С.Кафтанов || «
Известия» №96, 24 апреля 1943 года
СЕГОДНЯ В ГАЗЕТЕ: Постановления Совета Народных Комиссаров Союза ССР: О присвоении воинских званий высшему начальствующему составу Красной Армии; О присвоении воинского звания вице-адмирала Басистому Николаю Ефремовичу. (1 стр.). Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении писателя Упитса Андрея Мартыновича орденом Трудового Красного Знамени. (1 стр.). Письма тов. Сталину: от партийного актива гор. Улан-Удэ; от колхозников, колхозниц, рабочих совхозов и МТС Рязанской области. (1 и 2 стр.). Налёт наших самолётов на г. Инстербург. (3 стр.). С.Кафтанов. Высшая школа в дни войны. (2 стр.). Ионас Марцинкявичюс. - Литовцы в бою. (3 стр.). А.Степанов. - У моря и в море. (3 стр.). М.Прищепа. - На Памире. (3 стр.). А.Софронов. - Кровь и сахар. (4 стр.). Военные действия в Тунисе. (4 стр.). Заявление Рузвельта и нота американского правительства об убийстве японцами американских пленных лётчиков. (4 стр.). Результаты торгов на рыболовные участки. (4 стр.).
# Все статьи за
24 апреля 1943 года.
Война чрезвычайно осложнила работу советской высшей школы. Жизнь внесла значительные поправки в установившиеся ранее соотношения между отдельными специальностями, вызвала необходимость введения в учебные планы ряда новых дисциплин. Существенные изменения претерпели контингенты учащихся. Временный захват врагом известной части территории Советского Союза вызвал необходимость перебазирования некоторых высших учебных заведений, которые на новых местах, естественно, встретились с организационными трудностями.
В суровой обстановке Отечественной войны советского народа против злейшего врага человечества, прогресса и культуры - немецкого фашизма работники нашей высшей школы честно выполняют свой долг - обеспечивают родину высококвалифицированными кадрами. За время войны советские высшие учебные заведения подготовили более 200 тысяч инженеров, врачей, агрономов, геологов, учителей, экономистов, юристов, командиров и политических работников героической Красной Армии. Вместе с тем научные работники высших учебных заведений показали за период войны немало образцов умелой перестройки научной работы, подчиняя её задачам укрепления обороноспособности родины.
Научные коллективы университетов, технических, сельскохозяйственных, медицинских, педагогических и других институтов разработали и практически разрешили сотни актуальнейших проблем для народного хозяйства и обороны страны, создали ряд новых видов оружия, обогатили многие производства передовой, наиболее производительной технологией, добились значительных успехов в изыскании новых сырьевых баз, особенно в восточных районах Советского Союза.
Ярким доказательством этой плодотворной работы является присуждение Сталинских премий работникам высших учебных заведений. Свыше ста научных деятелей советской высшей школы удостоены в 1943 году звания лауреата Сталинской премии. В Московском государственном университете им. Ломоносова этого высокого звания удостоены 12 человек, в Московском механико-машиностроительном институте им. Баумана -13, в Московской сельскохозяйственной академии им. Тимирязева - 5, в Московском институте инженеров железнодорожного транспорта им. Сталина - 3, в ленинградских высших учебных заведениях - свыше 10 человек, четверо - в высших учебных заведениях Томска.
Беззаветным, высокоидейным служением родине проникнуты жизнь и деятельность работников советской высшей школы. Около 2.500 работников Ленинградского университета ушли добровольцами на фронт, на защиту своего родного города. Научные работники университета с большим успехом выполнили ряд весьма важных заданий командования Ленинградского фронта. Они не ослабляют свою оборонную научно-практическую работу и на новом месте. Замечательную инициативу проявил коллектив профессоров и преподавателей Среднеазиатского индустриального института, выполнивший проект одного крупного металлургического комбината. Профессора и преподаватели Тбилисского университета разработали ряд научно-практических проблем эффективной борьбы с вражеским оружием. Коллектив Магнитогорского горно-металлургического института внёс много нового и ценного в доменное производство. Научные работники Свердловского индустриального института им. Кирова за короткий период выполнили около 70 ценных работ для промышленности Урала.
Результаты работы высшей школы в условиях войны весьма значительные. Однако война пред’являет всё новые требования усиления подготовки различных специалистов, а особенно инженеров, врачей, командиров Красной Армии, хорошо владеющих современной техникой вооружения. Нельзя забывать и того, что после разгрома врага предстоит огромная восстановительная и созидательная работа. Для проведения её нужно подготовить много тысяч квалифицированных специалистов, хорошо знающих своё дело, способных по-большевистски справляться с трудностями.
Как разрешает высшая школа поставленные перед нею задачи по подготовке новых кадров советской интеллигенции?
Мы располагаем сейчас об’ективным показателем - результатами недавно закончившейся экзаменационной сессии. Результаты сессии, как в зеркале, отражают и положительные, и отрицательные стороны работы и вместе с тем позволяют делать выводы и о дальнейшем направлении деятельности высшей школы.
