Провал зимней кампании немецкой авиации

Sep 11, 2017 21:36


Д.Грендаль || « Красная звезда» №23, 29 января 1942 года

Стремительными и мощными ударами нашей авиации умножим потери немецко-фашистских захватчиков, усилим смятение и растерянность в их рядах.

Сталинские соколы! Громите врага беспощадно, ускорьте продвижение наших войск на Запад!

# Все статьи за 29 января 1942 года.




Поздней осенью 1940 года немцы наряду с другими военными мероприятиями, направленными исключительно против СССР, создали на финских и норвежских аэродромах авиационные центры, поставив перед ними специальную задачу: накопить опыт эксплоатации самолетного парка в условиях суровой северной зимы. Когда учеба закончилась, немцы заказали одному из своих предприятий в Мюнхене партию самолетных лыж, приступили к конструированию снегоочистителей, начали лабораторные опыты по созданию незамерзающих масел.

Но вот началась война. Потери немцев в летно-техническом персонале росли таким темпом, что уже в июле для руководителей немецкой авиации стало ясно: сберечь «норвежские» и «финские» кадры до декабря не так-то просто. В итоге командование немецко-фашистской авиации вынуждено было пренебречь специальной подготовкой своих летных кадров точно так же, как оно пренебрегает профессиональной выучкой своих парашютных войск, бросив их в окопы. Большинство летчиков, прошедших курс подготовки в зимних учебных центрах, было брошено в бой на первом же этапе войны и выбыло из строя, едва дотянув до августа.

Правда, многое из утраченного за первые три месяца войны можно было бы наверстать в следующие месяцы. Однако, гитлеровцам теперь было не до этого - они осуществляли новое «генеральное» наступление и все свои расчеты строили на окончании войны до прихода зимы.

Таким образом, еще в начале осени наше командование, работая над планом зимнего наступления Красной Армии, точно знало, что немецкая авиация к зиме не готова. Тем не менее, решено было нанести фашистской воздушной армии разящий удар еще до холодов, измотать ее в октябрьских и ноябрьских боях за Москву. Воздушные операции на подступах к столице приняли огромные масштабы в первые же дни боев. Обе стороны предельно насытили фронт самолетами: в боевых операциях под Москвой участвовали сотни машин. Фашистская авиация сосредоточила свои удары главным образом на наземных частях, явно избегая открытых воздушных столкновений с советскими летчиками. Все же нам удалось задолго до зимы нанести врагу значительный урон в кадрах и самолетах. Потери эти были настолько велики, что уже в начале октября мы зарегистрировали отвод в тыл потрепанных немецко-фашистских авиачастей, а в отдельных случаях даже крупных соединений.

Итак, гитлеровская авиация встретила русскую зиму, не успев по существу оправиться от потерь, понесенных ею в дни боев за Москву. Тем не менее силы ее на фронте были еще значительны. Наступили декабрьские холода, и вот тут-то сказалась плохая подготовка гитлеровских воздушных сил к зиме. В первые же зимние дни размах деятельности фашистской авиации резко сократился по всему фронту. Об этом убедительно говорят следующие данные: если в ноябре, по нашим данным, на Западном фронте противник совершил 2.500 самолето-вылетов, то в декабре их было всего 1.550. На Южном фронте - в ноябре - 2.038, в декабре - 1.047. Такое же положение наблюдалось и на других фронтах. Так, например, на Калининском фронте в течение декабря ежедневно нами регистрировалось не больше 3-5 самолето-вылетов, а на Юго-Западном - 9. Что касается неприятельской авиации, совершающей налеты на Москву, то если в августе она действовала группами в 100-115 самолетов, в ноябре - 100 самолетов, то в декабре, да и то лишь в первой его половине, в состав групп входило 20 и очень редко - 30 машин.

К чему же свелись основные затруднения вражеской авиации во время зимы? Что не позволяет немцам действовать так же интенсивно, как они действовали прежде? Для ответа на эти вопросы обратимся к показаниям пленных.

- Снижение масштабов деятельности нашей авиации, - говорит унтер-офицер Танцрайнгольд - летчик отряда метеоразведки 4-го воздушного флота, - об’ясняется не столько недостатком самолетов или горючего, сколько трудностями запуска моторов в зимних условиях, недостаточным количеством технического персонала и приспособлений для запуска. Если летом каждый самолет обслуживал один механик, то в зимнее время требуется 3-4 человека, причем на запуск мотора расходуется минимум полчаса. Изменились состав и квалификация наших техников. Сейчас у нас работают главным образом очень молодые люди с подготовки в 6-8 недель.

