Загадки авторитета

Jan 15, 2017 21:32

В 19 веке барон Брунов докладывал Николаю I: "Мы не можем не признать, что способы, избранные императрицей Екатериной для исполнения её планов (во внешней политике), далеко не согласуются с характером прямоты и чести, которые являются теперь неизменным правилом нашей политики". "И нашей истинной силой", - приписал император Николай Павлович ( Read more... )

менталитет, монархия

Leave a comment

64vlad January 15 2017, 20:35:03 UTC
Категоричные выводы. Именно при Екатерине по-настоящему начало развиваться частное предпринимательство на свободной рыночной основе (до этого преобладали петровские мануфактуры с использованием крепостного труда), чему она всячески способствовала (в частности, через Вольное экономическое общество). Губернская реформа Екатерины установила административное устройство на местах, просуществовавшее до самой революции. Городская реформа создала выборное муниципальное самоуправление, пусть и на сословной основе. Именно Екатерина сделала первые шаги к возрождению патриотизма (оборванные поклонявшимися иностранному Павлом и Александром и возрождённые Николаем), не случайно Ключевский образно сказал, сравнивая её с Петром: "Русский сделал нас немцами, немка - русскими ( ... )

Reply

пожалуй, добавлю 64vlad January 15 2017, 20:54:52 UTC
К безусловным плюсам Екатерины забыл добавить также начавшуюся при ней гуманизацию законодательства и общественной жизни (хотя первые подвижки начались при Елизавете ( ... )

Reply

Re: пожалуй, добавлю 64vlad January 15 2017, 21:15:56 UTC
Интересное свидетельство приводит мой френд wyradhe (историк А.А. Немировский) о том, как почитал Екатерину не любивший Александра Кутузов (впрочем, с Александром у них это было взаимно): "Я думаю, здесь есть ещё люди, которые помнят молодого Кутузова. - Тут Кутузов вздёрнул нос кверху. - Нет? Ну, после! Когда мне матушка-царица приказала прибыть в Царское Село к себе, я поспешил выполнить её приказание - поехал. Приезжаю в Царское. Приём мне был назначен парадный. Я вхожу в залу в одну, в другую, все смотрят на меня, я ни на кого и смотреть не хочу. Иду себе и думаю, что у меня Георгий на груди. Дохожу до кабинета, отворяются двери; что со мной сталось? И теперь ещё не опомнюсь! Я забыл и Георгия, и то, что я Кутузов. Я ничего не видел, кроме небесных голубых очей, кроме царского взора Екатерины. Вот была награда!" http://wyradhe.livejournal.com/479970.html... )

Reply

и ещё о нравах 64vlad January 15 2017, 21:35:32 UTC
Целый ряд "христианнейших" католических королей Франции, служившей образцом для подражания другим европейским дворам - Франциск 1-й, Генрих 2-й, Генрих 4-й, Людовик 14-й, Людовик 15-й - будучи женаты, имели ОФИЦИАЛЬНЫХ фавориток, занимавших официальное положение при дворе, и никого это не шокировало. Что касается российского императорского дома, то практически все его представители от Петра до Александра 2-го (исключая разве что царствовавших малолетними Петра 2-го и Ивана Антоновича, а также верную своему Бирону Анну) - Пётр Великий, Екатерина 1-я, Елизавета, Пётр 3-й, Екатерина Великая, Павел, Александр 1-й, Николай 1-й, Александр 2-й - не отличались особыми понятиями о верности в интимных отношениях. Лишь последние два государя - Александр 3-й и Николай 2-й - являли образец супружеской верности. Правда, в 19 веке нравы стали значительно строже, и отношения с фаворитками уже не афишировали, как раньше. Именно потому открытый брак Александра 2-го с Юрьевской через 40 дней после смерти жены вызвал шок у его семьи и настроил против ( ... )

Reply

Re: Александр II и Юрьевская mikhael_mark January 16 2017, 04:40:30 UTC
Более того: офицеры Кавалергардского полка дали себе зарок никогда не танцевать на придворных балах с Юрьевской. Так что укрепление общественной нравственности в XIX веке произошло огромное: в начале века разврат не просто никого не шокировал - он был нормой, офицеры бравировали своими "дон-жуанскими списками". А в конце века даже царь, заведший себе официальную фаворитку, вызвал общественную обструкцию.

