А.Штепенко. Курс на Кенигсберг

Aug 20, 2016 11:54


А.Штепенко || « Красная звезда» №174, 26 июля 1942 года

Сегодня День Военно-Морского Флота СССР. Боевой красноармейский привет командирам, политработникам и краснофлотцам, героически сражающимся бок-о-бок с Красной Армией против немецких оккупантов!

# Все статьи за 26 июля 1942 года.

В предвечерних сумерках наш самолет в составе большой группы дальних бомбардировщиков стартовал на Запад. На первом этапе пути погода явно нам благоприятствовала. Видимость была отличная.




Сумерки сгустились быстро, и наступила ночь. Обозначилась яркая луна. Она помогала нам опознавать местность. Но вот впереди стеной выросла высокая двухярусная облачность, и мы поняли - дальше ясной погоды не будет. Так оно и получилось. Нижний ярус облачности оканчивался на высоте четырех тысяч метров. Он плотно закрывал от нас землю. Облачный ярус над самолетом начинался на высоте пяти тысяч метров, причем верхняя его граница достигала восьми тысяч метров. Это лишило нас возможности пользоваться средствами астрономической ориентировки. Прокладку маршрута по карте пришлось вести по элементам, измеренным ранее в условиях, когда была видна земля.

Мы уже находились в полете свыше часа, когда оба яруса облаков сошлись. В том, что самолет попал в сплошные облака, экипаж не видел ничего угрожающего, так как не впервые летал вслепую. Но вот температура быстро пошла на снижение, и машина начала обледеневать. При первых признаках обледенения на винты был дан антиобледенитель. Однако корка льда быстро нарастала, антенна утолщалась и вибрировала. Пилот вынужден был повести самолет с резким снижением. На высоте 2.800 метров самолет вошел в теплый слой воздуха, и освободился от ледяной корки. Стало сильно болтать. Тем не менее экипаж уверенно шел вперед, несмотря и на то, что начался сильный дождь.

После часа полета в облаках, внизу появились первые вспышки огня. Кто-то высказал мысль, что это стреляют по самолету зенитки. Штурман возразил. По его мнению то был огонь полевой артиллерии. Самолет переваливал линию фронта. Однако, огненные вспышки участились. Самолет стало заметно потряхивать. Летчики вновь высказали мнение, что самолет попал в полосу сильного заградительного огня, и сделали попытку уйти из этой зоны.

Экипаж не ожидал грозы по маршруту и долгое время не мог понять, что происходит вокруг. Но когда раскаты грома и шум падения густого крупного града на плоскости и фюзеляж самолета заглушили рев моторов, экипаж понял, что это - гроза. А гроза во много раз хуже самого сильного заградительного огня. Наэлектризованный самолет начал светиться. Огненные языки бегали по стеклам и антеннам. Молния преграждала путь самолету, ослепляя экипаж. В самолете ручьями потекла вода.

Большой воздушный корабль бросало, как маленькое суденышко в штормовом море. Усидеть на месте можно было, только уцепившись за что-нибудь руками. В этих условиях ни о какой планомерной работе не могло быть и речи. Итти на высоте 2.800 метров больше было невозможно. Подниматься выше с бомбовой нагрузкой - опасно. И пилоты повели машину к земле.

В полночь, на высоте 1.000 метров, мы увидели сквозь пелену тумана землю. Гроза осталась где-то наверху. В это время радист принял радиограмму. Москва приказывала: «Обойти грозу». Мы поняли это как приказание грозу обойти, но следовать вперед - к цели. В это время экипаж точно не знал, где он находится. И, как только вышел из грозовых облаков, быстро определил свое местоположение. Вскоре в густой полуночной тьме блеснул синеватый извив Западной Двины. Река появилась всего на несколько минут. Низкие сплошные облака надвинулись на нее с запада, и вновь мы надолго потеряли землю.

Пилоты повели машину с набором высоты, чтобы пересечь стену облаков, стоявшую впереди. На минуту в разрывах показалось ясное небо. Штурман успел измерить высоту Полярной звезды и определиться. Затем все пошло, как прежде: самолет обволокли дождевые облака, в кабину полились ручьи воды, стало сильно болтать. Правда, на этот раз молний не было и полет в целом казался нормальным.




Последовала другая радиограмма из Москвы. Командование предлагало продолжать полет. Экипаж уверенно вел самолет на запад в расчете на то, что все облака, громы и молнии, наконец-то, останутся позади и над целью будет ясная погода. Некоторые расчеты, которые мы произвели, пользуясь передачей одной станции, помогли нам точно установить местонахождение самолета. Было решено вести корабль к портовому городу и оттуда - к Кенигсбергу.

