А.Ростков || «
Правда» №209, 1 сентября 1945 года
СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: Постановление СНК СССР о присвоении звания генерал-полковника Маландину Г.К. (1 стр.). Указ Президиума Верховного Совета СССР о присвоении многодетным матерям почётного звания «Мать-героиня» (1 стр.). От Советского Информбюро. Оперативная сводка за 31 августа (1 стр.). Хлеб - государству (1 стр.). В честь 10-летия стахановского движения (1 стр.). В президиуме ВЦСПС. Всемерно улучшить условия труда, бытовое и культурное обслуживание трудящихся (1 стр.). Со всех концов страны (1 стр.). Акад. Т.Д.Лысенко. - За развитие сырьевой базы натурального каучука (2 стр.). Н.Болкунов. - Пора иметь собственные семена (2 стр.). Н.Родионов. - Страда в передовом колхозе (2 стр.). ПАРТИЙНАЯ ЖИЗНЬ: К.Граудин. - Актив - большая сила (2 стр.). ОБЗОР ПЕЧАТИ: Неудачные номера (3 стр.). Я.Рохлин. - Сегодня начинается радиоматч шахматистов СССР и США (3 стр.). М.Белкина. - Болгарские женщины (3 стр.). А.Ростков. - Альбом самурая (3 стр.). МАЛЕНЬКИЙ ФЕЛЬЕТОН: Д.Беляев. - Чашка чая (3 стр.). Послание Трумэна конгрессу о поставках по ленд-лизу (4 стр.). Сообщение Государственного департамента США о восстановлении дипломатических отношений между США и Финляндией (4 стр.). Демонстрация членов профсоюзов в Нью-Йорке (4 стр.). Декларация ЦК болгарской рабочей партии (4 стр.).
# Все статьи за
1 сентября 1945 года (От военного корреспондента «Правды»)
Японец Никитти Хирокадзу живет в префектуре Ямагата на острове Хонсю. Его брат Никитти Сиокадзу служил в охранном отряде полевой жандармерии на юге Маньчжурии. Братья активно переписывались. Воинственный Сиокадзу, как верный сын «страны восходящего солнца», выполнял в Маньчжурии волю своего божественного императора, то-есть расправлялся с китайцами и маньчжурами, которые осмеливались выступать против «нового порядка», установленного оккупантами. Вместе с посылками и письмами Сиокадзу отправлял брату в Японию фотографии. Вторые экземпляры этих фотоснимков он аккуратно подклеивал в свой альбом.
Вот он, этот небольшой альбом в коричневом бархатном переплете. Перелистываем его страницы.
Начинается он цветной открыткой, на которой изображена карта Маньчжурии. В нижнем углу карты есть город Линьюань. Сиокадзу подчеркнул карандашом этот пункт - здесь стоял охранный отряд, в котором он служил. Отряд действовал на юге Маньчжурии и в некоторых районах Китая. На обороте открытки жандарм сообщает своему брату: «Отвечаю на твое письмо, где я нахожусь. Посмотри на карту. Это довольно большой городок, однако похож на деревню. Живем при лампах. Через несколько дней наш полк выступает в карательную экспедицию против бандитов. Их - три тысячи, бой будет жаркий. Я ранен и принять участие в экспедиции не смогу, о чем очень сожалею».
Бандитами Сиокадзу называет партизан. Так в полевой жандармерии было принято именовать китайских патриотов, боровшихся за свободу своей родины. Сиокадзу - старательный палач, влюбленный в свою профессию. Об этом красноречиво свидетельствуют посланные им брату фотоснимки, на которых запечатлена его страшная работа.
Вот первый фотоснимок. Ночь. Черное небо. Японские солдаты с винтовками стоят у глинобитной стены в китайской деревне. За стеной виднеется крестьянская фанза. Солдаты целятся в фанзу. Один из них перелез через стену. Подробная подпись под фотографией озаглавлена: «Ночное нападение». Текст подписи гласит: «Был получен приказ произвести ночной налёт. Сначала был окружен дом крестьянина, в щели которого пробивался свет. Раздался оглушительный залп ружей. Все бросились в атаку, выломав ворота и перелезая через глинобитную стену. Свирепствовали и лили кровь во-всю. Это не назовешь иначе, как жестокая расправа. Покончив с делом, отряд с песней по широкой снежной равнине возвратился в свой лагерь. Как раз на востоке занялась заря».
