1.Сщмч.Константин Богословский. Пожалуй, один из моих любимых новомучеников - мы с ним земляки, причём, корни у нас из одного уезда, даже из одной волости! его жизнеописание в своё время потрясло меня и этот святой стал мне близок, поэтому всегда молюсь ему.
2.Сщмч.Павел Дернов и его сыновья. Как в своё время меня заинтересовали события в Солигаличе ранней весной 1918 года, так заинтересовали события примерно того же времени в Елабуге.
3.Солигаличские новомученики. А вот и про Солигалич. Это ещё апрельский пост, но на ту же тему, собственно, с него и начался мой цикл. У красноориентированных граждан вызвал страшные корчи.
4.О.Прокопий Шаламов и его жена. Родственники знаменитого писателя, священник, который снискал мученический венец, погибнув за Христа, но не канонизирован.
5.В.кн.Сергей и его жена, прмц.Елизавета. Давно меня интересовали, но только в этом году я смог посетить могилу великого князя в Новоспасском и поклониться ему. Сейчас идёт работа комиссии по его возможной канонизации, очень хотелось бы, чтобы совершилось. В.кн.Сергей - личность, подвергшаяся жуткой клевете, тогда как на самом деле это был действительно человек практически святой - и, дай Бог, его святость будет официально признана. А так советую друзьям и знакомых, кто живёт или находится в Москве, побывать в Новоспасском и поклониться его могиле.
6.Сщмч.Александр (Трапицын). Один из наших вологодских архиереев. Пост задумывался давно, ещё весной, но подтолкнуло меня появление его иконы в нашем кафедральном Воскресенском соборе, прихожанином которого я являюсь.
7.Сщмч.Амвросий (Гудко). Елабужская тема плавно привела к Сарапулу, а значит и к тамошнему архиерею-викарию. Не обошлось тут и без моего любимого святого - праведного Иоанна Кронштадтского, но обо всём в тексте.
8.Прмч.Иерофей (Глазков). Довольно короткая заметка к 80-летию со дня трагической кончины. Мой интерес вызвал потому, что начинал свой духовный путь в Павло-Обнорском монастыре.
В качестве своеобразного вступления:
Меня привлекают личности новомучеников, погибших за Веру не в далёкие времена Римской Империи, а в ХХ веке. Тысячи людей пошли на смерть во имя Христа, не отреклись от веры и обрели мученические венцы. От тех времён нас отделяет 80 - 100 лет, это время наших прадедов/прабабушек и пра-прадедов/пра-прабабушек, даже немного и дедов с бабушками. Живы ещё люди, которые хотя бы в детстве застали те времена. Живы даже и потомки тех, кто пострадал за веру, живы те, кто слышал от очевидцев и родственников о тех временах. То есть, времена то не такие уж и далёкие.
Наверное, поэтому мне и интересны именно они, претерпевшие до конца. Они, дающие пример нам. Они, отказавшиеся признавать возведённые на них лживые наветы. Какие судьбы! Какие люди! Они, рождённые и воспитанные в Российской Империи, люди из той, старой, прежней русской жизни. После окончания своей земной жизни, они ушли в жизнь вечную, чтобы молиться за нашу страну на небесах. Массовая канонизация в августе 2000 года огромного числа новомучеников стала важным агиополитическим событием в нашей истории. Россия обретала ещё более огромный сонм защитников на небесах. Начало Собору новомучеников и исповедников Российских было положено осенью 1989 года канонизацией Патриарха Тихона. Затем его пополняли другие русские новомученики, которые уже были канонизированы ранее РПЦЗ в 1981 году. Митрополит Владимир, митрополит Вениамин, митрополит Серафим, преподобномученицы Елисавета и Варвара… В августе, помимо многих прочих новомучеников, была канонизирована официально РПЦ убиенная большевиками царская семья, которая заняла место в центре иконы Собора новомучеников. Когда я смотрю на эту икону, я вижу перед собой самых разных русских людей - из разных сословий, городов и губерний, многие лица не видны из-за других, их много. Все они погибли, погибли от рук палачей или были замучены в застенках.
В этом году 100 лет событиям, которые навсегда изменили привычный уклад жизни. Год, когда русская цивилизация была поставлена на грань гибели, но сумела выжить - чудом. Только чудо спасло Россию от гибели. Россия осталась православной, несмотря на все гонения, не уступавшие гонениям в древние времена, в первые века христианства. В итоге власть большевиков пала, а Россия - жива. Православная Церковь пережила всё это, выстояла. И поэтому так важно вспоминать о мучениках, которые жертвовали своими жизнями, которые своими молитвами в земной жизни и на небесах укрепляли нашу страну.