Солдат, который не сдается

Mar 03, 2014 19:19


Ральф Паркер/Ralph Parker || « The New York Times», США.

# Все статьи за 6 декабря 1942 года.

Это русский, прошедший школу современной войны и впитавший в себя новые социальные и политические идеи, но сражающийся за то, что было дорого ему всегда

Могучая Красная Армия вновь продвигается вперед. За последние несколько месяцев она выстояла во множестве кровопролитных сражений, и, остановив продвижение нацистов, вновь перешла в наступление. Эта непобедимая армия - нечто большее, чем просто военная машина. Она является символом русского народа, олицетворяя собой характер русского человека. Что же делает русских такими упорными, стойкими бойцами?




Вы не сможете понять, как советским людям удалось выдержать и остановить натиск вермахта, если не попытаетесь разобраться, что же представляет собой советский человек. Чем именно он отличается от своих предков? Удалось ли социализму создать человека нового типа?

Член Политбюро, которому я задал эти вопросы, сказал, что русские во все времена были известны своей храбростью, уточнив, что развитию характера русских способствовали экономические преобразования, после чего поспешил сменить тему.

И в самом деле, русские всегда были храбрыми бойцами. Пехотинец, сражавшийся на берегу реки Сан, ничем не отличается от своего сына, удерживавшего в этом году немцев на Волге; подобно артиллеристам, оборонявшим Малахов курган во время Крымской войны, люди капитана Александера, удерживавшие 35-ую [так в тексте, в действительности - 30-ую - прим. пер.] батарею, не дрогнули перед лицом врага - когда немцы взобрались на крышу укрепления и потребовали от оборонявшихся сдаться, те взорвали остатки своих боеприпасов, уничтожив себя вместе с противником.

На полях нынешних кровопролитных сражений мы видим ту же веру и самоотверженность, которые воспевались русскими поэтами на протяжении всей российской истории.

Самым удивительным является то, что гуманистическое образование, за последние 25 лет привившее русским отвращение к стяжательству и эксплуататорству, породило людей достаточно воинственных, чтобы принять вызов, брошенный немцами. Русский социализм явно не дал слабину!

Вряд ли люди, стоявшие во главе свершившейся 25 лет назад революции, знали наперед, какой тип человека породит угроза отечеству. Ленин, а следом за ним и Сталин, призывали советских людей самим творить собственную историю, в результате чего развитие характера советского человека невозможно было спрогнозировать. Он выковывался могучими ударами. Подобно металлу, который любил ковать Нил в пьесе Максима Горького «Мещане», он представлял собой «красную, бесформенную массу, злую, жгучую», которая «плюет в тебя шипящими, огненными плевками… живая, упругая».

Однако именно от изначальных качеств металла, равно как и от мастерства кузнеца, зависит, каким будет конечный продукт. Первым из этих компонентов природа щедро одарила Россию, ибо качество материала, образовавшегося за века страданий и борьбы, иначе как отменным не назовешь. Основные инстинкты глубоко укоренились в характере русских. Социализм дал им идею, понятие смысла жизни и предназначения человека, которое нашло отклик в их сердцах. И дремавшие доселе инстинкты были выпущены на свободу, а затем обузданы и направлены в нужное русло.


Чувство уверенности в себе, которое русский как личность приобрел в ходе экономических преобразований, произошедших у него на родине, является одним из самых удивительных достижений революции: с одной стороны, Россия избавилась от мук совести своих либералов XIX века, с другой - она была избавлена от агонии неопределенности, царившей среди масс трудящихся.

Необязательно хорошо знать русских, чтобы понимать важность самоуважения. В их массовом сознании до сих пор сохраняется тенденция к самоуничижению, и именно против этой тенденции коммунистическая партия, со всем своим жизнерадостным напором, вела постоянную борьбу. Стоит отметить, что с момента начала войны Сталин в своих обращениях постоянно критикует тех, кто имеет склонность преувеличивать мощь противника.

Советский человек обладает потрясающим жизнелюбием, которое он не мог адекватно выразить до революции. Наряду с другими составляющими русского характера, такими, как способность к вере и преданности, как необычайная самоотверженность, оно долгое время пребывало в спячке. Предыдущие режимы, в отличие от советской власти, залогом своего господства видели искажение и подавление этих качеств. Однако два инстинкта правящая верхушка так и не смогла подавить: любознательность русских и их общинность, стремление масс учиться и действовать сообща.