Самолет стал подходить к портовому городу над морем. Пилоты пошли на снижение. В пролете низких облаков мы увидели холмистое штормовое море. Развернув самолет влево, корабль с набором высоты пошел к цели. Сплошные облака снова плотно окутали самолет. Под машиной все еще расстилалось бушующее море. Самолет пошел на радиостанцию Кенигсберга. В телефонах все громче гремела музыка. А между тем болтанка усилилась. Вновь забегали огненные языки по плоскостям. Ударил град. Радиокомпас заглох, и на щитках его управления тоже забегали огоньки. Экипаж не без любопытства наблюдал за поведением корабля. Концы всех четырех винтов в эту минуту были в огненном кольце. Антенна светилась. Стрелки-радисты докладывали, что на концах плоскостей срываются большие космы пламени. Все металлические части самолета были наэлектризованы. За оружие нельзя было взяться руками. У экипажа возникло опасение пожара.

Командир экипажа повел самолет на снижение. Мы достигли верхней кромки облаков, расстилавшихся у земли. Последние 200 метров пробивались в сплошных облаках при отрицательной температуре, с обледенением. Наконец, показалось ясное небо. Снова измерили высоту Полярной звезды. Расчеты показали, что мы находились северо-восточнее цели. Командиру экипажа был дан новый курс. Машина уверенно пошла к конечному пункту маршрута - к Кенигсбергу. Не выпуская из рук секстанта, штурман еще раз измерил высоту Полярной звезды. Впереди на горизонте вырисовывались мощные кучевые облака, иссеченные молнией. Снова входить в грозу посчитали рискованным. Пилоты направили корабль к просвету в нижнем поле облаков. Глубоко внизу показалась земля, наметились очертания зданий. Это - Кенигсберг. Неторопливо развернулись и сделали круг. В городе быстро начали гаснуть огни. Обозначились первые вспышки зениток.

Под нами цель. Вот он Кенигсберг - логово фашистского зверя, средоточение оголтелых гитлеровских сил, издавна мечтавших поработить наш народ, завоевать Россию. С каким удовольствием мы сейчас «врежем» в самую сердцевину ненавистного вражеского гнезда наши крупные фугаски!

Боевой курс 45°. Время терять нечего. С шумом открываются бомболюки, встряхивая машину. Но тут обнаруживается, что не так-то просто сбросить бомбы. В самолете набралось порядком воды. Она проникла в бомболюки и замерзла. Поэтому бомбосбрасыватели не действовали. С помощью молотка и зубила быстро сняли лед и открыли предохранитель. Повторили круг и вновь штурман нажал на кнопку, и первые две бомбы полетели вниз, заставив корабль перевалиться с одного крыла на другое. Штурман пристально всматривался вниз. Бомбы разорвались в центре сходящихся дорог. Затем корабль «уронил» свою наиболее крупную бомбу. Огромной силы взрыв осветил целый район города.

Бомбометание закончилось. Воспользовавшись некоторым прояснением, штурман произвел необходимые астрономические расчеты. Корабль лег на обратный курс. Облегченный самолет легко набирал высоту. Машина пошла на восток и пересекла линию фронта. После этого можно было снижаться. Теряя высоту, корабль достиг 1.000 метров. Радист установил связь с командным пунктом части, попросил разрешения на посадку.

В утренней заре командир экипажа Герой Советского Союза майор Пусэп отлично приземлил корабль на летном поле своей части. После длительного полета экипаж покинул машину. // Герой Советского Союза майор А.Штепенко.
____________________________________________
В.Терновой: В осажденном Кенигсберге* ("Красная звезда", СССР)
Красная Армия вторглась в Восточную Пруссию! ("Красная звезда", СССР)

**************************************************************************************************************************************************
СОВЕТСКИЕ ДАЛЬНИЕ БОМБАРДИРОВЩИКИ, БОМБИВШИЕ КЕНИГСБЕРГ. Подвеска бомб.

Снимок нашего спец. фотокорр. Г.Хомзора



**************************************************************************************************************************************************
Экономические затруднения Германии

ЛОНДОН, 25 июля. (ТАСС). Как передает английское министерство информации, урожай в Германии в 1942 году будет, по всей вероятности, ниже среднего, и поэтому вслед за сокращением продовольственных норм, произведенным в апреле, можно ожидать до конца этого года дальнейших урезок норм отпуска мяса и жиров. Хлебопекарни вынуждены примешивать к хлебу ячмень и различные суррогаты. Наблюдается непрерывное ухудшение положения промышленности, что вызвано, во-первых, недостатком запасов сырья; во-вторых, призывом на военную службу квалифицированных рабочих и, в-третьих, недоеданием.

