А.Сурков || «
Красная звезда» №137, 12 июня 1943 года
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: Сообщения Советского Информбюро (1 стр.). С огромным успехом продолжается подписка на военный заем (1 стр.). Подполковник Н.Денисов. - О некоторых особенностях воздушной тактики немцев (2 стр.). Майор А.Свиридов. - Борьба за огневую инициативу в обороне (2 стр.). Полковник С.Якимов. - Обучение курсантов танковых училищ (2 стр.). А.Сурков. - Окопная быль (3 стр.). Мощный удар нашей авиации по аэродромам противника (3 стр.). А.Платонов - Земля и небо Курска (3 стр.). С'езд польских патриотов закончил свою работу (3 стр.). К.Гофман. - Волшебные сказки Шпеера (4 стр.). Уильям Ширер о перспективах войны (4 стр.). Гарнизон острова Пантеллерия капитулировал (4 стр.).
# Все статьи за
12 июня 1943 года.
Был у нас во взводе такой случай. Я на «дегтяреве» первым номером работал, а напарником, вторым номером и заместителем - Григорий Камышников. В армию он из запаса пришел. До войны музыкантом был. В джазе на большом и малом барабане наяривал и во всякие дудки, пищалки дул. Назывался он по-ихнему «ударником», в деле своем был дока и незаменимая личность. Наш «дегтярев» тоже инструмент ударный. Как ударит густой очередью, так немецкие слушатели аж на небо возносятся. Камышников к новому инструменту пристрастился. Только всё на однообразие мелодии жаловался и, как мог, душу отводил. На перекурку сядем, а он в отделении ложки соберет и - пошла чесать! Ложки у него в пальцах словно живые. У каждой свой голос. Языком да губами поможет и шпарит себе всякие мелодии. У кого характер полегче, тот не стерпит: в пляс ударится, не удержишь. Гребенка ему под руки попадется, запоет, как скрипка, - чего душа желает - по заказу. Такая у него душа была - чего коснется, всё у него поет. Лежит в окопчике, а рядом ивовый куст. Срежет ветку ножиком, поколдует - дудка получилась. Подует в дудку - поет. Заночуем в немецком блиндаже. Наберет по углам пустых бутылок, воды нальет куда больше, куда меньше, рядком поставит, тронет палочками - поют бутылки. Незаменимый человек был во взводе. В начале войны, когда кисло нам приходилось, бел свет иной раз не мил был, учудит он что-нибудь со своими дудками-гребенками, и
оттает солдатская душа.
Ребята его Капельдудкой прозвали. Был он человек мягкой души, не обиделся. Стал на «капельдудку» отзываться, словно иного имени у него и от рождения не было. Вошел он у нас в части в большую славу. Из чужих рот иной раз целые делегации приходили просить, чтобы мы им Капельдудку на вечерок взаймы уступили.
Поскольку Капельдудка моим напарником был, я против других больше за ним всяких причуд видел. А самая главная причуда у него в левом кармане гимнастерки лежала. Была его маленькая, черная записная книжка, вроде тех, в которые телефоны записывают. Никогда он с этой книжечкой не расставался. «Мессеры» над огневой расшмыгаются, он, чуть свободную минутку выберет, сейчас книжку из кармана и что-то строчит. Влепят немцы по нашей огневой хорошую очередь из пулемета, он опять строчит. Артподготовка начнется, кругом светопреставление, а он, гляди, миг урвал, над книжкой нагнулся.
Спрашивал я его, шутя, мол, духовное завещание что ли потомкам строчишь, Григорий? Улыбнется несмело, книжку в карман спрячет и скажет:
- Это моя тайна, Вася! Если меня немец ухлопает, а ты жив будешь, сделай мне братскую милость, вынь из кармана эту книжку, в ней лежит письмо к матери. А книжку отошли по адресу, который в ней написан. Обязательно отошли. А то вроде как я половину дела на войне не сделаю.
Много мы вместе с Капельдудкой километров протоптали и на восток и на запад. Много патронов извели. Много нашей, русской, земли саперными лопатками, как кроты, изрыли. На всю жизнь сердцем к сердцу приросли. Привык я к его чудачеству с книжкой. Делал вид, что не замечаю и вопросами больше не докучал.
