Автор: Мурашева Надежда
Статья является продолжением первой части:
"Погружение в глубину танца. Мышцы" С понятием структуры я встретилась только в последний год моей активной двигательной деятельности, что, как мне кажется сейчас, довольно странно. И сначала я не очень понимала, а какой вообще смысл вкладывается в это понятие применительно к телу и танцу. И только погружаясь более глубоко в работу тела и изучая физиологию движения на курсах для инструкторов, я стала понимать, что же такое структура и как это связано с нашим телом и движением.
Явление структуры большое и многогранное, и я не стала помещать все сразу в одну огромную статью. Сегодня я поделюсь с вами общим пониманием структуры, расскажу о самой удобной, функциональной и безопасной структуре тела для танца и о различиях структуры в разных тренировках. О секрете интересного, разнообразного, художественно наполненного танца.
ЧТО ТАКОЕ СТРУКТУРА?
В толковых словарях я нашла два самых подходящих толкования, которые применимы к структуре тела:
- "Определенная взаимосвязь, взаиморасположение составных частей, строение, устройство чего-либо"
- "Совокупность внутренних связей"
То есть, структура тела - это то, из чего состоит наше тело (кости, мышцы, нервы, сосуды и т.д. - их устройство, расположение, функции), а также (что интересует меня намного больше) - это взаимосвязь составляющих структуры между собой. Сегодня я донесу до вас основную идею о том, как это работает и как влияет на танец, а в следующий раз продолжу уже на более глубоком уровне.
СОСТОЯНИЯ МЫШЕЧНОГО ТОНУСА
В контексте данной статьи я не буду разбирать строение мышечного волокна как его структуру, здесь это не нужно. Меня интересует структура разного состояния мышц как более глобальное явление, которое можно почувствовать, потрогать, его можно осознанно изменять и пользоваться этим как в танце, так и в жизни.
Итак, любой нашей мышце доступно три состояния: расслабление, напряжение, вытяжение.
Расслабление
Мягкая мышца, обмякшая, по ощущению как кусочек желе. В ней нет напряжения, и, соответсвенно, не происходит движения.
Неосознанное расслабление мышцы:
1) Нормальная здоровая мышца: поработала, утомилась, по завершению своей работы расслабилась, так как дальше ее работа не требуется.
2) Ослабленная мышца (гипотонус): по какой-то причине не работает. Заставить ее работать поначалу крайне сложно, все упражнения ощущаются очень сложными и противными (типичные упражнения на тренировку грудного отдела позвоночника). Обычно никак не ощущается, как будто ее в принципе в теле нет.
Осознанное расслабление мышцы:
Мы можем регулировать скорость расслабления - в танце или в специальных медленных упражнениях (пилатес и т.д.) Также мы можем осознанно расслаблять то, что хронически напряжено - для некоторых это может быть сложно, и этому нужно учиться.
Напряжение
Жесткая мышца, сжавшаяся для выполнения какого-то действия. Чем больше напряжение, тем короче и жестче становится мышца. Напряжение может быть динамическим (напрягся, выполнил действие - расслабился) и статическим (нагрузки на удержание определенной позиции, сдвигание неподвижной опоры и т.д.). Образно напряжение можно сравнить с пружиной, сжавшейся перед выстрелом. После выстрела пружина должна расслабиться и вернуться в нормальное свое физиологическое состояние - расслабленное, не сжатое и не растянутое. Если этого не происходит, то имеет место дисфункция (гипертонус), с которой надо работать, иначе это будет способствовать развитию более серьезных проблем.
Неосознанное напряжение мышцы:
1) Здоровая мышца: наша нервная система сама управляет напряжением для выполнения каких либо действий (прыжок, наклон, бег, присед) - нам не нужно думать о напряжении всех необходимых мышц для того, чтобы движение случилось.
2) Мышца в гипертонусе: хронически напряжена, при этом никакого действия не выполняет (поясница, верх трапеции, постуральные мышцы позвоночника). Жесткая, малоподвижная. В лучшем случае мы чувствуем ее напряжение, скованность, иногда боль, хотим ее размять и расслабить. В худшем случае мы живем с этим напряжением и не осознаем его, пока оно не приведет к дальнейшим проблемам. Здесь нужно потратить дополнительное время на то, чтобы научиться замечать свое напряжение, и тогда уже это позволит дальше работать над проблемой. Хроническое напряжение приводит к ущемлению нервных окончаний, к плохому кровоснабжению мышц, соединительных тканей, внутренних органов, к развитию остеохондроза, протрузий и заболеваний суставов, к растяжению сухожилий. О причинах хронического напряжения расскажу в другой раз, поведаю великую Тайну ;))))
Осознанное напряжение мышцы:
Это когда мы осознанно выполняем какие-либо движения или упражнения, отслеживая технику и состояние наших мышц. Необходимый этап для того, чтобы выработать в себе мышечную память и далее двигаться правильно уже неосознанно.
