Священномученик Константин Богословский

Jul 01, 2017 00:39




В этом году - 80-летие «большого террора», печальная дата в нашей истории. А буквально на прошлой неделе вологжане отметили праздник в честь всех вологодских святых. Поэтому я решил совместить две эти темы и немного рассказать об одном человеке, чья личность очень заинтересовала меня не так давно.

В качестве вступления начнём цитатой из статьи известного исследователя эпохи сталинизма и репрессий Олега Хлевнюка: «Исследованию массовых операций историки за последние годы уделили значительную часть своих усилий. В результате было доказано, что решения о проведении массовых операций, несомненно, принимались руководством страны (точнее, Сталиным). Самая крупная из массовых операций, против так называемых «антисоветских элементов», готовилась в июне-июле 1937 г., а началась в августе. Основная идея операции состояла в том, чтобы ликвидировать физически или изолировать в лагерях те группы населения, которые сталинский режим считал потенциально опасными - бывших «кулаков», бывших офицеров царской и белой армий, священнослужителей, бывших членов враждебных большевикам партий - эсеров, меньшевиков и многих других «подозрительных». На протяжении многих лет в советских органах госбезопасности вели учет таких «враждебных» категорий. Летом 1937 г. было решено не просто учитывать и периодически арестовывать «подозрительных», как это делось раньше, но полностью избавиться от них» [1].



Руины Студенецкой Богородице-Рождественской церкви. Вот таковы пути Господни: отец сщмч.Константина родился при этой церкви, а его сын закончил своё служение настоятелем Богородице-Рождественского храма в Вологде. Не могу не вспомнить и про другого новомученика - сщмч.о.Иосифа Смирнова, настоятеля Богородице-Рождественского собора города Солигалича.

Герой нашего повествования примерно в это самое время угодил в лапы этой страшной репрессивной машины и назад уже не вернулся, став одной из множества жертв террора. Звали его Константин Александрович Богословский, прославленный как священномученик Константин. Он появился на свет 17 февраля 1871 года в селе Борисовском (Борисоглебское; ныне - деревня Осомово) Ростиловской волости Грязовецкого уезда Вологодской губернии в семье священника местной Борисо-Глебской Ельниковской церкви о.Александра Григорьевича Богословского (1847 - 1906). О.Александр же родился в семье священника Богородице-Рождественской Студенецкой церкви, находящейся в селе Рождественском на речке Студенец в той же волости. Эта церковь располагалась в 10 верстах от Ельниковской церкви. В приход Богородицкого храма входила и небольшая деревенька Крохино, в которой появилась на свет моя бабушка по отцу. В этой церкви (руины её каменного здания, построенного через год после рождения Александра, сохранились) служил с 1835 по 1870 годы о.Григорий Николаевич Богословский (1812 - 1873). О.Григорий был уроженцем села Новый Погост, относившегося к приходу Иоанно-Богословской Новопогостинской церкви (ныне это деревня Бурково Юровского м.о. Грязовецкого района, руины церкви сохранились), где служил пономарём его отец Николай Александрович Непеин. Считается, что они относятся к знаменитому священническому роду, который, по легенде, происходил от первого русского посла в Англии Осипа Непеи. Впрочем, Непеин - это семинарская фамилия, дававшаяся за важное качество - трезвость. Эту фамилию носил первое время и Григорий, но в семинарии ему дали фамилию Богословский, по имени прихода, откуда он был родом. Так и появилась родовая фамилия, которую носил герой нашего повествования.



