Мариэтта Шагинян. Немецкие воры-помещики

Oct 19, 2016 19:22


М.Шагинян || « Правда» №216, 6 августа 1941 года

СЕГОДНЯ В НОМЕРЕ: Указы Президиума Верховного Совета СССР: О присвоении звания Героя Советского Союза полковнику Лизюкову А.И.; О награждении орденом Красного Знамени полкового комиссара Туликова Ф.Ф. (1 стр.). О продлении Торгового Соглашения между СССР и США (1 стр.). НА ФРОНТАХ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ: В.Апощанский. - На вражеском острове. А.Исбах. - Сын. Н.Михайловский. - Рейды по фашистским тылам. Л.Касинская. - В плену у фашистов (2 стр.). А.Питерский. - Германский солдат начинает думать. (2 стр.). Налет немецких самолетов на Москву в ночь с 5 на 6 августа (3 стр.). На очередной пресс-конференции иностранных корреспондентов. (3 стр.). Н.Белков. - Трудовые подвиги колхозников (3 стр.). С.Игнатьев. - Во главе масс (3 стр.). М.Шагинян. - Немецкие воры-помещики. И.Константинов. - «Сфабриковано в Германии, годно для Балкан» (4 стр.). МАЛЕНЬКИЙ ФЕЛЬЕТОН: К.Демидов. - Немецкий портняжка верхом на Геббельсе (4 стр.). КИНО: О.Александров, Б.Галантер. «Победа за нами» (4 стр.). Солидарность с народами Советского Союза (4 стр.). Польская печать в США о советско-польском соглашении (4 стр.). Резкое заявление Уэллеса по адресу правительства Виши (4 стр.). Разброд и смятение в правящем лагере Венгрии (4 стр.). Голод в Европе (4 стр.). Тревожное положение в Норвегии (4 стр.). Англо-германская воздушная война (4 стр.). Саботаж в Болгарии (4 стр.).

# Все статьи за 6 августа 1941 года.

Почти четверть века советский народ, напряженно и самоотверженно работая, сколачивая общественную копейку за копейкой, отказывая себе в досуге, урезывая себя в быту, выпестовывал, как мать ребенка, родную землю, холил, лелеял ее, рыл каналы, осушал болота, выкорчевывал пни, удобрял, проводил дороги, возводил мосты. И сейчас, когда страна наша усеяна первоклассными фабриками и заводами; когда тысячи машинно-тракторных станций к услугам родной земли; когда расцвел колхозный строй; когда у нас созданы образцовые фабрики хлеба и мяса, совхозы; когда сотня и тысячи дворцов-санаториев во всех замечательных углах нашей родины - в лесу, у моря, в ущельях гор, дают отдых, здоровье миллионам трудящихся; когда мы заставили на севере расти виноград, завели собственные чайные плантации, продвинули пшеницу туда, где ее раньше не было, добились необычайного размаха технических культур, освоили огромные пространства, раньше лежавшие втуне, - сейчас на все это зарятся фашистские банды. Представим себе на минуту, что было бы, если б мечта гитлеровской шайки осуществилась. Наша колхозная молодежь выросла, не зная, что такое помещик. Привыкшая к самоуважению, к безграничному чувству будущего, к возможности расти и расти, лишь бы охота была, к вольному труду-подвигу, - эта молодежь вдруг увидела бы жирного немца-фашиста, убийцу ее отцов и братьев, врага ее родины, в роли своего «барина».




Немец-барин засел бы хозяином в санаторные дворцы. превратив их в собственные усадьбы. Он поставил бы колхозные тракторы на свое поле, он воздвиг бы огромные амбары, и его управляющие с собаками, с кнутами, при помощи жандармов. погнали бы советскую молодежь, как рабочую скотину, трудиться...

Но как! Труд из подвига, совершаемого добровольно, отрадно, с честью, - стал бы тяжким надругательством. Земля обернется горькой недолей, она - чужая; хлеб надо свозить в амбары одного человека, лить свой пот для того, чтобы этот один, палач и убийца, жил сладко, презирал тебя, считал скотом, - нет - ниже и безответнее скота.

Молодежь не может представить себе это. Но старики помнят. В царское время у нас в России было немало помещиков-немцев, а в русских поместьях - немало немцев-управляющих. Еще Некрасов в бессмертных стихах рассказал о том, как хозяйничали эти пришлые воры-бары на русской земле и чем отличалось их хозяйничанье. Вот в дикую, болотистую глушь, Корёгу, куда не отваживался ездить сам помещик, потому что и дорог в нее не было, - наследник его присылает управляющего-немца:

Через леса дремучие,
Через болота топкие
Пешком пришел, шельмец!
Один, как перст: фуражечка
Да тросточка, а в тросточке
Для уженья снаряд.

