В моём повествовании
«Вологда под игом большевизма» я касался темы гонений на веру в советские времена. Поскольку тема эта довольно большая и содержит много различных фактов, историй и судеб, то я решил некоторые моменты расширить и опубликовать отдельными очерками в рамках данного цикла. Так появился очерк
«Убийство собора» - рассказ о жизни и смерти Спасо-Всеградского собора. И вот я решился написать о другом соборе, который и сейчас существует и действует. История его поразительна. Рассказать её для меня крайне важно. Я уже касался её в
упомянутом выше тексте о Вологде в годы большевицких гонений на Церковь. И вот, наконец, приступаю к рассказу.
Собор посвящён одному из важных событий в истории христианства - Рождеству Пресвятой Богородицы, которое отмечается 8/21 сентября. Это же название носит и
собор в городе Солигаличе, о
котором я писал не так давно. В этом соборе настоятелем служил один из
солигаличских новомучеников - о.Иосиф Смирнов. Вологодский собор Рождества Богородицы также связан с именем новомучеников, которые служили в нём. Собственно, именно о них и будет наш рассказ, в первую очередь.
Но начнём сперва о храме. Основан он был в 1790 году (1780 - 1790-ее годы) как кладбищенская церковь. В 1819 году первая каменная церковь обветшала и возник вопрос о строительстве новой. В 1836 - 1838 годах по иницативе старосты А.И.Попова-Тестова построен каменный храм в стиле ампир. Здание является двухэтажным, наверху находится летний храм, а внизу - зимний тёплый. Во время строительства храма, в марте 1837 года на Богородском кладбище был погребён Христа ради юродивый Николай Рынин (в 1988 году канонизирован Церковью как местночтимый святой праведный Николай Вологодский). В 1899 году над его могилой построена первая часовенка из досок, а в 1914 году (по другим данным, в 1916 году) старостой храма Рождества Богородицы Николаем Кубряковым возводится уже каменная часовня во имя святителя Николая Чудотворца (автор проекта однокупольной часовни с тиле эклектики выступил вологодский инженер Девятков). Здание сохранилось до наших дней. В 1938 году она была закрыта, использовалась под склад. В 1988 году возвращена верующим, у неё восстановлен купол и установлен крест. Тогда же, 3 июля 1988 году по благословению Патриарха Пимена Николай Рынин прославлен как местночтимый святой. В кафедральном соборе (которым тогда и был Богородице-Рождественский храм) отслужена литургия, после чего состоялся крестный ход и была освящена отреставрированная часовня. Праведный Николай Вологодский и сегодня почитается жителями Вологды и приезжими. В соборе ведётся журнал исцелений и конкретных случаев помощи в трудных ситуациях по молитвам праведному Николаю.
На этом кладбище бюыли погребены основатель Вологодского ремесленного училища Д.С.Пермяков, известный вологодский краевед Николай Иванович Суворов, генеральный консул в Шанхае Павел Андреевич Дмитревский, адвокат Н.И.Спасокукотский. В годы Первой мировой и гражданской войн здесь хоронили погибших или умерших в госпиталях воинов. В начале 1980-х годах при строительстве моста большая часть кладбища засыпана и все памятники уничтожены. В 1990-е годы были уничтожены погребения южнее и севернее собора. В начале 2000-х при расширении железнодорожных путей засыпаны погребения в северо-восточной части кладбища.
Судьбою было уготовано этому кладбищенскому храму стать главным светильником Веры Православной в нашем крае. После октябрьского переворота начались гонения на веру. Сперва храмы города подверглись грабежу - большевики якобы собирали средства на помощь голодающим. А затем начались закрытия церквей, храмы отбирали, выставляя оттуда верующих, которые вместе с клириками отправлялись в другие церкви, до которых руки безбожников ещё не добрались. В 1929 - 1930 годах были закрыты в самые короткие сроки практически все церкви нашего города. Остались функционировать только 4 храма: кафедральный Воскресенский собор (занят обновленцами) и кладбищенские Лазаревская (Церковь), Введенская (делили между собой обновленцы и григорианцы) и Богородская, о которой мы и ведём речь.
Богородице-Рождественский храм Церковь делила с 1927 года с обновленцами, занимавшими верхний, холодный летний этаж (нижний же, тёплый зимний, остался за Церковью). Власть искусно провоцировала конфликты между двумя общинами, стравливала их, чтобы потом гнусно заявлять, что «вот они какие, эти попы!» Обновленцы были, по сути, орудием безбожной власти в её борьбе с Церковью. Однако популярностью в народе они не пользовались и верующие ходили на службы в храмы, где служили священники Русской православной Церкви.
