«
Известия» №238, 8 октября 1941 года
СЕГОДНЯ В ГАЗЕТЕ: ПЕРВАЯ СТРАНИЦА. Указы Президиума Верховного Совета СССР. Постановление Совета Народных Комиссаров Союза ССР. От Советского Информбюро. ВТОРАЯ СТРАНИЦА. На фронтах великой отечественной войны. - На подступах к городу Ленина. А.КОЛГУШКИН. Летчики атакуют врага. П.НЕСТЕРОВ. Действия артиллеристов. Е.ЗАХВАТОВ. Согласованный удар. - А.СТЕПАНОВ. Успешные бои под Одессой. Г.ОСАДЧИЙ. Медико-санитарный батальон. Э.ВИЛЕНСКИЙ. Гадюка. Е.МАТВЕЕВ. Моряки Северного флота. ТРЕТЬЯ СТРАНИЦА. ПРЕДОКТЯБРЬСКОЕ СОЦИАЛИСТИЧЕСКОЕ СОРЕВНОВАНИЕ. А.ИШКОВ. Рыбаки выполняют свой долг перед страной. К.ГОФМАН. В погоне за новыми прибылями. ЧЕТВЕРТАЯ СТРАНИЦА. Неделя англо-советской дружбы в Глазго. Документы английского министерства авиации. Обращение тайной чешской радиостанции к чешскому народу. Тяжелое положение финляндского народа. Плоды фашистского «нового порядка» в Норвегии. Преследование католической церкви в Германии.
# Все статьи за
8 октября 1941 года.
СЕВЕРО-ЗАПАДНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ, 7 октября. (Спецкор ТАСС). Многочисленные могилы фашистских солдат, нашедших себе бесславную смерть на нашей земле, отмечают путь гитлеровской армии. Чтобы как-нибудь ослабить впечатление от этих весьма неприятных свидетельств огромных потерь немецкой армии на Восточном фронте, фашисты пускаются на различные уловки.
Недавно группа саперов Н-ской стрелковой дивизии наткнулась в районе селения П. на большую груду трупов немецких и финских солдат, облитых керосином.
Когда советским разведчикам пришлось снова побывать на этой же поляне, там, кроме обгоревшей травы, уже ничего не было.
************************************************************************************************************
Гадюка
Эльза Штудлер возвращалась в свое село. Она училась в городе на курсах колхозных счетоводов, прожила шесть месяцев и сейчас ехала домой. На вокзале ее встретил отец Пауль Штудлер. Плотный, краснолицый человек, с большими седыми усами. Он усадил дочь в плетеные дрожки и шевельнул вожжами. Гнедая кобыла пошла упругой, крупной рысью. Пыль потянулась за дрожками.
Утром Эльза пошла на работу. Колхозного счетовода взяли в армию, и она заняла его место. Время было тревожное, неподалеку гремел фронт. Отец неизменно после ужина надевал шапку и куда-то уходил. Он никогда не говорил, куда идет.
Два раза было комсомольское собрание. На одном провожали ребят, уходивших на фронт. На другом решали вопросы, связанные с эвакуацией села. Эльза сидела молча, не слушая, о чем говорят. Ее веки были всегда полуопущены: левый глаз косил, и она старалась это скрыть. Со стороны казалось, что она дремлет. Так и сказал однажды секретарь, комбайнер Антон Чередниченко: спать надо дома ночью, Эльза, а здесь не место.
Но за Эльзу вступились две комсомолки - Лида Игнатенко, черноволосая, румяная хохотушка, и Галя Колун, тихая, высокая, над которой все подшучивали за ее мечтательность.
- Ты Эльзу не обижай, Антон.
Секретарь только рукой махнул.