Старший брат о.Константина о.Николай, священник в селе Кубенском, также погибший в годы репрессий.
В Студенецкой церкви после ухода о.Григория на покой в 1870 году настоятелем стал его сын о.Евгений (рукоположен в 1869 году) и служил здесь до 1891 года, когда был переведён в Васильевскую Заволочьевскую церковь того же уезда. А о.Александр в 1868 году стал служить в храме святых Бориса и Глеба на Ельнике. Его супругой была Любовь Фёдоровна Рощина, дочь священника Грязовецкого Христорождественского собора о.Феодора Рощина (её брат, Павел, был диаконом в Студенецкой Богородицкой церкви). Их первым сыном был Николай (1869 - 1938), который также стал священником, служил в церкви родного прихода. А затем - в Ильинской Кубенской церкви (село Кубенское Вологодского уезда). В этой церкви он служил с 1893 по 1927 годы. Он принимал большое участие в общественной жизни села, при его содействии было открыто двухклассное училище, работала чайная, библиотека. «Он был активным участником трезвеннического движения. За просветительскую деятельность отец Николай был награжден орденом Святой Анны III степени, а жители села преподнесли ему золотой наперсный крест с благодарственной надписью» [2]. Будучи даровитым автором, написал книгу «Церковь святого пророка Ильи в селе Кубенском Вологодского уезда Вологодской Епархии». Сохранился дом, где он жил со своей семьёй - сегодня в нём тоже живёт священник местной Свято-Троицкой церкви (здание Ильинской церкви сохранилось, но перестроено и используется библиотекой). В 1938 году о.Николай был арестован и расстрелян 7 февраля [3]. В настоящее время в Кубенском проводятся посвящённые ему Богословские краеведческие чтения.

Но вернёмся к герою нашего повествования. Окончил Вологодское духовное училище (1885; ныне в его здании - вечерняя школа), Вологодскую духовную семинарию (1891; там сейчас центральное здание Вологодского государственного университета) и Казанскую духовную академию (1895, кандидат богословия) [4]. Поскольку родился с подвывихом бедра и немного прихрамывал, то его готовили к карьере преподавателя, а не священника. С 1895 года - преподаватель Закона Божия и русского языка в Вологодском епархиальном женском училище. С 1896 года - преподаватель русского и церковнославянского языка, чистописания, арифметики Усть-Сысольского [5] духовного училища. С 1899 года - преподаватель на кафедре истории и обличения русского раскола Вологодской духовной семинарии. Надворный советник, был награждён орденом Святого Станислава III степени. 5 июня 1907 года, 110 лет назад, назначен смотрителем Устюжского духовного училища. Для этого ему пришлось принять, согласно существовавшим требованиям, священный сан. Так он стал священником и оставался им все последующие 30 лет, до самой своей мученической кончины. Преподавал в училище церковную историю и одновременно исполнял службы в церквах города. Его женой была Анимаиса (Анемаиса) Ивановна, в девичестве Патокова. В браке родились дети Любовь (1901), Николай (1903) и Александр (1914). В Великом Устюге жил в здании училища, на первом этаже, в правой половине. В 1918 году, когда училище было закрыто, поселился с семьёй на частной квартире на улице Мироносицкой (Водников), принадлежавшей дьякону Пятницкой церкви Детищеву. В начале 1920-х проживал по адресу Красноармейская, 6 - там находится Соборное дворище при Успенском соборе, настоятелем которого тогда был о.Константин.




Архиереи-священномученики - епископ Вологодский и Тотемский Александр (Трапицын) и архиепископ (ранее - епископ) Великоустюжский и Усть-Вымский Алексий (Бельковский). Первый убит 14 января 1938 года в Самаре, второй скончался в тюрьме в Великом Устюге 18 октября 1937 года.
Принимал участие в Поместном соборе 1917 - 1918 годов в Москве. 22 июля 1918 года епископом Вологодским Александром (Трапицыным) [6] возведён в сан протоиерея. По его инициативе Великоустюжское викариатство преобразовано в самостоятельную епархию [7], председателем совета которой он и стал (епископом Великоустюжским и Усть-Вымским стал викарий Алексий (Бельковский), впоследствии принявший мученическую кончину и канонизированный как священномученик). С 1920 по 1921 годы был священником Мироносицкой церкви

В 1921 году арестован вместе с архиепископом Великоустюжским Алексием (Бельковским) и двумя другими членами епархиального совета по обвинению в организации «незаконного» сбора средств на церковь. «Архиепископ Алексий, следуя указу Патриарха Тихона и постановлению Поместного Собора, благословил начать в епархии сбор в пользу Церкви деньгами и натуральными продуктами. Кроме того, был установлен сбор прошений и документов. Вскоре собранная сумма была направлена в Высшее Церковное Управление. Это привлекло внимание властей» [8]. Арестованным было предъявлено обвинение в «нарушении декрета Совнаркома об отделении Церкви от государства». 12 июня 1921 года они были приговорены к пяти годам лишения свободы. Осужденные были сразу же амнистированы и освобождены.