Вытяжение
Удлиненная мышца, пребывающая в умеренном тонусе и сохраняющая некоторое время это состояние. Не перерасслабленная и не перенапряженная. Можно сравнить с натянутой струной или с тетивой лука. Важное состояние, необходимое для правильного выполнения многих движений, удержания баланса, для здоровья позвоночника и даже просто для пластики. Необходимо научиться двигаться на вытяжении. Если человек не умеет этого, то все движения он будет выполнять через напряг, потому что иначе не может. Тогда его тело будет жестким, движения угловатыми и резкими. Если вы не до конца уверены, что понимаете суть вытяжения и не знаете точно, умеете ли вы это делать, - значит, вы не умеете. Когда овладеваешь вытяжением, сомнений, что это такое и как делать, уже не остается. Это реальное физическое ощущение, которое не перепутаешь с чем-то другим.
Неосознанное вытяжение: зевнули, потянулись.
Осознанное вытяжение: намеренно вытягиваем свое тело в упражнениях, в танце. Вам помогут балет, пилатес, йога.
Для гармоничного владения своим телом и техничного танца важно уметь управлять всеми тремя состояниями, переключать их, одновременно сочетать несколько состояний.
Структура как сочетание состояний мышечного тонуса
В танце происходит постоянное чередование этих состояний. Обычно все строится на вытяжении. Это позволяет хорошо удерживать баланс, делает движения одновременно мягкими, пластичными и сильными, защищает суставы от компрессии. К слову, вся суставная гимнастика и весь пилатес выполняются на вытяжении.
В зуке (с правильной техникой) мы ярко видим постоянное чередование вытяжения и расслабления. То же самое происходит в контемпорари и джаз-модерне. В балете, бальных и более статичных стилях расслабления гораздо меньше, и все движения делаются на натяжке корпуса, рук и ног. В контактной импровизации и цигуне, наоборот, намного больше расслабления. А вот напряжение во всех танцах и многих телесных пратиках присуствует только изредка при выполнении каких-то более сложных элементов и трюков: прыжки, поддержки, приседания. Если вы постоянно напрягаетесь в танце, то вы явно делаете что-то не так. Напряжение - это суть силовых тренировок, но никак не танцев.
Думаю, вы сами понимаете, что в танце редко будет встречаться натяжение или расслабление сразу во всем теле. Натяжение - в общем, еще бывает - в балете и т.д.. А вот полное расслабление может быть только в контактной импровизации, когда мы полностью отдаем свой вес полу или партнеру. Тем не менее, зук выглядит очень расслабленным танцем. Почему?
На деле, в танце происходит одновременное сочетание состояний в постоянной динамике. В зуке самое главное - это вытяжение корпуса и расслабление плечевого пояса. Именно это позволяет сделать движения такими пластичными и летящими. Только при расслабленной грудной клетке и при расслабленном верхе трапеции получится делать красивую, мягкую бонеку, волны, хедворки и прочее. Чтобы от этого расслабления тело не развалилось и не потеряло баланс, натянутая структура должна сохраняться в центре. Если же ваш центр представляет собой что-то другое (кисель или один большой напряг), то у вас не будет физической возможности нормально расслабить верх, и двигаться тогда вы будете через напряг в грудном отделе, плечах и шее. Визуально это может казаться даже гибким и красивым, но физически вы сильно утомляетесь и плохо чувствуете ведение/следование партнера через свое напряжение. Кроме того, этот напряг свидетельствует об отсутствии рамочки.
Спойлер к следующей статье: если у вас поднимаются плечи, то у вас нет и не может быть рамочки. Если вы партнер, то вы ведете руками, если партнерша - то следование идет через угадывание.
А как быть с ногами? Ноги должны быть мягкими, это важно для баланса, для равномерного распределения нагрузки по всему телу и для хорошей амортизации - тогда это не нагружает суставы. Если ноги слишком вялые, заплетающиеся, или же, наоборот, слишком жесткие, то они не выполняют этой функции, и вы получаете повышенную нагрузку на позвоночник и колени, а также постоянное перенапряжение мышц корпуса.
Вернемся теперь к пониманию структуры. Что будет структурой тела в танце?
Весь рисунок напряжений и расслаблений.
Вытянутый позвоночник, мягкие ноги, легкий верх - это пример структуры. Напряженное деревянное тело - это тоже структура, просто неудобная и нефункциональная. Слабый центр и поднятые плечи - тоже структура. Я воспринимаю структуру как набор разных материалов и качеств этих материалов, из которых строится здание нашего тела и нашего танца. Один строит из резинок и сильных гибких основ, другой - из картона и соплей.
