На смоленской земле

Feb 22, 2015 14:27


Е.Габрилович || « Красная звезда» №44, 22 февраля 1942 года

Слава героям Великой Отечественной войны - бойцам, командирам и политработникам Красной Армии и Военно-Морского флота, мужественно защищающим честь, свободу и независимость нашей родины! (Из лозунгов ЦК ВКП(б) к 24 годовщине Красной Армии)

# Все статьи за 22 февраля 1942 года.




Шесть ночей шли бойцы этой части в глубокий обход немецких позиций, они шли в метель по снежной лесной целине. Впереди, пробивая дорогу ногами и грудью своих лошадей, двигались трое конников. За ними, проваливаясь в снег по живот, - саперы, вырубавшие кустарник и прокладывающие таким способом узенькую тропинку в лесной чаще. За саперами гуськом, след в след, шли пехотинцы. Они несли на себе продовольствие, патроны, ручные и станковые пулеметы и даже минометы в разобранном виде. Передовые едва двигались, утопая в снегу. Их сменяли через каждые полчаса - столь изнуряющим был этот переход через сплошное снежное море.

По мере продвижения колонны зыбкая узенькая тропинка постепенно утаптывалась сотнями ног, и позади пехоты могли уже следовать на санях пушки.

Шли не более трехсот метров в час. Вьюга преследовала колонну. Ветер порой становился таким сильным, что захватывало дыхание и бойцы вынуждены были останавливаться. Потом, выждав, когда ветер утихнет, снова шли вперед, снежный вихрь бил в лицо, шапки, шинели, рукавицы обледеневали. Но шли вперед неуклонно, постоянно, шаг за шагом, спина за спиной.

Они останавливались только глубокой ночью на два-три часа, чтобы немного отдохнуть, но не разжигали костров - это могло выдать расположение лагеря. Дремали сидя, прислонившись друг к другу, не выпуская из рук винтовок, засыпаемые снегом, и снова шли. Шесть дней, шесть ночей...

Колонна вышла противнику в тыл возле одной деревни и внезапным ударом смяла его. Враг бежал, не успев на этот раз поджечь деревню.

Это смоленское село, с большим фруктовым садом на околице, которое местные жители с гордостью именуют «сад отдыха», с каменным зданием школы, клубом.

Немцы использовали по-своему и сад, и школу, и клуб. В саду они устроили место казней и экзекуций. Повесили мужчину и женщину, заподозренных в помощи партизанам, публично выпороли 70-летнего старика, не снявшего шапку перед немецким офицером, расстреляли трех пленных красноармейцев. Назначение клуба менялось. Сначала здесь размещался воинский склад, затем последовательно: лазарет, офицерский публичный дом, приехавший на кратковременные гастроли, вошебойка, походная церковь, сапожная мастерская. Здание школы разрушено. Немцы посадили в школу четыре семьи, замеченные в несоблюдении приказов, заминировали здание и в момент отступления взорвали. Все четыре семьи погибли.

Немцы ушли отсюда десять часов назад, и все здесь еще носит следы их пребывания. Десятки автомашин с разбитыми стеклами и фарами, с продавленными крыльями, на которых нарисованы всевозможные эмблемы: львы, лани, бараны, мечи. Орудия, велосипеды, мотоциклы, тяжелая зелено-черная пушка, метко подбитая нашими снарядами. К длинному дулу кто-то уже прикрепил плакат: «Да здравствует храбрая советская пехота».

На дверях домов меловые надписи немецких квартирьеров. На одной двери, где мелом написано по-немецки «Генерал», прикреплен сердитый плакат, начертанный по-русски, - «Закревайте двери». Тут же, в куче пустых бутылок, тряпья, пластинок с речами Гитлера, банок из-под ваксы, противопаразитных порошков, пачек с презервативами и розово-голубых новогодних открыток валяется полуоборванный дневник немецкого офицера.

...Вечер. Молодая луна сияет на чистом морозном небе. Комната сельсовета набита битком. В углу стол, накрытый красным полотном. На стене портреты Ленина, Сталина.

Это первое собрание жителей села после возвращения на советскую родину. Настроение взволнованное и торжественное.

Сначала выступает комиссар части, приветствующий жителей села от лица армии. Окончив речь, он спрашивает:

- Кто хочет выступить?

