На мотоциклах в тылу врага

May 30, 2018 09:21


П.Белик || « Известия» №122, 26 мая 1943 года

СЕГОДНЯ В ГАЗЕТЕ: Постановления Совета Народных Комиссаров СССР: О присвоении воинского звания генерал-полковника Кузнецову Василию Ивановичу. О присвоении воинского звания контр-адмирала Папанину Ивану Дмитриевичу. (1 стр.). Опровержение ТАСС (2 стр.). Налёты нашей авиации на железнодорожные узлы и станции Рославль, Ельня, Спас-Деменск. (3 стр.). П.Белик. - На мотоциклах в тылу врага. (2 стр.). Д.Толмачев. - Утраиваем выпуск боевых машин. (2 стр.). Аркадий Первенцев. Мы - русские! (3 стр.). Татьяна Тэсс. - На экзамене. (3 стр.). Н.Строковский. - Большая семья. (4 стр.). Боевые действия авиации союзников. (4 стр.). Выступление генерал-лейтенанта Деверса. (4 стр.). Нападения на немцев и итальянцев во Франции. (4 стр.). Массовая эвакуация населения с островов Сицилия и Сардиния и из Калабрии. (4 стр.).

# Все статьи за 26 мая 1943 года.




Немцы называют наших мотоциклистов «чёрными дьяволами». Они награждают нас всевозможными прозвищами. Но в каждом из этих прозвищ прежде всего сквозит страх немцев перед отчаянно смелыми людьми, несущимися на мотоциклах по дорогам вдоль немецкого фронта, и за его линией, налетающими на колонны, штабы, аэродромы и гарнизоны врага.

Мотоциклетная гвардия не терпит людей малодушных, не признаёт колебаний, не ведает страха в борьбе. Профессия военного мотоциклиста отрицает нерешительность. Мотоциклист всегда готов к риску - благородному, точно рассчитанному, основанному на вере в свои силы, на знании повадок противника. Мы привыкли к такому положению, когда любое задание выполняется. И каждый из тех, кого немцы называют «чёрными дьяволами», знает, что возвращение к своим из операции возможно только с рапортом о выполненном приказе. Это - закон, и никто не осмелится нарушить эту гордую и славную традицию.

…Мотоциклисты, рассеявшись вдоль фронта, притаились и готовятся к прыжку. Я не оговорился: марш мотоциклов действительно подобен скачку. Враг не подозревает, что впереди притаились наши отряды. Первый из них под командованием капитала Кирпиченко, настоящего богатыря, нацеливается на оборону неприятеля и ждет лишь сигнала по радио. Потом его мотоциклисты внезапно срываются с места, устремляются к линии фронта.

Налёт совершается с такой стремительностью и силой, что немцы, атакованные в это же время по всему переднему краю и подвергнутые сильнейшему артиллерийскому обстрелу, оказываются не в силах сдержать отряд Кирпиченко. Проскользнув, он выходит в глубину немецкой обороны.




Капитан Кирпиченко не должен просто гулять по тылам. Нет, ему нужно как можно скорее пробраться к немецкому аэродрому, где сосредоточено много бомбардировщиков. Это значит, что отряду придётся пройти в тылу врага километров семьдесят.

И вот отряд несётся вперёд. Начинаются встречи с врагом. Идёт немецкий обоз к фронту. Он спокойно следует на восток, уверенный, что тут ему не угрожает опасность. И вдруг, как гроза в безоблачный день, на обоз налетают мотоциклисты. Огнём из пулемётов и автоматов они истребляют немецких обозников.

Но попутные успехи не обольщают командира Кирпиченко. Впереди самое трудное - аэродром. Безусловно, он хорошо охраняется. Кирпиченко ещё не добрался до немецких самолётов, но мысли его уже заняты тем, как он будет их уничтожать. Это значит, что командир уверен в успехе. Отряд мчится вперёд. На прицепах следуют лёгкие пушки. Бегут машины с миномётами.




Наконец, открывается аэродром. Загрохотали выстрелы, открыли огонь наши пушки. Кирпиченко рвётся к аэродрому. Завязывается жестокий бой. Два часа дерётся отряд с охраной аэродрома, лётчиками, техниками. Мотоциклы взлетят на бугры, полоснут огнем и снова скроются. Промелькнут, появятся у самых траншей лётного поля, свинцом польют окопы и унесутся.

