжение следует

Академгородок. 1965, Кой-Сары, Пржевальский, вторая поездка на Иссык-Куль

Previous post Next post
Up