Когда прошлым летом Карманово брали, лишился я своего закадычного напарника. Срезал его в перебежке немецкий автоматчик. Своими пальцами я брату названному веки смежил. Завет его вспомнил. Книжечку, пулей насквозь пробитую, от крови мокрую, из кармана вынул, в свой переложил.
После боя похоронили мы нашего Капельдудку в отдельной могиле под большим дубом, у поворота дороги. Много народу собралось проводить певучего человека в последний поход.
Вечером письмо завещанное начальству полевой почты снес, в собственные руки отдал, чтобы не затерялось где. Возвратился во взвод и стал книжку товарища убитого листать. Больше половины листочков в книжке были исписаны непонятными каракулями. Вдоль листочков линейки аккуратно вычерчены тонким карандашом, а по линейкам, как ласточки на проводах, закорючки разные посажены. А между ними мелко написанные простым человеческим языком строчки попадаются. Насчет закорючек догадался я, что это ноты, только понять ничего не понял. Стал простые слова читать. Вот какое было там написано:
«Эшелон на фронт идет. Колеса стучат на стыках. Притормозили. Буферные тарелки лязгают. Отдаленный гул самолетов. Резкое торможение. Тормоза воют». И дальше всё так же, про то, как «Юнкерсы» идут в пике, как бомбы свистят, как разрывы гремят, и про «Мессершмитты», и про артобстрел, и как воет ветер в бойнице дзота, и как старуха над убитой дочкой причитает.
Прочитал я всё и мало что понял. Стал дальше книжку листать и на предпоследней страничке вот что прочел:
«Товарищу, который снимет эту книжку с моего трупа.
Именем твоей матери, жены и ребят заклинаю: исполни мою предсмертную просьбу! Сохрани эту книжечку и отправь в Москву, в Союз композиторов!»
Всё это крупными буквами написано и с восклицательными знаками, а дальше мелко и разборчиво:
«Товарищи композиторы! Не посмейтесь над маленьким оркестрантом, который любит музыку больше жизни. Сидя в вагоне воинского эшелона, везущего меня на фронт, подумал я о том, что началась война, о которой человечество до скончанья века будет помнить. И будут люди, будущих времен умом и сердцем ловить каждое слово об этой войне, захотят представить себе, как всё это было в жизни. Писатели будут писать романы. Художники будут писать картины. А композиторы будут писать симфонии. И показалось мне, что вдруг будущий Бетховен или Чайковский, который напишет великую симфонию о нашей жизни и подвиге, не попадет на войну, не послушает своими ушами, как она грохотала, кричала, ликовала, рыдала, радовалась и гневалась. И решил я в меру скромной своей силы помочь хоть чем-нибудь великому мастеру будущего в его священном труде. Решил в эту книжечку до конца войны, а если не доживу, то до того дня, когда
найдет меня пуля, записывать на ноты звуковой мир войны. Может быть в этом хаосе жестоких звуков смерти и подслушает благородное сердце большого художника ноту, которая родит в его воображении образ его предка, шагающего через ночь, кровь и воющий металл.
Оркестрант Григорий Евгеньевич Камышников».
Когда к нам приехала бригада московских артистов концерт устраивать, передал я эту книжечку ихнему главному и от лица всего взвода просил его, чтобы непременно она по адресу попала.
К чему я тебе всё это рассказал? А вот к чему. Бывает - живет человек на свете. И все думают, он обыкновенный, а то и с причудью малость. И из одного котелка щи хлебают. И одной шинелью в землянке укутываются. Думают, всё видят, да не видят ничего.
Так и наш Капельдудка. Жил среди нас. Пулеметчик был отличный. Забавник да развлекатель артельный. А умер он, заглянули в книжечку, которой и цена-то в лавке семь гривен по мирному времени. Заглянули и увидели душу такую просторную, что и края ей не видать, такую красивую, что и не налюбуешься ею никогда.
Ну, ты сам пойми! Бомбы кругом сыплются. Снаряды чуть не на каждом метре поле пашут. От пуль не продохнуть. А рядом с тобой лежит в окопе невидный человечек. Чуть передышка случится, книжонку из кармана вынимает, мусолит карандаш и будущему человечеству кружочками да закорючками письмо о страданьях наших, о подвиге нашем строчит. Строчит и о смерти не думает, потому что у него в сердце поет будущая жизнь, нашим страданьем и кровью оплаченная.