Уверенность, жизнелюбие, тяга к знаниям и умение организовывать совместную деятельность, - данные качества автор этих строк считает самыми выдающимися качествами сегодняшнего советского человека. В настоящее время на территории СССР проходят два процесса, от которых зависит многое - это массовое обучение технических специалистов для заводов и массовая подготовка командного состава для Красной армии. На оба процесса идут гораздо быстрее, чем в мирное время,

Скорость и жадность, с которыми русские впитывают знания, потрясают. Время покажет, какую часть этих знаний они усвоят, но новости, приходящие с советских заводов, дают уверенность в том, что русские оказались хорошими учениками.

Что же касается жизнелюбия советского человека, то упорство, с которым он защищает свою жизнь на полях сражений, должно положить конец всем теориям (проистекающим, главным образом, из чтения Достоевского), которые гласят, что русские любят страдать или что они презирают смерть. Русские так сражались в Севастополе и Сталинграде не потому, что они не боялись умереть, но потому, что они хотели жить.

Меня всегда поражает то, что скромные, очаровательные юные девушки, занимающиеся довольно скучной работой в Москве, зачастую имеют весьма впечатляющие послужные списки. К примеру, одна элегантная молодая особа, выполняющая вполне рутинную работу, всего несколькими годами ранее рисковала своей жизнью на испанской границе, спасая жизнь детям. Другая, изучающая сейчас средневековую литературу в библиотеке имени Ленина, месяц назад участвовала в операции за линией фронта. Третья, скромная юная девушка, которой едва ли больше двадцати, дочь известного большевика, не так давно вернулась с фронта, чтобы ухаживать за своим раненым мужем. И подобных примеров множество. Они щедро наделены энтузиазмом и самоотверженностью русских революционерок прошлого, но также демонстрируют завидный самоконтроль и уверенность в собственных силах, не говоря уже о естественности, а это уже нечто новое.

Новизной отдает также и то, как развилась взаимопомощь в Советской России. Я спросил одного иностранного дипломата, неплохого знатока русских реалий, который вернулся в эту страну после двадцатилетнего отсутствия, какие именно изменения больше всего бросаются ему в глаза? Он ответил, что это то, как русские научились организовывать свою коллективную деятельность. Сам он, к примеру, считает, что крупное предприятие может функционировать удовлетворительным образом лишь в том случае, если регулярно проводятся общие собрания, на которых все насущные проблемы открыто обсуждаются подлинно демократическим образом. Это, сказал он, требует немалой самодисциплины и самоконтроля, которые невозможно было вообразить здесь до революции.

По соседству со мной живет десятилетняя девочка, дочь американца и русской. Она учится балету и ходит в школу шесть дней в неделю. С того момента, как ее отдали в ясли в возрасте нескольких месяцев, она училась в советских школах. Этой маленькой девочке просто неведомо понятие личной собственности. «Ей неведомо слово «мое». Но видели бы вы, сколь бережно она обращается с игрушками, которые берет в школе домой и потом возвращает обратно, или же с платьем, полученным ею там же. Эти вещи принадлежат школе и их нужно беречь. Со своей же одеждой она обращается, как обычная беззаботная девочка», - сказала ее мать.

Именно это чувство принадлежности к более крупной общественной единице не позволяет людям мусорить в парках и лезть без очереди, а на заводах или на поле боя, в свою очередь, позволяет действовать четко и эффективно. Этот фактор играет ключевую роль при решении всех проблем, связанных с организацией.

Наиболее выразительное и прямое описание советского человека из попадавшихся мне на глаза в последнее время содержится в статье одного полковника Красной Армии, недавно опубликованной в газете « Красная звезда» (от 4 ноября 1942 года - прим. пер.). Вот некоторые выдержки из него: «Родина и семья - это два слова, самые родные в жизни, самые близкие и понятные сердцу русского человека.… Так что вся жизнь моей семьи как-то давно уже связалась с одним местом - с пороховым заводом, с Пороховой слободой. И хоть Пороховая слобода, может, занимает далеко не первое место на земле по красоте, хоть и улицы там серенькие, и домишки маленькие, а то и вовсе крошечные, но родное место дорого сердцу. Там у моих стариков есть маленький домик. С огородом, со скамеечкой у крыльца - в общем, все как полагается. Ничего особенного. Но если ты тут родился и вырос, если старики твои до сего дня тут живут, и если еще мальчишкой в 12 лет в этом доме тебя мать впервые будила утром на работу, то это место особенно дорого.

