Илья Эренбург. Коричневая вошь

Aug 11, 2015 10:50


И.Эренбург || « Красная звезда» №167, 18 июля 1941 года

Воины Красной армии! Гитлеровские разбойники хотят захватить нашу землю, наш хлеб и нашу нефть. Они хотят восстановить в нашей стране власть царя и помещиков, онемечить свободные народы Советского Союза и превратить их в рабов немецких князей и баронов.

Не бывать этому никогда! Смерть фашистской гадине!

# Все статьи за 18 июля 1941 года.

По дороге плелись французские крестьяне, согнанные немцами с земли. Увидев их, горожанка сказала: «Злые люди», - она показала на беседку, где закусывали немецкие офицеры. Тогда старый крестьянин сердито сплюнул и ответил: «Это не люди! Это - вошь! Коричневая вошь!»




На крестьян Европы обрушилось неслыханное горе, хуже мора, хуже засухи, хуже смерти - пришли гитлеровцы. Сначала они все сожрали. Они отбирали хлеб и скот, куриц и картошку. Это было приготовительным классом разбоя. Затем началось «наведение порядка». Программа была заготовлена. Нынешний министр земледелия Германии жулик Дарре, до прихода к власти Гитлера чиновник, уволенный за хищения, изложил откровенно планы немецких фашистов:




«Земля завоеванных нами стран будет поделена между солдатами, особо отличившимися, и между образцовыми членами национал-социалистской партии. Таким образом возникнет новая земельная аристократия. У этой аристократии будут свои крепостные - местные жители. Немцы привыкли повелевать. Они привыкли, когда нужно, наказывать. Они повысят уровень сельского хозяйства и создадут новый порядок».

Итак, вслед за немецкими танками едут немецкие помещики. Крестьяне - поляки, русские и украинцы должны отдать землю немецким баронам. Для покоренных крестьян слишком высокая честь стать батраками. Нет, гитлеровцы обратят их в крепостных - так соизволил выразиться герр Дарре. Он добавил, что бароны «умеют наказывать». Значит, крестьянам придется ознакомиться с немецкой плеткой.

Это не слова. Гитлеровцы уже провели свою программу в ряде захваченных стран. Французские крестьяне департаментов (областей) Мозель, Мэрт-э-Мозель, Возж, Ба-Рэн, О-Рен узнали на себе, что такое «новый порядок». В зимнюю ночь крестьян разбудили гитлеровские штурмовики: «Убирайтесь.,.» Крестьяне спрашивали: «Почему?» Гитлеровцы отвечали: «Теперь это наша земля». - «Куда мы пойдем?» - «Это не наше дело. Живо, чтобы вашего духу не было!..»

Сотни тысяч крестьян были выселены. Они ничего не могли увезти с собой. Все добро досталось гитлеровцам. А хлебопашцы, виноделы, садовники пошли по миру.

В Чехословакии гитлеровцы проделывают то же самое. В феврале этого года вдруг двадцать девять деревень в районе Эльбы были «очищены от жителей» - Гитлер решил «наградить» чужой землей сотню своих головорезов.

Всего откровенней ведут себя немцы в Польше. Около миллиона польских крестьян отправлено в Германию, - это не крепостные, это попросту рабы. Губернатор Люблина герр Зорнер хвастливо заявил: «Я угнал в Германию сорок шесть тысяч польских крестьян, пятнадцать тысяч женщин».

Из Померании и Познани польские крестьяне выселены. Те, что остались, обращены в крепостных. Выселили свыше миллиона душ. Шведский журналист, видевший эшелоны выселенных, писал: «Они сидят неделями в теплушках. Теснота такая, что едва можно шевельнуть рукой или ногой. Многие умирают от голода и жажды. Если измученные люди на какой-нибудь станции протягивают руки за водой или хлебом, солдаты бьют их прикладами по рукам, стреляют. После каждой такой поездки из вагонов вытаскивают массу трупов».

Тех, кто осмелился протестовать против выселения, гитлеровцы повесили на площадях - «в назидание».

