Вологда под игом большевизма. Вотча.

Jul 04, 2017 15:20

Во время работы над моими заметками по истории антибольшевицкого сопротивления в Вологодской губернии, я наткнулся на зырянское село Вотча, откуда родом один из второстепенных героев моего повествования. Решил уделить ему некоторое внимание.


Кратко о самой Вотче. Это одно из древнейших поселений зырян. Первое упоминание - в  «Вычегодско-Вымской летописи» под 1384-м годом: там говорится, что святитель Стефан Пермский, креститель зырян, построил храмы «монастырские ж на Вотче и на Еренском горотке [1]». Есть также сведения о том, что поселение с таким названием упоминается в 1032 году. Археологи нашли близ села остатки древних поселений, свидетельствующих о том, что здесь жили ещё до X - XI веков. Село находится на реке Сысоле, которая является притоком Вычегды (при впадении находится город Сыктывкар, ранее именовавшимся Усть-Сысольск). В селе всегда очень почитался святитель Стефан Пермский, которого зыряне очень любят и чтут его память (есть предположение, что его мать, Мария Ивановна Секирина, дочь кузнеца, была зырянкой). Главный праздник в Вотче испокон веков - Степан лун, который отмечается 9 мая, в день кончины святителя. Стоит отметить, что в 1945 году на этот день пришёлся День Победы и все жители Вотчи однозначно связали это радостное событие с именем любимого святого. Сегодня он находится в составе Сысольского района Республики Коми. В нём проживает около 200 человек.

Итак, наш герой - Прокушев Александр Осипович. Появился на свет в 1889 году в селе Вотча Вотчинской волости Усть-Сысольского уезда в зырянской крестьянской семье. Отец - Осип Лукич Прокушев (1864 - после 1930). Он был арестован 20 июня 1930 года как «кулак», осуждён 21 сентября тройкой при УНКВД Архангельской области по статье 58-10 УК РСФСР на три года ссылки. Дальнейшая судьба неизвестна. Фамилия Прокушев происходит от имени Прокуша, уменьшительного от Прокопий (Прокофий).

Прокушев кончил Псковскую школу прапорщиков в 1915 году, принимал участие в Первой мировой войне, дослужился до штабс-капитана. Очевидно, был мобилизован на службу в Красную армию. На первую половину ноября 1919 года - командующий подразделениями Яренского и Усть-Сысольского военных комиссариатов. Во время наступления отряда Орлова вместе с большинством подчинённых ему красноармейцев перешёл на сторону белых. Ему было доверено руководить наступлением части отряда (в должности врид командира 14-го Северного стрелкового полка) на Сысоле, в направлении Усть-Сысольска, взятого 15 ноября отрядом фельдфебеля Завьялова. Через два дня отряд Прокушева продвинулся на 100 километров вверх по Сысоле и занял Ыб и Межадор, а 19 ноября освободил село Визингу от красных.

Прокушев верно служил в Северной армии, вместе с остатками отряда Орлова отступил на север. Награждён орденом Св.Владимира IV степени с мечами и бантом и орденом Св.Анны IV степени «За храбрость» 27 декабря 1919 года. Неизвестно, как он попал в лапы красных - был ли он взят в плен в бою, либо же остался в Архангельске, не успев или не пожелав эвакуироваться и был арестован. Однако известно, что судьба его была печальной: штабс-капитан Прокушев был расстрелян по приговору Северо-Двинского ревтрибунала в Архангельске 4 ноября 1920 года.




Руины Богородице-Рождественского храма в Вотче.
О.Тихон Николаевич Шаламов, 1904.  
Ещё одна фамилия, связанная с Вотчей, известна на весь мир - это Шаламовы. В каменный храм Рождества Богородицы в 1867 году прибыл служить из Великоустюжского уезда представитель старинной священнической семьи о.Николай Иоаннович Шаламов (1827 - 1910). Его отец, о.Иоанн Максимович Шаламов, служил священником при Шасской Васильевской церкви, а дед, Максим Харлампиевич Шаламов, служил дьячком в городе Великий Устюг. Здесь родились его шестеро детей и среди них - о.Тихон Шаламов, который уехал служить на остров Кадъяк в Алеутскую епархию, а потом вернулся в Вологду, где родился его знаменитый на весь мир сын - Варлам.



Мария и Прокопий Шаламовы. 1899 год. Великий Устюг.
Другим сыном о.Николая был Прокопий (1876 - 1931), который остался на родине. В 1899 году его женой стала Мария Александровна, урождённая Рогова (1882 - 1937), дочь священника Крестовоздвиженской церкви в соседнем с Вотчей селе Чухлом. Дед Марии Александровны, о.Алексий Рогов был священником в селе Вишера. Роговы вели происхождение из села Коквицы Яренского уезда. Став священником вскоре после свадьбы, о.Прокопий сменил старого и больного отца в качестве настоятеля сельского храма и оставался им до самого своего ареста и мученической кончины.

