У синей черты

Sep 09, 2020 14:13


Н.Жданов || « Известия» №213, 9 сентября 1945 года

СЕГОДНЯ В ГАЗЕТЕ: Указы Президиума Верховного Совета СССР. (1 и 2 стр.). От’езд Народного Комиссара Иностранных Дел СССР В.М.Молотова в Лондон. (1 стр.). Письмо товарищу Сталину от трудящихся города Хабаровска. (2 стр.). Обращение коллективов заводов «Красное Сормово», «Двигатель революции», «Красная Этна» и Станкозавода города Горького ко всем работникам промышленных предприятий Советского Союза. (2 стр.). М.Якуненко. Инициаторы соревнования. (2 стр.). Н.Лавриков-Кавказский. Плохая уборка хорошего урожая. (2 стр.). А.Семенов. Стиль работы райисполкома. (3 стр.). Н.Жданов. У синей черты. (3 стр.). Наука и техника. А.Морозов. Ультразвук. (3 стр.). А.Козлов. Ждут ли в Иванове зиму? (3 стр.). Б.Диденко. Проверено временем. (4 стр.). Предложения Национального комитета болгарского Отечественного фронта правительству. (4 стр.). Обсуждение в финском сейме законопроекта о наказании виновников войны. (4 стр.).

# Все статьи за 9 сентября 1945 года




Дорога сворачивает в сторону, поднимается на сопку, минует давно разбитые доты линии Маннергейма, и через час езды по темному притихшему лесу мы попадаем к большому лесному озеру, продолговатая чаша которого налита между двух холмов. Здесь лагерь Ленинградского Нахимовского военно-морского училища.

Скоро ночь. На мачте у главных ворот спущен флаг. Под грибом у рынды стоит юноша-дневальный в форме моряка с боцманской дудкой на груди и штыком на ремне. На передней линейке, перед палатками - дневальные рот. Когда мы с дежурным офицером проходим мимо, каждый из дневальных делает шаг вперед и в ночной тишине раздаются негромкие, но отчетливые слова рапорта. Здесь весь быт - как на корабле. Вот раздаются сдвоенные удары в рынду - это отбивают склянки.

Здесь, у озера будущие моряки закаляются, их быт суров, высока требовательность к ним, строга дисциплина.

Воспитать в юношах любовь к морю и морскому делу - одна из основных задач Нахимовского училища. Тому способствуют склонности самих воспитанников. Многие из них - ленинградцы, жители города-порта, где с каждого моста видны мачты кораблей и морские флаги всех флотов мира. Не одного из нахимовцев еще задолго до училища манила к себе синяя черта морского горизонта, не один из них зачитывался морскими путешествиями и, засыпая, клал под подушку томик Стивенсона, Станюковича или Новикова-Прибоя.

Морской уклад жизни, все то, что составляет морскую традицию и в быту, и в бою, и на корабле, и в походе, должно уже теперь, с юных лет, с первых шагов войти в кровь и плоть будущего морского офицера...

Через час после побудки, когда уже закончена физическая зарядка и все, умывшись, вернулись с озера и уже у палаток и на линейке идет уборка, внезапно раздается сигнал горниста, и слышится команда:

- На флаг, смирно!

И вы видите, как каждый из воспитанников, где бы он ни был, мгновенно замирает на месте и, обратясь лицом к мачте, вытянувшись, следит глазами за флагом, взвивающимся по шкерту и уже реющим в воздухе.

Под’ем военно-морского флага - это одна из старых морских традиций, символизирующая единство команды, верность кораблю и стране. Хранить традиции славного русского флота - первая заповедь нахимовца. Честь корабля, честь офицера, уважение к военно-морской форме, - все это внушается им с первого дня. Они знают, что ни один русский корабль никогда в плен не сдается, что русский флот за всю историю своего существования не знает ни одного такого случая. Они с благоговением слушают рассказы о подвигах русских моряков в прошлые войны и в нынешнюю Великую Отечественную войну. И когда, например, строй нахимовцев идет по проспекту Кирова мимо памятника «Стерегущему», торжественно звучит команда «смирно», и нахимовцы в молчании проходят мимо, отдавая дань уважения мужеству и самоотверженности русских моряков.



