Церковь Божия стоит непоколебимо, лишь украшенная, яко багряницею и виссоном, кровьми новых мучеников. Что мы знали из церковной истории, о чём читали у древних, то ныне видим своими глазами: Церковь побеждает, когда ей вредят…
Силы государства направились против Церкви, и наша Церковь дала больше мучеников и исповедников, нежели предателей и изменников
(с) сщмч.Иларион (Троицкий)
Ранее в моём ЖЖ я опубликовал посты, посвящённые Елабуге - а если точно, то судьбе
священномученика Павла Дернова и его сыновей, убиенных с ним вместе. Помимо них я сказал о
брате священномученика, тоже священнике, о.Александре, о белом генерале Молчанове и о белом офицере Говорове, ставшем Маршалом Советского Союза. Также я коснулся темы елабужской топонимики. И, конечно же, захотелось ещё не раз коснуться темы истории Елабуги, а также Сарапула, который является центром соседнего уезда (оба они входили тогда в одну Вятскую губернию).
Так уж вышло, что меня привлекают личности новомучеников, погибших за Веру не в далёкие времена Римской Империи, а в ХХ веке. Тысячи людей пошли на смерть во имя Христа, не отреклись от веры и обрели мученические венцы. От тех времён нас отделяет 80 - 100 лет, это время наших прадедов/прабабушек и пра-прадедов/пра-прабабушек, даже немного и дедов с бабушками. Живы ещё люди, которые хотя бы в детстве застали те времена. Живы даже и потомки тех, кто пострадал за веру, живы те, кто слышал от очевидцев и родственников о тех временах. То есть, времена то не такие уж и далёкие.
Наверное, поэтому мне и интересны именно они, претерпевшие до конца. Они, дающие пример нам. Они, отказавшиеся признавать возведённые на них лживые наветы. Какие судьбы! Какие люди! Они, рождённые и воспитанные в Российской Империи, люди из той, старой, прежней русской жизни. После окончания своей земной жизни, они ушли в жизнь вечную, чтобы молиться за нашу страну на небесах. Массовая канонизация в августе 2000 года огромного числа новомучеников стала важным агиополитическим событием в нашей истории. Россия обретала ещё более огромный сонм защитников на небесах. Начало Собору новомучеников и исповедников Российских было положено осенью 1989 года канонизацией Патриарха Тихона. Затем его пополняли другие русские новомученики, которые уже были канонизированы ранее РПЦЗ в 1981 году. Митрополит Владимир, митрополит Вениамин, митрополит Серафим, преподобномученицы
Елисавета и Варвара… В августе, помимо многих прочих новомучеников, была канонизирована официально РПЦ убиенная большевиками царская семья, которая заняла место в центре иконы Собора новомучеников. Когда я смотрю на эту икону, я вижу перед собой самых разных русских людей - из разных сословий, городов и губерний, многие лица не видны из-за других, их много. Все они погибли, погибли от рук палачей или были замучены в застенках.
В этом году 100 лет событиям, которые навсегда изменили привычный уклад жизни. Год, когда русская цивилизация была поставлена на грань гибели, но сумела выжить - чудом. Только чудо спасло Россию от гибели. Россия осталась православной, несмотря на все гонения, не уступавшие гонениям в древние времена, в первые века христианства. В итоге власть большевиков пала, а Россия - жива. Православная Церковь пережила всё это, выстояла. И поэтому так важно вспоминать о мучениках, которые жертвовали своими жизнями, которые своими молитвами в земной жизни и на небесах укрепляли нашу страну. Мой последующий рассказ пойдёт об одном из таких людей.
Такое длинное вступление мне понадобилось для того, чтобы сказать, почему я так часто стал писать на эти темы, чаще всего просто пересказывая имеющийся материал. Я хочу, чтобы люди знали и помнили о них, об этих героях, об этих мучениках.
***
Василий Иванович Гудко родился в семье униатов в Люблинской губернии, на территории нынешней Польши, 9 января 1868 года. В 1875 году его семья вернулась в лоно Православной Церкви, в коей пребывали когда-то их предки. Окончил духовную семинарию в городе Холм
[1], после чего в 1889 году поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. В 1891 году постригся в монашество с именем Амвросий, в 1893 году рукоположен во иеромонаха и закончил академию кандидатом богословия. До 1897 года был заведующим миссионерским катехизаторским училищем в Бийске. С Алтая направился он на место своего нового назначения - в Корею, где была открыта православная миссия в городе Сеуле. Состояла она из трёх человек - архимандрита Амвросия (Гудко), иеродиакона Николая (Алексеева)
[2] и псаломщика Красина. Указ о создании миссии выпущен Синодом в июле 1897 года, а уже в начале 1898 года члены миссии отправились к месту назначения. На постройку в Сеуле церкви и дома для причта из казны было ассигновано 25 тысяч рублей, но она была весьма незначительна, особенно в сравнении с положением инославных миссий в Корее. Архимандрит Амвросий накануне отъезда из России через церковную печать обратился к русским православным христианам с просьбой о пожертвованиях на дело православной проповеди в Корее: «Католические миссионеры располагают многими сотнями тысяч; нам необходимы по крайней мере десятки, чтобы можно было в десятки лет потверже поставить то дело, из-за которого они хлопочут вот уже более сотни годов», говорил он.
