«
Известия» №228, 27 сентября 1942 года
В районе Сталинграда, в районе Моздока и в районе Синявино продолжаются ожесточенные бои. Наши части наносят немцам серьезный урон в людях и технике. Северо-западнее Сталинграда за последние сутки уничтожено до 2.000 вражеских солдат и офицеров.
Воины Красной Армии! Судьба Родины в ваших руках. Бейте без пощады врага! Немцы должны быть разгромлены и выброшены вон с нашей земли!
# Все статьи за
27 сентября 1942 года.
В происходящей сейчас на Юге титанической борьбе, когда по нескольку раз переходят из рук в руки не только населенные пункты, железнодорожные станции, мосты, дороги, но и отдельные здания, высотки, лощинки, особенное значение приобретают стойкость наших бойцов, упорство их сопротивления, умение отразить яростный натиск противника и самим контратаковать, ломать вражескую оборону.
Сообщения Советского Информбюро в последние дни говорят о кровопролитных схватках, вспыхивающих на улицах населенных пунктов. Расстояние между нашими и немецкими позициями в этих случаях измеряется метрами. Бывает так, что половина улицы захвачена противником, а другая ее половина находится в наших руках. Иногда немцы овладевают частью здания, и нашим бойцам приходится вести рукопашные бои внутри дома, драться за каждую комнату.
Замечательные образцы стойкости советских воинов дает
борьба с немцами на улицах Сталинграда. Гитлеровское командование рассчитывало взять Сталинград и выйти на Волгу стремительным маршем. Дневники и письма убитых и пленных немецких солдат и офицеров, попавшие в наши руки немецкие штабные документы говорят об этом с достаточной убедительностью.
Немцам удалось ворваться на городские окраины, зацепиться на некоторых улицах. Они уже назначили срок парада своих дивизий на центральной площади Сталинграда. Они
жадно протягивали свои окровавленные лапы к важным городским об'ектам. Они считали, что наше сопротивление сломлено, что Сталинград, славный русский волжский город, - в их власти.
Гитлеровцы просчитались! Советские пушка, винтовка, граната, зажигательная бутылка, противотанковое ружье - все это пошло в ход на улицах Сталинграда, все это преградило фашистам дорогу в глубь города. Вот уже ряд дней немцы в районе Сталинграда топчутся на месте. Сегодня Советское Информбюро сообщает, что бойцы Н-ской части атаковали немцев и выбили их из ряда зданий. Линии нашей обороны в городе остались непреодоленными, десятки тысяч немецких трупов, десятки и сотни разбитых немецких танков, автомашин, бронированных платформ нагромождены перед нашим передним краем.
Защитники Сталинграда, ведущие уличные бои, отстаивают каждый дом, каждый сарай, каждый палисадник. Дом - это опорный пункт, крепость. Люди, его обороняющие, - гарнизон. На него падает большая ответственность. И, как не покинет гарнизон крепости, ему доверенной, так не оставят бойцы Сталинграда домов, которые они защищают.
На весь город прогремела слава
группы бронебойщиков под командованием старшего лейтенанта Погорелова. Они закрыли немцам путь к одной улице. Немцы бросили сюда 60 танков. Казалось, вражеские танки уничтожат, сметут с лица земли горстку отважных советских бойцов. Бронебойщики укрылись за стенами разрушенных зданий, засели на чердаках. Когда колонна немецких танков вытянулась вдоль улицы, загремели выстрелы. Передние и задние машины запылали. Немцам трудно было развернуться, уйти из-под обстрела. Им пришлось отступить, оставив на улице шесть машин. Погорелов и его бронебойщики держались до прихода наших подкреплений. Они с честью выполнили свой долг перед родиной, они не отдали врагу ни клочка защищаемой ими земли.
Когда у старшего сержанта Богомольца, освободившего трехэтажный дом от немцев, спросили, как ему удалось справиться с противником, численно вчетверо превосходившим его отряд, он ответил:
- Нам было приказано взять дом. Приказано, - значит, надо выполнить. Мы сделали свое дело, убили больше двадцати немцев, а сами потеряли убитыми и ранеными семь человек...
Старший сержант мог бы рассказать о том, как они штыками выбивали немцев, этаж за этажом освобождая здание. Он мог бы рассказать, как им пришлось гранатами взорвать флигель, где засела группа автоматчиков, не желавших сдаваться. Он мог бы, наконец, рассказать о том, как, раненый в грудь и в плечо, он продолжал вести бой и
застрелил немецкого офицера.
Бой на улицах населенного пункта состоит из множества отдельных эпизодов. Не всегда старший командир может руководить боем, разгоревшимся на соседней улице или в соседнем доме. Поэтому в борьбе на улицах населенного пункта от всех без исключения бойцов, командиров, политработников требуются исключительная собранность, мобильность, четкость в отдаче и выполнении приказов. Воин Красной Армии обязан проявлять максимум инициативы. Командир должен уметь с предельной быстротой принять решение, соответствующее обстановке, и, в зависимости от изменения ситуации, ставить перед своими людьми новую задачу.
