Н.Денисов || «
Красная звезда» №116, 19 мая 1943 года
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: Сообщения Советского Информбюро (1 стр.). Указы Президиума Верховного Совета СССР (1 стр.). Майор Н.Прокофьев. - Бои на горно-лесистой местности (2 стр.). Подполковник Н.Денисов. - Воздушное сражение на Кубани (2 стр.). Подполковник Г.Коломиец. - Артиллерийское сопровождение подвижных групп (2 стр.). Генерал-майор В.Сычев. - Золотой фонд (3 стр.). В.Молчанов. - Трагедия семьи шахтера Мартынова (3 стр.). Подполковник И.Березин. - Беспомощный политотдел тыла. (3 стр.). А.Леонтьев. - Кризис фашистского лагеря (4 стр.). Налет английских бомбардировщиков на Западную Германию. - Разрушения крупных дамб на реках Рурской области (4 стр.). Выступление Эттли в палате общин (4 стр.).
# Все статьи за
19 мая 1943 года.
За последнее время на Кубани приняли особенно широкий размах боевые действия авиации обеих воюющих сторон. Групповые воздушные бои, начавшиеся еще в апреле, день ото дня увеличивались в масштабе, перерастая от отдельных, эпизодических столкновений истребителей и бомбардировщиков в длительное воздушное сражение. Немцы, пытаясь захватить инициативу в воздухе, предприняли ряд массированных налетов на район Краснодара.
Как известно, завоевать господство в воздухе им не удалось, и налеты, предпринятые в больших масштабах, не принесли им желаемых результатов. Под Ростовом и под Краснодаром в воздушных боях и огнем зенитной артиллерии были уничтожены сотни немецких самолетов, и боевой эффект их нападений свелся до минимума. А инициатива в воздушных боях уже с этих первых столкновений стала постепенно переходить на сторону нашей авиации.
В дальнейшем немцы всеми мерами старались оказать наиболее действенную помощь с воздуха своим обороняющимся наземным войскам. Для этого они стали срочно пополнять авиачасти, потрепанные на первом этапе борьбы, вливая в них целые подразделения. Одновременно они перебрасывали на крымские аэродромы свежие части. Немецкая оборона была подкреплена крупными авиационными силами.
Противник переключил усилия всей боевой авиации непосредственно на поле боя. Ударам немецких бомбардировщиков по боевым порядкам наших войск предшествовало появление над линией фронта массы истребителей, которые приходили группами по 20-40 самолетов на участки наиболее горячих боев. Немцы стремились вытеснить наши истребители с поля боя и обеспечить свободу действий своим бомбардировщикам.
Боевой порядок немецких истребителей строился в данном случае по принципу многоярусного патрулирования. «Мессершмитты» и «Фокке-Вульф-190», связанные между собой по радио, заполняли слой воздуха с 1000 до 6000-7000 метров и значительно эшелонировались в глубину для быстроты наращивания сил в главных очагах боев. В то же время часть немецких истребителей имела своей задачей борьбу с нашими штурмовиками и бомбардировщиками, а специально выделенные пары и четверки «охотников» действовали на нашей территории, пытаясь заблокировать аэродромы.
Борьба с этим авангардом вражеского воздушного флота была весьма напряженной. Немецким пилотам с их многоярусным боевым порядком наши летчики противопоставили еще более эшелонированный по высоте маневр сковывающих и ударных групп истребителей. На приемы боя в вертикальной плоскости они отвечали удачным сочетанием вертикального и горизонтального боевого маневра.
Через несколько дней крупных столкновений, продолжавшихся над фронтом буквально от зари до зари, тактика вражеских истребителей стала заметно изменяться, и самые очаги боев начали перемещаться на территорию, занятую немцами. Гитлеровские летчики теперь предпринимали атаки только против тех групп наших истребителей, которые уступали им в численности; состав вражеских воздушных патрулей постепенно уменьшался; наши аэродромы больше не видели блокирующих немецких самолетов. Началось очищение воздуха от истребителей врага.