Со всех сторон сжимается кольцо, но аэродром держится. Кирпиченко приказывает штурмовать немцев сразу со всех сторон. Он словно забывает, что находится в тылу, и держится так, как будто атакует перед фронтом. Приказ командира срывает с места волну мотоциклов, выбрасывает вслед за ними орудия.

Генералов, возглавляющий артиллеристов, быстро расставляет пушки, и они прямой наводкой начинают бить по самолётам. Снарядами разносит на куски немецкие машины, сбивает моторы с бомбардировщиков. Начинается пожар. Снаряды превращают в груду обломков подготовленные было к вылету немецкие самолёты. Мотоциклисты, прорываясь сквозь огонь, поджигают бутылками ещё уцелевшие машины. Тридцать самолётов уничтожено!




Младший лейтенант Байбурин, вырвавшись на простор лётного поля, первым выскочил на взлетные полосы и разбил немецкий бомбардировщик. Это храбрый командир. Он носится по аэродрому, расстреливая в упор вражеских лётчиков и оружейников. Пуля вонзилась Байбурину в ногу. Но он не слезает с мотоцикла. Вторая пуля ранит младшего лейтенанта. Он продолжает стрелять. Лишь после третьего ранения он соглашается уйти на перевязку.

Охрана аэродрома укрылась в траншеях и, видимо, надеется спастись. Кирпиченко приказывает уничтожать всех, кто не сдаётся. Мотоциклисты на время оставляют свои машины и принимаются вытаскивать немцев из укрытий. Почти два часа продолжается эта работа. Гремят выстрелы. Гитлеровцы отчаянно отбиваются. Вдруг мотоциклисты узнают, что погиб смертью героя боец Есаян. Расправа с врагом становится ещё более быстрой и беспощадной…

С аэродромом покончено. Не уцелел ни один самолёт. Мало кто из немцев спасся от пуль автоматчиков.

Тем временем другой отряд мотоциклистов под командованием Анатолия Яновского тоже прорвался в тыл врага. Отряд устремился к мостам, чтобы закрыть основную коммуникацию немцев, и встретил вражеский артиллерийский дивизион на марше. Разве можно упустить такой случай, если даже у тебя есть главная задача?




Командир Яновский имеет в своём распоряжении, кроме мотоциклов, два танка и четыре орудия. Он подпускает колонну вплотную, даёт несколько выстрелов из пушек, а затем пускает в ход все свои пулемёты и автоматы.

Решительность действий командиров и бойцов, завязавших бой, обеспечила успех. Весь немецкий дивизион был истреблён. В плен попали командир дивизиона, начальник штаба и два других офицера.

Командир дивизиона был поражён встречей с русскими воинами в таком глубоком тылу. Он просил об’яснить ему, как могло случиться, что он напоролся на мотоциклистов. Но у Яновского не было ни времени, ни желания об’яснять недоумевающему немцу всё происшедшее. Смелый командир рвался вперёд. Его отряд срезал пятнадцать километров телеграфной линии немцев, взорвал в двух местах мост и таким образом на большом участке парализовал связь и железнодорожное сообщение противника.

Всё это были операции, связанные с большим риском. Но наши командиры провели их отлично.




Когда все мотоциклетные отряды и группы оказались окружёнными противником, штабные работники, писаря, повара, обслуживающий персонал тоже взялись за оружие. Опасность, грозная обстановка сплотили всех людей полка. Неудивительно, что многие из тех, кто по роду работы не обязан участвовать в бою, имеют на своем счету по 10-15 убитых гитлеровцев.

Это была страдная пора. Мотоциклисты пожинали плоды учёбы. Они ещё и ещё раз показали свою готовность отдать жизнь за Родину. Все мы тогда почувствовали, что будем честно и достойно носить звание мотоциклетной гвардии.

Я вспоминаю, как однажды в самый разгар боя для сопровождавших нас пушек нехватило снарядов. Мы не могли позволить нашей артиллерии замолчать. Никто не подбросил бы нам снарядов. Вся надежда была на самих себя.

Шофер легковой машины старшина Склянчук, находившийся в районе батареи, вызвался найти и доставить снаряды. Он развернул машину и под градом мин умчался к оврагам, где, по его мнению, были подходящие боеприпасы. На виду у немецких танков Склянчук маневрировал, ловко избегая поражения. Потом действительно нашёл снаряды и помчался к батарее.