Утром из села уходили колхозники. Шли целыми семьями, нагрузив на подводы свое добро. Низко пролетел самолет с черными крестами. Потом появились немцы. Они сразу наполнили село шумом и тревогой. Какой-то офицер поднялся на грузовик и держал речь. Офицер вспотел, потом слез, а на его место стал Пауль Штудлер. Отец. Он говорил на том же диалекте, что и офицер. Эльза никогда не слыхала, чтобы ее отец говорил на этом диалекте, раньше он разговаривал по-иному. Потом все разошлись. Офицеры и солдаты заняли самые богатые дома. Отец повел офицера к себе.
Утром офицер сказал ей: - Ваш отец почтенный человек и многое сделал для нас. Но вами мы не очень-то довольны. И мы еще проверим, что вы из себя представляете. Для начала пойдите в село и посмотрите, кто остался из коммунистов, из революционной молодежи, из правления колхоза. Потом придете и расскажете. И будете моей переводчицей.
Опустив по привычке веки, Эльза шла по улице. Она прошла вдоль всего села, но никого, кроме немцев да нескольких стариков-украинцев, не увидела. Она готова была повернуть, когда заметила у белой хатки Лиду и Галю. Они стояли с Петькой, 13-летним братом Лиды. Галя открыла калитку. - Здравствуй, Эльза, - сказала Лида. Она смотрела строго и настороженно. - Ты, значит, не уехала?
Петька дернул сестру за рукав. Она отвела руку мальчика. - Почему, Эльза, ты не уехала?
Эльза стояла, опустив веки. - Отец не пустил. Запер. - Потом, решившись, она подошла к девушкам совсем близко - Но я не изменница, я с вами...
- Хорошо, Эльза, - ответила Лида, - мы тебе верим. Я всегда знала, что ты неплохая девушка. И я тебе скажу… Мы пришли помочь Пете. Мы будем здесь жить, а он будет ночью ходить через фронт. Мальчишку не заподозрят, а он нашим поможет. Помоги и ты нам.
- Помогу, - сказала Эльза.
Офицер сидел во дворе Пауля Штудлера. Перед ним на столе лежал лист бумаги. По очереди вводили украинцев. Офицер разговаривал с ними при помощи Эльзы. Офицер сказал ей: - Если вы боитесь мести, можете ничего не говорить при допросе, но если увидите коммуниста, уроните платок. Можете ничего не говорить, только уроните платок...
Люди шли один за другим. И вдруг ввели Петьку. Офицер задал вопрос, Эльза вытащила платок. - Хорошо, - сказал по-немецки офицер. - Можно не бросать. Так даже лучше.
Когда убрали Петьку, солдаты ввели Лиду и Галю. Девушки шли твердой поступью, на головах у них алели косынки. Они встали у стола. - Ну, - сказал офицер. - Что за птички?
Девушки молчали, хотя понимали по-немецки. Молчала и Эльза. - Я спрашиваю вас, фрейлен, - офицер повернулся к Эльзе.
Эльза подняла глаза. Сказала сначала по-русски, потом по-немецки:
- Это хорошие девушки, это мои подруги, они не коммунистки...
Потом снова опустила веки и вынула платок.
- Так, - сказал офицер, улыбнувшись уголком губ, - значит, хорошие девушки? Отлично, пусть уходят.
Девушки ушли. - Вы, фрейлен, тоже свободны. Вы держались молодцом. Рудольф, Густав, догоните тех пташек да заберите их...
* * *
Немцев выбили из села неожиданным и резким ударом. Они умчались так же быстро, как и пришли. А через несколько дней на широком дворе Пауля Штудлера шло судебное заседание.
- Слово имеет общественный обвинитель, - сказал председатель.
Общественный обвинитель встал. Все головы повернулись в его сторону. Это был секретарь сельской комсомольской организации Антон Чередниченко.
