Душегубы || «Известия», 16.07.1943

Jul 23, 2015 13:57


Б.Ильин || « Известия» №166, 16 июля 1943 года

СЕГОДНЯ В ГАЗЕТЕ: Указы Президиума Верховного Совета СССР: О награждении орденом Трудового Красного Знамени художников Бакшеева В.Н., Бялыницкого-Бируля В.К., Лансере Е.Е., Мешкова В.Н., Павлова И.Н. и Юона К.Ф.; О награждении художника Сварога В.С. орденом Трудового Красного Знамени. (1 стр.). Судебный процесс по делу о зверствах немецко-фашистских захватчиков и их пособников на территории гор. Краснодара и Краснодарского края в период их временной оккупации. (2 стр.). Бомбардировка нашей авиацией железнодорожного узла Орёл и складов противника вблизи г. Волхов. (3 стр.). A.Булгаков. Успешное наступление наших войск. (3 стр.). B.Толчинский. На земле и в воздухе. (3 стр.). Я.Гик. Фронтовой день бакинского завода. (4 стр.). Десантные операции войск союзников на острове Сицилия. (4 стр.). Обращение Французского комитета национального освобождения. (4 стр.).

# Все статьи за 16 июля 1943 года.

Что такое краснодарские могилы? На карте, превращенной немцами в кладбище Европы, - это капля безмерного ужаса и страдания, пролившегося кровавым дождем над людьми, хоть на день, хоть на час подпавшими под иго немецких захватчиков. Здесь сегодня говорят безмолвные могилы. Тысячи мертвецов встают из тайных погребений, что обнаружены в противотанковом рву у совхоза №1, на территории Березанской лечебной колонии, в ямах детской больницы. Они обретают голос, скелеты тянут свои высохшие пальцы, обращают пустые глазницы к скамье подсудимых. На ней ещё нет главных виновников убийств, на ней пустует место, которое должен бы занять командующий 17-й немецкой армией генерал Руоф, представитель вдохновляющего все злодейства гитлеровского командования. Свободна скамья для начальника Краснодарского гестапо Кристиана и его помощников, гитлеровских офицеров Раббе, Сарго, Сальге, Гана, Э.Мейера, Пашена, Винца, Г.Мюнстера, Шустера, Эйкса и Шертерлана. Здесь пока только часть палачей - изверги особого рода, и с ними особый разговор.




Перед сидящими в зале суда, когда зачитывается обвинительное заключение, встают безвинные жертвы гитлеровских злодейств - старики и женщины, инвалид с одной ногой, грудной младенец в пеленках, больная девочка в ортопедическом корсете, дряхлый священник, мать с ребенком на руках, женщина с кошелкой, по дороге с базара попавшая в лапы Тищенко, Пушкарева, Речкалова и других гитлеровских наймитов. Слышатся умоляющий голос мальчика, влекомого на казнь: «За что меня, я ведь маленький? Что я вам сделал?!», вопль обезумевшей женщины, кричавшей палачам: «Что вы делаете, я ведь ни разу не допрашивалась», стоны истязаемых в застенках гестапо и мучительный возглас: «Глоток воды, умирают дети», проникавший сквозь двери камеры, охраняемой немецко-фашистскими злодеями с русскими фамилиями. Злодеяния, одно ужасней другого, проходят вереницей по мере того, как длится чтение обвинительного акта, и переполненный трудящимися города Н. зал суда с грозной сдержанностью выслушивает то, чего нет сил слушать. Всё, что есть в человеке живого, возмущенно содрогается, взывает к возмездию, отдаёт обвинению свой голос. Трудно быть спокойным и сдержанным, когда заходит речь об организованном гитлеровцами массовом планомерном истреблении больных и детей, когда в притихшем зале раздаётся слово « душегубки».

Гитлеровцам показалось мало топора и виселицы, пули в затылок и сожжения живьём. Немецкий ум изощряется в зверстве, он становится садически изобретательным, и воспалённый мозг людоедов рождает новое орудие палачества - «душегубки», фургоны смерти. Черно-серый автобус с двойной обшивкой и наглухо закупоривавшейся дверцей принимает в себя порцию обречённых, чтобы за 7-10 минут удушить их отравляющим газом. Эта новинка немецко-фашистской техники появляется на улицах оккупированных городов в то время, как её провожают полные ужаса взгляды. Сюда вталкивали живых, отсюда извлекали трупы. Несчастным об'являли, что их везут в баню, и отвозили к могиле. Наспех набросанный слой земли скрывал следы преступлений - человек исчезал бесследно.