И этот пришлец с удочкой, обученный в прусских сельскохозяйственных школах, как выжимать из крестьянина соки, исподволь до нитки разорил корёжского крестьянина, высосал из него кровь.

Некрасов рассказывает, как доведенные до отчаянья крестьяне расправились с немцем, - и в этом скупом, выразительном рассказе большого поэта дышит та сила и ненависть к палачу, к насильнику родной земли, какую мы чувствуем сейчас в великом партизанском движении наших богатырей-колхозников. Немец заставил крестьян рыть колодец. И когда голодные, измученные, оборванные, они рыли колодец, а немец стоял и поругивал, да «по своему, не торопясь», пилил их, да «в яму землю мокрую пошвыривал ногой», обдавая их презрением «высшей расы» к низшей, невыносимым, нетерпимым для человека, нечеловеческим презрением:

Случилось, я легонечко
Толкнул его плечом.
Потом другой толкнул его
И третий... Мы посгрудились...
До ямы два шага...
Мы слова не промолвили...
Подталкивали бережно
Все к яме... все на край...
И немец в яму бухнулся.
Кричит: веревку! лестницу!
Мы девятью лопатами
Ответили ему.
«Наддай!» я слово выронил,-
Под слово люди русские
Работают дружней. -
«Наддай! наддай!». Так наддали,
Что ямы словно не было -
Сравнялася с землей!

Случай, рассказанный Некрасовым, не выдуман. О таких случаях расправы с невыносимым хозяйничаньем немецких помещиков в России много рассказывает и Герцен в «Колоколе». А главное - это не исключительный образец кровососа, не единичное явление, а характер типовой и, можно сказать, исторический. Именно по этому способу мертвой хватки, хозяйничанья до тех пор, пока не пустят по-миру. и организуют свое помещичье хозяйство немцы на чужих землях.

Хозяйничанье немцев-помещиков над крестьянами латышами и эстонцами в Прибалтике было особенно издевательским. Множество книг написано об этом. Даже представитель немцев балтийский барон Врангель в книге «Балтийский вопрос в личном освещении», изданной в 1907 году в Ревеле, должен был сделать такое признание:

«Очень вероятно, что ненависть коренного населения к немцам в сильной степени вызвана тою жестокостью и тем высокомерием, с которым наши предки обращались с коренным населением».

Но это признание похоже на сконфуженный шопот. Оно и в тысячной, в миллионной доле не передает правды. Советский человек с трудом может себе представить, что такое немец-помещик и с чем, с какою системой он отправлялся хозяйничать на чужой земле.

Побежденный народ для немцев даже не скотина, - голодную скотину стараются выходить, - а раб, которого можно возместить таким же рабом.

Вся сила ненависти свободных советских людей к чужеземным ворам-поработителям обрушивается на фашистских гадов, посмевших посягнуть на нашу свободную, счастливую родину! // Мариэтта Шагинян.
_________________________________
С.Гурарий: В подмосковной деревне, откуда выбиты немцы* ("Известия", СССР)**
В.Василевская: Пытки и смерть, надругательства и насилие - вот что несут гитлеровцы* ("Правда", СССР)

****************************************************************************************************************
МАЛЕНЬКИЙ ФЕЛЬЕТОН
Немецкий портняжка верхом на Геббельсе

У известных сказочников братьев Гримм есть превосходная, исполненная юмора, сказка о том, как некий портняжный подмастерье одним взмахом убил семь мух, ужасно возгордился своим подвигом и сделал себе пояс с надписью: «один семерых убил». Так завоевал этот портняжка, веселый лгун, незаслуженную славу. Видя страшный пояс, люди разбегались в страхе, и не было в Германии человека, более сильного и смелого, чем этот портняжка.

Эту сказку доктор Геббельс, лишенный всякого чувства юмора, переделал в официальное сообщение, которое и было передано из Берлина по радио. В новом виде старая сказка выглядит так: 16 германских кавалеристов уничтожили целый русский пехотный полк. Они сделали это очень просто: мчались галопом прямо на полк и все время стреляли. От этого весь русский полк бросился бежать. 16 кавалеристов за полком! «Сотни русских пали на поле сражения». В плен 16 кавалеристов взяли 350 русских, больше чем по 20 человек на каждого. Захвачено было 25 автомашин, 2 противотанковых орудия. «Германские кавалеристы потерь не имели». Было 16 и осталось 16. Еще эффектнее вышло бы, если бы после этого замечательного боя их оказалось 17!