Крепостные должны работать на немцев, повиноваться им во всем. Немецкие помещики не подчинены общим законам. Они могут накладывать на крепостных «легкие взыскания» без суда. Крепостные не имеют права выходить на улицу позже восьми часов вечера. Заходить в магазины они могут только до полудня. Зато утром, приезжая в город, они не имеют права пользоваться трамваем. В Познани поселили сорок пять тысяч немецких колонистов: они получили землю, инвентарь, дома, мебель выселенных поляков.

Дети польских крепостных не должны учиться. Губернатор Торуна заявил: «Копать картофель и подметать улицы можно без образования» - и школы были закрыты.

В мае этого года один немецкий барон возле Гдыни разгневался - околели три датских свиньи. Барон приказал выпороть крепостную служанку - восемнадцатилетнюю польку. Девушка повесилась. А барону прислали из Дании новых свиней...

Однако и Франция, и Польша, и Чехословакия, и Югославия были для людоеда только закуской. Он давно облюбовал себе жирный кусок - Россию. Он говорил об этом в своей книге «Мейн кампф». Он обдумывал разные способы уничтожения русского народа. Его советники представляли различные проекты: выселение русских в Азию, раздельная жизнь русских мужчин от женщин, чтобы довести народонаселение до минимума, использование русских, как рабочей силы вне России. Гитлер хочет освободить русскую землю от русских людей: коричневая вошь ползет на наши поля и сады.




На с'езде национал-социалистов в Нюрнберге один из людоедов заявил: «Когда Урал с его неизмеримыми богатствами сырья, неисчислимые леса Сибири и бесконечные пшеничные поля Украины будут в немецких руках, наш народ будет обеспечен всем в изобилии».

Мы предупреждены: у них очень скромный аппетит - им нужны всего-навсего Украина, Сибирь, да еще безделка - от Польши до Урала. Убийцы, особенно отличившиеся в пытках, которым они теперь подвергают наших раненых, получат награды: поместья на Волге или на Днепре, плодовые сады, свекловичные или табачные поля, виноградники Крыма. Русские будут у них крепостными.

Вот их мечта!

Французский крестьянин был прав - это не люди. Это страшные паразиты. Что перед ними все вредители, все сорняки? Они ползут, чтобы сожрать нас. Их надо уничтожить! // Илья Эренбург.
____________________________________________________________
В.Гроссман: Коричневые клопы* ("Известия", СССР)**
Д.Заславский: Коричневая чума* ("Красная звезда", СССР)

************************************************************************************************************
В сообщении Советского Информбюро было рассказано о том, как красноармеец Исмаилов проявил исключительное мастерство в ведении сверхметкого одиночного огня. Хорошо замаскировавшись, он поразил точными выстрелами одного за другим одиннадцать белофинских егерей, пытавшихся перейти нашу госграницу. Партийное бюро N части обсуждает заявление Исмаилова.

Фото специального фотокорреспондента «Красной звезды» С.Лоскутова.



************************************************************************************************************
Бойцы! Стойко и упорно деритесь за каждую пядь нашей земли. Громите ненавистного врага!

☆ ☆ ☆

Откровенные признания гитлеровского разведчика

На людях Гитлер называет румын «дорогими союзниками». Немецкие газеты пишут о «беспредельной храбрости румынских войск». Гитлеровские «ученые» спешно об'явили румын «чистыми арийцами среди низших славянских племен». Это все в парадном салоне. Но когда «союзнички» остаются наедине, разговор меняется: гитлеровцы кричат на румын, как на своих лакеев.

В наши руки попал любопытный документ. Это не газетная статья и не дипломатическая нота. Это всего-навсего письмо к своей невесте лейтенанта германской армии Гейнца Адама - начальника разведывательного отряда, прикомандированного к румынским войскам. Но это письмо лучше всех длинных описаний раскрывает характер отношений между гитлеровскими господами и румынскими холопами, а также боевую «доблесть» фашистских господ и их румынских холопов.

Ниже публикуем это письмо.

«Дорогая невеста!

Авария с автомобилем дает нам возможность написать несколько строк нашим близким на родину.

Наш автомобиль прочно засел в грязи; ночью шел дождь, и дорога превратилась в болото.