Упорно отвоевывая инициативу в воздухе, наши летчики-истребители вскоре смогли обеспечить действия больших групп своих штурмовиков и бомбардировщиков на поле боя. Это выявилось в предпринятой нашими воздушными силами довольно крупной операции по уничтожению наземных войск противника, сосредоточившихся на одном из флангов армии. Несмотря на активность вражеских истребителей, наши воздушные патрули сумели вытеснить их из района, где наносился удар. Двести советских самолетов, эшелон за эшелоном, налетели на готовые к контратаке немецкие резервы. В результате мощного воздействия с воздуха солидная группировка немцев была полностью рассеяна, и план ввода ее в бой был сорван. В частности, здесь понесла огромный урон немецкая горно-стрелковая дивизия, штаб которой потерял почти весь офицерский состав.
В ходе непрерывного и грандиозного сражения за господство в воздухе наши истребители совершенствовали свое тактическое мастерство. Особенно надо отметить действия подразделений, которыми командует Герой Советского Союза тов. Данилов. Подразделения тов. Данилова действовали с передовых аэродромов на наиболее ответственных участках фронта, уничтожая немцев в так называемых зонах истребления. В то время, когда другие истребители несли службу патрулирования, прикрытия, непосредственного сопровождения штурмовиков или бомбардировщиков, эти подразделения вели воздушные бои на территории, занимаемой противником в специально отведенной зоне. За короткий срок они уничтожили здесь свыше 160 немецких самолетов.
Этому успеху способствовала четкая организация действий в зонах истребления. Одна группа, эшелонируясь по высоте в несколько ярусов, уничтожала немецкие истребители, другая вела бои с бомбардировщиками. В руках командира всегда имелся солидный резерв, которым он мог повлиять на исход боя в зоне истребления, если туда подходили свежие немецкие самолеты. Вызов резерва в бой осуществлялся по радио с командного пункта, находившегося у линии фронта, на высоте, с которой можно было наблюдать за ходом боя. Наряду с этим приемом борьбы успешно практиковались свободные воздушные бои скоростных истребителей. Летчики N части, действуя методами группового свободного поиска вражеских самолетов, захватывали в сферу своей боевой работы большую территорию и порою появлялись на значительном удалении от линии фронта. Сочетая такой прием с непрерывными боями над линией фронта, истребители этой части ежедневно наносили и продолжают наносить врагу серьезные потери.
Командир соединения, как правило, управляет всеми боями своих летчиков по радио с командного пункта, расположенного на передовых позициях. Это позволяет добиться высокого боевого эффекта в каждой схватке с врагом. На-днях большая группа немецких бомбардировщиков типа «Дорнье-215», сопровождаемая «Мессершмиттами», шла по направлению к важному участку поля боя. Их заметила радиостанция наведения, и тотчас же была подана команда группе истребителей, патрулирующих в другом районе. Эта группа под командой гвардии старшего лейтенанта Искрина немедленно нанесла удар по немецким бомбардировщикам. Ее атака сочеталась с атакой воздушного патруля, возглавляемого старшим лейтенантом Рычкаловым, который сковал вражеские истребители прикрытия. В результате боя немцы потеряли несколько самолетов и к линии фронта не были допущены.
В ходе большого воздушного сражения немцы все время присматриваются к тактическим приемам наших летчиков-истребителей, стараясь при первой же возможности поставить их в невыгодные условия боя. Борьба идет острая, и успехи нашим летчикам достаются нелегко. Враг практикует самые различные приемы военной хитрости, и победителями из воздушного боя выходят только те летчики, которые грамотно, с полным знанием дела сражаются с немцами. На одном участке немцы предприняли такой маневр истребителями. На поле боя пришла небольшая группа «Мессершмиттов». Встретившись с нашими самолетами, противник имитировал бегство. Запальчиво и неосмотрительно погнавшись за «Мессершмиттами» и несколько смешав свой боевой порядок, наши летчики попали под удар специально высланного для этой цели отряда «Фокке-Вульф-190» и понесли некоторые потери. Этот факт говорит о том, что, даже занимая господствующее положение в воздухе на всем фронте, надо быть исключительно внимательным на отдельных его участках, здраво оценивая все условия конкретной воздушной обстановки.
Борьба наших истребителей за господство в воздухе подкреплялась точными ударами бомбардировщиков по вражеским аэродромам, а также мастерской организацией самообороны бомбардировщиков и штурмовиков во время действий на поле боя. Удары по немецким аэродромам
выводят из строя большое количество вражеских самолетов и летного состава, что является неот’емлемой частью борьбы за господство в воздухе. Такие удары держат немецкие эскадры в постоянном напряжении, заставляя их производить вынужденный аэродромный маневр.
