Как мы помним, начало 1918 года характеризовалось началом большевицких гонений на Православие. Я
писал об ужасной расправе над жителями Солигалича, которые восстали против грабежа со стороны безбожной власти. Примерно тогда же ещё одна трагедия случилась в другом русском городе - Елабуге.
Этот город находится на правом берегу реки Камы у впадения в неё реки Тоймы. Административно он входит в состав республики Татарстан и является центром Елабужского района. Елабуга входит в Нижне-Камскую агломерацию и Нижнее-Камский ТПК. Но в Российской империи Елабуга была уездным городом Вятской губернии. Жители Елабуги славились своей благотворительностью, впереди всех здесь были купцы Стахеевы. Всего в городе с 10-тысячным населением было более 600 купцов, среди которых 12 миллионеров.
О.Павел Дернов. 1910-е.
Гимназическая церковь Рождества Пресвятой Богородицы.
Теперь еж перейдём к рассказу об одном из героев нашего повествования. Это священник о.Павел Александрович Дернов. Родился он 12 января 1870 года в селе Пиштань (Никольское) Яранского уезда Вятской губернии в семье священника местной Никольской церкви о.Александра Афанасьевича Дернова (уроженца села Каракулина Сарапульского уезда Вятской губернии - ныне Каракулинский район Удмуртии). Село находилось в 12 верстах к северо-востоку от уездного города Яранска (ныне - Яранский район Кировской области). В 1884 году Павел заканчивает Яранское духовное училище, в 1890 году - Вятскую духовную семинарию, а в 1894 году - Казанскую духовную академию
[1]. 15 сентября он был назначен законоучителем Елабужского реального училища, а через 11 дней женился на Анне Аркадьевне Лаженицыной, дочери протодиакона Спасского собора о.Аркадия Иоанновича Лаженицына. 2 октября того же года рукоположен в сан иерея епископом Сарапульским, викарием Вятской епархии Алексием (Соболевым)
[2] и определён сверхштатным священником Елабужского Спасского собора. 30 ноября назначен на должность законоучителя местной женской прогимназии, с оставлением в должности законоучителя в реальном училище, а в декабре определён настоятелем Рождество-Богородичной церкви
[3] при городской гимназии. О. Павел принимал активное участие в общественной жизнь церкви: состоял членом Сарапульского Вознесенского Братства (с 1895 года), Братства Святителя Николая (с 1895 года), а также Миссионерского общества (с 1898 года). В 1906 году он был возведён в сан протоиерея. Он пользовался заслуженным уважением среди духовенства и прихожан, большую часть которых по долгу его службы составляли гимназисты и ученики реального училища. Среди последних были два будущих военных деятеля: будущий генерал-майор Белой армии Молчанов и будущий Маршал Советского Союза Говоров (о них мы скажем ниже). Его трудами и заботами 20 марта 1916 года в Елабужском реальном училище был открыт школьный кружок трезвости, в члены которого добровольно записалось 75 учеников, главным образом из младших классов. Будучи по политическим убеждениям, как и подобает истинному православному христианину, монархистом, причём не скрывающим своих взглядов, о.Павел Дернов тяжело переживал всякие революционные нестроения в стране. И это вскоре будет стоить ему жизни, когда власть будет захвачена безбожниками.
Народ должен знать палачей в лицо - товарищи Гассар и Колчин.
В Елабуге 16 ноября 1917 года уездный съезд крестьянских депутатов принял решение о переходе власти к советам: большевиками был избран Елабужский уездный Совет, председателем которого стал Сергей Николаевич Гассар (5.04.1877 - август 1918). Он родился в Казани в семье чиновника, учился в местном университете, вступил в РСДРП в 1903 году. Неоднократно арестовывался, имел большой опыт антигосударственной деятельности. Он возглавлял рабочих Бондюжского завода, которые и стали главными силами переворота в городе. Установив советскую власть, принялись за откровенные грабежи населения. Это вызвало недовольство народа и, в итоге, вылилось в выступление против большевицкой диктатуры. 22 - 23 января (4 - 5 февраля) 1918 года в Елабуге взбунтовался находившийся в городе с 1914-го 230-й пехотный запасный полк 13-й пехотной запасной бригады (Казанский ВО). Поддержку офицерам полка оказывали местные купцы Стахеевы. Восставшие без труда захватили склад с оружием и напали на исполком. Советское руководство города сбежало в деревню Токмашка Козыльской волости Елабужского уезда Вятской губернии (ныне - Мурзихинское сельское поселение, Елабужский район, Татарстан) к западу от Елабуги. Большевицкий главарь Гассар связался с Сарапулом, откуда был выслан карательный отряд под командованием Ефима Севастьяновича Колчина (1.01.1889 - 22.12.1950), зарекомендовавший себя осбой жестокостью. Колчин родился в деревне Мыльниково Сарапульского уезда Вятской губернии (ныне - район Мыльники в составе города Сарапула, Удмуртия). Участник Первой мировой, член РСДРП (б) с 1916 года. Был избран председателем солдатского комитета, арестован за антивоенную агитацию, приговорён к расстрелу, бежал и вернулся в Сарапул, где в январе 1918 года возглавил картельный отряд сформированный местным уездным комитетом.