За палатками виден маленький дощатый домик. В нем разместились самые юные нахимовцы, только-что прибывшие в училище. Это новички или «новобранцы», как их с ласковой улыбкой называют в лагере. Новичкам еще всего по девяти-десяти лет, и поэтому спят они на час больше, чем остальные, и живут в домике, между тем как среди командиров идет трогательное и горячее обсуждение вопроса, можно ли переводить мальчуганов в палатки, не будет ли им холодно по утрам.

У крыльца в черном бушлате и белой бескозырке стоит маленький дневальный. Новички с поразительной быстротой можно сказать, с жадностью перенимают от старших и выправку, и особую ладность в ношении морской формы, и даже терминологию. Чарующая новизна «настоящей» военно-морской обстановки захватывает их целиком. Они здесь всего несколько дней, а уже каждая лестница для них - трапчик, кухня - камбуз, кровати - койка. Уже никто из них не говорит «да», а, как старшие воспитанники, обязательно «так точно».

Мы пришли к новичкам во время построения. Офицер-воспитатель старший лейтенант Щепетьев - боевой командир-североморец, высокий и добродушный, внимательный и требовательный к каждому и уже заслуживший полное доверие всей роты, готовился принимать рапорты от вице-старшин, то-есть воспитанников, являющихся как бы помощниками старшины-воспитателя. Рота строится повзводно.

- Разобраться по четыре! - раздается звонкий детский голосок. Стриженые головы мальчиков выравниваются в ряды.

По команде «смирно» строй замирает. Маленький командир подходит к Щепетьеву и, вытянувшись, рапортует:

- Второй взвод в количестве двадцати восьми человек выстроился по вашему приказанию, вице-старшина Колкин.

Вице-старшине от роду не более десяти лет. Ростом он едва до пояса высокому командиру-воспитателю, но Щепетьев спокойно и серьезно прикладывает руку к козырьку. Рапорт принят. Раздается команда «вольно», и видно, что и воспитаннику, и воспитателю это четкое обращение по команде доставляет одинаковое удовольствие.



На пирс, к озеру мы идем вместе со связным дежурного офицера - воспитанником Евгением Раутским. Это пятнадцатилетний стройный, опрятный и подтянутый юноша. Он держится скромно, свободно и точно отвечает на вопросы.

- Вам здесь нравится?

- Конечно, - говорит он, - я ведь еще с детства хотел стать моряком.

Глядя на любого из воспитанников, вы обнаружите в нем, как и в Раутском, дисциплинированность и четкость поведения. Он сдержанно и учтиво ответит на ваш вопрос, не сядет и не встанет без разрешения командира. В каждом из воспитанников ясно видна внутренняя свобода поведения.

Разговаривая с Раутским, я невольно припомнил рассказ заместителя начальника училища капитана 2-ого ранга Морозова о том, как много внимания стараются уделить в училище воспитанию находчивости и самостоятельности мысли каждого нахимовца.

На вечере самодеятельности Морозов обратил внимание на некоторых из молодых воспитанников. Выйдет нахимовец на сцену, исполнит свой номер. Все хорошо. Ему аплодируют. Он кланяется. В первом ряду сидят командиры и опять аплодируют, он снова кланяется. Казалось бы, все. Можно уходить. Но как же уйти? Ведь он привык уходить только с разрешения старших. И вот он мнется, видимо, думает, уж не спросить ли ему разрешения со сцены.

- Мы, - говорит Морозов, - сразу обратили на это внимание. Дисциплина, подтянутость нам нужны, но только отнюдь не связанность, не робость.



Пирс, или, иначе говоря, причал, поставленный перпендикулярно берегу, простирается на несколько саженей в озеро. Здесь, как можно догадаться, любимое место нахимовцев. Военно-морское дело - это страсть каждого. Сейчас «навигационный период» заканчивается, так как старшие роты уезжают на зимнюю учебу в Ленинград, а новичкам, остающимся здесь до октября, «ходить на шлюпках» еще не положено. Поэтому надо сказать, что старшие воспитанники под руководством мичмана Пестова вытаскивают шлюпки на берег. Группа мальчиков в одних тельняшках и трусиках, двигаясь по колено в воде, подготовляет у берега шлюпку. Слышится команда:

- Вынуть румпеля, убрать рангоут, весла, спасательные пояса, уключины!

- Споро работают, - удовлетворенно замечает старый моряк Алексей Александрович Филиппов - человек с пышными боцманскими усами, один из самых популярных в лагере преподавателей. Он около полувека провел на море. Мальчики в каждом его движении видят навыки бывалого моряка и со счастливой покорностью исполняют каждое его приказание. Алексей Александрович проходит с ними штурманское и такелажное дело, а тут целый мир заманчивого и необходимого для моряка.