Он принимал участие в Русско-японской войне в качестве священника и медбрата, за что был удостоен серебряной медали Красного Креста «В память русско-японской войны». Проявил себя как человек, интересующийся историей родного края и небесталанный автор. Он выпустил  в 1911 году книжку под названием «Церковно-историческое описание вотчинского прихода Устьсысольского уезда Вологодской губернии», где, в частности, как раз отмечал, что село впервые упоминается в документах в 1032 году (как тут не вспомнить другого священника-краеведа, занимавшегося историей своего прихода -. о.Николая Богословского). Когда в 1910 году умер его отец, о.Прокопий опубликовал некролог «Венок на могилу доброго пастыря», в котором поведал о его деятельности. Это довольно ценный исторический источник.

Хотя он довольно лояльно принял советскую власть, это не помешало ей дважды, в 1922 и 1925 годах, привлечь батюшку к суду по подозрению в «сокрытии церковных ценностей». Однако оба раза он был оправдан. Но в третий раз  спастись ему было уже не суждено: 25 января 1931 года о.Прокопий был арестован, 13 мая тройкой ПП ОГПУ Северного края приговорён к расстрелу, приговор приведён в исполнение 28 мая на окраине Сыктывкара, в местности Дырнос дор. Вместе с ним были расстреляны Морохин Тимофей Тимофеевич, Ракин Иван Егоро­ви­ч, Нарбеков Солемтан Усманович, Тыхтило Фёдо­р Георгиевич, Лебедев Яко­­в Дмитриевич, Лам Ми­хаил Павлович, Маль­цев Иван Степанович и Ермолин Пётр Василь­е­ви­ч.

Из показаний батюшки на допросе: «Виновным я себя не считаю ни в чем, под судом был в 1925 го­ду, обвинялся в том, что буд­то бы тормозил сдачу цер­ковных ценностей, по суду я был опра­вдан. Слухи о паде­нии Совет­с­кой власти и о том, что с паде­ни­­ем Советской вла­сти у ком­мунистов и колхо­зников будут выжигать на спине клейма, я не распространял. Против колле­к­ти­визации сель­ского хозяйст­ва я также не выступал и не аги­­тировал. В части лесозаго­то­­вок я также не говорил ни од­ного слова. На заседаниях церковного совета иногда уча­ст­вую, но это только по вызову це­рковного совета, а сам без приглашения ни разу не бывал. От членов церков­ного совета ан­тисоветской агитации я не слы­­­шал. Больше по делу пока­зать ничего не могу».

Овдовевшая супруга, поселившаяся в селе Кочпон, желала стать монахиней и молиться за упокой души своего покойного супруга. Но этому было не суждено сбыться. Она писала архиепископу Великоустюжскому Питириму: «Ежедневное пребывание в храме Божием, деятельное участие во всех службах, совершающихся в нем, непосредственное соприкосновение со многими иночествующими, пребывающими в нашем городе, посильное подражание их жизни и мое стремление к одинокой жизни еще от юного возраста и обычай нашей русской древности принимать монашество перед смертию окончательно пленило мою душу непреодолимым желанием вступить в дружину иноков...» Это письмо было расценено НКВД как намерение её вступить в «контрреволюционную группу «Священная дружина»». В ордере на арест от 23 февраля 1937 года написано следующее: «Жена расстрелянного священника, проживающая в с. Кочпон, ул. Колхозная, 11, на протяжении ряда лет имеет связь с ссыльным духовенством, систематически проводит, организует антисоветскую деятельность, устраивает нелегальные сборища членов группы у себя на квартире. По поручению актива группы выполняет роль связиста с контрреволюционными элементами - церковниками Сыктывкарского, Сысольского и других районов и епископом Великоустюжским Питиримом, для чего в 1936 году специально выезжала в Устюг и вышеупомянутые районы». 13 сентября 1937 года она была приговорена к расстрелу: «Жена священника, расстрелянного за контрреволюционную деятельность, являлась активной участницей контрреволюционной фашистской группы церковников, именовавшейся «Священная дружина». Занималась сбором средств для оказания материальной помощи ссыльным духовникам, среди населения распространяла контрреволюционные клеветнические измышления о положении колхозников». Приговор был приведён в исполнение 15 сентября 1937 года в том же самом месте, где убили её мужа - Дырнос дор. Вместе с ней были расстреляны ещё 12 человек, в числе которых епископ Вязниковский, викарий Владимирской епархии, Герман (Ряшенцев); епископ Арзамасский, викарий Горьковской епархии, Серапион (Шевалеевский); игумен Иоанникий (Тарара), иеромонах Михаил (Любимов), монахи Иоанн (Смурыгин), Мартемиан (Васильев-Жуков), иерей Стефан Ермолин и мирянин Павел Елькин.

Давайте помнить об этом и не забывать о тех, кто положил свои жизни в борьбе с большевизмом, за Родину и за Веру.

Источники:

http://www.pravoslavie.ru/101017.html
http://www.pravoslavie.ru/99610.html
Есипов В.В. В поисках родословной. // Шаламов В.Т. Четвёртая Вологда: повесть, рассказы, стихи. Вологда: Древности Севера, 2017.

[1] Яренск.

Белая Гвардия, Первая мировая, Святой Владимир, коммунисты, история, Вологда, Православие, СССР

Previous post Next post
Up