Из задних рядов поднимается рука, и слабый женский голос что-то произносит. Потом к столу подходит женщина в платке, в полушубке, средних лет, с голубыми глазами на бледном, осунувшемся лице. Некоторое время она молчит, смущенно и нерешительно вглядываясь в слушателей, теребя платок. Потом начинает:

- Дорогие товарищи, красные храбрые бойцы. Здравствуйте, дорогие наши товарищи, любимые, долгожданные, ненаглядные. Ох, ждали мы вас! Ой, горевали мы без вас! Ой, мучили нас, терзали!..

И слезы вдруг потекли по ее щекам. Она стояла, освещенная скудным светом лампы, и утирала слезы темной, шершавой ладонью.

Женщина помолчала и продолжала:

- Каждую ноченьку слушали мы, не идете ли вы, не подошли ли. Бывало проснешься, прислушаешься - будто шум, будто стреляют наши. Нет, скажешь себе, спи, это ветер гремит, это не наши.

Она остановилась, отпила глоток из стакана и продолжала:

- А позавчера ночью сынок меня разбудил: «Мамка, наши!» «Спи сынок, лес шумит». «Мамка, стреляют!» «Спи, слышишь, ставни стучат». А сама не сплю, сердце бьется, ворочаюсь. Стреляют справа, слева стреляют. Вышли мы с сынком тихохонько из избы, глядим через щелку в воротах: наши. У меня аж душа зашлась. Выбежала я на улицу. «Эй, кричу, братцы, своя я, ваша, русская, Лизавета! Бейте огнем в мой дом, там ихний штаб, паразитов

Бурные аплодисменты покрыли эти слова. Слабая улыбка прошла по лицу женщины:

- И уж живут они, эти фрицы. Бедно да холодно. Ничего у них нет. Одна рубашонка нательная, коростой покрылась. Лягут спать, всю ночь чешутся. А вас как боятся... Только и слышишь: «Рус идет, рус». Лицо женщины вновь становится скорбным, серьезным:

А люты звери. Сколько мук нами принято, сколько слез пролито. Второй сынок у меня был, Петя. Книжки любил читать, про земли разные мне рассказывал, про такие земли, где и зимы-то нет, один дождь. Однажды забылся, прошел по шоссе, где немцы запрещали ходить. Ну и пристрелили его. И в избу ко мне принесли, положили. Держи, мол, чтоб другим не повадно было...

Тишина. Все напряженно слушают, не сводя глаз с женщины. А она стоит, невысокая, сухонькая, с голубыми блестящими глазами.

- Дорогие бойцы, милые вы наши голубчики, - говорит она, - спешите вперед. Всюду вас ждет народ. Мучает немец народ, нет сил терпеть. Далеко слух-то разнесся, что вы идете, и каждую ночь народ слушает: кажись, пули свистят, кажись, подходят, скорей бы, скорей! Ждут вас, как я вас ждала, с сыночками, с Колей и Петей...

Проходит часа два, село затихает. Бесшумны улицы. Глаз едва различает белые силуэты часовых. Избы безмолвны. Село спит. Маленькое село, отмеченное едва заметной точкой на географической карте. Одно из десятков тысяч сел, освобожденных славной армией советского народа.

Скоро рассвет, и снова двинутся эти люди и эти пушки сквозь снега и пургу в свой невиданный зимний поход. // Евгений Габрилович. ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ.
___________________________________
И.Эренбург: Смоленск ("Красная звезда", СССР)
Харьков, Орел, Старая Русса* ("Красная звезда", СССР)
Расстрелы в Киеве и Ростове ("Красная звезда", СССР)

*****************************************************************************************************************
ЮГО-ЗАПАДНЫЙ ФРОНТ. Зенитчик Д.Ковалев готовит орудие к очередной встрече с фашистскими самолетами.

Снимок Н.Боде.



*****************************************************************************************************************
Доблестные воины Красной Армии! Срывайте попытки немцев закрепиться на наших рубежах! Гоните немецко-фашистские орды на Запад! Громите и уничтожайте живую силу и технику врага! (Из лозунгов ЦК ВКП(б) к 24 годовщине Красной Армии)

☆ ☆ ☆

«Пессимисты»

Прежде немцы читали сводки генштаба, теперь они перешли на метеорологические сводки. Прежде они втыкали флажки в карту, обозначая захваченные города. Теперь они скромно отрывают листочек календаря и говорят: «Слава Гитлеру, до весны стало на один день меньше». Немецких дураков убедили, что весной они расцветут, как сирень. Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Гитлер об'явил весну уже 30 января. А весны все нет да нет. Немецкие остолопы начинают ворчать: «Говорили, что возьмем Москву, и не взяли. Говорили, что весна, а весны нет».