29-го вернулся я с моей последней разведки, причем я должен был ехать свыше 3-х километров по обширной долине, которая шла мимо пруда и дороги. 4 мостика на этой дороге были уже в течение нескольких дней об'ектом русских бомбардировщиков и артиллерии. Мы ехали шагом, так как дорога была ужасной. То и дело встречались выбоины и воронки. Когда мы достигли третьего мостика, то увидели, что некоторые германские и румынские солдаты внезапно попрыгали в рвы и щели. Я крикнул, чтобы от'ехали от мостика. В 20 метрах от него мы остановились и спрятались в канаве. С величественным спокойствием направлялись на нас 8 русских бомбардировщиков.

«Они сбрасывают бомбы!», - воскликнул кто-то. В ту же минуту вверх взлетели столбы земли и осколки бомб, сброшенных бомбардировщиками, и вместе с ними повозки, люди.

...Вчера со своим отрядом радистов я прибыл в румынский кавалерийский разведывательный отряд. В 6-й румынской кавалерийской бригаде я встретил полковника фон Нагеля, как офицера связи. Мы пользуемся каждым случаем для беседы с солдатами германской национальности в румынской армии. Они получают, как и румынские солдаты, по 2 румынских леи в день (три пфеннига), питание и одежду, - и то и другое - дрянь. Подлог, подкуп и взятка до сих пор еще не вымерли в румынской армии. Многие жители провинции Семиградья тихо и незаметно покинули «эту родину»...

Мордобой теоретически отменили год тому назад, но румынский солдат груб, не имеет чувства долга, его характерные свойства - воровство, кража пищи. Румынский майор предупредил нас о том, что не следует ничего оставлять без охраны.

В городе И. разразилась маленькая революция. Стреляли в германских и румынских солдат.

...Часы напряжения перед атакой уступили место очевидным фактам. Сегодня около 3 часов утра прозвучали первые выстрелы над Прутом. Пехотинцы переправились через реку. Все идет, как надо. Без единого выстрела расширяется постройка понтонного моста. Затем русские начинают нам мешать, открывая ружейный огонь. Наши союзники отвечают на этот огонь русских беспорядочной пальбой.Результат: в течение короткого времени расстреляны все боеприпасы. Резерв лежит на другом берегу во ржи и ожидает. Командир наступающего батальона убит. Теперь пехота не выдерживает. Красные трассирующие пули поднимаются высоко. «Перенести огонь», - раздается команда. Но позади кричат: «Стреляй сюда!». По отступающим румынским солдатам бьет собственная артиллерия. Атака провалилась. Так продолжается до вечера.

...Был полдень, когда я со своими радистами из разведки занял деревушку, непосредственно на берегу Прута. Едва мы расположились и начали рыть первые траншеи для защиты от воздушного противника, как нам пришлось прижаться к земле: ждут русских бомбардировщиков.

...Нас охватывает страх. Две советские 200 м/м батареи бьют по двум противолежащим высотам. Солдаты содрогались от сотрясения воздуха. Ну, если так русская артиллерия будет продолжать, - у меня становится темно на душе.

Все офицеры и многие румынские солдаты пришли к нам в отряд, чтобы чувствовать себя в большей безопасности. Как только на горизонте появлялся германский истребитель, они уже прятались в наши траншеи. Мы хохотали, а два наших солдата распределяют: «Курочки, уточки, яйца - это последний наш обед у этих идиотов, перед тем, как нас убьют». Надо благодарить судьбу, если мы сможем вернуться в немецкую обстановку.

...У нас только что были сапер и унтер-офицер из зенитной батареи. Они все стонут от наших союзничков. Доверие к ним невелико. Румынские вояки не осмеливаются днем отправляться в разведку. ...Благодаря случайности мы были избавлены от ожидавшегося нами огня красной артиллерии; тем не менее красные части не отказались от попытки предпринять ночью контрудар. Части нашего разведывательного отряда проделали движение в том же направлении. Как назвать это, - уклонение от боя, ошибка или еще как-нибудь? Наша вера в братьев, пардон, в собратьев по оружию, окончательно исчезла.

Я никогда не забуду, как Пауль Кнупф разбудил меня в половине первого. «Господин лейтенант, блуждают пули, идет горячая перестрелка, ружейная, револьверная и пулеметная. Я думаю, русские наступают, румыны пятятся назад!» Как испуганная стая кур, окружили меня наши радисты, слышались угрозы по адресу румын.

