Параллельные имена Руси/России

Oct 04, 2023 15:05

Все мы знаем, что наша страна первоначально называлась Русь, но позднее название изменилось на заимствованное из греческого Россия, при этом старое самоназвание Русь полностью не было отброшено, сохранившись в этнониме народа (русские), в самоназвании языка ( русский язык) и как неофициальное название страны ("Русь-матушка"); подобный параллелизм ( Read more... )

Россия, Русь

Leave a comment

geysha_gesha December 3 2023, 00:06:46 UTC

По всей Европе и не только

Мы не о Европе, а о русском языке, в котором этноним "русский" изначально являлся прилагательным. И еще в первой четверти прошлого века понятие "русский" означало религиозную конфессию. Отсюда и триединый православный народ: великорусы, малорусы, белорусы.

Игумен Даниил, автор "Хождения" в Святую Землю (начало 12 века), находясь среди представителей других народов и "наций", молится за "русских" не как за "народ", а как за "христиан". Такая концепция "русского христинстства" оказывалась анахронизмом в тогдашней Европе, которая уже представлялась как сообщество "наций" в круге христианской церкви. Прилагательное "русский" во многих древнерусских источниках вполне соответствует конфессиональному, а не этническому определению. Самый яркий текст, который можно привести как аргумент, - слова Тверского летописного сборника второй половины 15 века: “Того же лета 1453 Царьград взят от царя Турского от салтана а веры Рускыа не преставил, а патриарха не свел, но один во граде звон отнял: у Софии Премудрости Божия, и по всем церквам служат литругию Божественную, и завтреню, и вечерню поют без звону, а Русь к церкви ходят, а пениа слушают, а крещение Руское есть".

Reply

1981dn December 3 2023, 05:41:12 UTC
Так и слово "русин" изначально было прилагательным))

Карелы или зыряне исповедовали православие, все были крещены, но никто их русскими не называл - они как были карелами и зырянами, так и оставались.

В том же Соборном Уложении 1649-го года, на которое ссылаются сами украинцы, строя свои русофобские бредни, тоже имеются вполне этнические, а не конфессиональные, противопоставления «русских людей» «всяким иноземцам». Заметьте, иноземцам, а не иноверцам! Есть в Уложении и уже крещеные «татаровя, и мордва, и чюваша, и черемиса, и вотяки», которые почему-то, вопреки фантазиям современных украинцев, не стали автоматически после крещения русскими. Да и другие, уже давно православные народы: греки, молдаване, грузины, сербы, остаются на страницах русских рукописей греками, молдаванами, грузинами и сербами, а не объявляются русскими по конфессиональному признаку. Вполне очевидно, что русские отлично видели этническую разницу между единоверцами, т.е. строили своё этническое самосознание основываясь отнюдь не только на вере, но и на языке и происхождении.
(с)

Reply

geysha_gesha December 4 2023, 21:10:15 UTC

В том же Соборном Уложении 1649-го года, на которое ссылаются сами украинцы, строя свои русофобские бредни, тоже имеются вполне этнические, а не конфессиональные, противопоставления «русских людей» «всяким иноземцам». Заметьте, иноземцам, а не иноверцам!
Что касается украинско-белорусских земель 14-17 вв., то здесь ситуация была иной, чем в Москве - но лишь настолько, насколько элиты усвоили язык и этнические представления западнохристианской культуры. Тут подразумевается тот известный факт, что верхи украинско-белорусского православного общества могли говорить о себе, как о narodzie ruskim, natio или gens ruthenica и т.п. Но, с другой стороны, становясь католиками в 15-16 вв. (вплоть до Брестской унии) православные жители Литовской и Польской Руси никогда не сохраняли представлений о себе как о "русских" в смысле принадлежности к natio ruthenica, которая была бы именно католической "нацией" (natio). Понятие "русин-католик" до эпохи укоренения унии было, видимо, невозможным, принадлежность к католическому сообществу предполагала непременно принадлежность и к "польской/литовской нации". Иными словами, быть православным русином и членом "польской политической нации" было возможно, но вот быть одновременно русином и католиком было невозможно. В сознании тех, кто не участвовал в "польской/литовской политической нации" вопрос вообще не вставал, конфессия как бы заменяла "этничность" и переход в унию или католицизм означал превращение в "поляка". Как ни странно, но кажется, что в памяти и представлениях большинства православного населения украинско-белорусской части Речи Посполитой ни польскость, ни "русскость" не были "этничностью". Этим концепты были обозначением принадлежности к местной конфессиональной общности, то есть фактически конфессионимами, а не этнонимами.