Все острее, говорится далее в сообщении, ощущается недостаток в паровозах. Нет достаточного количества рабочих для работ по ремонту на железных дорогах и по строительству новых паровозов. Железные дороги сталкиваются со все увеличивающимися затруднениями, мешающими производить ремонт в срочном порядке.

В Германии ощущается сильный голод на текстильные товары, и если такое положение продлится, то весьма вероятно, что недостаток одежды зимой будет ощущаться крайне остро.

НЬЮ-ЙОРК. 25 июля/(ТАСС). Как передает газета «Чикаго дейли ньюс», основываясь на сообщениях из Германии, эксперты по вопросам сельского хозяйства предсказывают, что урожай в Германии в этом году будет на 20 проц. ниже прошлогоднего. Урожай в странах Юго-Восточной Европы, Дании, Норвегии, Франции, Голландии и Бельгии будет еще ниже германского. Призывая к новому сокращению нормы выдачи мяса и жиров в Германии на 25 проц., германский министр земледелия Бакке указывает, что будущей зимой Германия будет вынуждена вновь урезать норму отпуска продовольствия. Как указывают, ранние морозы повредили посевы 2.800 тыс. тонн картофеля, 600 тыс. тонн зерна. Весной пришлось вновь произвести повторный сев на площади в 6 млн. акров. По данным германских экспертов, во время уборочной кампании в Германии потребуется дополнительно 1 млн. сельскохозяйственных рабочих. Эти эксперты указывают, что невозможно восполнить такую нехватку в рабочей силе.



КРУПНЫЕ ПОЖАРЫ В БЕРЛИНЕ

СТОКГОЛЬМ, 25 июля. (ТАСС). Как сообщают берлинские корреспонденты шведских газет, утром 20 июля в районе Берлина Вильмерсдорф возникло 7 крупных пожаров, причинивших значительные убытки. Полицейское расследование установило наличие поджогов. Виновники не обнаружены.



БЕСКОНЕЧНЫЙ ПОТОК РАНЕНЫХ НЕМЦЕВ

НЬЮ-ЙОРК, 25 июля. (ТАСС). Как передает корреспондент агентства Юнайтед Пресс из Стамбула, лица, прибывшие из Берлина, сообщают, что за последнее время сильно увеличилось число раненых солдат, встречающихся на улицах Берлина. Гостиницы переполнены беженцами из Кельна, Эссена, Любека и других городов, подвергшихся бомбардировкам.

По имеющимся сведениям, власти реквизировали все гостиницы в Венгрии и Словакии для размещения раненых германских солдат.



Налет английских бомбардировщиков на Мангейм и Франкфурт

ЛОНДОН, 25 июля. (ТАСС). В коммюнике английского министерства авиации говорится, что 25 июля английские бомбардировщики «Бостон» совершили налет на химический завод в Слейскиль (Голландия). Другие соединения бомбардировщиков, летевших на большой высоте, подвергли бомбардировке различные об'екты в Мангейме и Франкфурте (Германия). Четыре английских истребителя не вернулись на базы.

Вечером 25 июля близ восточного побережья Англии был уничтожен бомбардировщик противника.

ЛОНДОН. 25 июля. (ТАСС). В коммюнике английского министерства авиации говорится, что 24 июля истребители «Спитфайр» совершили налет на германские войска, артиллерийские позиции, товарные поезда и другие об'екты во Франции и Бельгии. Два самолета не вернулись из этих операций.

Теперь стало известно, что во время налета на Рур и Рейнскую область в ночь на 24 июля английскими бомбардировщиками был уничтожен третий самолет противника.

Из 40 самолетов противника, появлявшихся над Англией в ночь на 24 июля, семь были уничтожены.

ЛОНДОН. 25 июля. (ТАСС). По сообщению агентства Рейтер из Каира, авиация союзников во время двух налетов на аэродром в Эд-Дабе в ночь на 24 и днем 24 июля уничтожила 24 самолета противника.

Утром 24 июля над Мальтой было сбито три германских бомбардировщика и два других получили повреждения.

**************************************************************************************************************************************************
ОБЕР-БРЕХМЕЙСТЕР СИЛЬНО ЗАНЯТ…

Рис Б.Ефимова.



______________________________________________
А.Молодчий: Три раза над Кенигсбергом ("Известия", СССР)
Н.Донцов: Над Берлином и Центральной Германией ("Красная звезда", СССР)
Н.Хмелевский: Советские бомбардировщики над Европой ("Красная звезда", СССР)
А.Молодчий: 180.000 километров над территорией врага ("Красная звезда", СССР)

Газета «Красная Звезда» №174 (5238), 26 июля 1942 года

газета «Красная звезда», 1942, лето 1942, советская авиация, июль 1942

Previous post Next post
Up