Весьма показателен в этом отношении допрос нескольких пленных немецких летчиков. Они рассказали, что, находясь вначале на передовых аэродромах, их эскадра лишилась 22 бомбардировщиков, сожженных во время налета нашей авиации на один аэродром. Затем последовал новый удар по тому аэродрому, куда перекочевали части эскадры. Еще было выведено из строя около 20 машин, и немецкое командование отвело остатки эскадры на тыловые аэродромы.
Сумма различных приемов активной, наступательной борьбы, начиная с упорных воздушных схваток истребителей и кончая крупными групповыми боями над территорией, занятой врагом, дала в конце концов ряд преимуществ нашим авиационным частям, сумевшим в ходе воздушного сражения оказать действенную помощь своим наземным войскам на поле боя. В частности, наши бомбардировщики и штурмовики обеспечили действия своих войск, овладевавших крупным узлом сопротивления немцев - станцией Крымской.
Здесь атаки нашей авиации начались с ударов ночных бомбардировщиков по вражеской обороне. Вслед за тем группы штурмовиков и бомбардировщиков, глубоко эшелонируясь по времени, держали немецкие войска под непрерывным воздействием с воздуха.
Прикрытие истребителями осуществлялось различными способами в зависимости от воздушной обстановки. Основной из них - сочетание действий крупных воздушных патрулей, расположенных на нескольких ярусах за линией фронта, и непосредственного сопровождения бомбардировщиков. Такая организация обеспечения позволяла нашим бомбардировщикам и штурмовикам с малыми потерями достигать высокого боевого эффекта при непрерывных налетах на немецкую оборону. Мощные истребительные заслоны мешали немецкой авиации подойти к полю боя. Если же сквозь них и просачивались отдельные группы вражеских истребителей, их немедленно связывали боем наши истребители непосредственного сопровождения.
Успеху боевой деятельности нашей авиации на Кубани способствовала энергичная воздушная разведка. Ее работа проходила в крайне сложных условиях. Разведчикам пришлось выявлять систему вражеской обороны под непрерывными атаками немецких истребителей, под огнем зенитной артиллерии. Но все же настойчивость советских воздушных разведчиков помогла им выполнить ряд сложных заданий, в результате чего все авиачасти были снабжены фотопланшетами тех участков фронта, где наносились удары. Кроме того подробные карты с огневыми точками и укреплениями врага, выявленными фоторазведкой, получили и наземные части.
Воздушное сражение на Кубани продолжается. Его первые этапы отмечены срывом планов немецкого командования, возложившего на свой воздушный флот задачу завоевания господства в воздухе. Однако немцам не удалось стать хозяином в кубанском небе. Они понесли огромные потери. Только за последние три недели враг лишился более 500 боевых машин, уничтоженных в воздушных боях над линией фронта. Среди них большое количество истребителей, примененных нынче немцами на принципе массированных действий. Победа наших летчиков явилась результатом не только их героизма, боевой отваги, но также и возросшего умения наиболее эффективно использовать свою отличную материальную часть. Хорошо налаженная служба управления и радиосвязи, опыт, приобретенный в предыдущих воздушных боях, особенно в сталинградской воздушной битве, - всё это позволило нашим авиачастям с честью пройти через первые этапы нынешнего воздушного сражения. // Подполковник
Н.Денисов. ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.
**************************************************************************************************************************************************
Налет английских бомбардировщиков на Западную Германию
Разрушения крупных дамб на реках Рурской области
Операции союзной авиации над Западной Европой
ЛОНДОН, 18 мая. (ТАСС). Английское министерство авиации сообщает, что в ночь на 17 мая соединения бомбардировщиков «Ланкастер» сбросили мины на дамбы у водохранилищ на реках Мене и Зорпе в Руре (Германия). Эти водохранилища являются крупнейшими источниками водоснабжения промышленных предприятий и коммунального хозяйства Рурской области. Авиаразведка установила, что дамба на реке Мене разрушена на протяжении 100 ярдов и что в результате вызванного этим наводнения снесена находившаяся ниже дамбы электростанция.
Сброшенными минами была также разрушена дамба на реке Эдер. Эта дамба регулирует течение вод в верховьях рек Везер и Фульда и снабжает водой ряд гидростанций. Данные аэрофотос’емки показывают, что ниже дамбы река широко разлилась.
