На карте - места, где происходили действия моего повествования.
Фрагмент карты Вятской губернии. Юг, граничащий с Казанской и Уфимской губерниями (да, в те далёкие времена не было в России Татарстана и Башкортостана, не было Удмуртии, Чувашии, Марий Эл, не было Кировской области, да и страна называлась не РФ, не Российская Федерация - а Российская Империя, великая была страна!) Можно видеть Елабугу, Сарапул, а также Ижевский и Воткинский заводы (чем прославились эти героические места напоминать, я полагаю, не нужно?), Бондюжский завод, деревню Танашку...
В
предыдущем посте я поведал о мученической кончине о.Павла Дернова и его сыновей. Здесь же я хотел бы поведать об ещё нескольких людях, о которых не могу не сказать в связи с этим.
Выдающийся церковный и общественный деятель, литератор и педагог, просветитель и благотворитель, духовник особ Императорской Фамилии и простых рабочих, активный деятель на ниве народной трезвости о.Александр Александрович Дернов (15.02.1857 - 30.09./13.10.1923) был старшим братом о.Павла. Их отцом был священник Никольского Пиштанского храма о.Александр Афанасиевич Дернов (1833 - 1908). Александр блестяще окончил Вятскую духовную семинарию (1878) и Санкт-Петербургскую духовную Академию (1882). Был диаконом, а позже священником храма больницы св. Марии Магдалины на 1-й линии Васильевского острова. Один из руководителей Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви. С 1884 по 1899 годы о.Александр по приглашению в.кн. Владимира Александровича и в.кн-ни Марии Павловны служил законоучителем августейших детей Их Императорских Высочеств. В 1884 - 1888 годах служит священником и законоучителем в Военной прогимназии и в Христорождественской церкви на Песках. С 1888 года - священник, с 1899 года - протоиерей и настоятель Петропавловского придворного собора. В 1880 - 1900-х годах неустанно проповедует на рабочих окраинах столицы, ведёт внебогослужебные беседы в храмах и на фабриках.
«Будучи духовно близок со св. прав. Иоанном Кронштадтским, инициирует создание Общества по защите о. Иоанна от клевет революционной и безбожной публики (1905), а после его кончины - создание Общества в память о. Иоанна (1909)». По почину о.Александра начали собирать и записывать свидетельства богомольцев Петропавловского собора о молитвенной помощи, которую они получали у гробницы императора Павла I. Чудеса по молитвам у оной записывались в отдельную книгу в 1911 - 1913 годах и в будущем планировалось рассмотреть вопрос о возможности канонизации убиенного императора. 17 февраля 1915 года о. Александр Высочайше назначается заведующим Придворным духовенством с возведением его в сан протопресвитера. Он был также членом Святейшего Синода и присутствовал на его заседаниях, пока в апреле 1917 года не был отстранен от дел Временным правительством.
До конца своей жизни о.Александр оставался верным Церкви, Царю и Отечеству. Он старался по мере сил защищать от поругания православные святыни (собор Зимнего дворца дважды подвергался разгрому, ограблена была часовня Спасителя в домике Петра Великого). Именно благодаря ему знаменитые Гатчинские святыни, вывезенные в Москву, были возвращены в Петроград (ныне находятся в Черногории). Он был убеждённым и активным сторонником Патриарха Тихона и всячески противостоял обновленчеству. Скончался он своей смертью в канун Покрова и был отпет в Свято-Троицкой церкви на Стремянной улице епископом Лужским Мануилом (Лемешевским) в сослужении 144-х архимандритов, протоиереев и иереев при 47 диаконах. Погребен протопресвитер Александр был на Смоленском православном кладбище в семейной ограде, рядом с могилами сыновей Владимира и Александра. За могилами ухаживали родные, его семья, а позже - вдова и дети убиенного о.Павла, переехавшие в Ленинград из Елабуги.
Викторин Молчанов, генерал-майор Белой армии.
Георгиевское знамя ижевцев.
В предыдущем посте мною упоминались два воспитанника Елабужского реального училища, законоучителем которого был о.Павел Дернов. Это будущий генерал-майор Белой армии Викторин Молчанов (1904) и будущий Маршал советского Союза Леонид Говоров (1916). Первый избрал военную карьеру, был участником Первой мировой, дослужился до подполковника, был награждён орденом Св.Георгия IV-й степени. 20 февраля 1918 года на станции Вольмар (ныне Валмиера, Латвия) был ранен в бою в обе ноги и попал в плен. Бежал в апреле и вернулся в Елабугу. Возглавил крестьянский отряд самообороны, успешно действовавший против большевистских продотрядов. Центр движения под руководством Молчанова находился в селе Алнаши Алнашской волости Елабужского уезда Вятской губернии (ныне - Алнашский район, Удмуртия), местное население передало подполковнику всю военную и гражданскую власть в волости. Впоследствии отряд присоединился к Народной армии КомУча и вскоре стал 32-м Прикамским стрелковым полком. В конце 1918 года произведён Колчаком в полковники. В январе 1919 года назначен командиром Ижевско-Воткинской отдельной стрелковой бригады (сформирована из частей Ижевской и Воткинской народных армий, восставших летом 1918 года против большевиков) в составе 2-го Уфимского армейского корпуса Западной армии. Успешно действовал во время весеннего наступления, за что был произведён в генерал-майоры. Сумел сохранить боеспособность своих войск во время Челябинской операции. За боевые отличия Колчак вручил Ижевской дивизии Георгиевское знамя, к знаменам ряда полков прикрепил Георгиевские кресты. Во время Великого Сибирского Ледяного похода командовал арьергардом 3-й армии, прикрывал отступление основных сил Каппеля. После смерти Владимира Оскаровича, Молчанов принял командование над арьергардом белых войск. В Чите стал заместителем командующего Дальневосточной армией и командиром 3-го стрелкового корпуса этой армии. Отказался принять от Семёнова звание и погоны генерал-лейтенанта. После разгрома Дальневосточной армии, вывел свой корпус по КВЖД в Приморье. В июне 1921 года стал начальником гарнизона Владивостока. Затем принял командование над войсками Приамурского Временного правительства - Повстанческой Белой армией. Осенью 1921 года перешёл в наступление, нанёс ряд существенных поражений Народно-Революционной армии ДВР, занял почти всё Приморье, в декабре - Хабаровск и приступил к обороне. Потерпел поражение 12 февраля 1922 года под Волочаевкой от войск ДВР и отступил в Приморье. В августе 1922 года Дитерихс назначил его командующим Поволжской группой войск. В августе - сентябре 1922 года принимал участие в неудачных для белых боях под Спасском. Уехал в Маньчжурию, потом в Японию, а оттуда - в США. Скончался в 1975 году в Сан-Франциско.