Вот тебе и Капельдудка! //
А.Сурков.
______________________________________
И.Эренбург:
Душа России** ("Красная звезда", СССР)
Ю.Нагибин:
Солдатская душа ("Красная звезда", СССР)
********************************************************************************************************************
ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ. Гвардии старший лейтенант В.Куликов показывает бойцам, как вести огонь из противотанкового ружья по самолетам противника.
Снимок нашего спец. фотокорр. капитана Ф.Левшина.
★
От Советского Информбюро*
#
Сводка Совинформбюро за 11 июня 1943 года У убитого немецкого обер-ефрейтора найдено письмо от владельца литейного и машиностроительного завода в Оснабрюке - Карла Веймана. B письме говорится: «...На Оснабрюк был совершён весьма сильный воздушный налёт. Фугасная бомба совершенно разрушила наш дом. Вскоре Оснабрюк пережил ещё один, но уже более интенсивный налёт. На этот раз завод лишился машинного отделения, модельной, литейного цеха, склада между конторой и мастерской и ещё двух складов. После этого Оснабрюк много раз подвергался воздушным налётам. Почти каждый раз фирма несла большой ущерб. Население очень сильно возбуждено этими бомбардировками».
★
Пленный солдат 3 немецкого полевого штрафного батальона Эрих Андрес рассказал: «В штрафном батальоне очень пестрый состав. Тут отбывают наказание солдаты, моряки, лётчики, а также офицеры различных родов войск. Например, во второй роте служит немецкий полковник Лунд. Солдаты доведены до крайней степени истощения. Самовольная отлучка из расположения части карается смертной казнью. За последние четыре месяца казнено 46 солдат. Осуждённых расстреливает специальная команда из шести человек, которую возглавляет унтер-офицер Вилли Гарц». //
Совинформбюро.
*****************************************************************************************************************
СПЕКТАКЛИ ЦЕНТРАЛЬНОГО ТЕАТРА КРАСНОЙ АРМИИ
Сегодня Центральный театр Красной Армии начинает свои гастроли в Москве. Спектакли пойдут в парке ЦДКА. Художественный руководитель театра лауреат Сталинской премии народный артист республики А.Д.Попов рассказал нашему корреспонденту:
- Коллектив театра с большим творческим под'емом приступает к работе в родной Москве. Мы снова встретимся с взыскательным и чутким зрителем нашей столицы, мы снова увидим в стенах театра дорогих и близких нам людей - воинов Красной Армии. Наше волнение естественно.
- Свои гастроли мы начинаем постановкой пьесы А.Гладкова «Давным-давно». Это - наша новая работа. Находясь в Свердловске, на Урале, театр подготовил 7 новых спектаклей. Кроме того ряд прошлых постановок нашего репертуара был отработан заново.
- За полтора года своей работы на Урале, - говорит А.Д.Попов, - Центральный театр Красной Армии показал более пятисот спектаклей. Наши актеры, кроме того, вели большую концертную деятельность. В частях Уральского военного округа, в госпиталях, на заводах и агитпунктах они дали около 450 шефских концертов.
Особо следует остановиться на участии нашего театра в обслуживании бойцов и командиров действующей армии. На фронт мы отправили 11 концертных бригад, большая половина актерского состава вошла в них. Везде, на огромном протяжении линии фронта побывали наши актеры, своим мастерством вдохновляя доблестных воинов на героические подвиги. В общей сложности бригады ЦТКА дали на фронте более 1.300 концертов. Ряд участников фронтовых бригад награжден орденами и медалями.
А.Д.Попов в заключение сказал, что предстоящая работа театра будет направлена на создание таких спектаклей, которые отразят величие нашей борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и славное прошлое русского народа.
____________________________________________________________
Бр. Тур:
Золотые руки* || «Известия» №120, 23 мая 1943 года
В.Антонов:
Пуля найдет* || «Известия» №118, 21 мая 1943 года
А.Софронов:
Губная гармоника* || «Известия» №90, 17 апреля 1943 года
Б.Галин:
Солдатская дума* || «Красная звезда» №99, 28 апреля 1943 года
А.Платонов:
Труженик войны* || «Красная звезда» №57, 10 марта 1943 года
Газета «Красная Звезда» №137 (5508), 12 июня 1943 года