Мне было очень интересно, что рассказывали румынские офицеры во время ужина (их еда на 200% лучше, чем у солдат). Мне сказали, что воспользоваться мостом для переправы нельзя, так как имеется опасность, что он заминирован; но ведь мы же должны переправиться на ту сторону? Это хитрые канальи! Как только я вспоминаю лицо этого лейтенанта, мне становится и холодно и жарко.Мне хотелось треснуть ему в его горбатый нос, в его небритое г... лицо.

В конце концов дело идет к тому, что эти благородные рыцари будут ехать и скакать позади нас. Нам пришлось вчера весьма энергично действовать против румын, когда идиотские румынские солдаты открыли стрельбу по немецким истребителям, летевшим очень высоко и быстро. Хорошо, что наша авиация этого не могла заметить; в противном случае эти внизу получили бы хороший урок в виде обильного душа бомб.

Ты видишь, Ранди, страх, нерешительность, недостаток кругозора - вот что встречаем мы здесь на каждом шагу, вместо бодрого солдатского настроения.

У меня нет больше желания совместно сражаться с этими «братьями по оружию». Твой ГЕЙНЦ.
__________________________________
И.Эренбург: Судьба шакалов* ("Красная звезда", СССР)
П.Павленко: Хозяева и вассалы на поле боя ("Красная звезда", СССР)**

************************************************************************************************************
Действующая армия. Отличившиеся в боях с германским фашизмом старший лейтенант Я.Микитченко и политрук И.Гладышев подводят итоги боевого вылета.

Фото специального фотокорреспондента «Красной звезды» М.Бернштейна



************************************************************************************************************
Военный комиссар должен воодушевлять войска на борьбу с врагами нашей Родины. В наиболее серьезные моменты боя военный комиссар обязан личным примером храбрости и отваги поднять боевой дух войсковой части и добиться безусловного выполнения боевого приказа.

☆ ☆ ☆

КРАСНОАРМЕЕЦ ЛЫШКОВ СПАС ЖИЗНЬ КОМАНДИРУ

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 17 июля. (По телеграфу от наш. спец. корр.). Группа наших разведчиков зашла в расположение врага, чтобы разведать его силы в пункте Е. Во время выполнения боевой задачи был тяжело ранен младший лейтенант Шикарев. Рана оказалась настолько серьезной, что командир не мог передвигаться. Но ему помог красноармеец Лышков. Он взвалил на себя раненого командира, захватил его оружие и стал отходить. Около трех километров шел он так по вражеской территории.

По прибытии в часть раненому командиру немедленно была оказана медицинская помощь. Самоотверженный поступок красноармейца Лышкова стал известен всем бойцам и командирам части.

☆ ☆ ☆

КОМСОМОЛЕЦ ЛАВЛИНСКИЙ УНИЧТОЖИЛ ТРИ ТАНКА

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 17 июля. (По телеграфу от наш. спец. корр.). Бой разгорался. Фашисты, раз’яренные сильным отпором наших подразделений, подтянули танковые резервы. Вражеские танкисты, открыв бешеный огонь из орудий и пулеметов, устремились к окопам, где расположились советские бойцы.

Со стороны наших позиций раздался орудийный выстрел, и в ту же минуту вырвавшийся вперед фашистский танк остановился, об'ятый дымом. Вторым и третьим выстрелами были сбиты еще два танка.

- Лавлинский бьет! - крикнули бойцы. - Его хватка.

Действительно, это стрелял командир орудия комсомолец Лавлинский. Установив свою пушку на удобной позиции, он сразу уничтожил три вражеских машины.

Внезапно над головой Лавлинского завыл мотор и послышался стрекот пулемета. Фашистский истребитель, обнаружив орудие, коршуном ринулся на него. Но Лавлинский не растерялся. Под огнем врага он подобрал трех раненых бойцов, разместил их на тракторе и увез вместе с орудием на новый огневой рубеж.