Так выглядит
самурайская романтика: напасть ночью на мирный дом крестьянина, «свирепствовать и лить кровь во-всю», встречать зарю с окровавленными штыками, - какая идиллическая для сердца самурая картина.
Один за другим проходят перед нами фотодокументы японских зверств над китайским населением.
Второй фотоснимок озаглавлен: «Рассказ о положении в Китае». Поле за городом. Большая толпа местного населения. На переднем плане два японских солдата несут на бревне китайца. Человек, привязанный к бревну за руки и за ноги, безжизненно повис в воздухе, голова его запрокинута в земле. Видимо, партизана долго мучили, и он умер в нечеловеческих страданиях.
На следующем снимке также показана казнь китайского партизана. Мы видим огромную толпу китайцев. Перед толпой обезглавленный труп человека. Самодовольно озирающий толпу японский палач держит в руках только что отсеченную голову партизана. С видом победителя он показывает ее собравшимся. В очереди к нему стоят новые жертвы. Через минуту он будет демонстрировать голову другого китайского патриота.
Несколько японских иероглифов об’ясняют нам содержание этого снимка: «В назидание населению». Смысл «назидания» ясен: кто вздумает сопротивляться японцам, кто посмеет не признать их господства, тому отрубят голову.
Четвертая фотография в альбоме названа кратко: «После налёта на бандитов». Тут всё понятно без текстовки: девять голых трупов на камнях у скалы, следы ножевых ран, изуродованные лица, вывернутые руки. Китайские патриоты были раздеты палачами и зверски замучены. Два снимка вслед за этим детализируют общую картину погрома. Вот отдельно сфотографированный труп партизана. Обнаженный человек, раскинув руки, лежит на песке. Видна зияющая рана на черепе. По характеру раны легко определить, что его ударили не саблей и не штыком, а чем-то тяжелым, тупым. На втором дополнительном снимке - труп другого партизана, рассеченного пополам. Отрубленная голова лежит возле ног. На грудь казненного человека положен черный, высохший, с белыми зубами череп.
Японские самураи всячески поучали своих солдат, что жизнь китайца ничего не стоит, что за каждого убитого полицейского китайцы должны истребляться десятками и самым зверским образом. Показательна в этом отношении одна из фотографий, наклеенных в альбоме Сиокадзу. На высоком постаменте стоит гроб с телом японского полицейского, убитого в схватке с партизанами. Возле гроба - венки. И здесь же на полу - труп китайского патриота. Человек рассечен на-двое. Голова и левая рука отрублены. На груди всё тот же высохший черный череп. Сюда приводили молодых полицейских из охранного отряда, чтобы показать им, как должны караться китайцы, поднявшие руку на своих «господ».
Две следующих фотографии показывают зверства японских самураев в окрестностях Мукдена. Эти страшные снимки свидетельствуют об
изощренной жестокости палачей. У огромной кирпичной стены - сооружение, похожее на футбольные ворота. На перекладине висят десять человеческих голов. Только одни обезображенные головы. В конце перекладины, справа, подвешена даже не голова, а только человеческие челюсти. Вдали, у стены, стоят два японца в военном. Заложив руки за спину, они смотрят на дело рук своих. Может быть, один из них и есть хозяин снимков - Никитти Сиокадзу из префектуры Ямагата.
На другом снимке из мукденской серии мы видим голые, безжизненные сучья засохшего дерева. На костлявых, черных ветвях его опять же человеческие головы. Они висят здесь, видимо, очень давно и стали такими же черными, как ветви этого страшного дерева смерти. Подпись под фотографией гласит: «Казненные бандиты - немые свидетели положения в Маньчжурии».
Никитти Сиокадзу не только казнил, он прилежно изучал Маньчжурию и Китай. Снимки, показывающие трупы казненных, перемежаются с красивыми пейзажами, видами городов. Здесь и караван верблюдов в степи, и мост через Сунгари, и китайская домашняя утварь. Для японского жандарма Сиокадзу отрубленные человеческие головы такое же обыденное явление, как вид Китайской стены. И в этой обыденности зверств, в этом алчном стремлении японских самураев «свирепствовать и лить кровь во-всю» ярче всего отображается установленный ими в Восточной Азии «новый порядок».
