Николай Тихонов. Великий рост

Nov 25, 2015 23:57


Н.Тихонов || « Известия» №277, 2а5 ноября 1942 года

Наши войска под Сталинградом продолжают наступление. Захвачено много пленных и трофеев. За 24 ноября противник оставил на поле боя свыше 15.000 трупов солдат и офицеров.

Воины Красной Армии! Ваша стойкость в сражениях за родные города и села изумила все человечество. Оборона Ленинграда и Одессы, Севастополя и Сталинграда всегда будет сиять в веках, как вершина мужества и отваги людей, отстаивающих свою землю. Ныне, когда вы развертываете мощное наступление, родина зовет вас к новым подвигам. Вперед, за нашу отчизну!

# Все статьи за 25 ноября 1942 года.




Белостенный маленький, залитый солнцем Нальчик, город роз и света, где милиционер говорил прохожему, обратившемуся к нему за справкой:

- Карачаевская улица - вот налево, а побриться, гражданин, - вам пора бы. Если денег нет - пойдемте, вас побреют за счет милиции.

Город дворцов и парков - Пушкин, где при расчистке старинного пруда рабочие нашли в столетнем иле золоченый башмачок и пришедший специалист-экскурсовод читал землекопам лекцию о XVIII столетии; город, где тысячи людей гуляли по аллеям, уставленным великолепными статуями.

В далекой полярной зимовке Усть-порт, где всего 20 домиков, в клубе своими силами ставили комедии Мольера. Село в Таджикистане, называвшееся до революции: едящие коровий помет, носившее исстари эту презрительную кличку из-за своей бедности, в 1935 году стало колхозом-миллионером, назвалось «Большевик» и получило 3 миллиона рублей дохода от своих трудов.

Знатный бурильщик Баку Азизов подарил колхозу родного селения Хархапут грузовую машину, приобретенную на премию, полученную за хорошее бурение, - 14.000 рублей, и достаточный заработок - 19.000 рублей.

Американский турист, до войны осматривая Армению в сопровождении проводника - молодого инженера, приставал к нему, желая во что бы то ни стало видеть, как он сказал: дикие обычаи дикого племени курдов. Молодой человек, наконец, не выдержал. Он сказал: «Если уж вам так хочется курдов, то смотрите: я курд! Я родился в шатре кочевника. Революция послала меня в школу, затем в институт. Имею диплом первой степени. Владею английским и очень ценю ваших специалистов, которых читаю в оригинале. Кроме того, я чемпион Армении по футболу и дважды награжден почетными грамотами за строительство электростанций».

Мы жили изумительной, разумной и трудовой жизнью. Мы и тогда презирали фашизм, но не могли представить себе всю людоедскую силу немецкой, человеконенавистнической угрозы. Мы никогда не думали, что эти двуногие шакалы будут рыться в развалинах наших цветущих городов. Нам было чуждо все, что касалось расовой ненависти. Мы жили в единой трудовой семье народов.

И вот молодому милиционеру Нальчика пришлось увидеть белый городок в развалинах, политым дымом пожарищ, и сражаться с варварами, топчащими розы Кабардино-Балкарии, убивающими женщин и детей.




И вот молодому ленинградцу, привыкшему гулять по аллеям Пушкина в выходной день, пришлось в предрассветной мгле в разведке подползать по земле, взрытой снарядами, к египетским воротам, где на стене, украшенной живописными египетскими письменами, висели повешенные юноши. Они были повешены за то, что они - советские юноши, русские патриоты, не покорившиеся немецкой нагайке.

Полярному охотнику, игравшему мольеровских героев, пришлось охотиться за фрицами, пришедшими уничтожить и его, и Мольера, и Арктику.

Мы знали трудовые заботы и трудности, но многие из нас не могли представить, что принесет война. Потребовались выносливость, железные нервы, гранитная выдержка. Женщины разучились плакать, а дети стали говорить и действовать, как взрослые. И мы увидели среди невознаградимых потерь и лишений могучий рост советского человека, рост, удививший мир.

Джон Рид написал когда-то книгу о первых днях Октябрьской революции, назвав ее «10 дней которые потрясли мир». Уже 500 дней удивляется мир тому доблестному сопротивлению, которое показали люди нашей родины.

Суровая жизнь пришла в нашу страну, жизнь, потребовавшая, чтобы человек нашей страны проявил необычайный героизм. И он проявил его!