☆ ☆ ☆

ОТВАЖНЫЕ ПУЛЕМЕТЧИКИ

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 17 июля. (Спецкорр. ТАСС). У местечка К. шел ожесточенный бой. Фашисты сосредоточили здесь значительные силы пехоты, танков, авиации. Несколько раз бросался противник в атаку на небольшое подразделение советских бойцов и отбрасывался назад.

В этом бою отважно действовал пулеметный расчет младшего сержанта Тимакова (наводчик Игутов и подносчики патронов Баташов и Корбан). Пулеметчики отлично маскировали свой пулемет, а чтобы враг не смог пристреляться, они, дав очередь, тотчас перекочевывали с пулеметом на новую позицию. Славные пулеметчики сильным огнем обстреливали фашистов. Бой длился четыре часа. Около сотни фашистских солдат и офицеров нашли себе могилу на подступах к рубежу обороны подразделения. Наступление врага на этом участке было отбито.

☆ ☆ ☆

НАХОДЧИВОСТЬ СЕРЖАНТА ПЕТРЕНКО

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 17 июля. (От наш. спец, корр.). На пункт N наступали белофинны. Их пехоту поддерживали минометы и артиллерия. Сержант Петренко решил зайти с ручным пулеметом в тыл врагу и внезапным ударом расстроить его ряды. Пробравшись в тыл, сержант увидел два орудия на огневой позиции. Это была отличная цель для пулеметчика. Несколькими очередями Петренко уничтожил оба орудийных расчета.

Наступавшие белофинны догадались, что в тылу у них неладно. Они дрогнули, подались назад. Враги пытались спасти свои орудия, но сержант Петренко не позволил им этого сделать. Как только белофинны приближались к орудиям, следовала меткая очередь. Враги падали один за другим. Вскоре подоспела наша пехота. Два белофинских орудия стали ее боевой добычей. Они немедленно были повернуты против врагов. Вражеские снаряды полетели на головы своих же хозяев.

☆ ☆ ☆

МЕТКИЙ ОГОНЬ ПО НЕМЕЦКИМ ТАНКАМ

ДЕЙСТВУЮЩАЯ АРМИЯ, 17 июля. (Спецкорр. ТАСС). Рассветало. Из леса неожиданно вынырнули восемь фашистских танков. Ведя непрестанный огонь, они устремились на штаб N части. Нужно было во что бы то ни стало отразить атаку. Первыми вступили в бой саперы под командованием капитана Чекмасова. Со связками гранат поползли отважные бойцы навстречу вражеским машинам. Первым бросил гранаты в головной танк младший лейтенант Иванушкин. Вслед за ним - ефрейтор Оскарян. Танк был выведен из строя.

В этот момент неожиданно замолкла наша противотанковая пушка, люди ее боевого расчета были ранены. Командир батальона послал к орудию младших политруков Горбачева и Конова, и они тотчас открыли интенсивный огонь по танкам. Одна за другой были уничтожены четыре вражеские машины. Горбачев и Конов продолжали стрелять. Вот, вздрогнув, остановились еще два танка, подбитые огнем в упор. Оставшиеся вражеские машины повернули назад. Танковая атака была отбита.

************************************************************************************************************
Действующая армия. На снимке: советские истребители сопровождают колонну танков.

Фото специального фотокорреспондента «Красной звезды» М.Бернштейна



____________________________________________________________
Немецких солдат гонят воевать за ненавистный фашизм* ("Красная звезда", СССР)
Германский фашизм - угнетатель и убийца народов* ("Правда", СССР)
Д.Заславский: Фашизм - это рабство* ("Правда", СССР)
Вл.Ставский: Фашизм несет страдания, рабство, смерть* ("Правда", СССР)
И.Звавич: Германский фашизм - разрушитель семьи ("Известия", СССР)
Ф.Гладков: Фашизм - смертельный враг русского народа* ("Красная звезда", СССР)
А.Леонтьев: Изверг Гитлер - злейший враг славянских народов* ("Красная звезда", СССР)**

Газета «Красная Звезда» №167 (4922), 18 июля 1941 года

письма немецких солдат, идеология фашизма, Илья Эренбург, июль 1941, 1941, лето 1941, газета «Красная звезда», Румыния в ВОВ

Previous post Next post
Up