Кстати, о слове "русин". "Русин" это единственное число. Множественное - "русь".

Русь (Роусь) греки стали называть словом Ρωσία
"оу" это дифтонг, в староболгарском (церковнославянском) и древнерусском языке произносится как "у". Так и "Украина" в старых текстах пишется "Оукраина", но произносится всем нам знакомое слово "Украина". Греки в слове Ρωσία букву "ω" (омега) произносят как "о", поэтому произносится как "Россия"

От светских князей не отставали и "князья церкви"; православная Киевская митрополия в рамках Константинопольского патриархата

Наоборот. Название "Россия" пришло в Русь вместе с греческими священниками. Поэтому именно князья копировали в своих титулах церковное название.

Reply

1981dn December 3 2023, 05:44:10 UTC
А вообще идея довольно чудная!)))
Например, в Латинской Америке католичество часто называли "испанской верой". По вашей логике получается, что испанец это конфессионим - испанец это вера, а не этничность))

Reply

geysha_gesha December 4 2023, 20:41:15 UTC

По вашей логике получается, что испанец это конфессионим

Я не знаю как в Америке называли католичество. Важно, как сами испанцы его называли.

И это не моя логика. Это уже давно признано исторической наукой. Прочитайте внимательно то что я изложила выше. И обратите внимание на цитату из Тверского летописного сборника. Если для Вас этого мало я найду еще множество подобных аргументов и исторических текстов

Reply

1981dn December 5 2023, 13:50:43 UTC
И это не моя логика. Это уже давно признано исторической наукой.

Назовите хотя бы одного серьёзного историка, который бы всерьёз утверждал что русские это изначально конфессионим. Только просьба "великих историков" Тараса Котигорошко и Панаса Незовыбатько не предлагать)))

Reply

geysha_gesha December 5 2023, 16:55:58 UTC

Только просьба "великих историков" Тараса Котигорошко и Панаса Незовыбатько не предлагать

Чем украинский историк Кирилл Галушко хуже российского Савелия Пупкина? Тем, что Вы о нем не знаете? Так это минус Вам, а не ему. Надеюсь, что Вы хоть что-то слышали о тех кого я перечислю.

Н. В. Синицына - советский и российский историк, источниковед. Доктор исторических наук;

Г. П. Федотов - русский историк, философ, литературовед, религиозный мыслитель и публицист;

Зенон-Евгений Когут - канадский и украинский историк. Директор Канадского института украинских исследований;

Б.Н. Флоря - советский и российский историк-славист, Доктор исторических наук, член-корреспондент РАН;

И.Н. Данилевский - советский и российский историк, источниковед, специалист по Древней Руси, доктор исторических наук, профессор;

М. В. Дмитриев - советский и российский историк-славист, доктор исторических наук, профессор кафедры истории южных и западных славян (ИЮЗС) исторического факультета МГУ, ведущий научный сотрудник института славяноведения РАН, Recurrent visiting professor, Центрально-Европейский университет, Будапешт. Ведущий научный сотрудник Лаборатории медиевистических исследований НИУ ВШЭ. Приглашённый профессор в университетах Вены (1992), Альберты (Эдмонтон, Канада) (1993-2000), Париж-1 Пантеон-Сорбонна (1994-1999), Монпелье III (2004), а также Центрально-Европейском университете (Будапешт) (2002-2012).

Вам достаточно? Фсе ваши, кроме одного)))

Reply

1981dn December 5 2023, 18:30:31 UTC
Желательно не просто список имён, а цитату с подобным утверждением.

Хотя логика довольно чудная.
На Руси православие называли не только русской верой, но и греческой верой, и довольно часто называли. По вашей логике грек это тоже конфессионим - религия, а не этничность?
Католицизм в дореформационную эпоху часто - особенно в Новгороде-Пскове - называли "немецкой верой"; получается, немцы это тоже не этнос, не язык, а конфессия? А в Западной Руси католицизм называли польской ("ляшской") верой - про переход Витовта из православие в католицизм НПЛ младшего извода пишет так:

Былъ убо князь Витовтъ преже крестианъ, а имя ему Александръ, и отвержеся правовѣрныя вѣры и крестияньства и прия лятскую вѣру

По вашей логике поляки/ ляхи это тоже религия, а не этничность?

