Все мы знаем, что наша страна первоначально называлась Русь, но позднее название изменилось на заимствованное из греческого Россия, при этом старое самоназвание Русь полностью не было отброшено, сохранившись в этнониме народа (русские), в самоназвании языка (
русский язык) и как неофициальное название страны ("Русь-матушка"); подобный параллелизм
(
Read more... )
Comments 29
( ... )
Reply
Reply
Слабенький наброс. Русский - это субстантивированное прилагательное. По всей Европе и не только люди как раз обозначают свою этничность словом, которое фактически является субстантивированным прилагательным:
francais, El español, deutsch, English, American - это субстантивированные прилагательные, т.е. когда надо прилагательное, а когда надо существительное.
И да, слово "русский" как этноним на Руси используется с XVII века.
По поводу наброса "русские это религия" переадресую на уважаемого АМП_АМП:
https://amp-amp.livejournal.com/229348.html
Reply
По всей Европе и не только
Мы не о Европе, а о русском языке, в котором этноним "русский" изначально являлся прилагательным. И еще в первой четверти прошлого века понятие "русский" означало религиозную конфессию. Отсюда и триединый православный народ: великорусы, малорусы, белорусы.
Игумен Даниил, автор "Хождения" в Святую Землю (начало 12 века), находясь среди представителей других народов и "наций", молится за "русских" не как за "народ", а как за "христиан". Такая концепция "русского христинстства" оказывалась анахронизмом в тогдашней Европе, которая уже представлялась как сообщество "наций" в круге христианской церкви. Прилагательное "русский" во многих древнерусских источниках вполне соответствует конфессиональному, а не этническому определению. Самый яркий текст, который можно привести как аргумент, - слова Тверского летописного сборника второй половины 15 века: “Того же лета 1453 Царьград взят от царя Турского от салтана а веры Рускыа не преставил, а патриарха не свел, но один во граде звон отнял: у Софии Премудрости Божия ( ... )
Reply
Карелы или зыряне исповедовали православие, все были крещены, но никто их русскими не называл - они как были карелами и зырянами, так и оставались.
В том же Соборном Уложении 1649-го года, на которое ссылаются сами украинцы, строя свои русофобские бредни, тоже имеются вполне этнические, а не конфессиональные, противопоставления «русских людей» «всяким иноземцам». Заметьте, иноземцам, а не иноверцам! Есть в Уложении и уже крещеные «татаровя, и мордва, и чюваша, и черемиса, и вотяки», которые почему-то, вопреки фантазиям современных украинцев, не стали автоматически после крещения русскими. Да и другие, уже давно православные народы: греки, молдаване, грузины, сербы, остаются на страницах русских рукописей греками, молдаванами, грузинами и сербами, а не объявляются русскими по конфессиональному признаку. Вполне очевидно, что русские отлично видели этническую разницу между единоверцами, т.е. строили своё этническое самосознание основываясь отнюдь не только на вере, но и на языке и ( ... )
Reply
Для XII века единственным примером является Вопрошание Кириково архиепископу Нифонту (до 1152 г.), где сказано, что «чернец, а не игумен воздвизает крест в монастыре въ Росьстѣмь, а въ Гречьстѣмь - игоуменъ».
От XIV века сохранилась золоченая печать Симеона Гордого на его завещании с русской надписью: «печать князя великого Симеона всея Росіи».
Reply
Первым важным событием в жизни этого «князя»(Олега) стал захват Киева: «И седе Олег княжа въ Киеве, и рече Олег: „Се буди мати городом русьским"».
Последняя фраза Олега обычно рассматривается едва ли не как протокольно точная. Она уже давно стала общим местом в рассказах об образовании Древнерусского государства. Собственно, описанные выше события, как правило, и рассматриваются как происшедшее объединение северных (новгородских] и южных (киевских] восточнославянских земель в единую Киевскую Русь. Причем, именно Киевскую, поскольку заявление Олега о том, что Киев будет теперь «матерью город русских», рассматривается как учреждение здесь столицы единого государства. Однако смысл этой «речи», вложенной летописцем в уста Олега, не так прозрачен, как это кажется на первый взгляд. По мнению Д. С. Лихачева, «слова Олега имеют вполне точный смысл: Олег объявляет Киев столицей Руси (ср. аналогичный термин в греческом: метрополис; - мать городов, метрополия, столица)» - и ничего более. Между тем, Киев здесь явно отождествляется с Новым ( ... )
Reply
Эта печать тьмутараканского князя Олега Святославовича, которую летом 2023 года археологи нашли в Пскове, еще раз доказывает обширнейшие связи Новгорода и Пскова с самыми отдаленными землями Руси.
( ... )
Reply
Leave a comment