Карательный отряд Колчина захватил город и устроил в нём самый настоящий террор. В задачу отряда входило выявление и казнь организаторов восстания, начались аресты и допросы. Естественно, что, прежде всего, их ненависть обрушилась на зажиточных горожан и на духовенство, которых считали «эксплуататорскими классами», подлежащими уничтожению. «Духовенство, вставшее на защиту своих святынь от безумного осквернения, было решено объявить идеологическими организаторами восстания». И здесь мы должны перейти к ещё одному важному моменту.
Спасский собор в Елабуге.
19 января (1 февраля) 1918 года Патриарх Московский и Всея России Тихон обращается к возлюбленным во Господе архипастырям, пастырям и всем верным чадам Православной Церкви Российской с воззванием и анафематствованием новой, безбожной власти. 10 (23) февраля, в воскресенье, это послание зачитал сразу после Божественной Литургии в Спасском соборе священник о.Павел Дернов, известный своим ораторским даром и яркими проповедями, страстно обличавший безбожную власть и не скрывавший своих воззрений. Естественно, что это не осталось незамеченным. Каратели объявили смелого священника главным организатором восстания в городе. Ефим Колчин распорядился провести у него в доме обыск, а потом - убить. Вечером 12 (25) февраля к нему домой пришли директор реального училища Пантелеймон Александрович Вербицкий с женой и предупредили о том, что в городе орудуют каратели. Через несколько часов к священнику заявились и они сами. Прошёл обыск - в доме нашли старую пустую пулемётную ленту, привезённую с фронта кем-то из родственников. Это решило судьбу священника. Его и трёх сыновей (двух студентов и гимназиста) арестовали и увели. Живыми их уже больше не видели…
Юноши-мученики - Борис, Григорий и Семён Дерновы. Убиты за то, что были любящими детьми и за то, что были сыновьями священника.
Каратели, явившись в город, первым делом разграбили спиртовые склады, находившиеся недалеко от здания Стахеевского Епархиального училища. Они увели арестованного священника за Моралёвскую мельницу, на лед реки Тоймы, и там убили. О.Павел просил перед смертью исповедаться - но ему этого не позволили, рассказывал позже семье убитого хозяин мельницы. Батюшку закололи штыками и выстрелили ему в лицо - пуля прошла навылет через щёку. На льду реки после казни ещё некоторое время было большое кровавое пятно. Это произошло 14 (27) февраля (по другим данным - сразу после его ареста). Когда эту новость сообщили его сыновьям, 15 (28) февраля, они стали кричать и возмущаться, выражать своё резкое негодование. Тогда их немедленно, среди бела дня, пьяные от спирта и крови каратели вывели за городскую дамбу и на месте, называемом Ряжи, расстреляли. Это было жуткое убийство. Стреляли в них беспорядочно разрывными пулями, а потом ещё и добивали штыками. Родственники. Увидевшие их тела уже позже, ужаснулись увиденному: у старшего, Бориса (1898 г.р.), было избито лицо, его добивали по голове, второго, Григория (1900 г.р.), застрелили разрывной пулей в затылок и разлохматили весь низ лица, челюсть, язык, поэтому в гробу он лежал с толстой повязкой на лице, а самого молодого из них, Семёна (1901 г.р.), которому за неделю до убийства исполнилось 17 лет, тоже убивали разрывной пулей, но она развернула ему ногу и лицо его осталось целым. Как их вели на смерть, видели многие елабужане, братья Дерновы кричали им, что идут умирать за веру и святой крест. Новость о гибели сыновей матушка Анна узнала вскоре после того, как найдено было тело о.Павла, от своего отца, протодиакона Аркадия. Услышав эту скорбную весть, она воскликнула: «Да будет воля Твоя!».