Капитан Прохоров во главе подразделения сумел отбить три немецких атаки на окраине Сталинграда. Неожиданно связь с командным пунктом части прекратилась: немецкие автоматчики просочились на соседнем участке и порвали линию. В это время немецкие танки и пехота пошли в четвертую атаку. Подразделение было окружено. Капитан Прохоров не растерялся, не ослабил отпора гитлеровцам. Продуманной системой сопротивления, организацией круговой обороны он добился того, что немцы и на этот раз вынуждены были отхлынуть. Он не ждал помощи, он знал, что отступить - значит не только погибнуть от руки фашистов, но и пустить врага дальше в город, что удержаться - значит сорвать немецкие планы на весьма ответственном участке. Прохоров удержался, и немцы, опасаясь флангового удара наших войск, отошли.
Бойцы, защищающие Сталинград, проявляют чудеса храбрости, выдержки, самоотверженности, преданности родине. Днем и ночью, среди зарева пожарищ, в грохоте рушащихся зданий, в дыму, в чаду, в пыли они отбивают атаки гитлеровцев, обескровливают ударные немецкие дивизии. Взятый на-днях в плен солдат 172-го пехотного немецкого полка Иоганн Штромберг показал, что в результате пятидневных боев на улицах Сталинграда в каждой роте осталось 10-15 человек. Таких обескровленных полков в германской армии много, станет еще больше!
Чем упорнее будут драться с врагом наши бойцы на улицах Сталинграда и других населенных пунктов, тем больше немецкой живой силы истребят, тем больше вражеской техники сожгут, подорвут, уничтожат.
Драться за каждую улицу, каждый дом, каждый этаж, каждую комнату!
Драться до
последнего патрона, до последней капли крови!
Драться самозабвенно, с великой ненавистью к врагу!
Пусть помнят бойцы и командиры, дерущиеся под Сталинградом, о своей ответственности перед страной, перед народом.
Один человек, хорошо замаскировавшись, выбрав удобную позицию, может противостоять целой группе врагов. В этом преимущество уличной борьбы. Использовать это преимущество до конца! Отплатить немцам за чудовищные разрушения, причиненные нашим городам, нашему родному Сталинграду. Истреблять новые и новые десятки тысяч фашистов!
Уличные бои на Юге, особенно в районе Сталинграда, должны еще больше опустошить вражеские ряды, подготовить условия для наших наступательных действий, для окончательного разгрома фашизма.
____________________________________
Н.Тихонов:
Великий рост ("Известия", СССР)
В.Гроссман:
Сталинградская битва ("Красная звезда", СССР)**
*****************************************************************************************************************
Крепче отпор врагу! Меткой пулей, снарядом и гранатой, штыком и саблей громить и опустошать ряды гитлеровцев!
☆ ☆ ☆
НА ТЕРЕКЕ
Они истекут кровью!
Привели пленных. Грязные, оборванные, они робко озираются по сторонам.
Пленных много, и в их показаниях один и тот же лейтмотив:
- Трудно становится воевать, потери велики.
Солдат 12-й роты 70-го пехотного полка 111-й дивизии Рурек и ефрейтор 3-й роты 668-го полка 370-й дивизии Гардт взяты в плен на различных участках фронта. Один из них добровольно поднял вверх руки, другой оказал сопротивление. Это - разные люди, но их рассказы сходны.
- За последние дни боев в районе Моздока, - говорит Рурек, - в моей роте убито 70 человек и 29 ранено. Ваш огонь очень силен.
Гардт заявляет:
- У нас в роте к 1 сентября было 90 человек, а теперь едва наберется 25. Из-за больших потерь пришлось об'единить два полка - 666-й и 667-й в один. Бои на подступах к Кавказу обошлись нам слишком дорого.
Повсюду на Тереке враг встречает упорное сопротивление. Несмотря на яростный нажим, немцы на многих участках не продвинулись дальше.
В боях у пункта X. командир батареи старший лейтенант Федотов и комиссар младший политрук Гриньков, стоя у орудия, прямой наводкой расстреливали наступавшего противника. Батарея заставила гитлеровцев откатиться назад.
Старший лейтенант Петров, находясь с подразделением тяжелых танков в засаде у дороги, сорвал попытку немецких танков прорваться к населенному пункту.
Советские войска стойко держат оборону. То на одном, то на другом участках фронта они переходят в контратаки. Партизаны не дают покоя немцам в тылу. Авиация бомбит немецкие переправы.
Н-ская авиационная часть за две недели сделала 995 самолето-вылетов на штурмовку и бомбежку. За это время летчиками было сожжено 8 танков, уничтожено 267 автомашин с солдатами, 13 зенитных батарей, 3 цистерны с горючим, около 800 солдат и офицеров. В боях сбито 14 немецких самолетов.
