Продолжение главы Академгородок, 1963.
Начало см. части
1 --
10,
11,
12,
13,
14,
15,
16,
17,
18,
19,
20,
21,
22,
23.
См. также предыдущие главы: Академгородок
1959,
1960,
1961 и
1962 гг.
Лейпциг
Лейпциг был последним городом, где мы побывали. После почти полностью разрушенного Дрездена мы попали в город, где уцелели тоже далеко не все здания. Например, разрушены были все четыре театра. Английская авиация бомбила Лейпциг с 1943 года. Но следов войны здесь мы увидели значительно меньше. Они были, конечно, но за 18 лет, прошедших после войны, часть зданий была восстановлена, а другие здания были полностью снесены, а на их месте были разбиты скверы.
В целом, если Дрезден своим видом напоминал о войне, то Лейпциг выглядел абсолютно мирным и спокойным.
Город был знаменит выдающимися поэтами, музыкантами и учеными. Наша программа была обширной, насыщенной и очень интересной.
Гете о Лейпциге
Иоганн Вольфганг фон Гёте, поэт и мыслитель, живший в Лейпциге, писал о нем в «Фаусте» так:
А Лейпциг - маленький Париж.
На здешних всех налет особый,
Из тысячи нас отличишь.
Лейбниц, Герц, Гейзенберг, Ницше
Вот знаменитый Лейпцигскй университет, где в середине 17 века учился философ и математик Готфрид Вильгельм фон Лейбниц.
В Лейпциге жил и работал знаменитый физик Густав Людвиг Герц, чьим именем названа единица частоты. И здесь жил знаменитый физик 20 века Вернер Карл Гейзенберг, создатель матричной квантовой механики.
С Лейпцигом связано имя Фридриха Вильгельма Ницше, философа, представителя иррационализма в философии. К которому не раз обращались идеологи нацизма.
Боже, какие имена!!
Вагнер
Здесь в 1813 году родился Рихард Вагнер, великий оперный композитор, дирижёр, драматург, бывший любимым композитором Гитлера. Музыкальный мистицизм Вагнера был созвучен мистическим воззрениям фюрера. Приведу одну цитату с сайта Георгия Волошина:
«Лоэнгрин» Вагнера погрузил его [Гитлера] в настоящий транс. Красота и мощь оркестровки, магическое действие, разворачивающееся на сцене, были подлинным колдовством, которое перенесло Гитлера в мир мистических чудес. С этих пор Адольф не оставлял театра, где магическая музыка Вагнера, насыщенная древним символизмом и архетипами, давала переживание потустороннего и пробуждала в душе яростные и темные силы».
Обширная публицистика Вагнера способствовала распространению антисемитских взглядов в Германии и в дальнейшем повлияла на формирование идеологии национал-социализма.
Музыка Вагнера, безусловно останется в веках. Мне она нравится, и я с удовольствие слушаю его «Тристана и Изольду», «Лоэнгрина», «Тангейзер» и цикл «Кольцо Нибелунгов». Но в Советском Союзе Вагнера почти не исполняли, и все это я впоследствии услышал в Нью-Йорке в Метрополитен-опера.
Бах, церковь св. Фомы и органы
И все же Лейпциг остался в моей памяти, как город Иоганна Себастьяна Баха, великого композитора.
Именно здесь в церкви Св. Фомы мы с Любочкой слушали его органную музыку.
Иоганн Себастьян Бах работал в церкви Святого Фомы с 1723 по 1750 гг. Церковь была построена в XIV веке. Она прославилась и хором мальчиков, существующим уже многие столетия.
Органы времен Баха не сохранились. Орган, который мы с замиранием сердца слушали в западной части церкви был выполнен Вильгельмом Зауэром в 1889 году (на снимке справа).
А в южной ризнице были выставлены инструменты времен Баха: две скрипки, альт, контрабас, виолончель и две литавры.
В 2000 году - к 315-летию со дня рождения и 250-летию со дня смерти И. С. Баха Геральд Вёль создал орган - копию инструмента, бывшего в церкви Св. Фомы в первой половине XVIII века (на снимке слева).
А в 2006 году в церкви появился новый инструмент Геральда Вёля - переносной портативный орган для исполнения бассо континуо.