В тылу он делает день и ночь оружие, на фронте он уничтожает этим оружием пришельцев из варварской Германии. Ему трудно было - советскому человеку - так возненавидеть людей другой страны. Он уважал Германию - страну науки и философии, и та - знакомая ему Германия - вдруг повалилась набок, как декорации в сказании о Нибелунгах. И из-за декораций вылезли страшные машины, на которых были намалеваны черные свастики, автоматчики, сидевшие на этих танках, назывались полком «Нибелунг», и этих нибелунгов надо было убивать во что бы то ни стало.

Страна-оборотень Германия родила уродов, жадных до человеческой крови, жадных до наших богатств, грабителей и убийц. Советский человек не мог предать свою родину на растерзание этим ордам. И вот уже 17 месяцев идет смертельная борьба, 17 месяцев на смену выбывших из строя бойцов встают новые и снова идут в раскаленную бурю сражений. Молодые наши кадры не готовились стать военными специалистами. И они стали ими. Они не предполагали, что они - герои, и они стали образцами непревзойденного геройства. Весь мир увидел, как вырос советский человек, увидел его богатство, его душевную силу.

Жила-была девушка, любившая хорошо одеваться. Она не любила цветные платья. Она любила черное. Черное к ней шло. Она никогда не думала о войне. И, попав на войну добровольно, она начала с того, что перекрасила пилотку в черный цвет. Она слегка красила губы и как будто была слабой и неприспособленной к ужасам битвы. Но это было только с виду. На деле она спасала раненых при отступлении, сама организовывая их эвакуацию. Она доставала грузовики и под огнем, в окружении ехала верхом, в черной пилотке впереди своего спасенного госпиталя. Она презирала все виды вражеского воздействия. И бомбы, и пулеметы, и пули автоматчиков не страшили ее. Она выносила раненых сотнями на своих плечах. Ее полюбили бойцы за мужество и бесстрашие. В нежной и хрупкой девушке жила душа народной героини. Она умерла в бою, защищая Ленинград. Ее звали Клариса Чернявская.

Был студент, который никогда не думал о том, что он станет понтонером. Через год войны это был мастер своей боевой специальности. Наводить мосты, налаживать труднейшие переправы под дождем бомб и снарядов - не легкое дело. И этому молодому человеку доверяли бойцы, как старому закаленному воину. Он и стал таким. Он вырос в командира. И тогда увидели, что это командир знающий, смелый, расчетливый и инициативный. На крутом берегу Невы, чуть дальше того места, где Александр Невский громил в свое время армию захватчиков, он, понтонер Щеголев, помогал громить немецких оккупантов.

Другой молодой человек, которого зовут Пчелинцев, знаменитый истребитель, снайпер. Думал ли он, что будет лежать часами в снегу или в траве и выслеживать немцев, кладя их наповал метким выстрелом! Думал ли он, что он, скромный ленинградский юноша, поедет в Америку и в Англию, чтобы представлять там от лица геройской советской молодости, служащей таким блистательным примером для молодежи великих народов Америки и Англии, в борьбе с немецким фашизмом! В нем вырос богатырь, который как в былинном эпосе, убил сотни врагов один. И это он сделал!

По скрипящему насту веселой зимой летела на лыжах, с горы на гору же ленинградская спортсменка Маша Минина. Это она в мрачную военную зиму обучила штыковому бою, лыжам и гранатометанию 3.000 молодых бойцов. И на том же фронте, с нею же рядом воевал сын далекого Узбекистана Зюфар Юсупов, который мстил немцам беспощадно за многое. Он мстил за смерть своих товарищей, за смерть своего учителя, юного Смолячкова, научившего его точно стрелять, за разрушения советских городов, за Ленинград!

Разве можно перечислить всех тех, кто, взяв в руки оружие мстителей за родную землю, бьется с фашистами! Это сражается целый народ героев в воздухе, на земле, на воде и под водой.

Никакие временные неудачи, тяжелые отступления и окружения не поколебали духа этих богатырей. Накопив силы, они так ударяют по врагу, что трещит самый хребет его вооруженной мощи.

По всей стране несется весть о победах Сталинграда. Немецкий разбойник, забравшийся к отрогам Кавказа, оглянется сегодня с ужасом на север, откуда гремит победоносная наша канонада. Как бы ему, разбойнику, не остаться там, в степях Терека, навсегда зарытым в степную землю, которую он осквернял так долго. Те, кто не убежит оттуда, останутся там и ковыль будет качаться над ними. Так и будет!