О трудностях, которые испытывает немецкая авиация в своей работе зимой, говорят и другие пленные фашистские летчики. Так, например, пленный Гельвих Гервар сообщает: «Боевые немецкие машины не имеют лыж. Пока на аэродроме немного снега, летать можно. В дальнейшем, при большом снеговом покрове авиации будет трудно работать. Теплой одежды нехватает, некоторые летают в летнем обмундировании». Некоторые пленные в частности подчеркивают, что такой самолет, как «Хейнкель-113», летными качествами которого фашисты часто хвастаются, совершенно не пригоден для работы в зимних условиях. Пароохладительная система самолета, проложенная в плоскостях, вокруг кабины летчика и в хвосте, выходит из строя даже при средних морозах.

Чтобы правильно понять причины, заставившие врага сократить масштабы своей деятельности зимой, следует ознакомиться также и с оборудованием некоторых фашистских аэродромов, захваченных нами в освобожденных городах и селах. Почти ни на одном из этих аэродромов нет снегоочистительных приспособлений. На аэродроме в Клину нами захвачены бидоны для заправки моторов вручную и бочки с синтетическим бензином. Под воздействием низкой температуры горючее превратилось в маслянистую жидкость, содержащую множество крупинок.

В другом случае наши части оказались свидетелями странного зрелища, как нельзя лучше характеризующего трудности, переживаемые ныне фашистской авиацией, и моральный облик ее кадров. Войдя в село, наши люди обнаружили рядом с горящей избой исправный немецкий самолет. Вскоре выяснились некоторые детали этого необычного обстоятельства. Оказывается, узнав о приближении красноармейских частей, немцы решили использовать для побега самолет и спешно принялись готовить его к вылету. Обнаружив, что промерзший на сильном морозе мотор не запускается, они захотели прогреть его... теплом горящего дома и подпалили крестьянскую избу.

Застигнутые врасплох свирепой русской зимой, немцы в поисках выхода обращаются к средствам, которыми пользовался человек разве только на заре своего развития. Техники фашистских авиационных частей, действующих на Южном фронте, обогревают моторы, увесив их горячими, накаленными в костре булыжниками.

Наступательные операции Красной Армии в декабре и январе приняли настолько широкие масштабы, что перед немцами возникла необходимость любой ценой поднять в воздух свои машины. Чтобы как-то выбраться из затруднительного положения, немцы непрочь были воспользоваться соответствующей технической консультацией, а может быть и помощью своих северных союзников финнов. Однако в области зимней эксплоатации самолетов финны не сумели накопить сколько-нибудь ценного опыта по той простой причине, что они никогда не имели прочно сложившегося самолетного парка, мало работали на полевых аэродромах. В том же случае, когда их военная авиация вынуждена была выйти в поле, ее боевая деятельность протекала в несколько отличных от наших условиях. Так, например, даже при обильном снеговом покрове финны не всегда обращались к лыжным шасси, предпочитая им колесные. Об'ясняется это тем, что финская авиация действовала преимущественно с ледовых аэродромов, которые сравнительно легко очищаются от снега, а следовательно позволяют летать на колесах.

Когда оказалось, что и эта возможность совершенно исключена, враг обратился к своим «национальным ресурсам». Меры, принятые им, нельзя назвать организованной подготовкой к действиям в зимних условиях уже потому, что работа началась в конце декабря и носила случайный, бессистемный характер. По показаниям пленного летчика С.Мартон, немцы для утрамбовки снега на взлетных площадках стали применять паровые катки и особые машины - распылители с пропеллером (эти машины обычно используются для очистки улиц и шоссейных дорог). По свидетельству другого пленного, Адольфа Литгитец, в Восточной Пруссии изготовляется партия лыж для самолетов «МЕ-109». По словам радиста Витте Якоб, недавно летчикам выданы комбинезоны на плюшевой подкладке.

Эти меры оказались бы в той или иной степени эффективными, если бы они могли распространиться на всю воздушную армию Гитлера, действующую на советско-германском фронте. Но для того, чтобы сконструировать, освоить в производстве и выпустить огромное количество основных, необходимых для работы зимой приспособлений, а затем вооружить ими фашистский воздушный флот, нужно минимум 3-4 месяца. Такой же, если не больший срок требуется для соответствующей подготовки всего технического персонала. Проделать всю эту работу текущей зимой немцы вряд ли окажутся в состоянии. Именно поэтому они вынуждены сократить масштабы деятельности своей авиации в зимнее время.

