Земля горит под ногами немецких оккупантов

Jan 30, 2016 18:03

« Известия» №25, 31 января 1942 года

Наши войска ведут наступательные бои с противником, неуклонно теснят его на запад, освобождают от немецких захватчиков все новые населенные пункты.

Бить врага все сильнее, все беспощаднее! Освобождать родную землю от немецких оккупантов! Громить, уничтожать одну германскую дивизию за другой! Не давать немцам передышки ни на один день! - эти задачи успешно выполняет доблестная Красная Армия.

# Все статьи за 31 января 1942 года.




С фронтов отечественной войны идут радостные, волнующие вести о растущем наступательном порыве наших войск, о неукротимом их движении вперед, на запад. Вслед за победой войск Северо-Западного и Калининского фронтов, прорвавших немецкую укрепленную линию и освободивших от оккупантов свыше 2.000 населенных пунктов, одержан блистательный успех войсками Юго-Западного и Южного фронтов. Взяты города Лозовая и Барвенково; занято свыше 400 населенных пунктов. Десятки и сотни тысяч трупов фашистских солдат и офицеров, множество немецкого вооружения и военной техники устилают пути отступления гитлеровцев.

Даже многие германские солдаты начинают отдавать себе отчет в происходящих событиях. Характерно неотправленное письмо обер-ефрейтора Вильгельма Бегге, убитого в бою под г. Холмом. Бегге пишет: «Русские бьют нас все сильнее, а начальство хочет уверить в том, что все обстоит благополучно. Впереди смерть от русской пули или от снаряда. Сзади смерть - от русского партизана. Куда ни обернешься - всюду смерть смотрит на тебя... Думали ли мы, начиная русский поход, что дела обернутся таким образом? Народ ненавидит нас, русские стараются всячески помешать нам, кто чем может...»

Правильно на сей раз сказал ефрейтор! Советский народ ненавидит оккупантов, все свои силы отдает делу организации победы над врагом. На каждом шагу наступающие части Красной Армии чувствуют, ощущают горячую любовь народную. Каждый шаг откатывающейся назад немецкой грабьармии сопровождается проклятиями людей, временно попавших под фашистское ярмо, пылающих местью, проникнутых стремлением - не дать врагу уйти живым из наших городов и сел.

В своем докладе на торжественном заседании Московского Совета 6 ноября 1941 года товарищ Сталин, указывая причины провала гитлеровских планов молниеносной войны, говорил: «... продвигаясь в глубь нашей страны, немецкая армия отдаляется от своего немецкого тыла, вынуждена орудовать во враждебной среде, вынуждена создавать новый тыл в чужой стране, разрушаемый к тому же нашими партизанами, что в корне дезорганизует снабжение немецкой армии, заставляет ее бояться своего тыла и убивает в ней веру в прочность своего положения...»

Около трех месяцев прошло с тех пор, как были произнесены эти вещие слова. Каждый день и каждый час чувствуют на своей спине гитлеровцы, что такое тыл их оккупационной армии на советской земле! Пламя партизанской борьбы все выше и выше поднимается над оккупированными территориями.

Тысячи партизанских отрядов успешно действуют на Украине, в Белоруссии, в районах РСФСР, где еще творят свои чудовищные преступления гитлеровцы. В партизаны уходят лучшие люди - рабочие, колхозники, представители интеллигенции, местный партийный и советский актив. Они знают, что их работа сопряжена со смертельной опасностью, что - попадись они в лапы немцам - не избежать пыток, надругательства, мученической смерти. Но любовь к родине выше всего. И партизанские отряды непрерывно растут и пополняются советскими патриотами - мужчинами и женщинами, стариками и подростками.

Германское командование испытывает поистине животный страх перед партизанами. В захваченных нами документах разгромленных фашистских штабов на все лады склоняется слово - партизан. Пресловутый генерал Шмидт, разбитый Красной Армией под г. Тихвином, в приказе по своим войскам писал: «Партизаны дезорганизуют наши тылы, нападают на обозы и автомашины. Впредь - сопровождать даже одиночные машины вооруженной охраной». Вот как выглядел этот уголок немецкого тыла на нашей земле! Таких углов и уголков бесчисленное множество. Земля горит под ногами германских захватчиков.

