Авиация над полем боя

Jun 27, 2018 23:48


Н.Денисов || « Красная звезда» №113, 15 мая 1943 года

СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: Сообщения Советского Информбюро (1 стр.). Стойкая оборона рубежа (1 стр.). Гвардии майор Н.Маслов. - Поучительный ночной бой (2 стр.). Подполковник Н.Денисов. - Авиация над полем боя (2 стр.). Майор И.Гаглов. - Самотек в учебе (2 стр.). Полковник М.Чекалин. - О конкретности в агитации (3 стр.). Л.Никулин. - Офицерское собрание (3 стр.). Алексей Толстой. - Русские люди и немецкая неволя (3 стр.). Налеты нашей авиации на железнодорожные узлы, станции и аэродромы противника (3 стр.). А.Ерусалимский. - «Мирные» маневры германского империализма (4 стр.). Стимсон о победе союзных войск в Тунисе (4 стр.). Критика в шведской газете внешней политики правительства Швеции (4 стр.).

# Все статьи за 15 мая 1943 года.




Главнейшая задача авиации в современном бою - непрерывно оказывать поддержку наземным войскам вплоть до полного разрешения ими своих боевых задач. При этом авиация должна добиться методического огневого воздействия на противника в глубине его расположения, одновременно подавляя и уничтожая его огневые средства и живую силу непосредственно на поле боя. Несомненно, что в наступательной операции действия бомбардировщиков, штурмовиков и истребителей будут иметь несколько иной вид, нежели в оборонительном бою, носящем характер позиционной обороны. Может быть, кое-какие технические и даже тактические приемы воздействия на противника и окажутся схожими, но всё же замысел командира, использование имеющихся сил и средств будут различны.

Командиру, организующему боевую работу авиации в наступлении, наиболее целесообразно сосредоточить основные усилия на двух главных этапах боя. Первый обнимает собой время, необходимое наземным войскам для сосредоточения на исходных позициях и выхода на рубеж атаки. Он совпадает с началом артиллерийского наступления, и действия авиации в это время будут представлять собою подготовку атаки. В дальнейшем, когда пехота и танки идут в атаку, взламывают передний край обороны противника и начинают развивать успех, - главная задача авиации - поддержка атаки, а также действий пехоты и танков в глубине обороны противника. Активная и целеустремленная боевая работа всей авиации в эти два периода боя носит характер авиационного наступления, оказывающего серьезную помощь наземным войскам.

Некоторое время тому назад на одном участке фронта была предпринята наступательная операция. Наши воздушные силы насчитывали здесь довольно солидное количество бомбардировщиков, штурмовиков и истребителей, которым противостояли тоже значительные силы немецкой авиации. Линия вражеской обороны представляла собой несколько укрепленных рубежей, густо занятых войсками. Кроме того в одном пункте немцы сосредоточили крупный танковый резерв.

Для обеспечения действий наших наземных войск был составлен четкий план. Усилия всех видов авиации были точно нацелены на определенные об'екты немецкой обороны и строго согласованы по времени и месту. Для парирования неожиданностей имелся специальный резерв.

В ходе авиационной подготовки бомбардировщики и штурмовики нанесли ряд ударов по переднему краю немецкой обороны. Действуя совместно с артиллерией, они буквально вспахали вражеские укрепления на некоторых участках. Удары с воздуха непрерывно осуществлялись в течение нескольких часов группами самолетов различного состава. Они закончились мощным массированным налетом бомбардировщиков и штурмовиков, который дал возможность нашим наземным войскам в строго назначенное планом время перейти в атаку. С общевойскового командного пункта было видно, как вслед за атаками штурмовиков устремились вперед цепи нашей пехоты, как танки, прижимаясь к полосе разрывов бомб, прорывали немецкую оборону.

В дальнейшем основные усилия авиации были направлены на всемерную поддержку боя наших частей в глубине обороны. Истребители, ведя активные воздушные бои, прикрывали главную группировку войск от немецких атак с воздуха. В этих боях было уничтожено более сотни вражеских самолетов. Бомбардировщики и штурмовики держали тесную связь с пехотой и продолжали небольшими группами расчищать ей дорогу, подавляя и уничтожая огневые точки противника.