Reply

geysha_gesha December 5 2023, 20:18:56 UTC

Желательно не просто список имён, а цитату с подобным утверждением.

Просил имена - получил имена. Чо вертишься, как уж на сковородке. Я предлагала тексты, Ты потребовал имена.

Бачили очі що купляли? От і їжте, хоч повилазьте.

Имена есть, читай труды и просвещайся, ума набирайся.

По вашей логике поляки/ ляхи это тоже религия, а не этничность?

Вы правда такой не проходимый... или притворяетесь?

Цитирую самую себя: "Игумен Даниил, автор "Хождения" в Святую Землю (начало 12 века), находясь среди представителей других народов и "наций", молится за "русских" не как за "народ", а как за "христиан". Такая концепция "русского христинстства" оказывалась анахронизмом в тогдашней Европе, которая уже представлялась как сообщество "наций" в круге христианской церкви. Прилагательное "русский" во многих древнерусских источниках вполне соответствует конфессиональному, а не этническому определению. Самый яркий текст, который можно привести как аргумент, - слова Тверского летописного сборника второй половины 15 века: “Того же лета 1453 Царьград взят от царя Турского от салтана а веры Рускыа не преставил, а патриарха не свел, но один во граде звон отнял: у Софии Премудрости Божия, и по всем церквам служат литругию Божественную, и завтреню, и вечерню поют без звону, а Русь к церкви ходят, а пениа слушают, а крещение Руское есть".

В средневековье в Древней Руси немало существенных отклонений от западного образца ("языки" вместо "nationes", "люди" вместо "народа" / "natio" / "gens" /"populus"/; некоторые особенности в том, как эволюционировали представления о коллективной "протонациональной" идентичности в 11 -15 вв. и т.д.. Эти "отклонения" росли в числе и углублялись в своем содержании в Москве в 16-17 вв. Taк, eдва ли главный парадокс представлений о "Святой Руси" состоит в том, что содержание этого термина вовсе не этническое. Давно известен и тот факт, что уже в киевское время были распространены, а со второй половины 15 века получили широкое распространение представления о Руси как "Израиле". Во многих текстах отождествление Руси с "Израилем" присутствует экспллицитно, а число текстов, где мы находим или ветхозаветные аллюзии, или имплицитные ссылки на мотив "Русь как Израиль" вряд ли поддается обозрению. И трудно не признать что мотив "Русь-Новый Израиль" - более значимый дискурс идентичности, чем мотив "Москвы -Третьего Рима". При этом дискурс "Русь-Новый Израиль", будучи очень весомым в протонациональных представлениях московского периода не может быть назван "этническим", служащим построению этнонационального самосознания, так как связанные с ним понятия подразумевают именно конфессиональные, а не этнические критерии различения "русских" и "не-русских". Что касается хрестоматийно известной "теории" Москвы и России как "Третьего Рима", то исследование Н. В. Синицыной показало, в частности, что даже этот на первый взгляд ярко этнонациональный и протонационалистический концепт на поверку не оказывается таковым, так как "этно-национальное" в нём, как выясняется, полностью растворено в мeтaфизичecки-конфессиональном.

Reply

1981dn December 6 2023, 05:29:15 UTC
Утверждение "русские - изначально это конфессионим" вы так и не смогли подтвердить-обосновать .

Ещё раз напомню очевидное:

Православие называли русской верой и греческой верой - из этого не следует, что "русский" и "грек" это конфессионимы. "Русская вера" - это обычное упрощение, которые и сегодня может быть в ходу
Даже приняв русскую веру карел, зырянин, татарин оставался карелом, зырянином, татарином, а грека или серба не называли русским только из-за того, что он исповедует православие. Каждый русин был православный, но вовсе не каждый православный был русин.
О том, что русские это в первую очередь кровь, а не вера на Руси все прекрасно знали - автор Густынской летописи, например:



А Тверской летописец, на которого вы ссылаетесь, конечно "перебарщивал": это не жители Константинополя исповедовали русскую веру - наоборот, на Руси исп. греческую веру, и вы сами это прекрасно знаете, и на Руси это тоже прекрасно знали!
Я специально проверил - в Ипатьевской, Лаврентьевской, Новгородской первой летописи - таких упрощений нигде больше нет. Тверская летопись это единственный пример, когда житель середневековой Руси на полном серьёзе утверждает, что в Византии, оказывается, русская вера!