В бессильной ярости немцы еще больше изуверствуют над мирным населением. Растет список чудовищных преступлений германского фашизма. Но зверства, кровавый террор не сломили и не сломят воли гордого, свободолюбивого советского народа. Одно из выражений этой воли - беспощадная партизанская война.

Нет возможности перечислить хотя бы в сжатом виде все подвиги советских партизан. За полгода войны партизаны Ленинградской области уничтожили в численном выражении почти два немецких полка! В некоторых районах, например, Гдовском, партизаны издают свои печатные газеты. Они ведут массовую раз'яснительную работу среди населения, разоблачают гитлеровскую ложь и клевету, сурово расправляются с выродками - изменниками родины. Партизаны успешно проникают в фашистские логова, добывают ценные сведения.

Колхозница-партизанка Мария Кузьмичева (дер. Клишино Московской области) под носом у немецкого отряда в 40 человек провезла на розвальнях двух партизан, спрятанных в сене.

Едва ли не каждый приказ германского командования, расклеиваемый на улицах Таганрога, сопровождается партизанскими «комментариями», которые пишутся мелом на заборах. В том же Таганроге партизаны взорвали немецкую комендатуру.

Под Житомиром партизанский отряд разобрал железнодорожное полотно и уничтожил немецкий поезд с боеприпасами. Погибло около 80 немцев. Два партизана тт. Федоров и Левченко, производившие взрыв, были смертельно ранены.

В районах Киевской области только за месяц партизаны уничтожили сотни солдат и офицеров, пустили под откос несколько поездов. То же в Белоруссии. То же в оккупированных районах Карело-Финской ССР.

Партизаны - бесстрашные воины народа. Иногда им приходится сражаться в более трудных условиях, чем бойцам регулярных частей Красной Армии. Высокая сознательность, исключительная стойкость и выдержка дают им силы преодолевать трудности. Сухие, лаконичные цифры позволяют получить лишь общее представление о мужестве, силе, инициативности, хитрости партизан. Из этих цифр, из многочисленных фактов партизанской суровой войны складывается величественная картина народной борьбы.

Красная Армия и партизаны связаны тесными, неразрывными узами. В зависимости от операций, проводимых армией, меняются задачи партизан. В дни отступления Красной Армии партизаны стремились всеми силами задержать темпы продвижения немцев, сорвать сосредоточение вражеских резервов, подвоз боеприпасов и снаряжения, нарушали движение на дорогах и т.д. Теперь, когда Красная Армия, измотав предварительно немцев, обескровив их, перешла в мощное контрнаступление и продолжает непрерывно теснить врага, к старым задачам партизан прибавляются новые, не менее важные.

Перерезать пути отхода немцев, не допускать вывоза награбленного добра, бить врага с тыла, вносить смятение в ряды фашистов, лишать их сна на ночевках и привалах, не давать сжигать при отступлении наши города и села - вот чего добиваются партизаны. Тульские партизаны, например, сумели превратить дороги, по которым отступали немцы, в настоящий ад для врага. Пленные солдаты, взятые в боях под Калугой, так и заявляли: «Партизаны в нашем тылу доводят нас до умопомешательства».

Тульская область освобождена от немецких захватчиков. Но туляки - бойцы партизанских отрядов, как и партизаны столичной Московской области, не считают свое дело законченным. Многие из них идут с войсками дальше, чтобы продолжить борьбу в немецком тылу. Партизаны показывают образцы работы и на войне, и на фронте труда. Проверенные в дыму сражений, они с небывалой энергией берутся и за восстановление разрушенного немцами хозяйства в освобожденных районах.

Чем дальше углубляется на запад Красная Армия, тем грознее для немцев делается партизанское движение. Тяжелая поступь советских полков могучим эхом отдается в лесах и на равнинах Украины и Белоруссии. Мы знаем: с затаенным дыханием ждут там освободителей, ждут возвращения советской жизни. Своей героической работой партизаны делают все, чтобы приблизить этот момент.

Грохот советской артиллерии, победный гул авиационных моторов, лязг наших танков далеко разносятся над полями исторических битв. Из-за линии фронта к нам долетают звуки ружейной и пулеметной стрельбы. Это советские партизаны при активной поддержке местного населения бьются с заклятым врагом.

