Юноши из Харькова

Jul 05, 2016 18:12


Братья Тур || « Красная звезда» №208, 4 сентября 1942 года

Защитники Сталинграда! Напрягайте все силы, чтобы отбить натиск врага. Беспощадно истребляйте гитлеровцев, рвущихся к волжской твердыне. До последней капли крови деритесь за наш Сталинград!

# Все статьи за 4 сентября 1942 года.




Техника в Германии, как известно, стоит на высоком уровне, в особенности техника охраны концентрационных лагерей. По колючей проволоке, опоясывающей средневековый сад пыток, бегут токи высокого напряжения. Фотоэлементы, регистрируя тень беглеца, сами собой приводят в движение пулеметы, простреливающие дорогу. Но все же вести из огромного удушливого концлагеря, в который превращены оккупированные наши земли, просачиваются все чаще и чаще. Как ласточки, выпущенные из тюремного окна, прилетают к нам эти вести, кровянящие сердце, раздирающие душу. Их не могут задержать ни пулеметы с фотоэлементами, ни электрический ток.

На фронте мы встретили пятнадцатилетнего юношу Володю. Недавно он пробрался сюда из глубокого фашистского тыла.

- Когда я перешел линию фронта, - сказал он нам, смущенно улыбаясь, - я набрал в горсть воды из первого ручья, и она мне показалась такой вкусной, какой я никогда в жизни не пил…

В глазах пятнадцатилетнего подростка светится печальный опыт целой жизни. Вот в кратком пересказе его история.

Через некоторое время после прихода немцев в Харьков по квартирам стали ходить специальные вербовщики, отбирающие подростков. Хорошо развитых физически, высоких и стройных юношей сажали в машину и свозили на сборные пункты. В числе этих мальчиков, приглянувшихся фашистским гуртовщикам, оказался и Володя. Родителям его пригрозили, что за неповиновение они будут подвергнуты репрессиям.

На сборном пункте, в бывшем клубе инженеров, к юношам обратился с речью некий «оберст» (полковник). Он оказал, что собранным здесь молодым людям оказана высокая честь. Они будут посланы в специальные школы, где пройдут курс обучения, чтобы потом послужить достойным пополнением великой германской армии.

Из Харькова юноши были отправлены в Житомир и размещены там в специальных казармах. Началась удручающая и мучительная пытка, именуемая «учебным курсом». Основной частью «учебы» был немецкий язык, преподаванию которого посвящалось несколько часов в день. Через некоторое время разговоры на русском языке вообще были запрещены - за нарушение полагался строгий карцер. Говорить по-русски запрещалось даже между собой. Начальство об’ясняло это пользой непрерывной практики.

Впрочем другие предметы преподавались на русском языке. К числу этих предметов относились история Германии, география, военное дело. История Германии, разумеется, излагалась как помпезная вереница триумфов и побед. По изложению некоего господина Вернера, преподававшего историю, выходило, что немцы били всех на свете. Русским юношам прививался культ Зигфрида, Арминия Германика, Фридриха Великого и, разумеется, Адольфа Гитлера. Приветствовать друг друга и преподавателей воспитанникам школы было приказано только поднятием правой руки и возгласом «Хайль Гитлер».




Еще более диким казалось попавшим в неволю советским юношам преподавание географии. По этой «географии» выходило, что столица Финляндии - не Хельсинки, а Петербург. Ряд городов Донбасса числился за венграми. За Херсоном красовался румынский город по имени Антонеску, который в недалеком прошлом именовался Одессой. Вообще по этой науке все страны мира делились на уже принадлежащие Германии и на те, что в скором времени будут ей принадлежать, вроде «этой зловредной Америки».

Наряду с немецким языком много времени отводилось военному ремеслу - прусской шагистике, стрельбе и т.д. Утонченное издевательство заключалось в том, что советских юношей заставляли тренироваться в стрельбе по мишеням, одетым в красноармейскую форму. «Привыкайте, привыкайте», - усмехался ефрейтор Гофмеер, руководивший стрельбами.

- Мы старались промахиваться, - говорит Володя.

Будущее пополнение «великой германской армии» кормили так, что большинство юношей ходило опухшими. Баланда из кукурузы составляла главное блюдо. Но не систематический голод был причиной мучения несчастных юношей. Прусские плевки в душу горели. У иных они вызывали желание мести, у других - отчаяние. Иные не выдерживали морального издевательства, национального унижения, насильственного онемечивания. Так, Шура Приходько, сын железнодорожника из Киева, повесился в уборной.