Население нашло тайные могилы, медицинская экспертиза освидетельствовала трупы; 6.930 жертв гестаповской морилки для людей насчитано по одному только Краснодару. «Зондеркоманда» гестапо, отборный отряд душегубов, вот эти Тищенки и Пушкаревы вместе с Раббе и Боссами нагружали машину арестованными мирными советскими гражданами; гестаповский врач-убийца, дипломированный палач Герц вместе с уголовником Речкаловым вталкивали в «душегубку» больных краснодарской больницы и березанской лечебной колонии, они швыряли в её прожорливую пасть детей и случайных прохожих.

Возмездие ищет убийц и находит. Ни одна капля пролитой врагами крови не останется неотомщенной, ни одна загубленная жизнь не пройдёт для врага без кары. Сегодня пред'явлен счёт за 7.000 жизней.

image Click to view



В городе Н. на Северном Кавказе идет первый процесс прямых виновников неслыханных злодеяний: мы слышим здесь первое слово грядущего правосудного приговора над всеми фашистскими палачами, над всеми гитлеровскими убийцами, чей «новый порядок», подобно мрачному фургону смерти, бездонной прожорливой «душегубке», колесит по улицам захваченных городов, по дорогам порабощенной немцами Европы, пожирая безвинных мирных людей, обрекая их на муку и смерть. И первое слово суда, первый акт обвинения пригвождает к скамье подсудимых не только тех, кто сегодня сидит перед военным трибуналом, - он настигает всех виновников и участников бесчисленных злодеяний фашизма, какое бы имя они ни носили, куда бы ни стремились скрыться от ответственности и кары. Их час пробил. Живые несут возмездие сеятелям смерти. // Б.Ильин, спец. корреспондент «Известий».
_________________________________________
Бешеные волки* ("Красная звезда", СССР)***
Гитлеровские мерзавцы ответят за все свои злодеяния!* ("Известия", СССР)**
Злодеяния немецко-фашистских захватчиков в городе Краснодаре* ("Известия", СССР)*

*****************************************************************************************************************
Холоп и палач

В одном из городов Кубани, зелёных и тихих, как её станицы, военный трибунал слушает дело об известных сейчас всему миру зверствах немецко-фашистских захватчиков и их пособников на территории города Краснодара и Краснодарского края. Город этот давно стал нашим глубоким тылом. Жизнь вернулась в этот благословенный край.

И вот мы слушаем обвинительный акт гитлеровцам и тем их пособникам, которые сидят на скамье подсудимых и дают показания, не смея ни с кем встретиться взглядом, и в памяти встаёт иная Кубань - истерзанная, ограбленная, залитая кровью, покрытая виселицами, в пламени, в таком страшном горе, которое уже неспособно найти выход ни в крике, ни в слезах, - оно ищет и найдёт его только в отмщении.

Вспоминается, как части Красной Армии прошли с боями исстрадавшуюся в немецкой неволе Кубань и в ночь на 12 февраля подошли к Краснодару. Немцы жгли и взрывали город. Отсветы пламени струились, как кровь, по затянутой льдом поверхности талых вод, будто прекрасное живое тело города истекало горячей кровью, и от непереносимого этого жара плавились стёкла в окнах домов, железные крыши вспыхивали и сворачивались, как береста, и закипала и испарялась вода в лужах.

Рассвет застал нас тогда уже в центре города, и мы увидели то, чего не забыть никогда: виселицу на Красной и на Сенном базаре, трупы сожжённых советских граждан в подвалах гестапо, пылающие огнём дома и толпы граждан, обнимающих, забыв про всё на свете, своих спасителей - бойцов Красной Армии.

Это было первое вновь советское утро Краснодара. Страдания неволи остались позади. Немцы были отброшены далеко на запад. Тысячи и тысячи их поплатились жизнью за кровь замученных ими советских людей. Немецкое командование и руководители гестапо ушли на этот раз от заслуженной кары. Но были пойманы их холопы, пошедшие к ним в услужение мерзавцы из карательного отряда, из «зондеркоманды СС-10-а».