После освобождения назначен настоятелем Успенского собора. 3 августа 1922 года был арестован в связи с кампанией по изъятию церковных ценностей. Освобождён под подписку «при чтении проповедей среди прихожан Успенского собора не касаться вопросов, не относящихся к религии, как то политических, относительно изъятия церковных ценностей и т.п.», однако нарушил её. 30 марта 1923 года Комиссией НКВД по административным высылкам был признан виновным в «контрреволюционной деятельности» и приговорён к двум годам заключения. Наказание отбывал в Соловецком лагере особого назначения (СЛОН), описанном в опыте художественного исследования Александра Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ». Освобождён в 1925 году, некоторое время провёл в Архангельске в административной ссылке, после чего возвратился в Вологду.



Советская демонстрация. На заднем плане - закрытая Благовещенская церковь, последним настоятелем которой был о.Константин. Очень скоро она будет разрушена красными бесами.
Здесь он стал настоятелем Благовещенской церкви и служил в ней до самого её закрытия, 6 марта 1930 года (впоследствии она была разрушена). Подобно священнослужителям из других закрытых большевиками церквей, он стал служить в кладбищенской церкви Рождества Пресвятой Богородицы и стал её настоятелем. Это были тяжёлые времена. 15 мая 1932 года, 85 лет назад, декретом правительства под подписью Сталина была начата «безбожная пятилетка», имевшая следующую цель: к 1 мая 1937 года «имя Бога должно быть забыто на территории страны». «Продолжившая начавшуюся сразу после революции антицерковную политику «безбожная пятилетка», привела к массовым закрытиям и разрушениям храмов, и к массовому уничтожению духовенства в 1937-1938 годах. Фактически доступ к традиционному церковному быту был для масс русского населения перекрыт» [9], пишет русский историк и публицист Егор Холмогоров. Власти перешли в атаку на Церковь. В Вологде они хотели уничтожить остававшиеся в ней центры православия, главным из которых была Богородице-Рождественская церковь во главе с её мужественным настоятелем о.Константином.



Старое фото Богородицкой церкви, год неизвестен.
Взято мною из группы, посвящённой собору.
5 мая 1937 года в газетах появилось сообщение, что постановлением Вологодского горсовета от 4 мая 1937 года Богородское кладбище, на котором находился храм Рождества Богородицы, закрывается в связи со строительством вторых железнодорожных путей и реконструкцией железнодорожного узла, а погребения на нём прекращаются с 15 мая, останки будут перенесены на другие кладбища, и летом 1939 года кладбище должно быть уничтожено. Это сообщение взволновало прихожан храма и служивших в нем священников, которые увидели во всём этом всего лишь предлог для закрытия сначала кладбища, а затем и самого храма, так как прокладке параллельных железнодорожных путей кладбище нисколько не мешало. Более сотни жителей Вологды, чьи родственники были погребены на Богородском кладбище, подписали письмо во ВЦИК, в котором они поясняли, что строительство железнодорожных путей, в соответствии с приложенным ими к заявлению планом, не может служить причиной для закрытия кладбища. Эту инициативу власти расценили как «контрреволюцию». Было принято решение нанести удар по сложившейся вокруг храма общине. Сделать это было можно, прежде всего, обезглавив её путём ареста священнослужителей.