Надо сказать, что подбор командиров, воспитателей и преподавателей для Нахимовского училища проводится с большой тщательностью. Среди командиров рот и особенно среди офицеров-воспитателей, которых в шутку, но довольно точно называют «и папа, и мама», многие имеют высшее образование, иногда не только военное, но и педагогическое. В училище много боевых, заслуженных командиров флота. Так, военно-морской цикл возглавляет капитан 1-го ранга Лев Андреевич Поленов - старый морской офицер, командир знаменитого крейсера «Аврора», бывший на корабле в качестве дежурного офицера и в самый момент исторического выстрела по Зимнему дворцу. Поленов - старый и опытный преподаватель, выучивший не одно поколение советских командиров в училище имени Фрунзе. Кстати говоря, «Аврора», получившая во время войны несколько серьезных повреждений, заново ремонтируется и поступит в полное распоряжение Нахимовского училища. Этого ждут, как праздника, и воспитанники, и воспитатели.

Коллектив командиров и воспитателей постоянно стремится привить нахимовцам высокие и благородные традиции советского флота, особенно проявившиеся во время нынешней Великой Отечественной войны. Большое всегда начинается с маленького, и в училище все понимают, что черты характера будущего волевого моряка-командира воспитываются не сразу. Молодым нахимовцам иногда не хватает настойчивости в достижении какого-нибудь, пусть небольшого, дела, которое не сразу удается. Например, завязать сложный морской узел или добиться нужного темпа и слаженности в гребле, успеха в учебе. Задача руководителя - в том, чтобы этого обязательно добиться.

- Тяжело-то, тяжело, - говорят в таких случаях воспитаннику, - а в торпедную атаку итти еще тяжелее.

И нахимовец с первых дней развивает в себе, как необходимые качества, настойчивость и упорство в достижении цели.

Но, конечно, главное внимание уделяется приобретению знаний. Будущий командир, офицер нуждается в этом прежде всего. Надо помнить, что современный корабль - это воплощение многих высших достижений современной науки и техники. Крейсер «Киров» или «Максим Горький» - это, фигурально выражаясь, полтора Волховстроя, если брать только энергосиловую мощность. А радио, а турбины, а электроаппаратура, наконец, артиллерия - работа со всем этим требует огромных знаний.

И нахимовцы прилагают все старания к тому, чтобы хорошо учиться. Успеваемость их выше успеваемости в средних школах Ленинграда. Надо учесть, что у юных моряков несколько обширнее программа, - они, например, изучают обязательно не один иностранный язык, а два, кроме того, у них, как сказано выше, есть свои особые военные интересы, а следовательно, и занятия.

Дисциплина поведения и дисциплина труда - вот что ставит их в сравнительно более выгодное положение и позволяет справиться с большим об’емом обязанностей. //Ник. Жданов, спец. корр. «Известий».

☆ ☆ ☆

09.09.45: Великий советский народ, народ-победитель ("Правда", СССР)
09.09.45: Обозреватель: Международное обозрение ("Правда", СССР)

08.09.45: В.Беликов: В Японии || «Известия» №212, 8 сентября 1945 года
08.09.45: Б.Афанасьев, А.Полторацкий: Парад союзных войск в Берлине ("Известия", СССР)
08.09.45: П.Кузнецов: В трущобах Муданьцзяна || «Правда» №215, 8 сентября 1945 года
08.09.45: Двухлетие освобождения Донбасса ("Правда", СССР)

07.09.45: Н.Погодин: День торжества мира ("Известия", СССР)
07.09.45: О ходе репатриации советских граждан ("Известия", СССР)

06.09.45: Е.Кригер: «Минута молчания» || «Известия» №210, 6 сентября 1945 года
06.09.45: Долгожданный мир завоёван ("Известия", СССР)
06.09.45: Пусть здравствует и процветает наша Родина! ("Правда", СССР)

05.09.45: Конец второй мировой войны ("Известия", СССР)
05.09.45: Великая победа || «Правда» №212, 5 сентября 1945 года
05.09.45: Е.Кононенко: Конец войны || «Правда» №212, 5 сентября 1945 года
05.09.45: И.Золин, Я.Макаренко: В Берлине || «Правда» №212, 5 сентября 1945 года