Газета « Данцигер форпостен» решила урезонить недовольных: в номере от 10 февраля она пишет: «Заверения о том, что зима кончается, независимо от метеорологической правильности, достигают цели, если они ободряют людей, измученных долгой зимой. Однако в Германии много пессимистов, вешающих нос, когда предсказания о наступлении оттепели не оправдываются, считающих такие предсказания вредными. Таких пессимистов следует считать саботажниками и дезертирами».

Гитлер смущен: его верноподданные обнаглели - не дают даже врать. Скажешь им, что под Москвой оттепель, а они требуют, чтобы и вправду была оттепель. Скажешь им, что в Карелии уже весна, а они требуют доказательств. Бедные фрицы, они об'явлены «пессимистами» - у него на носу сосулька, а ему говорят «ты - Шопенгауер».

Мы можем притти на помощь немецким оптимистам: оттепель обязательно настанет. Весна безусловно придет. Если не в феврале, то в апреле. Только напрасно немецкие остолопы мечтают о весне. Им кажется, что весной деревянные кресты превратятся в свежие дивизии. Они полагают, что в мае замерзшие фрицы вскочат на сожженные танки. Конечно, Гитлер наберет несколько десятков новых дивизий, но мертвые фрицы не озимь, весной они не взойдут. // Илья Эренбург.
____________________________________
И.Эренбург: Фрицы о фрицах ("Красная звезда", СССР)
И.Эренбург: Исповедь врага ("Красная звезда", СССР)

☆ ☆ ☆

Разлад между фронтом и тылом в Германии
Признания гитлеровской газеты

ЖЕНЕВА, 21 февраля. (ТАСС). Газета Гиммлера « Дас шварце корпс» бьет тревогу по поводу разлада между фронтом и тылом в Германии. Газета признает, что, как и в прошлую мировую войну, в нынешней войне заметно отчуждение между германским фронтом и германским тылом. Газета жалуется на то, что тыл не поддерживает военных усилий фронта, что он кишит «вредителями». С особой тревогой газета подчеркивает тот факт, что германское хозяйство дезорганизуется в результате широкого распространения меновой торговли, что ухудшает и без того тяжелое экономическое положение страны. «Дас шварце корпс» в качестве примера приводит данное одним торговцем об'явление с предложением шоколада и ликера в обмен на граммофоны и гармонии. Другой торговец меняет дичь на различные товары, третий - кинофильмы на табак и т.д. Во многих случаях, заявляет газета, ремесленники работают только в обмен на мясо или на сахар. Гитлеровский орган обрушивается с угрозами по адресу всех этих «вредителей».

*****************************************************************************************************************
В СТРОЮ ГИТЛЕРОВСКОЙ ГРАБЬКРАДЬАРМИИ.
В захваченном нашими частями приказе немецкого командира Шефенберга говорится, что «...возросло число солдат, совершивших кражи у своих товарищей…».

Рис. Б.Ефимова



*****************************************************************************************************************
ПЕХОТИНЦЫ КРАСНОЙ АРМИИ! ПРЕСЛЕДУЯ ВРАГА, НЕ ДАВАЙТЕ ЕМУ ВЫВОДИТЬ СВОИ ПОЛКИ ИЗ-ПОД УДАРА! ОКРУЖАЙТЕ И БЕРИТЕ В ПЛЕН НЕМЕЦКИХ ЗАХВАТЧИКОВ, А ЕСЛИ ОТКАЖУТСЯ СДАТЬСЯ В ПЛЕН, УНИЧТОЖАЙТЕ ИХ! ДА ЗДРАВСТВУЮТ СОВЕТСКИЕ ПЕХОТИНЦЫ! (Из лозунгов ЦК ВКП(б) к 24 годовщине Красной Армии)

АВТОМАТЧИКИ КРАСНОЙ АРМИИ! КРЕПЧЕ БЕЙТЕ НЕМЕЦКО-ФАШИСТСКИХ РАЗБОЙНИКОВ! ПОЛИВАЙТЕ ВРАГА ОГНЕМ ИЗ АВТОМАТОВ! НЕ ДАВАЙТЕ НЕМЦАМ ПОКОЯ НИ ДНЕМ, НИ НОЧЬЮ! ДА ЗДРАВСТВУЮТ СОВЕТСКИЕ АВТОМАТЧИКИ! (Из лозунгов ЦК ВКП(б) к 24 годовщине Красной Армии)

☆ ☆ ☆

Доблесть защитников города Ленина

ЛЕНИНГРАДСКИЙ ФРОНТ, 21 февраля. (По телеграфу от наш. спец. корр.). 24-ю годовщину Красной Армии N соединение встречает новыми победами в борьбе с немецко-фашистскими оккупантами. За последние дни нашими частями отбито у неприятеля несколько населенных пунктов.