Основные религиозные центры были вытеснены на окраины города и рассредоточены по кладбищенским храмам. Была разрушена приходская сеть города, исчез традиционный приход как территориальное сообщество верующих. Это было крайне важно для советской власти - они хотели подорвать этим самым влияние Церкви и возможность самоорганизации верующих. Но, несмотря на это, службы продолжались, люди посещали их, хотя для этого и приходилось ходить на окраину города. Из двух храмов, оставшихся за Церковью, наибольшей популярностью пользовалась именно Богородице-Рождественская. В ней служило сразу несколько священников. Состав её клира был следующим:
О.Константин Богословский.
О.Николай Замараев.
О.Симеон Видякин
О.Иоанн Преображенский.
Настоятель (1930 - 1937) - митрофорный протоиерей Константин Богословский, бывший настоятель Благовещенской церкви.
Клирики:
1. митрофорный протоиерей Симеон Видякин, бывший настоятель Николо-Глинковской церкви.
2. митрофорный протоиерей Николай Замараев, бывший настоятель Андреевской Фрязиновской церкви.
3. протоиерей Михаил Подъяков, бывший настоятель Иоанно-Предтеченской Рощенской церкви.
4. протоиерей Александр Садоков, бывший настоятель Покровской церкви (Покрова на Торгу).
5. протоиерей Павел Рукин, бывший настоятель Владимирской церкви.
6. иерей Алексий Алюхин, произведён из диаконов, ранее служил в Вознесенской церкви.
Регент правого хора - протоиерей Николай Добряков, бывший настоятель Покровской Козлёнской церкви.
Диаконы:
Первый протодиакон - протодиакон Михаил Попов (1930 - 1933), бывший протодиакон Благовещенской церкви и второй протодиакон Вологодского кафедрального собора; протодиакон Иоанн Преображенский (1933 - 1937), ранее служил в Пятницкой церкви, а до этого - во Власьевской.
1. протодиакон Александр Городецкий, ранее служил в Николо-Глинковской церкви.
2. диакон Алфей Корбанский, ранее служил в Покровской Козлёнской церкви.
3. диакон Виктор Воскресенский, ранее служил в Иоанно-Предтеченской Рощенской церкви.
4. диакон Алексий Алюхин, ранее служил в Вознесенской церкви, произведён в священники.
Эти люди, часто с риском для здоровья и жизни, служили в храме, продолжали свою деятельность, поддерживая свет Православия в нашем городе. Некоторые из них уже ранее подвергались репрессиям.
1. о. Константин Богословский. В 1921 году арестован и приговорён к пяти годам, амнистирован и освобождён. В августе 1922 года вновь арестован, затем освобождён под подписку. 30 марта 1923 года приговорён к 2 годам заключения. Отбывал срок в СЛОН. В 1925 году, после освобождения, отбывал административную ссылку в Архангельске.
2. о. Симеон Видякин. Арестован в марте 1922 года и приговорён к двум годам принудительных работ, освобождён досрочно, через год. Снова арестован 1 сентября 1923 года и выслан на два года в г.Печора Архангельской губернии. В декабре 1925 года вернулся в Вологду.
3. о. Александр Садоков. 10 мая 1931 года арестован, 14 декабря по постановлению тройки ПП ОГПУ выслан на 3 года в Северный край, 7 марта 1932 года высылка заменена ссылкой в Казахстан на оставшийся срок, освобождён досрочно и возвратился в Вологду.
4. о. Александр Алюхин. 10 мая 1931 года арестован, 14 декабря по постановлению тройки ПП ОГПУ выслан на 3 года в Северный край, 7 марта 1932 года высылка заменена ссылкой в Казахстан на оставшийся срок, освобождён досрочно и возвратился в Вологду.
Им приходилось переносить самые разные трудности, приходилось сталкиваться с откровенными глумлениями, оскорблениями, унижениями. Священники самоотверженно исполняли свой долг. Например, о.Николай. Несмотря на преклонный возраст, батюшка оставался энергичным и подвижным. Лицо его было всегда светлым и радостным. Каждый день он пешком преодолевал огромный путь от Фрязинова, где он жил, до Богородице-Рождественской церкви, которая находится на противоположном конце города. В последний год служения его наградили митрой. При награждении епископ Вологодский сказал прочувственное слово, отметив всегдашнюю готовность отца Николая по первой просьбе верующих исполнить ту или иную требу на дому. «В непогоду, тьму, дождь, кто это пробирается с фонариком в руке? Это отец Николай спешит напутствовать умирающего». «Скорая помощь» - так его называли между собой члены причта Богородице-Рождественской церкви. При этом собственные дети, бывшие нерелигиозными, тщательно избегали своего отца, фактически отрекшись от него.
