Возмездие

Oct 04, 2016 16:51


В.Кожевников || « Правда» №204, 25 августа 1944 года

Красная Армия освободила столицу Молдавской ССР - город Кишинев. Наши доблестные войска разгромили группировку противника южнее Яссы и заняли города Роман, Бакэу, Бырлад и Хуши.

Советский народ славит героическую Красную Армию!

# Все статьи за 25 августа 1944 года.

28 августа 1943 года З-й штурмовой батальон вел бой за высоту 244,3 у деревни Потапово Смоленской области. 18-летний комсомолец Иван Громак находился на фланге роты. Когда рота поднялась в атаку, немцы открыли внезапный огонь из четырех станковых и двух ручных пулеметов. Иван Громак выстрелом из противотанкового ружья разбил один станковый пулемет. Другой пулемет он уничтожил гранатой.




В это время наши танки приблизились к вражеским траншеям. Немецкий офицер кинул под головной танк стандартный заряд тола с горящим бикфордовым шнуром. Иван Громак, рискуя быть раздавленным гусеницами своего танка или быть убитым взрывом тола, бросился наперерез танку, выхватил дымящийся заряд и швырнул его обратно в траншею немцев. Офицер успел спрятаться за выступ и выстрелил из пистолета в Ивана Громака. Громак упал. Офицер подбежал, наклонился, чтобы добить его. Истекающий кровью Громак в рукопашной схватке задушил немецкого офицера.

В сумке офицера были найдены документы, которые свидетельствовали, что он являлся участником убийства Зои Космодемьянской в декабре 1941 года под Москвой в селе Петрищеве.

В этом бою комсомолец Иван Громак убил шестнадцать немцев. И шестнадцатым оказался один из палачей Зои Космодемьянской. Иван Громак - сверстник Зои, оба они - члены Ленинского комсомола. Священную клятву мести Иван Громак выполнил. В бою он исполнил приговор народа.

Да, бой ныне - суд народа. Каждый убитый гитлеровец - преступник, наказанный за страшные злодеяния, учиненные на нашей земле. Черные, раздутые трупы немцев лежат сейчас у западных рубежей нашей Родины. Здесь их настигла расплата, здесь прошли советские воины - грозные судьи.

И на этой земле обнаружен среди других убийц еще новый участник убийства Зои Космодемьянской - пруссак Вольф.




Попав в витебский котел, немцы разрозненными группами бросились в лесные чащи, пытаясь там найти спасение. Два месяца назад гитлеровцы устраивали облаву в этих лесах на партизан. Танки, броневики, самолеты, бомбы, начиненные зажигательной жидкостью, пушки, пулеметы - все это немцы обрушили на партизанские отряды. Партизаны вынуждены были уходить. Но победить партизан немцы не смогли.

И вот в этих же лесах, в этих же болотах партизаны стали охотиться за немцами, попавшими в окружение. Палач Вольф был пойман в сторожке лесника Птушко. Он убил жену Птушко Елену. Когда партизаны вошли в сторожку, Вольф ел сырое тесто из квашни. Партизан было трое. Старик С., рабочий лесопильного завода, студентка Минского медицинского техникума Ф. и наборщик партизанской газеты К. Они повесили немца Вольфа.

Я встретился с партизанами. Они показали мне документы, найденные у Вольфа. Среди бумаг лежали фотографии казни Зои Космодемьянской. Сам Вольф стоял в передней шеренге справа, тучный, широкоплечий, с руками, упертыми в бока.

Этот немец попался с поличным. Но сколько тысяч палачей уже уничтожило улики! В печах они сожгли сотни тысяч трупов своих жертв. В девяти километрах от Вильнюса, в Понарском лесу мы обнаружили такие печи. И в этом же лесу мы наткнулись на группу немцев, бредущих в плен. Сопровождавший их боец спросил у нас дорогу к городу. Мы указали ее - она проходила как раз мимо Понарского лагеря. И когда боец, свернув, повел пленных на эту дорогу, нужно было видеть, что стало с немцами. Одни плакали, другие протягивали какие-то бумаги, становились на колени, отказывались итти вперед. Мы поняли причину их смятения: они знали, что было на этой дороге...