Братья-партизаны, сражающиеся в фашистском тылу! Встречайте Красную Армию еще более меткими и сильными ударами по фашистам! Час конечной расплаты с немецкими захватчиками не за горами!
________________________________________
Шестнадцать дней в тылу у врага ("Известия", СССР)**
В.Саянов: Им страшно в русских лесах ("Известия", СССР)**

************************************************************************************************************
ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ. Преследуя отступающего противника, часть полковника Миронова продвигается на запад.

Фото оператора Союзкинохроники Т.Бунимовича.



************************************************************************************************************
Немецкий солдат застрелил двух немецких офицеров

В час ночи снайперы Дорохов и Мангаулин были вызваны к своему командиру - капитану Шумину. Согнувшись, чтобы не задеть за притолоку, они вошли в низенькую землянку, и один из них доложил:

- Явились по вашему приказанию. Капитан Шумин внимательно оглядел бойцов. Оба они были высокие, молодые парни. В своей части они слыли за лучших стрелков. Каждый из них истребил не менее 50 немцев.

Шумину и его людям было приказано взять деревню Б. Стояла она на большом тракте, и немцы за нее крепко цеплялись. Снайперам следовало незаметно выйти в тыл деревни, занять огневую позицию и, когда немцы начнут отступать по дороге, открыть по ним огонь.

- Дело это трудное, - сказал капитан бойцам, - пробираться надо лесом, итти по глубокому снегу. Никто не должен вас заметить - иначе весь план атаки может сорваться. Справитесь?

- Постараемся, товарищ капитан, - сказал Дорохов.

Через три часа бойцы вышли на дорогу. Вблизи нее стоял полуразрушенный каменный дом. Вначале бойцы решили было забраться в подвал и оттуда обстреливать дорогу, но затем выбрали более удобную огневую позицию.

Ровно в шесть утра начала бить наша артиллерия. Потом из деревни послышались пулеметная стрельба, взрывы.

На дороге показалась первая машина. Уже рассвело, и бойцы отчетливо видели сидевших в ней немцев. Снайперы пропустили ее, не сделав ни одного выстрела. Вслед за машиной на дороге появились и пешие немцы. Их было восемь. Нагруженные всякой кладью, они торопились уйти, обгоняли друг друга.

- Ишь, торопятся, - сказал Дорохов, - точно на поезд спешат.

Он приладился поудобнее и добавил:

- Вот теперь и наша очередь бить немца пришла.

Первым выстрелил Мангаулин. За ним Дорохов. Два немца упали, остальные стали разбегаться. Снайперы, не торопясь, расстреляли их всех. А на дороге появлялись все новые и новые бегуны из деревни. Спотыкаясь о трупы своих товарищей, они бросали свертки, сумки, чемоданы.

Из деревни выехала машина и почти сразу же остановилась. Из нее выскочил офицер и, что-то крича на ходу, побежал. Бежал он легко, словно спортсмен, желающий первым притти к финишу. Только Дорохов приложился к винтовке, как раздался выстрел, и офицер, взмахнув длинными руками, свалился лицом вниз.

- Поторопился ты, - сказал недовольно Дорохов своему товарищу. Дорохову хотелось этого офицера записать на свой снайперский счет.

- Я тут ни при чем, - ответил Мангаулин, - я и не стрелял вовсе.

Из машины вылез еще один офицер, и в ту же минуту вновь раздался выстрел. Дорохов успел заметить, что стреляли из подвала каменного дома.

- Вот у нас и помощник появился, - оживленно сказал он Мангаулину, - но кто мог туда забраться?

Когда бой кончился и мимо снайперов прошли три наших танка, бойцы выбрались из своей засады и подошли к каменному дому. Из подвала показались две протянутые руки. Ухватившись за них, бойцы помогли человеку выбраться на свет. Когда они стянули с него тряпки и мешки, в которые тот был завернут, они увидели, что перед ними стоит немецкий солдат.

Докладывая капитану Шумину, Дорохов сказал:

- Ваше задание, товарищ капитан, выполнено. Вместе с Мангаулиным мы истребили 55 немцев, а всего убито на дороге 57.