Отступая, фашисты пытаются переходить в контратаки. Позавчера противник контратаковал N стрелковую часть. Завязался бой. Фашисты были встречены ураганным огнем пехотинцев, минометчиков, артиллеристов. Неприятель сразу же откатился, но, собравшись с силами, вновь пошел в контратаку. Тогда N часть выбросила в тыл врагу большую группу автоматчиков. Они скрытно подошли к скопившейся вражеской пехоте и внезапно атаковали ее. У противника началась паника. В это время по вражеской пехоте открыла огонь батарея. Понеся большие потери, противник отступил и уже больше не пытался контратаковать.

Мужественно сражаются бойцы и на других участках фронта. Охваченные одним стремлением - во что бы то ни стало разбить немецко-фашистских оккупантов под Ленинградом, наши войска беспощадно истребляют вражескую живую силу и технику.
______________________________________
Шостакович и пушки ("Time", США)
Дух, движущий Россией ("The New York Times", США)

*****************************************************************************************************************
От Советского Информбюро*

# Сводка Совинформбюро за 21 февраля 1942 года

Наша часть под командованием тов. Миронова за две недели боев с противником захватила 4 немецких самолета, 14 орудий, 16 пулеметов, 3 миномета, 38 грузовых и 13 легковых автомашин, 4 вездехода, 6 мотоциклов, 35 велосипедов, много снарядов, патронов и другого военного имущества.



Под прикрытием огня разведчиков красноармеец тов. Пономарев подполз к вражескому блиндажу и взорвал его минами. Под развалинами блиндажа погибло 15 немецких солдат и офицер.



Командир отделения тов. Изотьев за два дня боев на одном из участков Юго-Западного фронта метким огнем из пулемета уничтожил несколько десятков солдат и офицеров противника. Капитан Орлов в одной рукопашной схватке с противником истребил 8 гитлеровцев.



Пленный ефрейтор 5 роты 330 полка 183 пехотной дивизии Фриц Щульц рассказал: «В ночь на 30 января обер-лейтенант командир 5 роты Гельмбергер построил роту и сказал, что по приказу командования мы должны во что бы то ни стало взять деревню Ш. Деревню мы не взяли - рота была уничтожена, а нас пятерых, оставшихся в живых, русские взяли в плен. Таким образом, 30 января от 5 роты остался только бесславный номер. Большие потери понес весь батальон. В нем не осталось и 30 процентов личного состава».



Отступая из деревни Малое Балынтово Дзержинского района Смоленской области немецко-фашистские мерзавцы заперли в подвале и сожгли инвалида М.В.Мариничева, его жену М.В.Мариничеву и их детей: Ивана - 10 лет, Петра - 6 лет, Владимира - полутора лет и Леонида - двух месяцев. В другом погребе немецко-фашистские мерзавцы заживо сожгли колхозницу Е.К.Родину, ее мать Татьяну Алексеевну - 67 лет, дочь Аграфену - 12 лет, сына Георгия - 10 лет, дочерей - Анастасию - 8 лет, Анну - 6 лет и сына Анатолия - 2 лет.



Молодежь одного из заводов, освоивших производство боевых машин, обязалась выпустить ко Дню Красной Армии две машины сверх плана. Бригады сборщиков, руководимые тт. Винокуровым и Нинуа, работали, не считаясь со временем. Свое обязательство молодежь выполнила досрочно. Сейчас собирается третья боевая машина сверх плана.



Часть под командованием А.П.Белобородова (Западный фронт) успешно отбила контратаку вражеского пехотного полка, поддержанного 6 танками. Противник оставил на поле боя до 100 убитых солдат и офицеров. На другом участке артиллеристы части, которой командует тов. Кузнецов, 20 февраля взорвали немецкий склад с горючим, уничтожили минометную батарею, 5 автомашин с воинским грузом и подбили 2 вражеских танка.