Вскоре выяснилось истинное назначение «школы». Она готовила солдат для будущих германских колоний в Восточной Африке. Иными словами, советские юноши, предварительно онемеченные и изуродованные, должны были попасть на вечную знойную каторгу, куда-то к чорту на рога. Другая часть «учеников» предназначалась в качестве солдат саперных войск для разминирования минных полей и наиболее опасных взрывных работ, т.е. на верную смерть. Немецкие фельдфебели, преподававшие в школе, так и называли своих «воспитанников» мальчиками смерти. Обреченным вдалбливалась чудовищная мысль, что смерть во имя Германии - искупление «вины» России, принявшей бой с немцами.

- Только ночами мы освобождались от этих мучений, - рассказывает Володя. - Нам снились сны. Над этими снами были бессильны властвовать наши тюремщики. Нам снилось наше свободное детство, освобожденная Украина, экскурсии в Москву. Нам снилось то, что еще год назад было не сном, а явью.

Если бы немецкая администрация знала об этих сновидениях, она, наверно, не замедлила бы издать специальный сонник с перенумерованными снами на каждую ночь. Юношам, попавшим в неволю, вменялось бы в обязанность видеть во сне Гитлера и Геббельса.

Когда-то турецкие сатрапы насильно забирали христианских детей, обращали их в мусульманство и воспитывали из них своих воинов-янычар, не знавших родины и забывших родную речь. Гитлер пытается создать в наших городах фабрики янычар. Не выйдет!..

Для того, чтобы переделать русского юношу, мало надеть на него немецкую форму и сажать в карцер за употребление родной речи. Надо положить его на операционный стол, вскрыть грудную клетку, вынуть русское сердце и вставить другое. Надо вынуть из его орбит глаза, в которых запечатлелись русские небеса, и вставить вместо них рыбьи глаза пруссака или мертвые линзы, сделанные Цейсом, в которых мир отражается по немецкому артикулу. Только тогда он сможет превратиться в янычара, забывшего родину, товарищей, честь.

С точки зрения немецкой химии вода Рейна и Волги, вероятно, одна и та же. Но для русского вода родной Волги имеет другой вкус. Вот это и есть чувство родины, чувство свободы. Оно вместе с кровью бежит по жилам. Оно заставляет нас видеть, мир по-своему.

Это чувство заставило пятнадцатилетнего Володю, едва он перешел линию фронта, припасть к ручью и пересохшими губами пить его воду, потому что это вода свободной родины - живая вода Советского Союза. // Братья ТУР. БРЯНСКИЙ ФРОНТ.

**************************************************************************************************************************************************
ТРЕВОГА В БЕРЛИНСКОМ БРЕХОУБЕЖИЩЕ

ГИММЛЕР: - Пиши так, Геббельс: во-первых, никакого советского налета не было, во-вторых, мы сбили 136 советских самолетов над Берлином.

Рис. Б.Ефимова



**************************************************************************************************************************************************
Перехитрить противника, обмануть его, напугать решительностью и быстротой действий, уничтожить его живую силу - вот суворовский путь к победе над врагом

☆ ☆ ☆

Мрачные перспективы новой военной зимы в Германии
Рассказы очевидцев о настроениях германского народа

НЬЮ-ЙОРК, 3 сентября. (ТАСС). По сообщению стокгольмского корреспондента газеты « Нью-Йорк таймс», лица, прибывшие из Берлина, заявляют, что население Германии глубоко подавлено в связи с мрачными перспективами новой военной зимы и ухудшением продовольственного положения. Захват германской армией новых территорий не радует население. Многие заявляют, что германскую армию можно сравнить с «мухой, которая захватила еще один квадратный дюйм липкой бумаги». Нехватка продовольствия ощущается все острее. Нормы выдачи хлеба и жиров снижены, из-за недостатка кормов идет массовый забой скота. Старые запасы зерна, которые хранились около Берлина, исчерпаны. Ожидается третий с начала войны плохой урожай. В связи с чрезвычайно холодной зимой погибло 4 млн. акров озимой пшеницы, что снизило урожай на 30 проц. против обычного. Запасы сырья для текстильной и обувной промышленности совершенно исчерпаны.

СТОКГОЛЬМ, 3 сентября. (ТАСС). Газета «Нюдаг» опубликовала рассказ одного шведа, только что вернувшегося в Швецию после короткого пребывания в Германии.

«Немецкий народ, - рассказывает прибывший, - проявляет поразительное безразличие к хвастливым сводкам германского командования. Но даже краткое сообщение о бомбардировке немецких городов становится сейчас же предметом оживленных дискуссий и поводом для различных слухов и пессимистических прогнозов.

Немецкий народ испытывает глубокий страх перед вторым фронтом. Постоянная нервозность, вызванная этим страхом, уже не поддается воздействию официальной пропаганды. На предприятиях эта пропаганда все более и более напоминает 1917-18 г. От обещаний народу всех благ в случае победы гитлеровская пропаганда перешла теперь к описаниям мрачного будущего, ожидающего Германию в случае ее поражения. На предприятиях, занятых подготовкой к новой военной зиме, эта пропаганда дополняется угрозами усиления наказаний.