Пока продолжается зима, самое большое, что могут сделать немцы, - это прикрыть с воздуха свои основные узлы сопротивления и провести, может быть, несколько воздушных операций с весьма ограниченными целями. Ход боевых действий германских воздушных сил за последние 20 дней подтверждает данный тезис: у врага хватило сил лишь для того, чтобы сосредоточить свои воздушные войска в Крыму.

Интересно отметить, что немцы в своих последних публичных высказываниях о ходе воздушной войны на востоке всячески пытаются утаить от широких слоев народа то явно неприглядное положение, в котором очутилась германская авиация с наступлением зимы. Мало этого, они стараются представить дело так, будто бы фашистские авиационные силы действуют на востоке в прежних масштабах, причем одна воздушная операция сменяет другую. Не так давно Советское Информбюро опровергло сообщение берлинского радио о мифических налетах немцев на Москву, будто бы имевших место в двадцатых числах декабря. Обжегшись на «московских операциях», берлинское радио переместило сферу деятельности своих воздушных армий на запад. Судя по его сообщениям, немецкая авиация развивает в настоящий момент кипучую деятельность на центральном участке фронта, уничтожая в один прием ни больше ни меньше, как 500 грузовиков. В ночь на 21 января это «почтенное» ведомство фашистского министерства пропаганды сообщило своим слушателям, что «высокие требования, пред'являемые к «германской авиации на этом участке фронта, успешно выполняются его».

Утверждение это характерно для берлинского радио - в нем, как и в прежних его передачах, отсутствует истина. На самом деле точно установленные факты свидетельствуют, что даже на центральном участке фронта, где немцы дозарезу нуждаются в помощи своей авиации, они не могут сейчас поднять в воздух больше 20-30 самолетов в день. Очевидно, плохи дела гитлеровского командования, если деятельность авиации такого масштаба отвечает их «высоким требованиям».

Из всего сказанного, разумеется, не следует, что могущество немецкой воздушной армии подорвано окончательно. Фашистская военная авиация даже в настоящем ее виде представляет собой значительную силу, и с этим следует считаться. Но неоспоримым является и тот факт, что в жестоком единоборстве с советской авиацией немцы понесли такое поражение, какого они никогда не знали прежде. Суровая русская зима застала немцев неподготовленными и значительно ограничила их возможности.

Этим мы должны воспользоваться в полной мере. // Генерал-майор авиации Д.Грендаль.
_______________________________________
Н.Журавлев: Потери немецкой авиации ("Красная звезда", СССР)
П.Стефановский: Самолетный парк фашистской Германии ("Красная звезда", СССР)

*****************************************************************************************************************
ЗАДАЧИ АВИАЦИИ В НАСТУПЛЕНИИ*

В эти дни, когда части Красной Армии, наступая, теснят и бьют врага, новые, большие и ответственные задачи легли на плечи советской авиации. Наши военно-воздушные силы, действуя инициативно и интенсивно, могут и должны ускорить продвижение на запад наших войск, помочь им быстрее сломить сопротивление врага. Своими стремительными и мощными ударами они могут и должны умножить потери немецко-фашистских захватчиков, усилить смятение и растерянность в их рядах.

На предыдущем этапе отечественной войны советская авиация с честью и со славой выполнила свой долг перед родиной. Наши истребители, штурмовики и бомбардировщики вывели из строя много десятков тысяч фашистских солдат и офицеров, колоссальное количество боевой техники, нанесли серьезный урон самолетному парку неприятеля. Выбив инициативу из рук фашистской авиации, обескровив ее, наши авиачасти и соединения на ряде участков фронта добились несомненного превосходства в воздухе. Нельзя забывать также того, что зима дает ряд добавочных преимуществ нашим летчикам: опыт боев показал, что летный и технический состав Красной Армии и наша материальная часть более приспособлены к борьбе в суровых зимних условиях, нежели вражеские кадры, немецкая техника.

Задача теперь состоит в том, чтобы всемерно использовать все эти преимущества, весь наш накопленный за время войны боевой опыт для нанесения еще большего урона захватчикам. Еще лучше сочетая беспредельный героизм и отвагу наших летных кадров с высоким боевым мастерством, бить в самое сердце врага умело организованными, тщательно продуманными воздушными операциями! Искусно и расчетливо применяя сложную авиационную технику, не давать фашистам ни минуты покоя, непрерывно крошить и громить их с воздуха, всемерно поддерживать наступление наших наземных частей!