О гибели священника и его троих сыновей написала газета «Петроградский церковно-епархиальный вестник»: «Расстрел пастыря и издевательство над игуменьей»: «В Петрограде получены достоверные сведения о расстреле в г. Елабуге священника о. [Павла - С.З.] Дернова и троих его сыновей: двух студентов и гимназиста. Причина расстрела - найденная у покойного о. Дернова австрийская пулемётная лента, привезенная с войны одним родственником. Елабужские власти, расстреляв о. Дернова, бросили его труп у мельницы. Арестованные сыновья о. Дернова, узнав о трагической кончине своего отца, бросили злодеям одно слово: «Душегубы»… И за это слово, сказанное сгоряча, всех трех юношей без всякого суда повели к пристани и там расстреляли. Причём юношей не только убили, но зверски убили разрывными пулями… Республиканские Елабужские власти не ограничились одним семейством о. Дернова. Они хотели расстрелять и прот. о. [Сергия - С.З.] Танаевского, за которого горячо вступились его прихожанки. Они собрались все и умоляли палачей отпустить старца протоиерея, но и в них стреляли, они разбегались и снова просили палачей отпустить о. Танаевского. За 20 тысяч хотели отпустить, но где взять 20 тыс. рублей? Судьба о. Танаевского - неизвестна. Этого мало. Предержащая власть ворвалась в женский монастырь, издевалась над его обитательницами, а старую игуменью, лежащую при смерти, раздевали, стаскивали с постели, осматривали… Страшные бывали времена, но таких ещё не бывало. Не бывало и такого издевательства над духовенством и когда это кончится - один Господь знает».
Троицкая кладбищенская церковь.
На похороны любимого в народе священника и его троих сыновей собралось много людей. Каратели не препятствовали погребению. Люди плакали в голос, такой трагедии в этом тихом уездном городке никогда ещё не бывало. Осиротевшей матушке Анне диакон, присутствовавший на отпевании, сказал: «Аннушка, как тебя полюбил Господь!» - дав её мужу и детям возможность умереть за Христа, принять мученический венец
[4]. Погребли их на городском Троицком кладбище. Могила их была расположена слева от притвора храма, у двух тополей. В советское время кладбище варварски разорили, Троицкий храм разрушили, а могила Дерновых была утрачена - но, слава Богу, не навсегда.
Имя протоиерея Павла было помянуто среди прочих Святейшим Патриархом Тихоном на литургии 31 марта (13 апреля) 1918 года (к слову, в этот же день под Екатеринодаром погиб командующий Добровольческой армией генерал Лавр Корнилов) в память о всех за веру и Церковь Православную убиенных. В 1981 году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви Заграницей канонизировал о.Павла в числе списка Новомучеников и Исповедников Российских. 1 июня 2007 года на сайте Казанской духовной семинарии появилось следующее сообщение: «17 мая этого года состоялось подписание Акта о каноническом общении между Русской Православной Церковью (РПЦ) и Русской Православной Церковью За границей (РПЦЗ). Благодаря этому важнейшему событию стало возможным признание и включение в месяцеслов Казанской епархии святых новомучеников, пострадавших в Казанском крае в годы гонений безбожной советской власти и канонизированных РПЦЗ в 1981 году, но которые еще не были прославлены Русской Православной Церковью».
Могила убиенных мучеников Бориса, Григория и Семёна (Симеона) Дерновых и священномученика Павла Дернова и их икона.
Восстановление памяти о них в России началось в 1999 году, когда член комиссии по канонизации святых Вятской епархии Артём Маркелов упомянул о них в книге «Живые иконы». С 2002 года по благословению митрополита Вятского и Слободского Хрисанфа комиссия приступила к сбору сведений о жизни и гибели протоиерея о.Павла Дернова. В 2008 году, к 90-летию трагической гибели священника с его сыновьями, Маркелов выпустил книгу «Первые новомученики Вятской земли». Помогло вывести работу на новый этап письмо внука о.Павла, Дмитрия Сергеевича Дернова владыке с просьбой рассмотреть вопрос о прославлении его деда. В том же году в Елабуге побывала внучка о.Павла, сестра Дмитрия Дернова, Анна Сергеевна Филиппова. Начались поиски могилы новомучеников. В семейном архиве жившей с дочерьми в Алма-Ате Варвары Павловны Дерновой нашлась её переписка с неким Иваном Кощеевым, который провёл юность в Елабуге и потом постоянно приезжал туда из Москвы. Он прислал Варваре Павловне схему расположения могилы, где ориентиром служил вход в разрушенную Троицкую церковь. Установить место захоронения помогли сотрудники музея-заповедника. В августе 2011 года Анна Сергеевна Филиппова вновь посетила город и заказала надгробный памятник, а через месяц приехала на его открытие, состоявшееся в день памяти Веры, Надежды, Любови и матери их Софии. На 2011 год отмечается, что на богослужениях поминается священномученик Павел Елабужский, а в двух храмах есть его иконы.