Продовольственное положение ухудшается с каждым днем. В начале августа в Берлине совершенно не было муки. В ряде мест Берлина и Западной Германии произошли столкновения на площадях между полицией и домохозяйками. В нескольких случаях имели место небольшие демонстрации.

Об официальных цифрах потерь германской армии говорят с нескрываемым презрением. Антивоенная борьба на крупных предприятиях усилилась, о чем известно и широкой общественности. Рассказывают о двух крупных диверсионных актах на химических заводах Рура, а также о диверсиях на нефтяных заводах Бохума. Произошли диверсии на вокзалах Александерплац и Ангальтербангоф. В Берлине пожаром на Альбрехштрассе уничтожены большие склады текстиля. В Адлерсгофе взорвано несколько вагонов с боеприпасами».

☆ ☆ ☆

Население Финляндии обречено на голод

НЬЮ-ЙОРК, 3 сентября. (ТАСС). Корреспондент агентства Юнайтед Пресс передает из Лондона, что экономические затруднения Финляндии становятся все более острыми. За преступления маннергеймовской клики, втянувшей страну в войну, приходится расплачиваться населению Финляндии. Продовольственное положение Финляндии становится все более критическим. В настоящее время суточная норма выдачи хлеба населению составляет пять ломтиков, причем хлеб весьма низкого качества. Урожай зерновых в Финляндии в нынешнем году весьма плох. Картофель почти невозможно достать. Все запасы сахара израсходованы.

Столь же критическое положение в Финляндии и с топливом. По заявлению одной финской газеты, «Финляндия может замерзнуть предстоящей зимой». Представитель финского правительства недавно признал, что необходимы чрезвычайные мероприятия в области топлива.

Как передает далее корреспондент, Финляндия испытывает острую нехватку в одежде и обуви, особенно для детей.

☆ ☆ ☆

СТРАХ ВЕНГЕРСКИХ ПРАВИТЕЛЕЙ ПЕРЕД «ВНУТРЕННИМ ФРОНТОМ»

ЛОНДОН, 3 сентября. (ТАСС). Венгерская газета «Реггели Мадьярсаг» поместила статью, выдающую страх правящей в Венгрии клики перед нарастающим в стране недовольством. Газета признает, что «война идет не только на полях сражений, но и на внутреннем фронте» и что антиправительственная и антигерманская «пропаганда шопотом», ведущаяся в стране повсюду, особенно в очередях, падает на благодарную почву и глубоко воспринимается населением.

«Чем более усиливается эта пропаганда, - констатирует «Реггели Мадьярсаг», - тем слабее становится связь между тылом и фронтом, так что даже при наличии мощной армии наша внутренняя сила может быть подорвана, как в 1918 году».

☆ ☆ ☆

ГИТЛЕРОВЦЫ ГРАБЯТ НОРВЕЖСКИЙ НАРОД

СТОКГОЛЬМ, 3 сентября. (ТАСС). Шведская газета «Арбетарен» опубликовала полученное ею нелегальным путем письмо из Норвегии. «Аресты и казни, - говорится в письме, - стали в Норвегии повседневным явлением. Таким путем гитлеровцы держат народ в состояния смертельного страха. В стране - голод. Только нацистские заправилы и немецкие офицеры получают продовольствия вволю. Нормальный рацион хлеба составляет теперь лишь 78 кило на человека в год. Государству сдается ежегодно 280 млн. яиц, но все идет немцам. Процветает коррупция. Квислинг назначил себе жалованье в 240 тыс.крон в год. Квислинговская партия рекрутируется за счет жуликов».

☆ ☆ ☆

КАЗНИ В ХОРВАТИИ

НЬЮ-ЙОРК, 3 сентября. (ТАСС). Как передает агентство Ассошиэйтед Пресс из Берна, в Хорватии по приговору военного суда казнены 22 человека. Казненные обвинялись в помощи повстанцам, владении оружием, слушании лондонского радио и распространении антигерманских сообщений.

________________________________________________
Н.Тихонов: Народ-богатырь* ("Красная звезда", СССР)
А.Толстой: Грозная сила народа ("Красная звезда", СССР)
Ф.Гладков: Черты советского человека* ("Известия", СССР)**
Мое первое знакомство с советским народом ("Gazette de Lausanne", Швейцария)

Газета «Красная Звезда» №208 (5272), 4 сентября 1942 года

осень 1942, сентябрь 1942, оккупация Харькова, газета «Красная звезда», 1942, братья Тур

Previous post Next post
Up