Католицизм называли немецкой верой, польской верой - из этого тоже не следует, что "поляк" или "немец" это конфессионимы. Это такое же упрощение - переносы веры на этнос.

Reply

geysha_gesha December 7 2023, 19:24:00 UTC

Тверской летописец, на которого вы ссылаетесь, конечно "перебарщивал": это не жители Константинополя исповедовали русскую веру - наоборот

Да, Вы действительно непроходимый..

Жители Константинополя и Руси исповедывали одну религию. Жители Константинополя считали себя римлянами (ромеями), а Константинополь и Рим равновеликими столицами. Но первой столицей и матерью богоспасаемого христианского мира и его центром все христиане считали Иерусалим. Константинополь был построен по подобию Иерусалима. Так вот, и Киев строился по подобию Константинополя, т.е. Иерусалима. Поэтому летописец вложил в уста Вещего Олега слова: "Се буди мать городам руським". Реальный(?) князь Олег не мог этого произнести, он был язычником. В представлении жителей Киевской Руси - Русь это второй Израиль, а Киев - мать городов руських, т.е. городов христианских, "руский" это христианин. Поэтому и вера "руская".

"И седе Олегъ, княжа в Киеве, и рече Олегъ: «Се буди мати городом руськымъ». И беша у него словени и варязи и прочии, прозвашася русью. Се же Олегъ нача городы ставити, и устави дани словеном, и кривичемъ и мерямъ, и устави варягом дань даяти от Новагорода 300 гривенъ на лето, мира деля, еже до смерти Ярославля даяше варягом."

Картинка Ваша с текстом упоминает о племенном периоде. До принятия христианства. и затем о веке 17. Это поздняя летопись и представления о народах и нациях в Литовской Руси отличались от московских. Я про это уже упоминала выше. Читайте внимательно.

Кст. в Москве к 17-18 векам этническое самосознание начало меняться и соответствовать понятиям западным, помимо конфессионима приобретать современное значение.

А.И. Рогов и Б.Н. Флоря. в очерке посвященном этническому самосознанию в Киевской Руси констатировали, что автор «Повести временных лет» не нашел слова для обозначения всей общности славян, живущих в Руси, тогда как чешские и польские хронисты (Козма Пражский и Галл Аноним) пишут о поляках и чехах. Кроме того с середины 12 века племенные названия из летописи исчезают, их заменяют названия от областного центра (новгородцы, псковичи, полочане), и в этом видно выражение областного, а не этнического самосознания. Б. Н. Флоря отмечает, что в этом отношении ситуация не такова, как на Западе, где новые княжества виделись как продолжатели племенных союзов (Саксония, Бавария), а законы создавались на базе племенного прaва (Скасонская правда, Баварская правда). «Здесь сохранялись не только традиционные этнонимы, но и сознание преемственной связи между средневековой «землей» и старым племенным союзом».

Reply

htwz January 8 2024, 21:46:54 UTC

Так что хочет доказать это хохлодырка? Предположим курва права и русские это строго название принадлежности к религии (правда тогда возникает вопрос с греческой верой, кучей крещённых нацменов и ещё много чем). Как же тогда назывался народ русский в этот же самый период? Хотелось бы понять что именно и с какой целью пытаются накидывать польские курвы и их бывшее быдло. Нужно какое-то резюме.

Reply

geysha_gesha February 2 2024, 16:08:57 UTC

Тупица, читать сначала научись, быдло ватное. Все ответы уже даны мною в коментах на твоем московитском языке.

Годуновы угасший русский дворянский род, династия русских царей (1598-1605). Происходит от мурзы Чета, выехавшего из Золотой Орды в Москву (около 1330), принявшего крещение с именем Захария и выстроившего в Костроме Ипатьевский монастырь, где и похоронен.

Reply

1981dn February 2 2024, 16:42:54 UTC
Сходите-ка, милочка, в баню.

Reply


Leave a comment

Up