Отходя, гитлеровцы пытаются создавать промежуточные и тыловые оборонительные рубежи. Они отводят свои войска и технику разными дорогами, стремясь всячески скрыть свои действительные намерения. Кто, как не авиация, прежде всего, может разоблачить замыслы неприятеля! Настойчиво и смело проникая в глубокие тылы гитлеровской армии, наши воздушные разведчики должны действовать так, чтобы ни одно малейшее продвижение фашистских войск не оставалось незамеченным. Зоркая воздушная разведка, проводимая непрерывно, при любой погоде, во-время подскажет нашим генералам, где находятся основные неприятельские группировки, поможет организовать окружение и истребление захватчиков в каждой наступательной операции.

Все виды боевой авиации должны быть в полной мере использованы как для помощи пехоте и артиллерии при взломе фашистских оборонительных линий, так и для мощных ударов на всю глубину неприятельских боевых порядков. Активные действия бомбардировщиков и штурмовиков по узлам сопротивления, дзотам, артиллерийским и минометным позициям окажут действенную поддержку нашему артиллерийскому наступлению. Штурмовые налеты всех видов авиации на передний край обороны немцев и ближние резервы неприятеля придавят фашистскую пехоту к окопам, облегчат нашим стрелкам и автоматчикам штурм и захват неприятельских позиций.

Одновременно с ударами по врагу на полях боев наша авиация призвана отсекать пути отхода захватчикам, бить по их флангам и тылу. Зима привязывает немцев к дорогам и населенным пунктам. Находя здесь отходящие колонны и располагающиеся бивуаками фашистские части, надо истреблять и рассеивать их бомбами и пулеметно-пушечным огнем, а ночью беспокоящими налетами выгонять из домов на мороз. Чем правильнее будут выбирать летчики точки для своих ударов, тем больше они помогут наступающим частям. Чем надежнее будет закупорено движение неприятельских войск пробками в дефиле и на переправах, разрушением мостов и отдельных участков железных дорог, тем больше живой силы и техники врага окажется в мешке, тем больше будет истреблено фашистов.

Размах действий фашистской авиации значительно сократился, однако на отдельных участках немцы не только пытаются создавать воздушные заслоны для прикрытия своих войск, но и атакуют с воздуха наши боевые порядки. Поэтому самая активная борьба с авиацией немцев попрежнему остается одной из важнейших предпосылок нашего быстрейшего продвижения вперед. Уничтожая живую силу и технику вражеской авиации, наши истребители должны изгонять фашистских стервятников с поля боя, всячески препятствовать их налетам на наши наземные войска.

На многих участках немцы оттянули свои авиационные части на тщательно замаскированные, тыловые аэродромы, где пытаются осуществить ряд мер, чтобы приспособиться к зимним условиям, ставят самолеты на лыжи, тренируют летный состав и т.д. Обеспечивая наступление наших войск, все виды авиации должны настойчиво срывать и этот замысел врага. Надо во что бы то ни стало находить эти аэродромы и уничтожать укрывающиеся там самолеты. Нужно окончательно приковать к земле фашистскую авиацию и добиться полного господства в воздухе.

Опыт многих наступательных операций подсказывает, что успех взаимодействия авиации с наземными войсками обеспечивается не только точным расчетом времени нанесения ударов с воздуха, четкой сигнальной службой и взаимной связью, но и самой организацией всей работы по руководству боевыми вылетами. Выбрасывая свои оперативные группы вперед, в войска, штабы авиационных частей, взаимодействующих с общевойсковыми соединениями, смогут правильнее и быстрее нацеливать свои подразделения для ударов по тем об'ектам, поражение которых окажет наибольшую услугу нашей пехоте в тот или другой момент боя. Одновременно с этим требует серьезного внимания организация внутреннего взаимодействия между различными видами авиации. Комбинированные действия бомбардировщиков, штурмовиков и истребителей должны строго согласоваться по времени и месту не только в плановых таблицах, но и путем личной договоренности друг с другом командиров частей, путем поддержания постоянной, надежной связи между ними как на земле, так и в полете.

Подобно тому, как артиллерия поддерживает пехоту огнем и колесами, так и авиация помогает наземным войскам не только непосредственно боевыми вылетами, но и аэродромными маневрами. В наступательных боях это особенно важно для истребителей, прикрывающих общевойсковые соединения. Поиски новых аэродромов и посадочных площадок требуют неослабного внимания каждого авиационного командира и его штаба. Части аэродромного обслуживания обязаны всеми мерами действенно подкреплять это стремление летных частей продвигаться вперед, вслед за нашими наземными войсками.

Зимняя погода изменчива. Снегопады, туманы, обледенение затрудняют летную работу. Но сталинским летчикам-соколам, нашим славным лейтенантам-техникам, инженерам-капитанам, майорам, всему личному составу военно-воздушных сил не привыкать бороться с трудностями и преодолевать их. Несмотря на плохие метеорологические условия нашим законом остается - непрерывно, днем и ночью, в полную силу своего летного мастерства громить фашистов с воздуха.