Леонид и Николай Говоровы. 1916 год. Выпуск из реального училища.
Второй - Леонид Говоров, сын письмоводителя реального училища, в 1916 году уехал учиться в Петроград, но вместе с братом Николаем его мобилизовали и направили в Константиновское артиллерийское училище, откуда в 1917-м они были выпущены прапорщиками. Их отправили служить в артиллерийскую батарею в запасный артиллерийский дивизион в Томск. После демобилизации вернулся в Елабугу, где мобилизован или же поступил добровольно вместе с братом как офицер-артиллерист в отряд Молчанова. Служил в 8-м Камском артиллерийском дивизионе. Повстанцы Молчанова влились в состав 8-й Камской дивизии, наполовину добровольческой и одной из лучших дивизий армии Колчака наряду с ижевцами, воткинцами и 4-й Уфимской. На службе в армии Колчака Говоров получил звание подпоручика. Во время отступления осенью 1919 года попал со своей частью в Томск, где стояли восставшие части 1-й Сибирской армии и попал в их ряды. После прихода красных попал в 51-ю стрелковую дивизию Блюхера и отправился на фронт против Врангеля, участвовал в боях за Каховку, отличился и получил орден Красного знамени. Так началась его карьера в Красной армии… В честь Говорова в Елабуге названа улица, ему установлен памятник-бюст на площади памяти, на здании бывшего реального училища установлена мемориальная доска. Имя Говорова навсегда останется в памяти потомков как героя обороны Санкт-Петербурга (тогда - Ленинграда) от врагов.
Прекрасный конный памятник работы Фёдора Ляха, изображающий кавалерист-девицу Надежду Дурову, выросшую в Елабуге.
Итак, посмотрим, какие названия носят елабужские улицы? Здесь есть имена в честь достойных земляков или людей, потрудившихся для процветания города - Стахеевых, Говорова, Бехтерева, Дуровой, Шишкина, Землянухина (нефтеразведчик), Швалёва (врач-хирург), Фёдора Ляха (скульптор, автор конной статуи Надежды Дуровой в Елабуге), Каллистова (врач и участник Великой Отечественной). Как упоминалось выше, есть улицы Азина и Гассара, которые пересекают друг друга. Есть улицы Чапаева, Чернышевского, Горького, Маяковского, Советская, есть площадь Ленина. А далее начинаются свидетельства того, что город находится в национальной республике, выделенной в рамках ленинской национальной политики. Начнём с улицы 40 лет Татарии. Теперь разделим топонимы на два вида: знаменитые татары и татарские слова - т.е. улицы, имеющие чисто татарские топонимы, на татарском языке.
Первая группа - Гиззата (драматург), Мусы Джалиля (поэт, Герой Советского Союза, казнённый в фашистском концлагере), Марджани (богослов-суфий), Баки Урманче (художник), Галиаскара Камала (писатель и драматург), Сююмбике (правительница Казанского ханства), Карима Рашидова
[1] (педагог, поэт, литературовед, фольклорист).
Вторая группа - Матур урам («красивая улица»), Чишма («родник»), Балан («калина»), Болгар (в память о Волжской Булгарии, в состав которой входила территория Елабуги), Шоморт («черёмуха»), Нократ (татарское название реки Вятки), Алтынай («золотой»), Дуслык («дружба»), Шатлык («радость»), Наратлык («сосновый бор»), Каенлы («берёзовый»), Миляш («рябина»). Многонационально и толерантно, что тут сказать…
Впрочем, это не так плохо, как в родном городе генерала Молчанова, Чистополе, где центральные улицы носят имена карла Маркса и Энгельса, где улицы Урицкого, Бебеля и Ленина перемежаются улицами Нариманова, Хади Такташа, Тукая. Улицы же Молчанова ни здесь, ни в Елабуге нет. Нету в Елабуге и улицы в честь сщмч.о.Павла Дернова. Грустно от этого...
Источники:
http://spb-mitrofan-society.org/news.08.X.2016.php [1] Кажется, единственный, имеющий отношение к Елабуге - он там умер.