Отец у меня старый человек, ему уже за семьдесят перевалило. До революции он на том заводе участвовал в стачках, был членом подпольного комитета. Много пережил на своем веку.

Мать тоже прожила нелегкую жизнь. Начинала ее «в людях», в кухарках, потом на фабрике Алатузова работала в суконном цеху. Как все отцы и матери, и они, конечно, оба мечтали всегда вывести своих детей в люди, но едва ли, конечно, это бы им удалось, если бы не советская власть. Если бы не советская власть, не стал бы я, их средний сын Алексей, в 31 год полковником, не стал бы их старший сын Леонид инженером Путиловского завода, не стал бы их младший сын Владимир техником-мелиоратором.

Так много произошло за эти годы, так много переменилось, так много мы получили, сделали своими руками, что иногда привыкаешь к этому, забываешь, как жили раньше. А у моих стариков это все произошло на глазах. Они были уже взрослыми людьми, когда пришла советская власть. Им может быть даже лучше, чем нам, видно, что было и что сделано, даже наверное лучше видно. Именно поэтому они с такой ненавистью пишут мне в письмах о немцах, которые хотят поломать все то, что мы создали. Именно поэтому, когда начиналась война, мои старики с самого начала были готовы ко всем жертвам, которые может понести семья, ко всем испытаниям, были готовы ко всему от всей широты своего русского рабочего сердца.

Наша семья, каждый из членов ее по-своему принял участие в войне. Я, как кадровый военный, конечно, с первого дня стал воевать. Но не только я стал воевать, поехал на фронт и старший брат Леонид. Из инженера Путиловского завода он стал командиром стрелковой роты. Младший брат Владимир оставил свою профессию мелиоратора, пошел на авиационный завод, стал работать, получил квалификацию авиационного техника, приемщика штурмовиков. Младшая сестра Нина, которая перед войной служила в Иркутске, с началом войны вернулась в родное гнездо и пошла в пороховой цех работницей. Каждый из нас, защищая родину, защищал тем самым свою семью, своих близких.

В декабре прошлого года наша семья понесла тяжелую утрату: в боях под Тихвином, у деревни Романи, в ночной схватке погиб брат Леонид, далеко от родных мест. Старики сначала не хотели поверить.

Мать мне тоже письма пишет. Она у меня набожная, верит в бога, все пишет мне: «Храни тебя бог, сынок». Ну что же, тут можно верить, можно не верить, но материнское благословение всегда остается святой вещью.

Семья - великое дело, и так уж повелось у нас в народе, что когда нет с рядом тобой близких родных, твоих братьев, то твои друзья и товарищи по оружию заменяют тебе братьев. Недаром мы еще в мирное время называли свою страну великой семьей народов. Мы действительно сражаемся сейчас народ за народ, брат за брата, и все вместе за нашу общую мать - родину. Деремся, как одна неразделимая семья. А то, что неразделимо, - то и непобедимо».

Этот небольшой деревянный домик со скамейкой и садом, эта семья рабочих, чьи дети занимают ответственные должности, - одни из миллионов домов и семей, за которые болит широкое, импульсивное русское сердце. Именно за это сражается советский человек, за свое и за общее благо.

*** Немецкий солдат >>
*** Русский солдат >>>

________________________________________________
Человек, который остановил Гитлера ("The New York Times", США)
Роль морального духа на войне ("The New York Times", США)
Сергей - боец Красной Армии ("The New York Times", США)
Боевой дух Красной Армии ("The New York Times", США)
Отчет о России и русских ("The New York Times", США)
Фашистский солдат ("Правда", СССР)
Фриц развинтился ("Красная звезда", СССР)
Немецкие офицеры в плену* ("Красная звезда", СССР)
Д.Заславский: Облик фашистской армии ("Красная звезда", СССР)
Солдат блицкрига - был да весь вышел? ("The New York Times", США)
Система оболванивания в германской армии ("Красная звезда", СССР)
О моральном облике гитлеровского офицера ("Красная звезда", СССР)
Моральное состояние гитлеровского солдата ("Красная звезда", СССР)
Самопожертвование русских - в чем причина? ("The Times", Великобритания)

декабрь 1942, русский Иван, русский дух, женщины, «the new york times», 1942

Previous post Next post
Up