Операции были произведены с небольшой высоты, несмотря на ожесточенное сопротивление противника. 8 самолетов «Ланкастер» не вернулись на базы.
ЛОНДОН, 18 мая. (ТАСС). Агентство Рейтер передает, что сброшенные английскими самолетами мины разрушили огромные дамбы в Руре и вызванное этим наводнение все шире распространяется по районам Западной Германии. Огромные потоки воды устремились по долинам рек Рура и Эдера, уничтожая все на своем пути. Снесены мосты, разрушены гидростанции, железнодорожные пути, сортировочные станции.
ЛОНДОН, 18 мая. (ТАСС). Авиационный обозреватель агентства Рейтер, характеризуя разрушения, произведенные в результате налета английской авиации на водохранилища в Западной Германии, указывает, что разрушение дамбы на реке Мене значительно усложняет водоснабжение всего промышленного района Рура. По словам обозревателя, потребность этого района в воде весьма велика, так как для производства одной тонны кокса требуется два кубометра воды. Разрушенная в результате налета дамба была построена специально для водоснабжения предприятий по выработке кокса. Дамба на реке Эдер, также разрушенная в результате налета, находится в 50 милях от крупных паровозостроительных и авиационных заводов, часть которых расположена на низком месте.
Как сообщает агентство Рейтер, данные фоторазведки показали, что в результате разрушения дамб уничтожен ряд мостов в районе верхнего течения реки Рур. Наводнение распространяется по району Дортмунда.
ЛОНДОН, 18 мая. (ТАСС). Английское министерство авиации сообщает, что утром 17 мая английские бомбардировщики «Вентура» в сопровождении истребителей атаковали аэродром противника в Кане (Франция). Во время этой операции английские истребители уничтожили 5 самолетов противника. Во второй половине дня самолеты береговой обороны «Бофайтер» в сопровождении истребителей атаковали у голландского побережья неприятельский караван судов. Два крупных торговых судна были поражены торпедами и загорелись. Повреждено также торговое судно меньшего размера. На трех эскортирующих кораблях возникли пожары. В тот же день бомбардировщики и истребители «Тайфун» совершили налет на один из аэродромов противника в Бельгии. Из этих операций не вернулся один английский истребитель.
ЛОНДОН, 18 мая. (ТАСС). Агентство Рейтер передает, что днем 17 мая крупные соединения американских бомбардировщиков совершили большой налет на ряд об’ектов в оккупированных противником странах. Наиболее сильной бомбардировке были подвергнуты портовые сооружения в Лориане (Франция) и в находящейся недалеко от этого города базе подводных лодок. Успешной бомбардировке были подвергнуты также доки в Бордо.
Погода благоприятствовала операциям, и летчики сообщили о положительных результатах налетов. Некоторые соединения встретились с большим числом немецких истребителей. По предварительным данным, сбито много неприятельских истребителей. Днем американские бомбардировщики «Сандерболт» произвели боевую разведку над районом Шербура.
4 тяжелых бомбардировщика и 10 средних бомбардировщиков не вернулись на базы.
ЛОНДОН, 18 мая. (ТАСС). В коммюнике английского министерства авиации говорится, что в ночь на 18 мая самолеты-торпедоносцы береговой обороны продолжали преследование каравана судов противника, который подвергся налету бомбардировщиков «Бофайтер» днем 17 мая близ побережья Голландии. Два судна затонули.
Самолеты истребительной авиации атаковали железные дороги, шоссе и воздушные базы противника в Северной Франции и Бельгии. Самолеты бомбардировочной авиации минировали воды противника и совершили налет на различные об’екты в Южной Германии. Из этих операций не вернулось два самолета береговой авиации, два истребителя и один бомбардировщик.
______________________________________________
И.Сельвинский:
Чувство неба* || «Красная звезда» №101, 30 апреля 1943 года
В.Земляной:
Советские ассы в бою* || «Красная звезда» №6, 8 января 1943 года
И.Сербин:
Авангард истребителей* || «Красная звезда» №88, 15 апреля 1943 года
А.Семенов:
Облик советского асса* || «Красная звезда» №84, 10 апреля 1943 года
Н.Денисов:
О воздушной тактике немцев* || «Красная звезда» №74, 30 марта 1943 год
Газета «Красная Звезда» №116 (5487), 19 мая 1943 года