- Я буду задавать вопросы и сам буду отвечать на них. Где родилась Эльза Штудлер? Здесь. В советском селе. Среди кого она росла? Среди советских ребят, среди советской молодежи. На чьи деньги училась она школе? На деньги советского государства. Кто платил за ее учебу на курсах? Наш колхоз. Кого же мы вскормили и вспоили? Я спрашиваю вас, товарищи судьи, вас, граждане, себя. Кого вскормили и вырастили мы? Гадюку! Мы с вами хоронили замученного Петю Игнатенко. Я предлагаю снять головные уборы в память о Пете. Мы не можем найти Лиду и Галю, наших героических девушек, отдавших светлую жизнь свою за социализм. Кто погубил Петю, Галю и Лиду? Она! Кто предал лучших наших комсомолок? Она! Это настоящая гадюка. Ее глаза всегда смотрят вниз, на землю. Она не человек - она ползучий гад. От своего имени, от имени общества, от имени всего нашего народа я требую для Эльзы Штудлер смерти!
Солнце клонилось к горизонту. Оно окрасило багрянцем дома и двор, где окруженная гневом, сидела обвиняемая. //
Э.Виленский, спец. корр. «Известий». ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 7 октября.
______________________________________________
Немецко-фашистский шпионаж* ("Красная звезда", СССР)
Гэ-Пэ-У ("Time", США)
************************************************************************************************************
От Советского Информбюро*
Утреннее сообщение 7 октября
В течение ночи на 7 октября наши войска вели бои с противником на всем фронте.
★
На одном из участков Юго-Западного направления фронта части т.т. Белова и Лузикова разгромили два батальона 10 австрийского пехотного полка. Захвачено много трофеев и сейфы с
важными оперативными документами.
★
На подступах к Ленинграду артиллеристы одного нашего соединения огневым налетом разрушили 19 вражеских ДЗОТ'ов, подавили две артиллерийских и восемь минометных батарей, подбили танкетку и 10 пулеметов. В районе пункта П. рассеяно большое скопление немецкой пехоты.
★
Во всех оккупированных немецко-фашистскими войсками районах Смоленской области действуют отважные советские партизаны. Смело и решительно наносит удары врагу партизанский отряд под командованием тов. А. На-днях получено сообщение командира отряда о боевых операциях, проведенных отрядом в фашистском тылу. Ниже приводятся некоторые данные из этого сообщения:
«...На участке, где мы стояли, происходило движение немецких войск. Наш отряд, выбрав удачный момент, напал на 4 германских конных раз’езда. В стычках с врагом убили четырех фашистских офицеров и 8 солдат. Раненых сосчитать не удалось. Разбили две автомашины, разрушили 6 мостов и в 12 местах оборвали провода. Недавно совершили налет на немецкий гарнизон в местечке Д. Сожгли четыре барака, которые немцы построили на зиму для своих солдат.
Расскажу о некоторых бойцах моего отряда, особо отличившихся в борьбе с фашистами. Тов. 3. четыре раза перерезал телефонные кабели, связывающие немецкий дивизионный командный пункт с фронтом. Во время перестрелки с группой немецких солдат он убил четырех фашистов. В бою был ранен, но огня не прекратил и вывел свою партизанскую группу в безопасное место. Боец отряда тов. П. дважды перерезал четырехжильный кабель и произвел замыкание проводов на важной магистрали, в результате чего немцам пришлось заменить весь кабель. Тов. П. руководил группой партизан, которая сожгла выстроенные немцами жилые бараки. Недавно он с несколькими бойцами совершил налет на занятое немцами село и убил двух германских солдат. Партизан тов. М. с группой товарищей уничтожил немецкую грузовую автомашину с горючим, разогнал кавалерийский раз’езд и забросал гранатами сарай, где находились фашистские солдаты. При разгроме нашим отрядом кавалерийского раз’езда противника отвагу и мужество проявил тов. Р. В этом бою он уничтожил несколько немецких офицеров и солдат. Будучи ранен осколком ручной гранаты, тов. Р. не покинул поля боя и продолжал громить врагов.
Это только некоторые наши герои, а таких в отряде много».