Бережно хранимое, в сердце нашего народа имя Зои Космодемьянской стало бессмертным. И в каждом из нас живет оно, одухотворенное, зовущее к мести. Могучей силой любви озарено имя Зои в душах тех, кто сейчас сражается на фронте, кто подошел к самому порогу Восточной Пруссии. Мы идем туда, и мы найдем там среди прочих и гитлеровского подполковника Рюдерера, истязавшего Зою. Мы идем туда, и каждый день - это день грозного нашего суда. // Вадим Кожевников.

image Click to view



**************************************************************************************************************************************************
Вчера в Кишинёве
(От военных корреспондентов «Правды»)

Стремительным ударом с трёх сторон войска 3-го Украинского фронта при решительном содействии войск 2-го Украинского фронта освободили столицу Молдавской ССР - город Кишинёв. Раскрепощённые жители города восторженно приветствуют своих освободителей.

Под тяжёлым гнётом бесправия, под угрозой смерти жили кишинёвцы более трёх лет. По ночам автомашины, нагруженные арестованными, вывозили людей за город и там их расстреливали, зарывали в землю живыми. Так были уничтожены тысячи мирных жителей Кишинёва.

Совершенно невыносимый режим в городе был установлен гитлеровцами в последние дни их хозяйничанья. Хождение по улицам запрещалось даже днём. Грабёж и мародёрство возросли до невиданных размеров. Чувствуя свой близкий конец, гитлеровцы обокрали даже кишиневский кафедральный собор, построенный более ста лет тому назад. Служитель собора Давыд Карастьянов рассказал нам, что гитлеровцы, ворвавшись в собор с автоматами, срывали серебряные ризы с икон, забрали серебряные крест и чашу, серебряные оправы с евангелия и лучшие парчёвые ризы.

Гитлеровцы жгли Кишинёв, когда вошли в него; жгли нынешней весной, когда войска 2-го Украинского фронта вышли на Прут. Они подожгли его и сейчас, в последние часы своего пребывания в городе. Основная, главная улица - Ленина почти сплошь разрушена и сожжена. Взорваны лучшие дома города, отличавшиеся своей архитектурой. Остались руины от зданий, где находились Дворец пионеров, кадетский корпус, горсовет, дом республиканских организаций, кинотеатр. Догорают старинное здание семинарии, вокзал. Оккупанты пытались предать огню и разрушению весь город, но советские воины сорвали замыслы варваров. Многие подрывники и поджигатели были захвачены на месте преступления.

Гитлеровцы за всё время оккупации города изо дня в день уничтожали всё, что дорого советскому народу. Они переименовали почти все улицы, прекратили преподавание в школах и высших учебных заведениях русского языка. В кафедральном соборе старинная роспись была содрана и закрашена. Городской сад, в котором стоит памятник Пушкину, запущен. Здесь немцы имели стоянку автомашин и солдатских кухонь.

Но как ни старались гитлеровские головорезы уничтожить памятники русской старины и то, чем дорожили советские люди, горожане остались верны своим обычаям. Сегодня русская, украинская и молдавская речь снова зазвучала свободно. С домов срываются установленные оккупантами ненавистные названия улиц.

По дымному городу идут колонны нашей пехоты, мчатся автомашины, движется артиллерия. Советские войска идут на юг, запад и юго-запад. При виде разрушенных улиц и пожарищ лица бойцов и офицеров, покрытые пылью и пороховым дымом, становятся ещё суровей, в груди воинов ещё сильней гнев и злоба к врагу. // В.Куприн, Д.Акулынин. Действующая армия, 24 августа. (По телеграфу).

______________________________________________
П.Лидов: Таня || «Правда» №27, 27 января 1942 года
П.Лидов: Кто была Таня || «Правда» №49, 18 февраля 1942 года
А.Довженко: Смотрите, люди! || «Правда» №263, 24 октября 1943 года
П.Лидов: Пять немецких фотографий || «Правда» №263, 24 октября 1943 года
С.Любимов: Мы не забудем тебя, Таня! ("Комсомольская правда", СССР)
В.Кожевников: Возмездие || «Правда» №204, 25 августа 1944 года

Газета «Правда» №204 (9661), 25 августа 1944 года

лето 1944, август 1944, 1944, Зоя Космодемьянская, зверства фашистов, газета «Правда»

Previous post Next post
Up