В это время был введен в действие и авиационный резерв. Немцы попытались своими танками нанести удар во фланг, чтобы отрезать наши передовые части от следующих за ними резервов. Благодаря хорошо поставленному воздушному наблюдению, первое же нападение нашей авиации на немецкие танки заставило их остановиться. Они были застигнуты в дефиле штурмовиками, которые произвели ряд налетов и в течение нескольких часов уничтожили большое количество танков противника. Вражеский замысел был сорван.

Подготовка атаки пехоты и танков может быть неодинаковой по времени. Различают два наиболее типичных вида ее: короткая - характерна при прорыве полевых позиций противника, измеряется часами и наиболее отвечает условиям внезапности; длительная - порой занимает несколько суток, необходима при наступлении на прочную оборонительную полосу или укрепленный район. Действия авиации в последнем случае сводятся к авиационной обработке вражеских позиций.

Как показывает опыт, авиационная подготовка может начаться задолго до наступления. Ее выгодно, например, начинать действиями мелких групп ночных бомбардировщиков на широком фронте, а не только на направлении главного удара. Это позволит несколько дезориентировать противника, скрыть от него участок, где будут сосредоточены основные усилия наших войск. Днем во время авиационной подготовки, бомбардировщики и штурмовики группами нападают на скопления вражеских войск и опорные пункты обороны. Командир приурочивает наибольшую интенсивность вылетов к тому моменту, когда пехота и танки окончательно изготовятся к атаке. Действия авиации завершаются в это время сосредоточенным налетом крупных сил на участке, избранном для нанесения главного удара.

План использования наличных авиационных сил в обороне, несомненно, будет другим. Немцы широко применяют воздушные силы для поддержки своих наступающих войск. Варьируя те или иные приемы воздушной тактики, они всегда стремятся до предела насытить направление главного удара своей бомбардировочной и истребительной авиацией. Их усилия сводятся к тому, чтобы создать на узком участке фронта превосходство в силах, добиться господства в воздухе и тем самым облегчить действия своих танков и пехоты. Причем в наступлении часть задач, какие могла бы на поле боя иной раз разрешить артиллерия, немцы довольно часто возлагают на авиацию, считая ее более гибким средством огневого воздействия.

Таким образом авиационный командир, взаимодействующий с наземными войсками в оборонительном бою, прежде всего должен надежно прикрыть с воздуха всю систему обороны и вести активную борьбу с авиацией противника, уничтожая ее как в воздухе, так и на земле. Вторая, не менее важная задача - воспретить противнику безнаказанное сосредоточение сил на направлении главного удара. И, наконец, авиация обороняющейся стороны участвует в отражении атаки вражеских танков и пехоты совместно с другими родами войск.

Если в наступлении использование авиации на поле боя может итти по заранее составленному плану, в котором порою рассчитывается чуть ли не каждый вылет, то в обороне авиационный командир зачастую вынужден решать боевые задачи накоротке, исходя из условий обстановки, создавшейся в тот или иной момент боя. Хорошо поставленная воздушная разведка поможет ему своевременно раскрыть главную группировку противника и тем самым предупредить наземные войска о готовящейся атаке. Внимательно изучив все данные о противнике, авиационный начальник должен определить, когда, примерно, противник перейдет к решительным действиям. К этому времени надо иметь на аэродромах достаточный резерв из всех видов авиации. Как только наметится начало атаки, эти самолеты будут подняты в воздух.

Когда шли напряженные бои на Северном Донце, немцы сосредоточили на одном участке крупные силы танков и пехоты. В воздухе появились группы вражеских пикирующих бомбардировщиков, беспрерывно налетавших на наши позиции. В это время на соседних участках мелкие подразделения вражеской пехоты и танков демонстрировали наступление, чтобы отвлечь внимание наших частей от направления главного удара. Благодаря хорошо поставленной воздушной и наземной разведке удалось выяснить, что противник перейдет к решительным действиям не раньше, чем сосредоточится здесь его свежее танковое соединение. Авиационный начальник, не распыляя сил на соседние участки фронта, вначале принял все меры к отражению воздушных нападений врага. Над оборонительным рубежом было проведено несколько десятков воздушных боев. Кроме того, специально выделенные группы бомбардировщиков и штурмовиков произвели ряд налетов на вражеские аэродромы, а другие подразделения били подходящие танковые силы немцев. Всё это отсрочило переход противника в наступление.