Наши воины изматывают врага, наносят ему тяжелый урон. Здесь дерутся храбро, со злостью, учатся даже малыми силами бить численно превосходящего противника.
Младший лейтенант Войцман и боец Петров истребили 70 немцев. Лейтенант Забражаров во главе горстки храбрецов отбил атаку роты фашистов и приковал к земле 50 солдат и офицеров.
На склонах холма, среди пожелтевшего поля саперы наткнулись на немецкое боевое охранение. Ворвавшись в окоп, они уничтожили немцев. Красноармеец Топчук заколол обер-ефрейтора и принес в свою часть три вражеских винтовки.
Мы присутствовали на армейском слете лучших истребителей танков. Собралось около 100 человек. Все они начали свой боевой счет у ворот Кавказа. И уже у каждого значится от одной до четырех уничтоженных машин. Украинец Сапруненко подбил из пушки два танка. Армянин Алаков вместе со своим другом Быковым сжег горючей смесью две машины, осетин Дазарсов с четырьмя бойцами своего отделения сжег пять танков и т.д.
Врагу здесь не пройти. В долине у гор Кавказа он истечет кровью. // Ю.Медведовский, спец. корреспондент «Известий». ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 26 сентября.
************************************************************************************************************
От Советского Информбюро*
#
Сводка Совинформбюро за 26 сентября 1942 года Ниже публикуются выдержки из дневника командира 1-го взвода 9 роты 317 полка 211 немецкой пехотной дивизии унтер-офицера Франца Гарцера.
«Мы должны овладеть очагами сопротивления русских в лесу. Отлично замаскировавшись, они ведут огонь по нашим солдатам, которые сгрудились на самом краю леса. Вдруг раздается пронзительное «ура» русских... Батальон безнадежно отступает. Операция провалилась. Лейтенант Шнейдер ранен, унтер-офицеры Крише, Гросс, Веймер - убиты. Манескрейн и Гирсберг пропали без вести. Это была одна из самых печальных страниц в истории 9 роты... У меня все больше крепнет желание убраться отсюда поскорее.
...У нас теперь в ходу шутка о «миноискателе 1942 г.». Под этим подразумеваются русские женщины, которых мы гоним на минные поля.
...Ужасные новости. Убиты: унтер-офицер Гельм, Глеба, Вальк, Винклер. Масса раненых. В моем взводе осталось только 2 человека. Так страшно видеть мертвые тела своих товарищей, сложенные в штабеля.
Солдаты стонут. Все стремятся унести ноги из России. Мне не верится, что мы выберемся отсюда. Я окончательно отчаялся в будущем и думаю, что Россия станет для нас могилой».
★
В деревне Анновка, Кировоградской области, семилетний сын колхозника Науменко сорвал приказ немецкой комендатуры и сделал из него бумажный змей. Немецко-фашистские изверги схватили мальчика, долго глумились над ним, а затем расстреляли его. По распоряжению капитана Брауна гитлеровские разбойники сожгли дом колхозника Науменко, а всю семью арестовали и отправили на принудительные работы.
★
Пленные солдаты 11 роты 266 полка 72 немецкой пехотной дивизии Леон Заммель и Пауль Крушке рассказали: «В боях под Севастополем 72 дивизия была разбита. В ротах нашего полка осталось по нескольку человек. Например, в 11 роте осталось всего лишь 8 солдат. Вскоре мы получили пополнение и были переброшены на Западный фронт. Нас прямо с марша ввели в бой, и полк в течение двух дней вновь понес огромные потери. Русские обрушили на нас страшный артиллерийский и минометный огонь. Солдаты были морально подавлены. Им было безразлично, чем закончится бой. Каждый старался укрыться, чтобы только спасти свою жизнь».
★
Карательный отряд белофиннов учинил кровавую расправу над населением деревни Сосницы, Ленинградской области. Ворвавшись в деревню, белофинны согнали жителей на площадь и потребовали, чтобы они указали, где находится партизанский лагерь. Все крестьяне молча выслушали требование финского офицера и не проронили ни одного слова. Тогда белофинны схватили пожилого колхозника Жукова и в присутствии всех жителей повесили его. Не добившись и после этого от колхозников сведений о партизанах, бандиты убили 20 жителей деревни. //
Совинформбюро.
***********************************************************************************************
Ванда Василевская
________________________________________________
А.Толстой:
Ни шагу назад! ("Правда", СССР)
Герои Сталинграда* ("Красная звезда", СССР)
Клятва сталинградцев ("Красная звезда", СССР)
Отстоять Сталинград!* ("Красная звезда", СССР)*
К.Симонов:
«Сталинград»* ("Красная звезда", СССР)
Стойко защищать родную землю!* ("Красная звезда", СССР)**
Л.Высокоостровский:
Приемы немецкой тактики под Сталинградом* ("Красная звезда", СССР)
Газета «Известия» №228 (7914), 27 сентября 1942 года