Немецкий разбойник в Сталинграде с ужасом увидит, как сомкнётся вокруг него смертельное кольцо. Придет очередь немцу бежать перед нашими танками и самолетами по всему огромному фронту. Воронеж и Туапсе, Мурманск и Ленинград заговорят языком Дона и Волги.

Сквозь дым сражения перед перекошенной мордой гитлеровца вырастает сверкающее яростью, беспощадное, прекрасное лицо советского человека - мстителя, карающего насильников и разбойников.

И по пути, усеянному разбитыми пушками и танками, побежит немец, в страхе закрыв глаза и заткнув уши. И гибель пойдет по его следам и настигнет его! Он пришел к нам, и он не должен уйти целым! Он не уйдет! Придут эти времена. Будет и на нашей улице праздник! // Николай Тихонов. ЛЕНИНГРАД. (По телефону).
________________________________________________
Учиться у русских ("Известия", СССР)**
Й.Геббельс: О так называемой русской душе ("Das Reich", Германия)

**************************************************************************************************************************************************
Шесть дней нашего наступления под Сталинградом

Наступление наших войск в районе Сталинграда продолжается с крупным успехом. За один вчерашний день боев истреблено свыше 15.000 и захвачено в плен 12.000 вражеских солдат и офицеров, освобождено от гитлеровцев и занято 12 населенных пунктов. На северо-западном участке фронта наши войска стремительно продвинулись вперед - на 40 километров за один день! В районе излучины Дона наши части отбросили гитлеровцев еще на 6-10 километров, а на юге от Сталинграда продвинулись на 15-20 километров.

Наступление наших войск под Сталинградом не только продолжается, но и развивается, осуществляя новые оперативные задачи. Важно отметить в развитии наступления то, что наши войска, действующие севернее Сталинграда, осуществили новый прорыв немецких линий и, заняв ряд населенных пунктов по берегу Волги, соединились с войсками, обороняющими северную часть Сталинграда. Таким образом, город получил ворота не только на восток - через Волгу, но и на север - по суше. Фашистские «клещи» вокруг города, о которых неистово трубила немецкая пропаганда, сломаны, и гитлеровцам, стремившимся окружить и захватить волжскую нашу твердыню, самим грозит окружение. Основные коммуникации, питающие здесь гитлеровские войска, перерезаны, отдельные соединения уже окружены, и вчера, например, три окруженные дивизии противника взяты нами в плен целиком, вместе с тремя генералами и их штабами.

Всего шесть дней продолжается наступление, и за эти шесть первых дней наши войска осуществили прорыв вражеских оборонительных линий, основательно вклинились в глубину его позиций, продвинулись на некоторых участках более чем на 100 километров, освободили около двух десятков крупных населенных пунктов и коренным образом изменили оперативную обстановку во всем районе наиболее напряженной борьбы, на главном участке боевых действий за всю кампанию 1942 г. Противник несет огромные потери: за шесть дней свыше 40 тысяч убитых, 36 тысяч сдавшихся в плен, большая масса техники, вооружения и боеприпасов. По неполным данным, нашими войсками захвачены огромные трофеи, в том числе 1.164 орудия, 431 танк, 88 самолетов, 3.940 автомашин, более 5.000 лошадей, 3 миллиона снарядов, 18 миллионов патронов, большое количество ручного оружия. Гитлеровское командование, оказавшееся перед фактом крупного прорыва, тупо замалчивало советское наступление. Но вчера германское командование вынуждено было, наконец, признать в своей сводке, что «Советы прорвали на Дону германские оборонительные позиции».

Масштабы советского удара и развитие наступления таковы, что вырисовывается начало разгрома немецких войск под Сталинградом, именно там, куда немецко-фашистские захватчики рвутся с наибольшей жадностью, они получают беспощадный удар по морде. Особенность советских ударов сказывается в том, что они наносятся с наибольшей силой и решительностью по весьма значительной группировке противника. Нынешнее наступление под Сталинградом представляет удар по концентрированным силам гитлеровской армии в том месте, где противник считает себя наиболее сильным.

Мы узнаем в этом знакомые черты гениальной сталинской стратегии. Три месяца осаждает враг Сталинград, три месяца стойко держатся его героические защитники. Но оборона твердыни на Волге сейчас встает перед нами в новом свете. Удерживая Сталинград, отстаивая каждую улицу, сражаясь за каждый дом и камень, защитники города изматывали силы врага, перемалывали его дивизии и каждым часом обороны подготовляли время и возможность сокрушительного наступления. Герои обороны Сталинграда не только удержали город наперекор бешеным усилиям врага, - они создали плацдарм для разгрома вражеских сил под стенами осажденного города.

