Взаимодействие истребителей

Nov 04, 2020 04:32


М.Скотаренко || « Красная звезда» №263, 4 ноября 1944 года

Покараем немецко-фашистских извергов за разграбление и разрушение наших городов и сел, за насилия над женщинами и детьми, за убийства и увод в немецкое рабство советских людей! Мщение и смерть фашистским злодеям! (ИЗ ПРИЗЫВОВ ЦК ВКП(б) К 27-й ГОДОВЩИНЕ ВЕЛИКОЙ ОКТЯБРЬСКОЙ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ)

# Все статьи за 4 ноября 1944 года.




Опыт воздушной войны с немцами подчеркивает важность тесного взаимодействия между истребителями противовоздушной обороны и истребителями, ведущими борьбу с противником непосредственно у линии фронта. В этой связи действия линейной авиации по уничтожению немецких самолетов, стремящихся проникнуть к нашим тыловым об’ектам, можно рассматривать, как борьбу на дальних подступах к ним. Она является как бы первой ступенью взаимодействия истребителей. Другой, более тесной, формой взаимодействия может быть совместное уничтожение воздушного противника в районах, лежащих на глубине 50-100 километров от линии фронта. И, наконец, истребители противовоздушной обороны нередко привлекаются к борьбе с вражескими самолетами в основных зонах деятельности линейной авиации, т.е. непосредственно во фронтовой полосе.

Основой четкого взаимодействия двух видов истребительной авиации служит правильное понимание задач командирами подразделений. При этом условии летчики-истребители будут оказывать друг другу взаимную помощь, обеспечивая успех обороны об’ектов и борьбы с авиацией противника. Кратко остановимся на некоторых наиболее типичных задачах этого взаимодействия.

Уничтожение вражеских воздушных разведчиков - одна из наиболее сложных форм боевой деятельности истребителей. Чаще всего разведчики следуют на больших высотах, и маршруты их отличаются изломанностью. Если истребители противовоздушной обороны усиленно патрулируют, - разведчик противника может обойти об’ект. Для перехвата и уничтожения этих вражеских самолетов должно быть, прежде всего, организовано четкое взаимодействие между постами воздушного наблюдения, оповещения и связи (ВНОС). Только это позволяет быстро проследить за путем вражеского разведчика и так же быстро организовать перехват.

Истребители линейной авиации должны здесь оказывать полное содействие системе противовоздушной обороны. Как только обнаружен воздушный разведчик противника, пересекающий линию фронта, для его уничтожения нужно в первую очередь направлять истребители линейной авиации. Точно так же, когда разведчик возвращается из нашего тыла, линейная авиация поднимает свои самолеты на перехват врага, преследуемого истребителями противовоздушной обороны. Взаимодействуя с ними, они уничтожают вражеского разведчика. Управление истребителями в воздухе может производиться при этом либо с командного пункта противовоздушной обороны, либо с радиостанций наведения линейной авиации. Следовательно, необходимо, чтобы радиостанции истребителей, вылетающих на перехват, и радиостанции наведения работали на волне противовоздушной обороны.

Взаимодействие истребителей при отражении налета вражеской авиации на крупные тыловые об’екты строится в зависимости от того, насколько удалены эти об’екты от линии фронта. Если они находятся в довольно глубоком тылу, то части линейной авиации, привлекаемые для усиления противовоздушной обороны, прибывают по вызову, который осуществляется согласно заранее разработанной таблице взаимодействия. Иногда истребители линейной авиации могут быть подняты в воздух раньше, чем самолеты противовоздушной обороны, особенно в тех случаях, когда противник идет к об’екту через их аэродромы. Тогда линейные истребители атакуют противника на подступах к об’екту и расстраивают его боевые порядки. В районе самого об’екта они, взаимодействуя со средствами противовоздушной обороны, уничтожают вражеские бомбардировщики.

При обороне крупного пункта, расположенного возле линии фронта, такое взаимодействие истребителей может быть организовано иначе. В плане предусматривается борьба линейной авиации с бомбардировщиками противника, когда последние проходят линию фронта, а также на подступах к об’екту и в районе об’екта. В первом случае линейная авиация действует самостоятельно. Управление истребителями в воздухе производится с полевых радиостанций наведения. Если же завязывается бой в районе об’екта, обеими группами самолетов управляет командный пункт противовоздушной обороны.




Во всех случаях, когда истребители линейной авиации ведут борьбу с бомбардировщиками противника на подступах к об’екту, нужна помощь истребителей противовоздушной обороны, которые идут на перехват противника. Обычно такое взаимодействие дает большой эффект. Самолеты линейной авиации, атакуя противника, чаще всего ведут бой с его истребителями, сопровождающими бомбардировщики. В это время подошедшие самолеты противовоздушной обороны могут сразу же атаковать группу вражеских бомбардировщиков.

Именно так было организовано взаимодействие истребителей при обороне Курска весной 1943 года. Тогда воздушный противник несколькими группами пересек линию фронта. Линейная авиация атаковала его на подступах к Курску, связав боем истребители сопровождения и расстроив боевые порядки бомбардировщиков. Истребители противовоздушной обороны встретили противника на ближних подступах к городу и затем вели бои с мелкими группами прорвавшихся самолетов. В результате этого тесного взаимодействия истребителей немцы понесли большие потери. В воздушных боях под Курском с нашей стороны происходило наращивание сил, и поэтому противник мог прорываться к об’екту лишь мелкими группами. Вторые и последующие эшелоны его самолетов вовсе не были допущены к об’екту.

Взаимодействие истребителей над полем боя организуется в тех случаях, когда самолеты противовоздушной обороны привлекаются для прикрытия своих войск, что освобождает некоторое количество истребителей линейной авиации для сопровождения штурмовиков и бомбардировщиков. Тогда управляет истребителями командир соединения линейной авиации. Подобное взаимодействие тоже подчас давало хорошие результаты благодаря четкому централизованному управлению. Так, одно из подразделений противовоздушной обороны, привлеченное для прикрытия своих войск, за месяц действий на линии фронта сбило более 50 самолетов противника.

Надо сказать, что истребители противовоздушной обороны, прикрывающие войска на поле боя, могут двояко организовать свою работу. Первый вариант - действия со своих аэродромов с одновременным выполнением основных задач; второй - специальная группа выделяется в оперативное подчинение командира линейной авиации и базируется на передовых аэродромах. Как в том, так и в другом случае успех будет во многом зависеть от системы оповещения и наведения. В одной из операций радиопеленгаторная станция была настолько подтянута к передовым позициям, что радиус оповещения давал 15-20 минут для взлета, и наши истребители встречали противника еще до подхода к линии фронта. Поскольку в общей радиосети находились рации наведения (с ответственными офицерами), то летчики-истребители сразу же после вылета получали подробную информацию о воздушной обстановке и, таким образом, могли быстро принимать правильные решения. //Полковник М.Скотаренко.

_________________________________
Н.Денисов: Наступательная мощь советской авиации ("Красная звезда", СССР)
Б.Полевой: Советские ассы || «Правда» №273, 13 ноября 1944 года
Б.Калинкин: Наш полет в Югославию ("Красная звезда", СССР)
В.Болотников: Немецкие самолеты-снаряды ("Красная звезда", СССР)
Чему учит боевой опыт Александра Покрышкина ("Красная звезда", СССР)

Газета «Красная Звезда» №263 (5943), 4 ноября 1944 года

осень 1943, ноябрь 1943, газета «Красная звезда», советская авиация

Previous post Next post
Up