РАМОЧКА - это тоже структура. И в разных стилях танца структура рамочки различается. Положение рук, степень натяжения, манера прикосновения, тонус плеч и прочее - все это имеет значение.
Заземление и завышение центра - это тоже нюансы структуры. В каких-то танцах мы больше тяготеем к полу (вест кост, контемп, импровизация), в каких-то - больше устремляемся вверх (балет, ламбазук). Зук, на мой взгляд, универсален и позволяет играться с высотой центра, что, в свою очередь, будет влиять на манеру движений и характер взаимодействия партнеров. Высота центра будет зависеть от высоты рамочки, от степени расслабления, от структуры тел обоих партнеров и от каждого конкретного движения и точки контакта. Даже от обуви. Хочешь, не хочешь, а туфли на каблуке поднимают центр выше.
Структура и взаимодействие партнеров
Жесткое тело плохо пропускает движение и импульсы. Напряженная партнерша будет плохо чувствовать ведение. Напряженный партнер будет вести партнершу на доступном ему "уровне громкости", условно, орать ей в ухо. Даже если это очень мягкая, чувствительная партнерша. Он не может тише, просто потому что тогда сам не услышит своих слов. Он не осознает, что "тише" существует, и что это вообще-то норма, а не прихоть партнерши ("какая ты привередливая"). Для него норма - это орать в ухо. Вот где проблема.
Перерасслабленная, бесформенная структура тоже искажает взаимодействие, движение теряет контроль и управляемость. В таком состоянии легко получить травму, растяжение по неосторожности и невнимательности.
Только состояние мягкого тонуса на вытяжении делает танец чутким, приятным и хорошо управляемым.
Если представить взаимодействие партнеров как парную структуру, то она тоже неоднородна. В интересном танце эта структура будет меняться: становиться мягче или плотнее, натянутее или воздушнее от движения к движению в зависимости от происходящего в танце, от музыки и ощущений партнеров. Контбалансы и поддержки требуют большей натяжки и тонуса. Контакт за кончики пальцев требует еле уловимой воздушной натяжки (в зуке), которая может затем переходить в контрбаланс или упор. Бодиворки могут быть очень мягкими и нежными или же активными и ритмичными. Хороший танцор не подчинен одной и той же структуре (потому что по-другому не умеет), он сам управляет своей структурой как художник. Это делает танцы увлекательными, выразительными и непохожими друг на друга, отлично удерживает внимание танцоров на чутком контакте друг с другом.
Пример игры со структурой в танце. Если вы хотите глубже понять то, о чем я здесь пишу, найдите на видео моменты, где используется расслабление, заземление, вытяжение вверх и в стороны, взаимодействие с весом партнера, смена динамики. Подумайте, где Андерсон и Бренда используют мышцы центра для выполнения движений, а где - расслабляются и отдают свое тело силе тяжести и инерции.
Click to view
Структура и внутреннее состояние
Структура вашего тела, характер движения и внутреннее состояние тесно взаимосвязаны и взаимно влияют друг на друга. Ваше настроение и особенности психики влияют на структуру вашего тела как в моменте, так и вообще (психосоматика), что в свою очередь влияет на то, как вы танцуете и как вам хочется двигаться. По танцу и движению человека можно многое рассказать о нем и его модели взаимодействия с миром. И, с другой стороны, работа над манерой движения, упражнения на расслабление и вытяжение будут воздействовать на ваше психическое состояние и настроение, могут даже поднимать пласты давних травм и воспоминаний и служить легкой терапией пережитого, и это будет менять то, как вы себя чувствуете, как двигаетесь и какие решения вы принимаете. На этом строятся телесно-ориентированная и танцевально-двигательная психотерапия.
На этом я сегодня закругляюсь. Для начала мне хотелось донести общее представление о структуре и ее влиянии на движение. Подумайте о том, с какой структурой вы обычно танцуете, умеете ли вы ей управлять? Что у вас получается, а что - нет и почему, по вашему мнению? Замечали ли вы, как ваша структура меняется от вашего настроения?
В следующий раз я поделюсь знаниями о структурных взаимосвязях в нашем теле, которые я получила только на инструкторских курсах. Это уже даст понимание причин напрягов в вашем теле и практический ключик к тому, как сделать свое движение легче. Будет ясно, почему бессмысленно просить кого-то просто опустить плечи и почему отработка рамочки только на танцевальных движениях почти ни к чему не приводит. Обещаю, что следующую статью не придется ждать долго ;)
_________________________________________________
Zoukability в VK:
https://vk.com/zoukability Регулярные занятия в Москве, развитие тела, пилатес. растяжка:
https://vk.com/club168175218Индивидуальные занятия и вопросы:
https://vk.com/dancingflow