Reply

Re: Александр II и Юрьевская 64vlad January 16 2017, 13:33:39 UTC
Как ни странно на первый взгляд, ужесточение нравов произошло вследствие французской революции. В самой Франции на смену распущенной морали развращённой аристократии пришла довольно строгая в ТЕ ВРЕМЕНА мещански-буржуазная мораль, а в тех монархиях, что ополчились на Францию, возобладало понимание, что открытая распущенность стала одной из причин социального негодования низших слоёв против аристократии, и поэтому следует соблюдать рамки приличий. Уже Александр 1-й это понял и, несмотря на обилие своих любовниц, не афишировал их при дворе.

Reply

Re: Александр II и Юрьевская mikhael_mark January 16 2017, 13:37:34 UTC
А я думал - что под влиянием роста благочестия при дворе, когда на смену вольтерьянским пристрастиям Екатерины и Александра I пришла показная набожность Николая I и панславистские мечты Александра Освободителя. Я думал, что от франкофильства нашу интеллигенцию излечил 1812-й год.

Reply

Re: Александр II и Юрьевская 64vlad January 16 2017, 13:47:35 UTC
1812 год вызвал взрыв патриотизма, но он причудливым образом переплетался с галломанией и впоследствии (в конце концов, перед личностью Наполеона преклонялись не только русские, но и европейские классики), для либералов же Франция вплоть до конца 19 века оставалась "локомотивом прогресса". У тех же декабристов патриотизм и влияние идей французской революции переплетались самым диковинным образом.

Reply

Re: Александр II и Юрьевская mikhael_mark January 16 2017, 13:49:48 UTC
Не знаю, возможно ли говорить о патриотизме декабристов. Читал писанину господина Каховского, намараканную им в тюрьме - Резун с Ахеджаковой на пару отдыхают.

Reply

Re: Александр II и Юрьевская 64vlad January 16 2017, 13:51:48 UTC
Даже Пестель предлагал вернуться к терминологии допетровских времён, выкорчёвывая иностранные слова: заменить министров боярами, генералов - воеводами, адъютантов - воеводными окольничими и т.д. Но притом копировал якобинскую программу. Такой оксюморон.

Reply

Re: такой оксюморон mikhael_mark January 16 2017, 13:53:56 UTC
Да, Пестель во многом позиционировал себя как русский националист и панславист (курьёзности ситуации добавляет то, что сам он был немец и протестант). Можно ещё Бестужева-Марлинского вспомнить, Трубецкого, да и много ещё кого. Вы правы, один Каховский - не показатель.

Reply

Re: такой оксюморон 64vlad January 16 2017, 14:00:41 UTC
В целом, каша у них (декабристов) в головах была та ещё.

Reply

Re: такой оксюморон mikhael_mark January 16 2017, 14:03:03 UTC
Точно - каша из благих пожеланий (коими, как известно, вымощена дорога в ад), чужеземных идей (которые совершенно непонятно было, как воплощать на русской почве) и романтической литературы (вообще не имевшей никакого отношения к реальности). Политический лунатизм, облачённый в военный мундир и получивший в руки оружие :))

Reply

Re: такой оксюморон 64vlad January 16 2017, 14:04:26 UTC
Точно. Плюс традиции гвардейской вольницы и дворцовых переворотов. Надо отдать должное Николаю, он этот дух из гвардии выбил начисто.

Reply

Re: такой оксюморон mikhael_mark January 16 2017, 14:06:01 UTC
+

Reply

Re: Екатерина, Чичагов и Кутузов mikhael_mark January 16 2017, 04:45:03 UTC
Да, тут надо отдать Екатерине должное: она действительно умела ценить нужных людей - потому в её царствование и выдвинулось столько выдающихся военных и политических деятелей.

Reply


Leave a comment

Up