Законченный тип такого немецкого холуя являет собой подсудимый Тищенко. Он сделал «блистательную карьеру» на службе немецких оккупантов. Оставшись на территории, занятой противником, он добровольно поступил в полицию, вскоре был назначен старшиной «зондеркоманды», а спустя месяц получил повышение - был поставлен, по рекомендации начальника городской полиции, следователем гестапо. Тищенко был захвачен в Краснодаре в день вступления в город наших войск - 12 февраля. Мне довелось наблюдать, как его вскоре после ареста сажали в машину, чтобы отвезти на допрос.

- Расстреливать везут, - хмуро сказал он другому предателю.

- На тебя советскую пулю жалко истратить, змеиное семя, - сказала слышавшая разговор предателей между собой седая женщина в толпе, стоявшей на улице, и сплюнула от охватившего её омерзения.

- Тебя повесить мало!

Тищенко не расстреляли тогда и не повесили. Он, как и другие подобные ему, был предан суду. И вот он стоит перед советским судом. Слушаешь его и не понимаешь, что же было и осталось в нем русского.

- Я изменник родины, - говорит он суду.

Он выговаривает это чёрное слово без аффектации, но и без раскаяния. Измена - это его профессия. Он признает, что пошёл в услужение к злейшему врагу родины сознательно.

Тищенко даёт показания суду суконным языком доноса: «Будучи старшиною карательного отряда...»; «время пребывания человеческой жизни в машине, наполненной газами...»; «4 февраля, сидя в кабинете, я почувствовал потребность выйти по естественной надобности во двор гестапо»...

Тищенко - душегуб, и гитлеровцы не ошиблись в нём, дав ему в подчинение несколько душегубов помельче, приставив его к автомобилям-«душегубкам», поручив ему вести следствие и поставлять в гестапо новые и новые жертвы. Он монотонно повествует о том, как «давал плетей» своим подследственным - Котову и Доценко. На предложение председателя суда полковника юстиции Майорова рассказать поподробнее о методах допроса в гестапо он роняет немногосложно и вяло:

- Ну, били шомполами, пинали носками, рвали волосы, вырывали ногти.

Он оживляется несколько, когда речь заходит о взятках, которые он вымогал в промежутках между допросами. Да, он брал взятки. Он брал их, не стесняясь количеством и качеством, - картошкой и вареньем, деньгами и всем, чем угодно.

Ему не понадобилось много времени, чтобы войти в курс и во вкус палаческого ремесла. И он сам отбирал себе подручных из четырёх полицейских отрядов, которые привели и выстроили перед ним.

- Кого из подсудимых вы знаете по «зондеркоманде»? - спрашивает председательствующий подсудимого Тищенко.

Тищенко деловито оглядывает сидящих вместе с ним на скамье подсудимых.

- Всех, - говорит он. - Все они из «зондеркоманды».

- Значит, всё это ваша банда, - констатирует председательствующий.

Тищенко молчит. Ему нечего добавить ко всему тому, что он уже показал.

Суд об'являет короткий перерыв, и публика стремится скорее выйти на свежий воздух, стряхнуть с себя тяжёлые воспоминания о кошмарах, душивших города и станицы края, навеянные показаниями банды гитлеровского подручного Тищенко. // П.Белявский, спец.корреспондент «Известий».

*****************************************************************************************************************
ВОСТОЧНЕЕ ОРЛА. 1. Танкисты-гвардейцы и пехотинцы в засаде. 2. Пленные немецкие солдаты конвоируются в тыл. 3. Самолёты идут на прикрытие наших наступающих войск.

Фото спец.военного корреспондента «Известий» С.Гурарий.













________________________________________________________
К ответу немецких убийц! || «Красная звезда» №296, 16 декабря 1943 года
М.Тихомиров: В Харькове || «Красная звезда» №41, 19 февраля 1943 года
К.Симонов: В Краснодаре || «Красная звезда» №39, 17 февраля 1943 года
Е.Габрилович: На смоленской земле || «Красная звезда» №44, 22 февраля 1942 года
И.Эренбург: " Новый порядок" в Курске*|| «Красная звезда» №47, 26 февраля 1943 года

Газета «Известия» №166 (8159), 16 июля 1943 года

Совинформбюро, зверства фашистов, газета «Известия», П.Белявский, 1943, июль 1943

Previous post Next post
Up