Враг боится зимы, враг хочет выждать время, чтобы весной снова броситься на нас. Сорвем планы немцев, перебьем за зиму все их старые и свежие дивизии! А для этого не только на земле, но и с воздуха, всей мощью нашей советской авиации беспощадно истреблять фашистских захватчиков!
__________________________________
К.Симонов: Русское сердце* ("Красная звезда", СССР)
П.Павленко: Самолет двадцати четырех звезд* ("Красная звезда", СССР)

*****************************************************************************************************************
Звено старшего лейтенанта Морозова сбило 34 фашистских самолета

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 28 января. (От наш. спец. корр.). Звено истребителей старшего лейтенанта Морозова пользуется в N авиасоединении заслуженной боевой славой. Отважный и волевой командир этого звена тов. Морозов совершил более 100 боевых вылетов. Он неоднократно летал на разведку в тыл врага, неизменно доставляя ценные сведения, штурмовал наземные фашистские части, сопровождал наших бомбардировщиков, отражал нападения фашистских стервятников на наши города.

Только в течение одной декады, когда немецкая авиация много раз пыталась бомбить город N. тов. Морозов лично сбил в воздушных боях 12 фашистских самолетов и вместе с ведомыми тт. Муровицким и Поповым уничтожил 31 вражеских машины.

☆ ☆ ☆

Удары с воздуха по немецким оккупантам

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ФРОНТ, 28 января. (По телеграфу от наш. спец. корр.). На ряде участков фронта продолжаются ожесточенные бои с противником, оказывающим упорное сопротивление нашим частям. В одном районе нашими войсками захвачены следующие трофеи: 1 танк, 3 пушки, 271 винтовка, 5 ручных и 9 станковых пулеметов, 3 мотоцикла, 57 велосипедов, много снарядов, мин, патронов, гранат и другого военного имущества.

Последние дни отмечены эффективными действиями нашей авиации, которая успешно бомбит опорные пункты, скопления живой силы и техники немцев. На одном участке наши летчики подбили четыре немецких танка, на другом подавили артиллерийскую батарею и рассеяли до батальона пехоты противника с обозом.

Летчики N авиасоединения, несмотря на трудные метеорологические условия, совершили за два дня 61 самолето-вылет. Успешной бомбардировке подверглись неприятельская автоколонна и железнодорожный эшелон. Летчик-истребитель младший лейтенант Алексеев смелыми действиями рассеял звено немецких самолетов. Младшие лейтенанты Карабанов и Петров сбили в воздушных боях два самолета «МЕ-109» и два «Ю-88».

Отважно и решительно действуют разведчики соединения, где комиссаром тов. Купырев. Выполняя задания командования, они не только выявляют силы и расположение врага, но также взрывают вражеские укрепления, уничтожают живую силу немцев. За месяц разведчики истребили до ста фашистских солдат и офицеров, захватили немалые трофеи.

☆ ☆ ☆

Воздушные бои на дальних подступах к Москве

В последние дни летчики московской истребительной авиации противовоздушной обороны успешно прикрывают с воздуха наши наступающие наземные части и помогают им громить фашистских оккупантов.

Вчера к одному из населенных пунктов, окруженному частями Красной Армии, фашисты пытались подбросить подкрепление на транспортных самолетах. Капитан Чуйкин, патрулировавший в воздухе со своим звеном, заметил приближение «Юнкерса-52». Советские летчики атаковали врага и сбили его. Младший лейтенант Голоченко уничтожил «Юнкерс-88».

27 января в том же районе старшие лейтенанты Лозовой, Белясник и лейтенант Шорохов сбили два «Мессершмитта-109», которые пытались воздействовать на наши войска. По одному вражескому стервятнику уничтожили старший политрук Руденко и лейтенант Самонов.

________________________________________________
К.Симонов: Русс-фанер. "У-2"* || «Красная звезда» №238, 9 октября 1942 года
С.Дангулов: Душа горца || «Красная звезда» №249, 22 октября 1942 года
К.Симонов: Полярной ночью* || «Красная звезда» №298, 20 декабря 1942 года
Д.Грендаль: Потери немецкой авиации в кадрах || «Красная звезда» №89, 16 апреля 1942 года
П.Павленко: После одного воздушного боя || «Красная звезда» №86, 12 апреля 1942 года

Газета «Красная Звезда» №23 (5087), 29 января 1942 года

январь 1942, зима 1942, немецкая авиация, газета «Красная звезда», 1942

Previous post Next post
Up