★
Немецкие военные власти установили в Литве, Латвии и Эстонии свирепый террористический режим. Даже та незначительная часть жителей, которая в первые дни вступления немецких войск угодничала перед фашистами, теперь разочаровалась и впала в уныние. Немцы повсеместно произвели массовые аресты. Арестованы даже буржуазные националисты, из’явившие готовность служить гитлеровской Германии. Всем жителям в возрасте от 16 до 20 лет предложено зарегистрироваться в немецких бюро труда для отправки на принудительные работы. Квалифицированных рабочих - электромонтеров, каменщиков, плотников, лудильщиков и стекольщиков сгоняют вместе и под конвоем, насильно направляют в Германию. Оккупанты прибирают к рукам народное хозяйство прибалтийских стран, опустошают города и села и вывозят все ценное в Германию. Сейчас фашисты проводят массовую реквизицию у населения обуви, резины, мехов, кожи, мыла, красок, химических товаров и одежды. Всем жителям приказано представить подробные сведения обо всех этих предметах, имеющихся у них. Свободная продажа сыра, масла и других молочных продуктов запрещена. Все это
изымается у населения и отправляется в Германию.
★
Стахановцы промышленности героическим трудом помогают Красной Армии громить немецко-фашистские полчища. Успешно работает на Челябинском тракторном заводе имени Сталина коллектив мастера тов. Бессонова. Токарь этого коллектива тов. Анисимов систематически выполняет норму на 400-800 и более процентов. По четыре-пять норм в смену вырабатывает токарь тов. Новгородов. Молодой рабочий Хабаровского завода имени Максима Горького тов. Курдюмов ежедневно дает по 5 норм. На-днях он дал рекордную выработку - 1250 процентов. Строгальщик Алатырского паровозоремонтного завода тов. Канов на молодежном воскреснике за 4 часа выработал больше одиннадцати норм. Токарь Гороблагодатского вагонного депо тов. Мезенин в августе дал четыре месячные нормы. В отдельные дни он вырабатывает по 7 норм в смену. Сейчас тов. Мезенин уже завершает выполнение третьей годовой нормы. Фрезеровщик воронежского завода имени Дзержинского тов. Балабанин с начала войны систематически вырабатывает по 3 нормы в день.
Вечернее сообщение 7 октября
В течение 7 октября наши войска вели упорные бои с противником на всем фронте, особенно напряженные на Вяземском и Брянском направлениях.
За 5 октября в воздушных боях сбито 42 самолета противника. Наши потери - 27 самолетов.
В Баренцовом море потоплен немецкий транспорт водоизмещением в 7.000 тонн.
★
На одном из участков Юго-Западного направления фронта наша авиация уничтожила 64 немецких танка и бронемашин, 130 автомашин с пехотой и военными грузами, 2 орудия и несколько цистерн с бензином.
★
В двухдневном упорном бою героические защитники Одессы нанесли серьезный урон румыно-немецким войскам. Разгромлено до четырех батальонов румынской пехоты и 75 пехотный полк 27 немецкой дивизии. У противника отбито 49 орудий разных калибров, 25 пулеметов, много минометов и боеприпасов.
★
Наша авиация, охраняющая подступы к Ленинграду, продолжает наносить удары по скоплениям войск противника. Во время налета на крупную вражескую колонну группа наших самолетов уничтожила 51 автомашину, 15 точек зенитной артиллерии и батарею тяжелых орудий. Успешным налетом другой группы самолетов уничтожено 5 немецких бронемашин, 15 автомобилей, две батареи и шесть точек зенитной артиллерии. В завязавшемся воздушном бою с немецкими истребителями, пытавшимися защитить свои мотоколонны, наши летчики сбили 7 «Мессершмиттов-109».
★
Партизанский отряд под командованием председателя Совета Осоавиахима одного из районов Ленинградской области тов. П. прошел по фашистским тылам более 500 километров и нанес врагу серьезный ущерб. Партизаны взорвали склад авиабомб, снарядов и других боеприпасов, уничтожили 6 немецких велосипедистов, захватили одного немецкого офицера и отобрали у него оперативные документы.