5 мая 1937 года в газетах появилось сообщение, что постановлением Вологодского горсовета от 4 мая 1937 года Богородское кладбище, на котором находился храм Рождества Богородицы, закрывается в связи со строительством вторых железнодорожных путей и реконструкцией железнодорожного узла, а погребения на нём прекращаются с 15 мая, останки будут перенесены на другие кладбища, и летом 1939 года кладбище должно быть уничтожено. Это сообщение взволновало прихожан храма и служивших в нем священников, которые увидели во всём этом всего лишь предлог для закрытия сначала кладбища, а затем и самого храма, так как прокладке параллельных железнодорожных путей кладбище нисколько не мешало. Более сотни жителей Вологды, чьи родственники были погребены на Богородском кладбище, подписали письмо во ВЦИК, в котором они поясняли, что строительство железнодорожных путей, в соответствии с приложенным ими к заявлению планом, не может служить причиной для закрытия кладбища. Эту инициативу власти расценили как «контрреволюцию». Было принято решение нанести удар по сложившейся вокруг храма общине. Сделать это было можно, прежде всего, обезглавив её путём ареста священнослужителей.
В ночь с 1 на 2 июля были проведены аресты всех вологодских священников (о.Александр Садоков и о.Александр Алюхин были арестованы 27 мая). Не были арестованы только о.Александр Беляев (он был в отъезде из города и был арестован позже) и о.Николай Добряков (страдал тромбофлебитом ног). Было сфабриковано дело о «контрреволюционной церковно-монархической группе», в которую, якобы входили все городские священники. Предъявленные им обвинения они категорически отвергли.
Вот выдержка из обвинительного заключения:
«Богословский К.А, собирал сведения о закрытых церквях и репрессированных служителях культа, о чем информировал митрополита Сергия. По его инициативе была написана клеветническая в антисоветском духе жалоба во ВЦИК РСФСР о якобы незаконном закрытии Богородского кладбища... Зимой 1935г. на квартире священника Подъякова среди духовенства агитировал: «В правительстве у нас сидят бывшие каторжане и не умеют управлять государством, а издавая нелепые законы, только мучают население»... В октябре 1936 г. распространял к/р клеветнические измышления, агитировал: «Даже молодежь понимает весь обман Советской власти... Теперь все поняли, что колхозы дожили до голода, хлеб отдали государству, а самим есть нечего, хоть умирай»».
Судьба арестованных священников была тяжёлой и трагической.
1. О.Константин Богословский - 19 сентября 1937 года приговорён к ВМН, 2 октября расстрелян.
2. О.Симеон Видякин - 19 сентября 1937 года приговорён к ВМН, 2 октября расстрелян.
3. О.Николай Замараев - приговорён к 10 годам лагерей, умер 9 декабря 1937 года в лагере.
4. О.Михаил Подъяков - приговорён к расстрелу 1 декабря 1937 года, расстрелян.
5. О.Александр Садоков - 19 сентября 1937 года приговорён к ВМН, 2 октября расстрелян.
6. О.Павел Рукин - приговорён к расстрелу 1 декабря 1937 года, расстрелян.
7. О.Алексий Алюхин - 19 сентября 1937 года приговорён к ВМН, 2 октября расстрелян.
8. О.Иоанн Преображенский - приговорён к 10 годам лагерей, умер в лагере 11 июня 1938 года.
9. О.Алфей Корбанский - умер в тюремной больнице 6 августа 1937 года.
10. О.Виктор Воскресенский - приговорён к расстрелу 1 декабря 1937 года, расстрелян.
Четверо из этого списка были позже канонизированы Русской Православной Церковью: о.Константин - 20 августа 2000 года, о.Алфей - 17 июля 2001 года, о.Николай - 17 июля 2002 года и о.Иоанн - 7 октября 2002 года. Иконы сщмчч.Константина и Иоанна Вологодских находятся в Богородице-Рождественском храме, где они служили последние годы своей земной жизни, а икона сщмч.Николая Вологодского - в храме св.апостола Андрея Первозванного, настоятелем которого тот был до его закрытия.
Продолжение следует...