Продолжение главы Академгородок, 1963.
Начало см. части
1 --
10,
11,
12,
13,
14,
15,
16,
17,
18,
19,
20,
21,
22,
23,
24.
См. также предыдущие главы: Академгородок
1959,
1960,
1961 и
1962 гг.
битва народов
А. И. Зауервейд. Битва под Лейпцигом . XIX в.
В 1813 году рядом с Лейпцигом произошло крупнейшее сражение в войне против армии Наполеона Бонапарта. Наполеон в этом сражении потерпел поражение от союзных армий Пруссии, Австрии, России и Швеции. Сражение вошло в историю как Битва народов. В 1913 году, к столетию битвы, на месте сражения был возведён Памятник Битве народов.
Написав о столетии Битвы народов, я подумал:
- А вот 2018 будет 100 лет после окончания Первой мировой войны, а в 1945 году - Второй. Сколько там было битв с еще большими жертвами? Будут ли народы совместно ставить памятники павшим в этих кровавых событиях минувшего века?
И невольно подумал о войнах ХХI века - идущих и грядущих... :
- С каждым веком жертв все больше и больше. Это что один из законов развития человечества?
Монументальное сооружение высотой 100 метров состоит из притвора и главного зала Святой святых. У подножия - статуя архангела Михаила, покровителя солдат, к помощи которого немецкие солдаты в те времена взывали во время боя. Надпись на статуе - «Бог с нами». Со всех четырех сторон ги
гантские бырельефы (19 метров в высоту и 30 метров в ширину). На них архангел в колеснице в бою. Он окружен фуриями - женскими аллегорическими фигурами.
В битве народов участвовало полмиллиона солдат и офицеров, из которых 120 тысяч погибло (русских солдат 22 тыс.). Поэтому рядом с основным зданием находится символическая братская могила. В куполе Зала славы изображены почти в натуральную величину 324 рыцаря. Хранители покоя погибших солдат - четыре 9,5-метровые статуи - олицетворяют Мужество, Силу веры, Народную силу и Готовность жертвовать собой в борьбе.
В центре находятся бронзовая надгробная плита, уходящая в пол. Восемь пар каменных воинов, изображенных на стенах, охраняют вечный покой мёртвых. Эти монументальные статуи были сделаны по образу колонн Храма Соломона в Иерусалиме.
Внутри памятника расположен «Зал славы», на потолке которого изображены 324 всадника почти в натуральную величину.
Саксонцы воевали на стороне Наполеона и в результате Саксония потеряла значительные территории, поэтому ее жители неохотно пошли на создание памятника, но теперь он стал одним из символов города.
Памятник поражает своей грандиозностью. А цифры участников битвы и погибших потрясает. Невольно задумаешься о войнах, амбициях императоров и курфюрстов и расплате человеческими жизнями.
Тогда я еще легко взбегал по ступенькам, но их было слишком много, чтобы все сразу пробежать - 500, и вскоре я пошел по ступенькам шагом. Но прошел весь путь до смотровой площадки на высоте 91 метр довольно легко без отдыха. С площадки был хорошо виден весь город и его окрестности.
Уже написав все это и разместив здесь пост, я случайно обнаружил на блоге
pavelrudnev :
http://pavelrudnev.livejournal.com/964582.html запись о памятнике Битвы народов, размещенную в марте 2010 г. Помимо интересных фотографий, там есть и такое мнение:
"Это здание - провозвестник немецкого фашизма, здесь уже в середине 1910-х годов, когда Первая мировая война только начиналась, сконцентрирована в камне идея Великой Германии. И нацисты этот лейпцигский монумент (а перед ним искусственный пруд) использовали для своих факельных шествий на суше и воде, для праздников германского духа. Перед этой ступой выступал Адольф Гитлер (правда, трудно сказать, что он при этом чувствовал по отношению к Наполеону). Затем власти ГДР даже подумывали снести этот символ германского нацизма. На его верхней платформе до сих пор отсутствует фигура орла, которая окончательно превращала бы ступу в колокол".
Не думаю, что памятник - символ нацизма. Мало ли кто и как его использовал. Тогда и московский Кремль можно считать символом коммунизма.
Этот памятник в эпоху ГДР в конце-концов посчитали символом русско-немецкой дружбы, хотя мысли об его уничтожении блуждали в умах немецких коммунистов.
К 2013 году, двухсотлетию битвы, памятник Битве народов должен быть отреставрирован. Я не знаю, к сожалению, есть ли в планах накрыть его вершину огромным орлом, как было задумано.
теперь понятно, что мы уже дома
Это был наш последний город. Автобус должен был привезти нас прямо на вокзал в Берлине.
Прощание с Уши было трогательным. Она даже поплакала.
Обратно домой мы ехали из Берлина прямо до Москвы. В Познани, где мы долго ночью стояли, я успел даже сбегать в большой пивной бар на вокзале и потратить оставшиеся злоты на кружку пива. И в Варшаве пересадки не было.
В Бресте нас разбудил топот и громкий голос:
- Просыпайтесь. Потрудитесь предъявить билеты и багаж для проверки. Выйдите побыстрее из купе в коридор. Нет, не надо ничего застилать. Поторапливайтесь.
Хамить без повода могли только наши родные советские пограничники. Ура!!! Мы дома.
мысли после посещения ГДР
Это путешествие мне дало очень много.
Я соприкоснулся, во-первых, с культурой Европы. Конечно, я и раньше видел картины западных мастеров в Эрмитаже и Третьяковке. Безусловно, я знал и любил музыку Баха и Мендельсона, читал Гете и Шиллера, но после поездки они стали «моими». Я их увидел в тех местах, где они жили творили, играли, любили и умирали. Они мне стали более понятны.
Во-вторых, только теперь для меня закончилась война. Я и не думал, что она все еще сидит во мне. А она сидела вместе с непреходящей ненавистью к немцам. Почему-то тех немцев, которые устраивали у нас выставки, я не отождествлял с немецкими солдатами, а тут вот, приехав в Германию, никак не мог поначалу перестать видеть в каждом немце врага. Теперь, после поездки это прошло.
Наконец, я увидел кусочек мира, непохожего на наш. Такие же люди, но все-таки не совсем такие. Дома и улицы, города и деревни все было немного другим. Для меня тогда было важно, что эта страна входит в социалистический лагерь, и, следовательно, люди, априори, разделяют мои идеалы. Тем не менее, я видел, что хотя это была страна социалистического лагеря, она была другой. Она оставалась частицей Запада. И я понял, что здесь у людей совершенно другие жизненные устои, другие ценности и совершенно другое отношение к жизни.
И еще одно. Мы победили немцев в жестокой войне. Они выплачивали нам репарации. А жили они лучше нас. Это было видно невооруженным глазом. И это было неприятно и непонятно.
Продолжение следует