Группа партизан устроила засаду у проселочной дороги, ведущей к линии фронта, и уничтожила две автомашины с 5 фашистами. Другая группа бойцов отряда обнаружила фашистский «Мессершмитт» совершивший вынужденную посадку. Партизаны
уничтожили летчика и сожгли самолет.
★
Сведения об огромных потерях белофинской армии, несмотря на зверскую цензуру, доходят до финского народа. Ниже приводятся некоторые выдержки из писем бело-финских солдат родным и знакомым. Солдат Питкянен сообщает брату: «Только чудом я спасся. В нашем взводе осталось всего 9 солдат. Когда наступит моя очередь?». Капрал Альпо Руут, убитый под Ленинградом, писал незадолго до своей смерти на родину: «В нашей части уже убито и ранено много солдат. Из моих старых товарищей почти никого не осталось». Пленный капрал Ляре на допросе заявил: «В нашем батальоне осталась только половина прежнего состава. В соседнем подразделении сменилось шесть командиров батальона. Четыре из них убиты, один ранен, шестой выбыл по болезни. Многие солдаты не хотят воевать против Советского Союза. Финский народ устал от непосильной войны, навязанной ему кликой гитлеровских прихлебателей».
Безрадостные письма получают финские солдаты из тыла. Солдату Мякитало пишет мать: «Недавно у нас расстреляли солдата. Когда партию резервистов отправляли на фронт, он спрятался в шалаше. Его обнаружили, но он заявил, что ни за что на фронт не поедет». Родные солдата Хеймо сообщают ему: «Прислали бы тебе посылку, как ты просил, но ничего купить нельзя. В магазинах пусто». Жена солдата Арттио из Хельсинки жалуется: «Заработок мой ничтожный. Становится страшно, когда подумаю, что скоро зима.
Что будет впереди?».
★
Советские железнодорожники усиленно готовятся к зиме. В депо, на станциях, вагонных участках, дистанциях пути и связи идет ремонт зданий, путей, стрелок, заготавливается необходимый инструмент и материалы. Многие предприятия железнодорожного транспорта уже полностью подготовились к зиме. Им вручены паспорта готовности к работе в зимних условиях. В свободное от работы время машинисты-лунинцы депо Ртищево Пензенской железной дороги т.т. Ершов, Балабанов, Девятов, Белоусов, Красовский, Макеев отремонтировали и отеплили свои паровозы. Коллектив паровозников депо Тюмень железной дороги имени Кагановича организовал на месте производство 35 видов деталей, необходимых для зимнего ремонта паровозов, которые раньше привозились в депо с заводов. Путейцы Каширской дистанции Московско-Донбасской железной дороги своими силами заготовляют к зиме снеговые щиты и колья. Они уже отремонтировали свыше 4 тысяч квадратных метров снеговых заборов. Жены путейцев отремонтировали и побелили все путевые здания. По инициативе инженера паровозной службы Московско-Окружной дороги тов. Никитиной, группа женщин - служащих депо Лихоборы - лаборант Елистратова, техники Ивлева и Добрынина, конторщицы Доросова и Артамонова, оставаясь в депо после работы, починили свыше 100 комплектов зимней одежды. //
Совинформбюро.
______________________________________________
Фашистский солдат* ("Правда", СССР)
Дикая расправа немцев над ранеными бойцами ("Красная звезда", СССР)**
В.Прозоровский:
Венерические болезни в немецкой армии ("Красная звезда", СССР)
А.Ерусалимский:
О моральном облике гитлеровского офицера* ("Красная звезда", СССР)
А.Ерусалимский:
Моральное состояние гитлеровского солдата* ("Красная звезда", СССР)
Фашистские звери живыми закапывают раненых красноармейцев ("Красная звезда", СССР)
Газета «Известия» №238 (7614), 8 октября 1941 года