- А двух на чей же счет отнести? - спросил капитан Шумин.

- А вот на его, - Дорохов указал на немецкого солдата, которого они привели в занятую нашими бойцами деревню.

На допросе немецкий солдат Эрнст Райнер показал:

- Три дня тому назад я читал вслух солдатам своего взвода вашу листовку. Кто-то донес на меня командиру роты. Тот вызвал меня к себе и в кровь избил лицо. Затем меня арестовали и предали суду. Я знал, чем это мне грозит. Двух моих товарищей за такое же преступление расстреляли. Ночью я задушил часового, взял у него винтовку и убежал в лес. Чтобы как-нибудь согреться, я спрятался в подвале разрушенного дома, завернулся в тряпки и заснул. Проснулся я от выстрелов. Выглянул и вижу, как ваши стрелки одного за другим укладывают наших солдат. Порадовался за себя, что их меткая пуля меня не коснется. Потом я заметил, как из машины выскочил наш ротный командир. Недолго думая, я выстрелил в него. Убил я и его помощника. // Г.Мишуловин, спец. корреспондент «Известий». СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ, 30 января.
____________________________________________
Н.Тихонов: Матерый волк** ("Красная звезда", СССР)
Автопортрет немецкого офицера ("Известия", СССР)**

************************************************************************************************************
Один против одиннадцати

ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ, 30 января. (ТАСС). В боях за населенный пункт В. младший политрук Стрижов показал исключительный пример мужества и бесстрашия. Тов. Стрижов уничтожил из своего оружия 6 фашистов. Увлекшись боем, он не заметил, как немцы окружили его со всех сторон. Вражеских солдат было одиннадцать. Завязалась героическая борьба одного против одиннадцати. Стрижов был дважды ранен, но продолжал вести бой. Фашисты были совсем рядом. Еще минута, и они могли его схватить. Тогда бесстрашный советский воин, презирая смерть, бросил под себя гранату и взорвал вместе с собой несколько фашистов.

☆ ☆ ☆

Наказ матери

ВОРОНЕЖ, 30 января. (По телеф. от соб. корр.). На краю села в чистенькой хате живет колхозница Анастасия Харитоновна Беляева. Ей 70 лет, но она бодра и неутомима. Летом работала поварихой в тракторном отряде, а когда начались долгие зимние вечера, взялась за вязание варежек и носков для бойцов-фронтовиков.

В колхозе им. 17 Парт'езда Панинского района все знают и уважают Анастасию Харитоновну за рассудительность, за разумные советы, а еще за то, что она, оставшись вдовой, вывела в люди 10 детей.

9 сыновей у Анастасии Харитоновны и 8 из них на фронте бесстрашно сражаются с фашистскими захватчиками.

Семья Беляевых имеет в Действующей Армии своих представителей почти во всех родах войск. Старший Василий - боец пехотинец, Александр - краснофлотец, бывший тракторист Михаил стал метким наводчиком-артиллеристом, Степан - командир одного из подразделений связистов, Николай - пулеметчик.

На всех фронтах отечественной войны бьются за отчизну братья Беляевы. Ими гордится старая мать. В одном из своих последних писем сыну Степану она пишет:

«Дорогие мои сыны! Милые вы мои! Услышала я о новой победе Красной Армии и всей душой обрадовалась. Знаю, что и вы на фронте не жалеете своей жизни. Крепко бейте фашистских гадов, помните - смелого в боях хранит любовь матери, жены, детей, а кто струсит, испугается, тому вечный позор. От того и родные и товарищи и весь народ наш откажется. Бейте же проклятых гитлеровских собак! Скорее выгоняйте их с нашей земли!»

________________________________________________
Фашисты боятся партизан пуще огня** ("Красная звезда", СССР)
Немцы боятся партизан пуще огня ("Красная звезда", СССР)
Письма, написанные кровью* ("Известия", СССР)
Советские партизаны - гроза германской армии* ("Красная звезда", СССР)
Страх гитлеровцев перед советскими партизанами* ("Красная звезда", СССР)

Газета «Известия» №25 (7711), 31 января 1942 года

январь 1942, газета «Известия», зима 1942, немецкий офицер, советские партизаны, 1942, немецкая оккупация

Previous post Next post
Up