Когда просмотришь альбом снимков Никитти Сиокадзу, хочется вымыть руки - столько в нём крови, грязи, человеческого падения. И хочется снова и снова сказать: какой великий подвиг совершила Красная Армия, избавив сотни тысяч, миллионы людей от вечного страха казней, мук и рабства. //
А.Ростков. 2-й Дальневосточный фронт, 31 августа. (По телеграфу).
☆ ☆ ☆
01.09.45:
Послание Трумэна конгрессу о поставках по ленд-лизу ("Правда", СССР)
01.09.45:
Начинается учебный год || «Правда» №209, 1 сентября 1945 года
Август 1945:
30.08.45:
Пятилетний план послевоенного развития ("Известия", СССР)
30.08.45: Н.Вдовин:
Народы обвиняют || «Известия» №204, 30 августа 1945 года
30.08.45:
Преступники войны на скамье подсудимых || «Правда» №207, 30 августа 1945 года
28.08.45:
Документы советско-китайской дружбы ("Известия", СССР)
27.08.45:
Важный этап в развитии советско-китайских отношений ("Правда", СССР)
26.08.45: Б.Агапов:
В капище империализма* ("Известия", СССР)
26.08.45: И.Эренбург:
Величие и ничтожество ("Известия", СССР)
25.08.45:
Пусть живут и здравствуют победоносные Красная Армия и Военно-Морской флот! ("Известия", СССР)
25.08.45: Н.Погодин:
Счастье поколений || «Известия» №200, 25 августа 1945 года
22.08.45: Е.Кригер:
На допросе ("Известия", СССР)
22.08.45: В.Антонов:
«Самураи» || «Известия» №197, 22 августа 1945 года
21.08.45: Эдвин С. Смит:
Два месяца в СССР ("Известия", СССР)
19.08.45: Г.Ворожейкин:
Авиация народа-победителя ("Известия", СССР)
19.08.45: Л.Кудреватых:
Иван Кожедуб || «Известия» №195, 19 августа 1945 года
19.08.45: А.Булгаков:
В Маньчжурии || «Известия» №195, 19 августа 1945 года
17.08.45:
Японские изверги замучили сержанта Калинина ("Известия", СССР)
15.08.45: Г.Болдырев:
Грозные уроки прошлого ("Известия", СССР)
15.08.45:
Конец японского агрессора || «Известия» №191, 15 августа 1945 года
15.08.45:
Поражение японского империализма || «Правда» №194, 15 августа 1945 года
14.08.45:
Торжество нашей молодости ("Известия", СССР)
14.08.45: Т.Тэсс:
Мы встретились снова || «Известия» №190, 14 августа 1945 года
14.08.45: В.Лебедев-Кумач:
Обезопасим наши дальневосточные границы ("Известия", СССР)
12.08.45: В.Аварин:
Японские планы господства над миром ("Правда", СССР)
10.08.45:
До конца разгромить японских империалистов! ("Красная звезда", СССР)
10.08.45: Н.Погодин:
Сопредельное государство ("Известия", СССР)
10.08.45:
Японский агрессор будет разгромлен || «Известия» №187, 10 августа 1945 года
10.08.45:
Советский народ единодушно одобряет решение своего родного правительства ("Правда", СССР)
09.08.45:
Японский агрессор будет разгромлен! ("Правда", СССР)
09.08.45:
Под водительством Сталина - к победе! ("Правда", СССР)
09.08.45:
Война с Японией || «Известия» №186, 9 августа 1945 года
09.08.45: Б.Агапов:
В капище империализма || «Известия» №186, 9 августа 1945 года
05.08.45:
Сталинский День железнодорожника ("Известия", СССР)
05.08.45: Б.Арутюнов:
Железнодорожный транспорт на новом под’еме ("Известия", СССР)
Июль 1945:
31.07.45:
Подвиг советских железнодорожников ("Известия", СССР)
27.07.45: Эль-Регистан, Н.Рыбак:
В сердце Европы ("Известия", СССР)
Газета «Правда» №209 (9980), 1 сентября 1945 года