Недаром Народный Комиссариат Обороны вошел в Президиум Верховного Совета СССР с ходатайством об учреждении специальной медали для всех участников обороны Сталинграда, - так же, как и для всех защитников Ленинграда, Одессы, Севастополя. Эти четыре города стали величайшей школой борьбы, прекраснейшим символом мужества и героизма всего советского народа. Каждый воин, участвовавший в обороне этих городов, отмечен в сознании советских людей особым знаком, окружен особым уважением, и специальная медаль справедливо выделит их среди всех участников отечественной войны. Ибо самый факт участия в обороне Ленинграда, Одессы, Севастополя, Сталинграда является подвигом, о котором будет свидетельствовать медаль, напоминая о перенесенных неимоверных трудностях, о проявленном мужестве и бесстрашии. Тому, кто с гордостью может сказать о себе: «Я защищал Сталинград», не придется этого повторять - за него об этом скажет медаль на груди. Каждый защитник Сталинграда своим подвигом растил и питал силу начатого сейчас наступления. Среди участников обороны Сталинграда особую роль сыграла 62-я армия под командованием генерал-лейтенанта В.И.Чуйкова, вписавшая славнейшую страницу в историю Красной Армии, в историю отечественной войны. Имена генерал-лейтенанта Чуйкова и его главных помощников - полковника Горохова, генерал-майора Родимцева, генерал-майора Гурьева, полковников Болвинова, Гуртьева, Сараева, Скворцова и др. - это имена тех, чьи части приняли на себя и отразили главные удары немцев на Сталинград, имена тех, чьи части в борьбе за Сталинград овеяли свои знамена непреходящей славой.

И сегодня, когда на севере и юге Сталинграда развертывается успешное наше наступление, в самом Сталинграде с новой силой вспыхивают бои. На этот раз части, оборонявшие город, в свою очередь переходят из обороны в наступление и ведут бои, вышибая гитлеровцев из города. Часть генерал-майора Родимцева атакует укрепившихся немцев в центре города. В заводской части Сталинграда наши бойцы медленно и упорно продвигались вперед. На южной окраине города советские части сломали упорное сопротивление немцев и заняли ряд укреплений и опорных пунктов противника.

Во всех направлениях - на севере, северо-западе, юге от Сталинграда, в самом Сталинграде, в излучине Дона развертываются сейчас громадные бои, о размахе и интенсивности которых свидетельствуют тысячи вражеских трупов. 15.000 убитых гитлеровцев за один день - это масштаб сражения, мерило силы советского удара, кладущего начало разгрому немецко-фашистских войск под Сталинградом. Недаром начавшееся наступление произвело такое огромное впечатление во всем мире. Английские газеты пишут, что перед армией гитлеровских захватчиков, так долго и бесплодно решавшей задачу - как войти в Сталинград, теперь стоит не менее трудная, но гораздо более опасная задача - как оттуда выйти?

В Англии, Соединенных Штатах Америки, во всех свободолюбивых странах наступление советских войск вызвало взрыв энтузиазма. «Никогда в истории ни одна армия не сражалась с таким хладнокровием и стойкостью, с таким непревзойденным мастерством, с такой неослабевающей мощью, как армия, руководимая Сталиным», - пишет английская печать.

Мы знаем, что в начавшемся наступлении Красной Армии придется встретить еще не один трудный бой, что гитлеровцы будут пытаться остановить наше продвижение или хотя бы спасти свои войска от серьезного разгрома. Но Красная Армия показала, что она находит в себе силы и умение громить врага в самых трудных условиях. Она может превратить и превратит поражение немцев в разгром гитлеровских орд под Сталинградом!

________________________________________________________
А.Первенцев: Мы - русские!* ("Известия", СССР)**
А.Толстой: Разгневанная Россия ("Известия", СССР)**
Боевой дух Красной Армии ("The New York Times", США)
Солдат, который не сдается ("The New York Times", США) **
Сергей - боец Красной Армии ("The New York Times", США)
Человек, который остановил Гитлера ("The New York Times", США)
С.Сульцбергер: Что такое Россия и чего она хочет ("The New York Times", США)

Газета «Известия» №277 (7963), 25 ноября 1942 года

Совинформбюро, осень 1942, газета «Известия», Николай Тихонов, битва за Сталинград, ноябрь 1942, 1942

Previous post Next post
Up