Пред нами старый портняжка, веселый лгун. Он размножился и утратил былой юмор. Он сочиняет теперь мрачно и тупо. 16 кавалеристов закажут пояс с надписью: «16 уничтожили целый полк». Но мы-то не забыли старую немецкую сказку. Мы знаем, что это был за полк. Хорошо еще, если это были мухи. Вернее всего, свои собственных вшей били на походе храбрые германские кавалеристы.

Сочинители поэтических сказок ездят на крылатом мифическом коне Пегасе. Но кавалеристы-портняжки выезжают на хромом сивом мерине Геббельсе. Далеко не уедешь на таком животном.

Ничего, однако, не поделаешь. Когда нет подлинных подвигов, то приходится искать вымышленных в сборниках старых немецких сказок. А в сказках чего только не бывает. Не то что 16 кавалеристов уничтожают один полк, а даже один Геббельс может уничтожить целую дивизию, и единственно своим языком. Как чистокровный ариец, он более могуч, чем библейский Самсон. Тот ослиной челюстью побил один целую армию филистимлян. А Геббельсу и осел не нужен. У него своя челюсть крепче всякой ослиной. // К.Демидов.

*****************************************************************************************************************
ГОЛОД В ЕВРОПЕ

НЬЮ-ЙОРК, 5 августа. (ТАСС). Как сообщает лондонский корреспондент агентства Оверсис Ньюс, считают, что предстоящей зимой в Европе будет недостаток продовольствия, невиданный со времен средневековья. Полагают, что урожай зерновых в этом году будет на 25 проц. ниже обычного. Поголовье скота в Северной Европе и Скандинавии значительно сократилось. В оккупированной Фракции поголовье свиней с весны сократилось с 6.750 тыс. до 4 миллионов. Урожай корнеплодов также ожидается плохой.

Несмотря на такие виды на урожай, немцы требуют увеличения поставок продовольствия. Выходящая в Копенгагене газета «Националь-тиденде» пишет, что крестьяне не в состоянии выполнить закон, требующий увеличения поставок продовольствия Германии. По словам газеты, крестьяне в этом году имеют на одну треть меньше зерна для своего потребления против прошлого года.

Цюрихский корреспондент того же агентства сообщает, что по заявлению швейцарской газеты «Нейе цюрхер цейтунг», норвежские крестьяне намеренно не приступают к уборке урожая и продолжают забивать скот.

СТОКГОЛЬМ, 4 августа. (ТАСС). Как сообщает газета «Социал-демократен», недавно норвежское население получило новые карточки на мясо. Однако мяса в продаже нет. В Норвегии отмечается острый недостаток рыбных консервов. Все наличные запасы консервов вывезены в Германию.

Как передает Шведское телеграфное агентство, выступивший на открытии выставки в Фредерике министр торговли Дании Генриксен заявил, что в Дании почти исчерпаны запасы важнейших товаров. Близок день, сказал министр, когда работа маргариновой промышленности прекратится полностью. Сырья для обеспечения работы резиновой промышленности хватит всего на месяц. Запасы железа и металлов незначительны. Топлива в стране очень мало.

*****************************************************************************************************************
«Сфабриковано в Германии, годно для Балкан»

Германские оккупанты увозят из балканских стран нефть, хлеб, скот. В обмен они посылают игрушки из жести, аспирин «Байер» и специальные издания трудов Альфреда Розенберга. На всех товарах, кроме последнего, имеется пометка: «Сфабриковано в Германии, годно для Балкан». Это значит, товар никуда не годен - аспирин разбавлен, игрушки бракованные! - но для Балкан сойдет.

Еще до войны на дипломах студентов балканских стран, учившихся в германских высших учебных заведениях, ставилась пометка: «Действительно для Балкан». Это были, так сказать, дипломы второго сорта. Румынским, сербским и болгарским врачам и инженерам не полагалось обладать такими же знаниями и способностями, как их «арийским» коллегам.

На всех товарах, экспортируемых на Балканы, имеется такая пометка, ибо они специально заготовлены для «низшей расы», для потребления чистых арийцев не годятся. Есть она и на «идеологическом» экспорте. И это, пожалуй, самое интересное. В чем же заключается разница между фашистской идеологией «чистых арийцев» и фашистской идеологией, предназначенной для неполноценных балканских народов?