Ночью накануне наступления немцы вели интенсивный артиллерийский обстрел наших позиций. С рассветом появились их бомбардировщики. С минуты на минуту надо было ожидать броска в атаку. Наша авиация частью сил действовала по артиллерийским позициям противника, время от времени налетала на скопления его танков и пехоты, вела воздушные бои. А в это время на аэродромах находился в готовности к немедленному вылету солидный резерв штурмовиков и бомбардировщиков. Командиры боевых эшелонов и все экипажи были заранее ориентированы в обстановке, знали свою задачу, были готовы к самостоятельным действиям над полем боя.

Хорошо разработанная система связи позволила четко провести вызов на поле боя первых эшелонов штурмовиков. Как только появились танки противника, авиационный командир подал сигнал по радио с наблюдательного пункта. Наши передовые аэродромы находились близко к линии фронта, и это позволило первым эшелонам штурмовиков появиться над полем боя в тот момент, когда вражеские танки еще преодолевали препятствия перед основной оборонительной полосой. Подходя к полю боя с известным наращиванием сил, штурмовики активно содействовали обороняющимся в отражении вражеских атак.

В процессе боя группе немецких танков с десантом автоматчиков удалось прорваться на фланге обороняемого участка и углубиться на нашу территорию. Возникла опасность удара по артиллерийским позициям. Командуя по радио, авиационный командир перенацелил два эшелона штурмовиков на эту группу танков. Она была застигнута штурмовиками на подходе к артиллерийским позициям, остановлена и вскоре разгромлена подоспевшими противотанковыми подразделениями.

В этом оборонительном бою наши войска прочно удержали в своих руках занимаемый рубеж и нанесли противнику серьезное поражение. Немалую роль здесь сыграла авиация, использованная своевременно, целеустремленно и массированно.

Как в наступательном, так и в оборонительном бою при планировании действий авиации на поле боя первостепенное значение имеет правильный расчет сил и средств. Надо помнить, что успех ударов с воздуха зависит не только от количества самолетов, сосредоточенных на направлении главного удара. Порою общевойсковые начальники, пред'являя те или иные требования к авиачастям, совершенно не интересуются состоянием их технических ресурсов, наличием боеприпасов, степенью напряжения летного состава. Иногда не учитывается даже общая метеорологическая ситуация в районе боевых действий. В свою очередь авиационные командиры подчас формально подходят к выполнению боевых задач, оправдывая недостаточную эффективность действий подчиненных ссылками на какие-либо «об'ективные причины». Всё это происходит главным образом потому, что при составлении плана взаимодействия по этапам боя не учитываются конкретные условия обстановки, способы поражения целей намечаются поверхностно, общее напряжение в самолето-вылетах рассчитывается механически.

Главная цель расчета сил и средств - создать наибольшую интенсивность боевых вылетов в решающие моменты боя. Здесь многое зависит от предвидения командира и учета им всех элементов обстановки. В своем расчете он обязан стремиться к тому, чтобы оперативное массирование авиации всегда сочеталось с массированием тактическим. Последнее означает правильный выбор способа поражения целей на поле боя. Иной раз солидное количество самолето-вылетов не дает желательного боевого эффекта, потому что удар наносится по всем целям сразу незначительными силами и далеко не каждая цель может быть надежно подавлена.

Тактическое массирование авиации над полем боя характерно также длительностью пребывания боевых эшелонов над целью. Тогда одновременно с точным поражением целей авиация морально воздействует на живую силу противника, заставляя ее прижиматься к земле. Чтобы добиться этого, боевые эшелоны производят бомбометание или обстрел целей не с одного захода, а обязательно атакуют несколько раз, максимально используя возможности своего вооружения. Например, на одном заходе экипажи сбрасывают бомбы, во время второй атаки вводят в действие пушки, а на третьем заходе применяют бомбы и пулеметы.