Немецкие пулемётчики сильно повредили машину. Но Склянчук доехал и доставил боеприпасы. Эти несколько ящиков снарядов, привезённых на легковой машине, под сплошным огнём немецких танков и пулемётов, решили успех боя в нашу пользу.

Мотоциклетная гвардия - это звучит гордо. Но это почётное звание требует от её личного состава большого мужества, мастерства, презрения к смерти и воли в победе.

Взвод артиллеристов под командованием старшего лейтенанта Житинского прикрыл нас в момент, когда мотоциклетные отряды были атакованы пятьюдесятью танками врага. Спокойный, не теряющий присутствия духа даже в минуты смертельной опасности, Житинский орудиями загородил дорогу немецким танкам и подверг их жестокому обстрелу. Он подпускал танки метров на 50 к своим пушкам и бил в упор.

Раненые не оставляли боевых постов и продолжали драться. Взвод не отступил, не подался ни на шаг назад, ни разу не смалодушничал. Все люди этого героического взвода и прежде всего славный его командир т. Житинский предпочли бы смерть отступлению. И они устояли против лавины танков. Потеряв часть машин от смертоносного огня взвода, немцы отступили.

Десятки раз наши отряды вступали в борьбу с количественно превосходящими силами противника. Всё дело в неожиданности нападения, стремительности и силе ударов, в непоколебимой решимости выиграть бой, в уменьи наших командиров.

Нажитый в тяжёлых боях опыт служит предметом самого внимательного изучения. Гвардейцы-мотоциклисты уверены, что им не раз ещё придётся повторять подобные операции с удесятерённой силой. Опыт поможет легче и быстрее громить врага. // Командир гвардейского мотоциклетного полка, Герой Советского Союза, гвардии полковник П.Белик. ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ.

**************************************************************************************************************************************************
Конец вражеской батареи

ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ, 25 мая. (Спецкор ТАСС). Артиллерийские наблюдатели Ившин и Ковригин заметили, как противник подкатывает к своему переднему краю трёхорудийную батарею. Они сразу же сообщили об этом в своё подразделение и продолжали вести наблюдение.

Через некоторое время вражеская батарея открыла огонь по нашему переднему краю. Но артиллеристы подразделения, которым командует капитан Насонов, уже имели все данные о враге. После первых же выстрелов неприятеля заговорила наша батарея. Сразу же была снесена маскировка с немецких орудий. Ещё несколько залпов - и три орудия противника были разбиты. Затем был уничтожен блиндаж вместе с прислугой вражеской батареи.

☆ ☆ ☆

Защитники Сталинграда получают высокую награду

СТАЛИНГРАД, 25 мая. (По телегр. от соб. корр.). По всему городу проходят массовые собрания и митинги, на которых депутаты городского и областного Советов по поручению Президиума Верховного Совета СССР вручают участникам великой сталинградской битвы награду - медаль «За оборону Сталинграда». Награду получили председатель городского комитета обороны т. Чуянов, члены комитета председатель исполкома облсовета депутатов трудящихся т. Зименков, начальник Управления НКВД т. Воронин.

Награждены тысячи трудящихся города, в том числе рабочие и инженерно-технические работники завода имени Дзержинского тт. Москвичев, Шибаев, Чернозубкин, рабочие завода «Красный Октябрь» тт. Андриянов, Поцелуев, Зайченко и другие, которые самоотверженно и стойко защищали свой родной город от немецко-фашистских захватчиков.

Вручение высокой награды вызвало среди трудящихся огромный под’ём. Сталинградцы отдают все силы быстрейшему восстановлению города.

______________________________________________
И.Эренбург: Немцы 1943* || «Правда» №69, 12 марта 1943 года
Н.Тихонов: Вурдалаки* || «Известия» №78, 3 апреля 1943 года
Ф.Панферов: "Друзья, мстите за нас!"* || «Правда» №94, 10 апреля 1943 года
В.Ильенков: Исчезновение города* || «Красная звезда» №71, 26 марта 1943 года
Л.Славин: Разговор с немцами о Викторе Гюго* || «Известия» №37, 14 февраля 1943 года

Газета «Известия» №122 (8115), 26 мая 1943 года

газета «Известия», 1943, май 1943, весна 1943

Previous post Next post
Up