Альфред Розенберг заявил немцам: «Наша идеология и программа самые логичные в мире». Логика фашистов всем известна: она предусматривает истребление миллионов людей, порабощение свободных народов и господство «германской расы». Но какая же может быть программа у румынских, словацких, венгерских фашистов, призванных сыграть роль пушечного мяса в интересах немецкого империализма? Профессор Нае Ионеску, румынский ученик Розенберга, разрешил этот вопрос следующим образом: «Мы не имеем программы и идеологии... Все это «выдумка либералов и демократов». Генерал Антонеску в свою очередь изрек: «Нам, румынам, не нужны программы и реформы программ, нам нужна реформа души. Нужно спасти душу».

Розенбергу, конечно, наплевать на «душу» Антонеску, ему нужны мозолистые руки румынских крестьян, работающих на Германию, ему необходимы румынские девушки для пополнения германских домов терпимости. Это уже целая программа. Антонеску же, не имея права разрешить себе подобную роскошь, оставляет румынам взамен программы «душу».

Когда генерала Антонеску спрашивают, почему румынская молодежь должна положить свои кости во славу германского фашизма, он предлагает следующую любопытную теорию, сфабрикованную в Германии специально для Балкан: «Разве цель народов жизнь? Нет. Цель народов это воскресение перед судом господним». Иными словами, пусть румынский, словацкий, венгерский народы погибнут в угоду немецкого империализма, но зато они «воскреснут перед судом господним», ибо они «исполнили свой долг».

В Берлине выработана специально для балканских народов целая теория «смерти и страдания».

В своей речи к румынским студентам один из культурфюреров провозгласил: «Завтрашний человек будет не более сытым, чем сегодня, а более чистым». Таким образом, роли заранее и навсегда строго распределены: немцы будут, как и сейчас, увозить румынский хлеб, а румыны пусть «очищаются» испорченной мамалыгой и грязной похлебкой, оставшейся на дне немецкого котла.

Балканским народам, по мнению немцев и их балканских подпевал, вредна школа, культура и даже туалетное мыло. «В теперешних условиях безграмотная страна да будет нашим идеалом», - провозгласил румынский фашистский поэт Дан Бота. А его коллега Мирча Элиядэ в своем романе «Хулиганы» сомневается, «останется ли румын сам собой, если он начнет мыться каждый день».

Румынский профессор фашист Блага в речи, произнесенной не где-нибудь, а в Академии наук, воспевает примитивность, суеверие и предрассудки отсталой крестьянской массы.

Но главный идеологический товар, «сфабрикованный в Германии, годный для Балкан» и усиленно туда экспортируемый, - это теория смерти. Гитлеровцы стараются привить своей молодежи «любовь к смерти». Они говорят: «Смерть красива... даже нищий, когда он мертв, выглядит, как патриарх». Во имя чего, ради каких идеалов должна балканская молодежь умирать, - об этом ей не говорят. Но зато ее убеждают, что древние траки, населявшие Балканы примерно три тысячи лет назад, «почитали смерть за величайшее счастье... и считали рождение грехом».

На этом круг теории, экспортируемой на Балканы, замыкается. Доказав своим балканским лакеям, что в сущности само их рождение является тяжким грехом, который можно искупить лишь смертью во славу германского фашизма, немцы переходят к аргументам другого порядка - к террору. Для того, чтобы гнать балканскую молодежь на войну, «теории смерти», очевидно, недостаточно. Приходится прибегать к менее возвышенным, но более реальным методам, например, к пулемету. Но и под насилие также подведен «идеологический» базис: «Отколе мир стоит люди радовались, когда они теряли свободу! - заявляет румынской писатель Чоран, получивший идеологическую подготовку в Германии, - смертные страстно любили только тех, кто им одевал кандалы. Адам был фельдфебелем».

...В румынском народе живы предания о бесстрашном воеводе Владе, который боролся против чужеземных захватчиков, громил их и уничтожал нещадно. Румынский народ помнит славные страницы истории своей освободительной борьбы. Румыны твердо верят, что настанет день, когда они сумеют расправиться со своими фашистскими поработителями. Немецкие захватчики убедятся тогда, что и у порабощенных балканских народов найдется кое-что, «сфабрикованное на Балканах, годное для германских фашистов». // И.Константинов.

_________________________________________________
И.Эренбург: Великое одичание ("Известия", СССР)**
Конец "имения" Адольфа Бека ("Красная звезда", СССР)
Что происходит в оккупированных областях Украины ("Красная звезда", СССР)
Как фашисты хозяйничают в захваченных городах и селах* ("Известия", СССР)**
Фашистский «новый порядок» в оккупированных районах Ленинградской области ("Красная звезда", СССР)

Газета «Правда» №216 (8624), 6 августа 1941 года

1941, Мариэтта Шагинян, лето 1941, август 1941, немецкая оккупация, газета «Правда», К.Демидов

Previous post Next post
Up