04.09.45: М.Рыльский: Слово вождя ("Известия", СССР)
04.09.45: К.Федин: Наша победа || «Известия» №208, 4 сентября 1945 года
04.09.45: Б.Антропов: Вторая мировая война завершена ("Известия", СССР)
04.09.45: Н.Зубов: Гордость и радость старого моряка ("Известия", СССР)
04.09.45: Б.Ильин: «Молчите, г-н Даладье! ("Известия", СССР)

03.09.45: Обращение тов. И.В.Сталина к народу ("Правда", СССР)
03.09.45: Н.Тихонов: Второе сентября ("Правда", СССР)
03.09.45: И.Рябов: Возмездие ("Правда", СССР)
03.09.45: А.Степанов: Долгожданный день ("Правда", СССР)
03.09.45: М.Галактионов: Конец второй мировой войны ("Правда", СССР)
03.09.45: П.Бровка: Мир во всём мире || «Правда» №211, 3 сентября 1945 года

02.09.45: Важная задача мирного времени ("Правда", СССР)
02.09.45: Л.Соболев: Дорогами побед || «Правда» №210, 2 сентября 1945 года

01.09.45: А.Ростков: Альбом самурая ("Правда", СССР)
01.09.45: Послание Трумэна конгрессу о поставках по ленд-лизу ("Правда", СССР)
01.09.45: Начинается учебный год || «Правда» №209, 1 сентября 1945 года

Август 1945 года:

30.08.45: Пятилетний план послевоенного развития ("Известия", СССР)
30.08.45: Н.Вдовин: Народы обвиняют || «Известия» №204, 30 августа 1945 года
30.08.45: Преступники войны на скамье подсудимых || «Правда» №207, 30 августа 1945 года

28.08.45: Документы советско-китайской дружбы ("Известия", СССР)

27.08.45: Важный этап в развитии советско-китайских отношений ("Правда", СССР)

26.08.45: Б.Агапов: В капище империализма* ("Известия", СССР)
26.08.45: И.Эренбург: Величие и ничтожество ("Известия", СССР)

25.08.45: Пусть живут и здравствуют победоносные Красная Армия и Военно-Морской флот! ("Известия", СССР)
25.08.45: Н.Погодин: Счастье поколений || «Известия» №200, 25 августа 1945 года

22.08.45: Е.Кригер: На допросе ("Известия", СССР)
22.08.45: В.Антонов: «Самураи» || «Известия» №197, 22 августа 1945 года

21.08.45: Эдвин С. Смит: Два месяца в СССР ("Известия", СССР)

19.08.45: Г.Ворожейкин: Авиация народа-победителя ("Известия", СССР)
19.08.45: Л.Кудреватых: Иван Кожедуб || «Известия» №195, 19 августа 1945 года
19.08.45: А.Булгаков: В Маньчжурии || «Известия» №195, 19 августа 1945 года

17.08.45: Японские изверги замучили сержанта Калинина ("Известия", СССР)

15.08.45: Г.Болдырев: Грозные уроки прошлого ("Известия", СССР)
15.08.45: Конец японского агрессора || «Известия» №191, 15 августа 1945 года
15.08.45: Поражение японского империализма || «Правда» №194, 15 августа 1945 года

14.08.45: Торжество нашей молодости ("Известия", СССР)
14.08.45: Т.Тэсс: Мы встретились снова || «Известия» №190, 14 августа 1945 года
14.08.45: В.Лебедев-Кумач: Обезопасим наши дальневосточные границы ("Известия", СССР)

12.08.45: В.Аварин: Японские планы господства над миром ("Правда", СССР)

10.08.45: До конца разгромить японских империалистов! ("Красная звезда", СССР)
10.08.45: Н.Погодин: Сопредельное государство ("Известия", СССР)
10.08.45: Японский агрессор будет разгромлен || «Известия» №187, 10 августа 1945 года
10.08.45: Советский народ единодушно одобряет решение своего родного правительства ("Правда", СССР)

09.08.45: Японский агрессор будет разгромлен! ("Правда", СССР)
09.08.45: Под водительством Сталина - к победе! ("Правда", СССР)
09.08.45: Война с Японией || «Известия» №186, 9 августа 1945 года
09.08.45: Б.Агапов: В капище империализма || «Известия» №186, 9 августа 1945 года

Газета «Известия» №213 (8823), 9 сентября 1945 года

газета «Известия», 1945, сентябрь 1945

Previous post Next post
Up