В те моменты боя, когда требуется высшее напряжение со стороны авиации, надо добиться непрерывного появления боевых эшелонов над полем боя и смены их в воздухе. Это особенно важно, когда наша артиллерия по тем или иным причинам ослабила огонь. В свою очередь командиры боевых эшелонов обязаны принимать в это время все меры, чтобы оставаться над полем боя до тех пор, пока не придет смена.

Мы уже говорили, что истребители решают на поле боя ряд весьма ответственных задач. Помимо прикрытия своих наземных войск и изгнания с поля боя вражеской авиации, они должны быть привлечены для обеспечения действий своей боевой авиации. Этот вопрос требует специального рассмотрения. Здесь мы лишь коротко скажем, что формы и методы использования истребителей на поле боя могут быть различными и ни в коем случае не ограничиваются только патрулированием над линией фронта. Организуя боевую работу истребителей, авиационный командир заранее учитывает, на каком этапе боя может быть наивысшее напряжение истребителей в самолето-вылетах, в какой момент может усилиться активность воздушного противника и возрасти степень его сопротивления. К этому моменту следует подготовить достаточно сильный резерв истребителей.

Все действия авиации на поле боя органически связаны с работой артиллерии. Задачи, выполняемые авиацией и артиллерией, совпадают в отдельные периоды боя или взаимно дополняются. Поэтому взаимодействие между этими родами войск должно быть особенно тесным. Боевое сотрудничество авиации и артиллерии, обладающих исключительной мощью огня, должно прокладывать дорогу нашей пехоте и танкам сквозь любую оборону врага, вести их через любые его сооружения и боевые порядки, обеспечивать нашим войскам возможность окружения, уничтожения или захвата в плен вражеской живой силы и техники. Боевое сотрудничество авиации и артиллерии должно обеспечивать в обороне разгром врага еще на подступах к обороняемым рубежам. Задача пехоты и танков - умело использовать в любом бою выгоды этой мощной огневой поддержки. // Подполковник Н.Денисов.
___________________________________
Н.Денисов: Воздушные операции на Кубани* ("Красная звезда", СССР)
Н.Денисов: Действия авиации на Северном Кавказе* ("Красная звезда", СССР)

☆ ☆ ☆

Налеты нашей авиации на железнодорожные узлы, станции и аэродромы противника

12, 13 и в ночь на 14 мая наша авиация произвела налеты на железнодорожные узлы и станции - Орел, Карачев, Мценск, Волосово, Лозовая, Дебальцево и другие. Наши самолеты бомбардировали также железнодорожные эшелоны и автоколонны противника на дорогах Тосно - Любань, Урицк - Красное Село, Старая Русса - Дно, Новосокольники - Себеж, Пустошка - Витебск - Невель, Орел - Глазуновка, Мценск - Орел, Харьков - Белгород, Харьков - Лозовая, Барвенково - Славянск. В результате бомбардировки разбито много паровозов, уничтожено до 300 железнодорожных вагонов и более 200 автомашин с вооружением и военной техникой. Взорвано несколько складов с горючим и боеприпасами.

Особенно эффективной бомбардировке была подвергнута станция Снежетьская (восточнее г. Брянск) и склады боеприпасов противника в районе этой станции. На станции Снежетьская наблюдением установлены большие пожары и взрывы железнодорожных эшелонов. В расположении складов боеприпасов также наблюдались пожары, сопровождавшиеся взрывами большой силы.

Одновременно наша авиация произвела налеты на аэродромы противника.

В воздушных боях и на аэродромах уничтожено 72 немецких самолета. С боевых действий не вернулись 23 наших самолета.

________________________________________________________
В.Ильенков: Воля* || «Красная звезда» №281, 28 ноября 1943 года
И.Сельвинский: Чувство неба* || «Красная звезда» №101, 30 апреля 1943 года
И.Сербин: Авангард истребителей* || «Красная звезда» №88, 15 апреля 1943 года
А.Семенов: Облик советского асса* || «Красная звезда» №84, 10 апреля 1943 года
Н.Денисов: О воздушной тактике немцев* || «Красная звезда» №74, 30 марта 1943 года

Газета «Красная Звезда» №113 (5484), 15 мая 1943 года

1943, май 1943, газета «Красная звезда», советская авиация, весна 1943

Previous post Next post
Up