Бойцы подразделений под командой т.т. Козлова и Ломоносова (Юго-Западный фронт) внезапным ударом выбили немцев из одного населенного пункта. Гитлеровцы пытались вернуть потерянные позиции и предприняли танковую контратаку, которая была отбита мощным огнем советской артиллерии. В бою противник потерял убитыми до 400 солдат и офицеров.



Нашими частями захвачено адресованное командиру 481 немецкого пехотного полка « Особое донесение о положении во 2 батальоне». В этом донесении командир батальона указывает, что для восстановления боеспособности подразделения требуется: «...B первую очередь - пополнение стрелками, так как ротам грозит опасность остаться без стрелков... Решающим является вопрос о командовании. В качестве командиров взводов необходимы оптимистические офицеры. Боевой опыт их менее важен, чем крепкие нервы». В заключение командир батальона отмечает: «Настроение в части крайне неважное, главным образом из-за того, что война затянулась и конца ее еще не видно. Нынешнее настроение солдат, по моему мнению, приближается к настроению солдат германской армии в 1917-1918 г.г.».

Таким образом, гитлеровскому батальону, кроме стрелков, кроме офицеров с крепкими нервами, кроме обмундирования и продовольствия, нехватает еще бодрости, энтузиазма и желания воевать.



Чехословацкие патриоты ведут упорную борьбу против немецких захватчиков. На-днях на одном из заводов в Брно (Чехословакия), изготовляющем вооружение для германской армии, ночью была повреждена заводская электроподстанция. В результате все цехи завода не работали в течение 14 часов. Через день в цехе сборки пулеметов этого же завода произошел сильный взрыв. Оборудование цеха приведено в негодность. В окрестностях Брно пущен под откос поезд с военным снаряжением и танками.



Молодежная бригада промысла № 4 бакинского треста «Молотовнефть» в течение выходного дня отремонтировала долго бездействовавшую скважину. После ремонта скважина дает в сутки 6 тонн легкой нефти. // Совинформбюро.

*****************************************************************************************************************
ВСТРЕЧА

Хрустит снежок морозный, жесткий,
Взбегают сосны на бугор.
Сквозь лес, минуя перекрестки.
На Запад держит путь дозор.

Таятся лисы в снежных норах,
За тучей «Юнкерс» воет злой.
Дозорный ловит каждый шорох.
Входя в отцовское село.

Здесь с детства все ему знакомо.
Здесь тропка каждая мила.
Был дом родной. Не стало дома.
И детства нет. И нет села.

По пепелищу ветер рыщет.
В холодном пепле черный сруб.
На тополе, над пепелищем.
Качается тяжелый труп.

Качается понурый, синий.
Опоры нет ему нигде.
Сжат черный рот, и белый иней
Застыл в дремучей бороде.

Как над открытою могилой,
Дозорный сгорбился, скорбя.
Он глухо шепчет: - Батя... Милый...
Хороший... Как они тебя...

И пересиливая муку.
Он гладит зипуна обшлаг.
Целует ледяную руку,
Упрямо сжатую в кулак.

А русский снег кругом, как море.
А даль зовет: - Пора итти!
И он идет вперед. И горе
Тому, кто встанет на пути.

Алексей СУРКОВ.

________________________________________________
Мы не забудем эту виселицу, не забудем и не простим! ("Красная звезда", СССР)**
Мсти, боец, немецким извергам! ("Красная звезда", СССР)
Стон на Дону ("Красная звезда", СССР)
Звери на улицах Львова ("Правда", СССР)
А.Толстой: Убей зверя!* ("Красная звезда", СССР)
Немецкий разбой в кубанских станицах* ("Красная звезда", СССР)
По деревням, где бесчинствуют немцы* ("Красная звезда", СССР)
Что творили фашистские палачи в Морозовском ("Красная Звезда", СССР)
Немецко-фашистские зверства в Бресте и Минске* ("Красная звезда", СССР)
Отомстим фашистским извергам за зверства над нашими людьми ("Красная Звезда", СССР)

Газета «Красная Звезда» №44 (5108), 22 февраля 1942 года

зима 1942, Е.Габрилович, 1942, немецкая оккупация, оккупация Смоленска, Илья Эренбург, Совинформбюро, русская зима, февраль 1942, газета «Красная звезда», Алексей Сурков

Previous post Next post
Up