Днем в алтарной части южной стороы мы видели великолепные витражи, два из которых посвящены великим музыкантам, чьи имена связаны с этой церковью: Баху и Мендельсону.
В церкви Святого Фомы церковным хором в течение 27 лет руководил сам Иоганн Себастьян Бах. На маленькой площади перед церковью находится памятник Баху, а рядом с церковью - его музей.
Церковь Святого Фомы видела много разных событий:
- в 1789 году на органе в церкви играл Моцарт;
- в 1806 войска Наполеона хранили в церкви боеприпасы;
- в 1813-1814 годах во время «Битвы народов» церковь стала лазаретом;
- а в 1841 году Феликс Мендельсон-Бартольди исполнил здесь на органе баховские «Страсти по Матфею». К тому времени Бах был уже полузабыт;
- 4 декабря 1943 года колокольня пострадала от фугасных бомб.
Церковь св. Николая и "демонстрации по понедельникам"
Мы побывали и в церкви Святого Николая - самый большой и одновременно самой древней Лейпцига. Она была построена еще в 12 веке, когда Лейпциг (он тогла назывался городом Святого Николая) был только основан. Святой Николай - покровитель торговцев, и церковь расположена на пересечении двух главных торговых улиц. И сегодня Лейпциг называют городом ярмарок - здесь проходят ежегодные Лейпцигские ярмарки.
Церковь Святого Николая была построена в романском стиле, но в начале 16 века она была перестроена - ей добавили готические элементы, в последующем ее перестраивали еще не раз, но последующие перестройки были выдержаны в неоклассическом стиле. В 16 веке эта церковь стала протестантской.
Имя церкви святого Николая вновь загремело в
1989 году, когда она стала первым центром «демонстраций по понедельникам». Именно здесь в этой церкви 4 сентября 1989 года собрались жители Лейпцига, требовавшие права свободного передвижения за границу и права избирать демократическое правительство. После службы демонстранты вышли на прилегающую к церкви главную площадь города, Августус-плац. Потом они пошли по улицам вокруг старого города к зданию местного отделения Штази. Вскоре жители и других городов ГДР стали по понедельникам проводить мирные демонстрации протеста против существующего режима.
Эти демонстрации продолжались вплоть до объединения Германии.
Феликс Мендельсон
Дом-музей Феликса Мендельсона расположен по адресу Гольдшмидт-штрассе 12. Это единственный
сохранившийся дом, в котором когда-либо проживал великий композитор, и именно здесь он умер 4 ноября 1847 года. Среди экспонатов музея мебель и личные вещи композитора и его семьи, в том числе музыкальные инструменты и бюсты его «героев»: Баха и Бетховена. Несколько комнат воспроизводят обстановку дома такой, какой она была при жизни композитора, в том числе гостиная, «голубой» музыкальный салон и рабочий кабинет композитора, а в других комнатах выставлены документы, рассказывающие о жизни, творчестве и семье Мендельсона.
Феликс Мендельсон родился в 1812 году в семье еврейского банкира, а его дед, Моисей Мендельсон был известным еврейским философом: в молодые годы он даже участвовал в конкурсе философских эссе против Канта - и выиграл! Музыкальный талант Феликса Мендельсона проявился рано, и его родители постарались дать ему наилучшее образование. Но в 1812 году семье пришлось бежать из родного Гамбурга в Берлин, а когда Феликсу было 7 лет, родители крестили его и всех остальных детей. Правда, этот уход от еврейства мало помог Феликсу, который стал главной мишенью антисемитской статьи Рихарда Вагнера «Евреи в музыке».
Но Феликс Мендельсон был не только талантливым композитором, но и, как мы бы сказали сегодня, активным общественником-энтузиастом. Он приложил много усилий для создания консерватории в Лейпциге, для улучшения оплаты труда музыкантов оркестра Гевандхаус, которым он много лет руководил, а кроме того заслугой именно Феликса Мендельсона является возрождение интереса к музыке Иоганна Себастьяна Баха и его современников. Дело в том, что до середины девятнадцатого века было принято исполнять музыку современников, а не предшественников, и современное увлечение музыкой прошлого обязано именно Феликсу Мендельсону.
Продолжение следует