Героический о.Николай Добряков, который принял руководство храмом после того, как весь его причт (кроме о.Николая) был репрессирован. Преодолевая страшные боли, продолжал служить и умер практически на посту - после сердечного прситупа прямо во время службы, он скончался в больнице. Сей мужественный пастырь сегодня покоится на Горбачёвском кладбище близ Лазаревской церкви.
В ночь с 1 на 2 июля были проведены аресты всех вологодских священников (о.Александр Садоков и о.Александр Алюхин были арестованы 27 мая). В числе них был и о.Константин Богословский (проживавший на момент ареста по адресу Ленинградская, 18-1 - этот дом сохранился). Не были арестованы только о.Александр Беляев (он был в отъезде из города и был арестован позже) и о.Николай Добряков (страдал тромбофлебитом ног). Было сфабриковано дело о «контр­ре­во­лю­ци­он­ной цер­ков­но-мо­нар­хи­че­ской груп­пе», в которую, якобы входили все городские священники. Предъявленные им обвинения они категорически отвергли. Вот выдержка из обвинительного заключения: «Богословский К.А, собирал сведения о закрытых церквях и репрессированных служителях культа, о чем информировал митрополита Сергия. По его инициативе была написана клеветническая в антисоветском духе жалоба во ВЦИК РСФСР о якобы незаконном закрытии Богородского кладбища... Зимой 1935г. на квартире священника Подъякова среди духовенства агитировал: «В правительстве у нас сидят бывшие каторжане и не умеют управлять государством, а издавая нелепые законы, только мучают население»... В октябре 1936 г. распространял к/р клеветнические измышления, агитировал: «Даже молодёжь понимает весь обман Советской власти... Теперь все поняли, что колхозы дожили до голода, хлеб отдали государству, а самим есть нечего, хоть умирай»».

19 сентября 1937 года о.Константин был приговорён к ВМН, а 2 октября расстрелян. (По другим данным, расстрел был 20 сентября). Реабилитирован 9 марта 1970 года по делу 1937 года, а 17 февраля 1993 года - по делу 1923 года. 20 августа 2000 года канонизирован  Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в лике священномученика.






Доска в Великом Устюге.
Поклонный крест в Грязовецком районе на месте разрушенной церкви, где служил отец о.Константина.
Книга Владимира Яцкевича.
Икона сщмч.Константина Богословского. Находится в Богородице-Рождественском соборе.
Согласно постановлению Великоустюгской городской думы от 30.10.1998 №66 об увековечении памяти священника К.А.Богословского путём установки в городе мемориальной доски, оная была установлена в январе 2001 года на здании бывшего духовного училища (улица Луначарского, 15). Она содержит следующую надпись: «В этом здании работал и жил в 1907-18 гг. историк-краевед, заведующий древнехранилищем, смотритель духовного училища, узник соловецких лагерей Константин Александрович Богословский». В 2006 году на месте разрушенной Борисо-Глебской Ельниковской церкви на Захаровском погосте был установлен поклонный крест священномученику Константину. В 2013 году в Вологде вышла книжка профессора Владимира Яцкевича «В тихой Вологде», главным героем которой является как раз о.Константин (в Интернете можно прочитать заключительную главу повести). В Богородице-Рождественском соборе, где он служил, находится его икона.



Могила о.Анатолия и его супруги. Горбачёвское кладбище, Вологда.
Так уж вышло, что человек, который сумел сохранить Богородицкий храм и паству, продолжил службы в нём, был земляком о.Константина. Это о.Анатолий Михайлович Городецкий. Он родился в 1884 году в Ельниковском Борисо-Глебском приходе, где священником был о.Александр Григорьевич Богословский, в семье диакона Михаила Викторовича Городецкого. В 1907 году, после окончания семинарии, был диаконом в родном церкви. Затем был экономом в вологодской духовной семинарии, а в 1912 году поставлен священником Дмитриевского храма села Исаево Вологодского уезда, в 1924 году стал настоятелем Поченгской церкви (церковь Пресвятой Богородицы Владимирской Поченгского прихода) Вологодского уезда. (деревня Поченга, Гончаровское с/п, Вологодский район). 23 января 1930 года арестован, 26 мая приговорён к пяти годам лагерей. Освободившись. Вернулся в Вологду и работал сторожем и дворником в Александровском садике. После того, как все священники в Вологде были арестованы, отправлены в лагеря или расстреляны, а о.Николай Добряков умер в больнице после сердечного приступа, о.Анатолий был призван прихожанами Богородицкой церкви и начал в одиночку служить в ней. Вскоре началась война и власть пошла на уступки Церкви. Фактически же это была победа православных над безбожной властью. В единственную в Вологде церковь (нижний храм Богородице-Рождественской церкви) шло множество людей, молившихся о богохранимой стране нашей, властех и воинстве ея. В 1943 году к о.Анатолию пришёл на помощь вторым священником о.Иоанн Мальцев, покаявшийся обновленец. После смерти о.Анатолия в 1944 году, он сменил его в должности настоятеля храма (вскоре он сделан епископом Вологодским и Череповецким Иустином). Церковная жизнь налаживалась - после войны Богородицкая церковь получила верхний храм, ранее занимаемый обновленцами, а потом переданный под архив НКВД, и статус кафедрального собора Вологодской епархии. Была открыта Лазаревская церковь на Горбачёвском кладбище. У её стены погребены о.Анатолий и его супруга Аполлинария Константиновна, урождённая Красова.