Ещё один красный каратель и палач - Вальдемарс Азиньш.
А что же убийцы о.Павла? Сергей Гассар в августе 1918 года был расстрелян белогвардейцами. Его именем в Елабуге в советское время была названа улица. Непосредственно отдавший приказ об убийстве священника и его сыновей Ефим Колчин до мая 1923 года служил во внутренних войсках, был начальником милиции в Сарапуле и Кургане, а затем был на партийной, советской и хозяйственной работе. Умер своей смертью в 1950 году. Имя Ефима Колчина носит улица в Сарапуле. Ещё один главарь карателей в Вятской губернии - латыш Владимир Азин (Вальдемарс Азиньш), в январе 1918 года прибывший в составе инженерно-строительного батальона в Вятку и возглавивший карательный красногвардейский отряд. Летом он вступил в партию, возглавил Арскую группу красных, во главе которой вместе с 5-й армией 10 сентября 1918 года захватил Казань. Во главе 28-й стрелковой дивизии захватил восставший против большевицкой власти Ижевск, затем брал Сарапул. Агрыз и Елабугу, 15 июля 1919 года им был взят Екатеринбург. В начале августа 2-я армия, в составе которой воевала дивизия Азина, была переброшена против Деникина. 28-я сд вошла в состав 10-й армии. 17 февраля 1920 года во время проведения рекогносцировки на реке Маныч Азин был взят в плен и на следующий день казнён. Ему был установлен памятник в Сарапуле, его именем были названы улицы в Ижевске, Кирове и Елабуге. Грустно это и печально...
Продолжение следует...
Источники:
http://sarapulsaints.cerkov.ru/2015/12/28/protoierej-pavel-aleksandrovich-dernov/http://www.pravoslavie.ru/44682.html [1] Через год её окончит другой будущий священномученик -
Константин Богословский, уроженец Грязовецкого уезда Вологодской губернии. В те же самые годы в академии преподаёт будущий известный русский богослов Виктор Несмелов. Ректором академии с 1871 по 1895 годы был протоиерей о.Александр Владимирский, которого сменил архимандрит Антоний (Храповицкий), бывший ректор Московской духовной академии, а в будущем - митрополит Киевский и Галицкий и Первоиерарх РПЦЗ. В 1888 году академию окончил ещё один будущий священномученик, будущий епископ Вологодский и Тотемский
Александр (Трапицын), сам уроженец Вятской губернии. В 1900 году академию окончит ещё один будущий священномученик, будущий архиепископ Черниговский и Нежинский Василий (Богоявленский). Ещё один священномученик, закончивший академию (1903) - епископ Селенгинский Ефрем (Кузнецов).
[2] С 1895 по 1906 годы - епископ Вологодский и Тотемский. 14 сентября 1896 года при его поддержке был открыт Вологодский отдел Императорского православного палестинского общества; епископ Алексий стал его первым председателем. 29 мая 1898 года встречал в Вологде Председателя ИППО великого князя Сергея Александровича. На годовом отчетном собрании ИППО 8 апреля 1912 года среди добрых слов, сказанных в память епископа Алексия, был упомянут и такой факт: «Для усиления притока пожертвований в Общество со стороны населяющих Вологодскую епархию православных зырян он, с разрешения Совета, даже издал особое воззвание на зырянском языке».
[3] Не могу не отметить я поразительного совпадения, замеченного мною в ходе работы над текстами о судьбах различных священников, пострадавших от безбожной власти - все интересовавшие меня герои моих очерков служили в храмах, освященных в честь Рождества Пресвятой Богородицы!
Сщмч.Константин закончил своё служение в Богородице-Рождественской церкви Вологды, а его отец родился при приходе Студенецкой Богородице-Рождественской церкви, где служил священником дед новомученика.
Сщмч.Иоанн Смирнов был настоятелем Богородице-Рождественского собора в Солигаличе.
О.Прокопий Шаламов, дядя известного писателя, был последним настоятелем Богородице-Рождественской церкви в селе Вотча, сменив в этой должности своего отца, о.Николая Шаламова. Поразительное совпадение!
[4] В конце 1920-х годов Анна Аркадьевна с дочерью Варварой и сыном Сергеем уехала в Ленинград.