Последняя экзаменационная сессия прошла значительно организованнее и с лучшими показателями, чем предыдущая. В итоге перестройки учебной работы немало высших учебных заведений добилось резкого снижения академической задолженности студентов, обеспечило хорошую явку студентов на экзамены и успешную сдачу экзаменов. В этом смысле выделяются Тбилисский институт инженеров железнодорожного транспорта, Московский институт стали, Иркутский горно-металлургический институт, Молотовский и Красноярский медицинские институты, Костромской текстильный институт и т.д.
Возросла политическая сознательность студентов, укрепилось чувство ответственности, увеличилось число студентов, досрочно сдавших экзамены. Например, в Московском авиационном институте только на 1-м курсе досрочно сдали экзамены 126 студентов. Сказывается повышение качества всей педагогической работы в высшей школе. Высокие показатели учёбы студентов отражают и улучшение политико-воспитательной работы со стороны директоров партийных и комсомольских организаций.
Но остаётся ещё немало высших учебных заведений, которые не выполняют требований военного времени. Не могут быть приняты во внимание никакие ссылки на «об’ективные» причины, якобы вызвавшее неявку на экзамены значительного числа студентов Московского инженерно-строительного института (директор тов. Карчемский), Московского автомеханического института (директор тов. Кошлаков), Омского ветеринарного института (директор тов. Бельков), Новосибирского сельскохозяйственного института (директор тов. Басюк). Отставание этих высших учебных заведений свидетельствует о низком уровне политико-воспитательной и учебно-методической работы, об отсутствии необходимой дисциплины.
За время войны советское студенчество проявило себя, как замечательный отряд советских патриотов, всегда готовых самоотверженно отстаивать родину. Десятки тысяч студентов с первых дней война героически сражаются с врагом в рядах Красной Армии. Многие добровольно ушли на фронт, показали образцы беззаветной храбрости, бесстрашия и заслуженно получили правительственные награды. Почти 90 процентов студентов-мужчин Московского института физической культуры имени Сталина добровольцами ушли на фронт и в многочисленных боях с немецкими захватчиками, чаще всего в тылу врага, проявили исключительный героизм. Самоотверженно сражаются сотни студентов Ленинградского института физической культуры им. Лесгафта, отвага и героизм которых получили не только блестящий отзыв командования, но и благодарность руководству института за воспитание таких прекрасных бойцов-патриотов.
Много сделало советское студенчество и на трудовом фронте. 700 студентов Московского университета в течение трех месяцев по-ударному работали на дровозаготовках, несколько сот студентов - на сельскохозяйственных работах, агитаторами в колхозах и т.д. Студенческим коллективом Уральского индустриального института за первые 17 месяцев войны было отработано на предприятиях и стройках около 80.000 человеко-дней. Таких примеров очень много. Они ярко отражают высокий патриотизм нашего студенчества, его организованность, дисциплинированность и беззаветную преданность родине. Тем более высокие требования надо пред’явить работникам высшей школы к студентам в отношении повышения качества учебной работы.
Партия и правительство окружают нашу высшую школу исключительной заботой, создают все условия для её нормальной и плодотворной работы. Решение правительства об улучшении питания студентов, о приравнении их в снабжении к рабочим, организация подсобных хозяйств в высших учебных заведениях, создание наиболее благоприятных условий для учебной работы приобретают во время войны особое значение. Это обязывает руководителей учебных заведений, профессоров, преподавателей и студентов ответить высококачественной учебой и серьезной подготовкой молодых специалистов к предстоящей практической деятельности их на всех участках народного хозяйства страны.
Высшая школа приближается к завершению второго учебного года в обстановке Отечественной войны. Новые отряды специалистов скоро вольются в нашу промышленность, транспорт, сельское хозяйство, в медицинские, советские и культурные учреждения. Машиностроительный институт в Нижнем Тагиле уже выпустил 40 инженеров, успешно сдавших государственные экзамены и выполнивших для оборонного завода технический проект, принятый наркоматом. Такие образцы непосредственного активного включения в работу для фронта, для страны обязаны показать все наши студенты, через полтора-два месяца вступающие в напряженный период сдачи государственных экзаменов.
Сотни тысяч студентов будут сдавать экзамены на право перехода на следующий курс, будут подводить итоги учебного года. Необходимо напрячь все силы для того, чтобы закончить год с высокими показателями.
Работники высшей школы и советские студенты располагают всеми возможностями для успешного завершения текущего учебного года. Требования войны диктуют необходимость безоговорочного выполнения этой важнейшей задачи, стоящей сейчас перед высшей школой нашей страны. // С.Кафтанов, председатель Комитета по делам высшей школы.
*****************************************************************************************************************
В мартеновском цехе металлургического завода, где директором т. Ильин. Цех этот получил 2-ю премию во всесоюзном соревновании за март 1943 г.
Фото Н.Петрова.
____________________________________________
Бр. Тур:
Юноши из Харькова* || «Красная звезда» №208, 4 сентября 1942 года
Разложение германской молодежи* || «Красная звезда» №62, 15 марта 1942 года
Фашистская система развращения молодежи* || «Красная звезда» №165, 16 июля 1942 года
Н.Михайлов:
Советская молодежь в боях за родину || «Красная звезда» №210, 6 сентября 1942 года
Газета «Известия» №96 (8089), 24 апреля 1943 года