Пометка: в моём очерке о Богородице-Рождественской церкви я пометил, что многие члены её причта были расстреляны 1 декабря 1937 года, однако это вызвано моей ошибкой. На самом деле, как отмечают, судьба многих из них до сих пор точно не установлена.

В канун 80-летия со дня мученической кончины о.Константина, хотелось бы вспомнить об этом человеке и его соратниках, которые сумели ценой своей жизни сохранить Веру Православную в нашем крае. Сщмч.Константин - один из наиболее почитаемых мною святых, к которому я непременно стараюсь обращаться за молитвенной помощью.

Священномученики Вологодские, молите Бога о нас!

МОЛИТВА
О, избранниче и угодниче Христов священномучениче Константине, Церкве Вологодския столпе непоколебимый, земли нашея благое прозябение и красный плод, сродников твоих предстателю и наставниче! Ты во время гонения безбожнаго от сокровищницы души твоея спасительное исповедание Православныя веры изнесл еси, и людем верным пастырь добрый явился еси, душу твою за Христа и Его овцы полагая и лютыя волки далече отгоняя. Ныне убо призри на нас, недостойных чад твоих, умиленною душею и сокрушенным сердцем тя призывающих. Умоли Господа Бога, да простит согрешения наша и избавит от адовых уз и вечнаго мучения. Утверди нас в вере святой, научи нас всегда творити волю Божию и хранити заповеди церковныя. Буди пастырем нашим правило веры, воином вождь духовный, болящим врач изрядный, печальным утешитель, гонимым застпуник, юным наставник, всем же благосердый отец и тёплый молитвенник, яко да молитвами твоими соблюдется в Православии Святая Русь и непрестанно славится в ней имя Пресвятыя Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Дополнения к тексту

[1] https://www.vedomosti.ru/opinion/articles/2017/06/29/701835-fenomen-terrora
[2] http://www.booksite.ru/civk/1_st-125.html
[3] В августе того же года арестована его дочь, Мария, которая была учительницей в Вологде - как «члена семьи врага народа». Четыре месяца её заставляли стоять в тюремной камере на ногах. В декабре освободили за отсутствием состава преступления, и она вернулась к учительскому труду.
[4] В этой духовной академии в то время начинал свою преподавательскую деятельность русский философ и богослов Виктор Иванович Несмелов.
[5] Ныне - Сыктывкар (Республика Коми).
[6] Впоследствии также принял мученическую кончину, канонизирован как священномученик.
[7] Великоустюжская епархия была возрождена в 2014 году в составе Вологодской митрополии. С 2014 по 2017 годы её делами временно управлял митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий, с 2017 года кафедру занимает епископ Великоустюжский и Тотемский Тарасий.
[8] http://kuz3.pstbi.ccas.ru/bin/nkws.exe/no_dbpath/ans/nm/?HYZ9EJxGHoxITcGZeu-yPn*p9XEm**
[9] https://vrns.ru/russia-russian/4549

национализм, коммунисты, Солженицын, история, консерватизм, Холмогоров, Вологда, Солигалич, Православие, Сталин, Великая Отечественная, СССР

Previous post Next post
Up