Однако корейские власти отказались впускать миссионеров в страну, поэтому им пришлось ждать решения во Владивостоке, а потом в посёлке Новокиевск (ныне - Краскино, Хасанский район, Приморский край), где занялись изучением корейского языка. Но попасть в эту страну нашему герою было не суждено. Здесь о.Амвросий служил в одной из полковых церквей поселка и обличал местных русских военных за разгульную жизнь, позорящую доброе русское имя среди инородцев. Военные в ответ писали на него доносы, и в 1899 году архимандрит был отозван обратно в Россию, где назначен смотрителем Донского духовного училища в Москве, а в 1901 году - ректором Волынской духовной семинарии в Луцке. 30 апреля 1904 года в Спасо-Преображенском кафедральном соборе города Житомира хиронитосан во епископа Кременецкого, викария Волынской епархии. В 1909 году назначен епископом Балтским, викарием Подольской епархии. И вот, 14 февраля 1914 года, он назначается епископом Сарапульским, викарием Вятской епархии.
***
Вятская и Слободская епархия вела начало от основанной в 1657 - 1658 годах Вятской и Великопермской епархии. В её составе было два викариатства: Глазовское (1889) и Сарапульское (1868). Кафедральным собором епархии был Александро-Невский собор в Вятке. Правящим архиереем на момент назначения в епархию епископа Амвросия был епископ Филарет (Никольский), но 20 марта его сменил епископ Никандр (Феноменов) (выходец из Орловской губернии), который впоследствии станет митрополитом Ташкентским и Туркестанским.
В 1904 году Сарапул посетил о.Иоанн Кронштадтский. Викариатство тогда возглавлял епископ Михей (Алексеев) (с 1902 по 1906 годы). С ним о.Иоанн был знаком давно - урождённый дворянин Михаил Алексеев служил в 1870-е годы на флоте в Кронштадте. О.Иоанн тогда был известен лишь в самом городе, всероссийская слава ещё не пришла. Порою молодой моряк помогал батюшке, прислуживая ему в алтаре. В 1890 году потрясенный смертью супруги. Алексеев выходит в отставку и отправляется в Оптину пустынь по благословению о.Иоанна на послушание к знаменитому старцу Амвросию Оптинскому. В 1892 году он принимает постриг с именем Михей и начинает духовную карьеру. 19 мая 1902 года хиронитосан во епископа Сарапульского в кафедральном соборе в Вятке. Среди архиереев, совершивших хиротонию, был епископ Вологодский и Тотемский Алексий (Соболев). Правящим архиереем в Вятской епархии тогда был епископ Никон (Софийский). Епископ Михей в Иоанно-Предтеческом монастыре (Старцево-Горском), занимался миссионерской деятельностью и заботой о беспризорных и бездомных детях. В 1906 году он отправился к месту нового назначения - в Волынскую губернию, епископом Владимиро-Волынским, на должность епархиального викария. Закончил он свою жизнь в 1931 году в должности епископа Козельского, викария Калужской епархии. Кафедральным собором викариатстства являлся Покровский (построен в 1782 году).
13 сентября 1916 года сарапульскому викарию были предоставлены широкие права по управлению викариатством, в том числе право образовывать при себе пресвитерский совет, предоставлять годовой отчет непосредственно Синоду, сообщая копию епархиальному епископу для сведения и прочее. 5 (12?) октября 1916 года викарий Вятской епархии, епископ Сарапульский, стал носить титул Сарапульский и Елабужский. Рассматривался вопрос о выделении викариатства в отдельную Сарапульскую епархию, но вопрос до 1917 года так и не был решён. Епархия будет образована только в сентябре 1918 года, через месяц после трагической гибели владыки Амвросия, когда была образована самостоятельная епархия во главе с епископом Сарапульским и Елабужским, в которую включены Сарапульский, Елабужский и Малмыжский уезды Вятской губернии. Прежде чем перейти к деятельности владыки Амвросия, хочу кратко сказать о Елабуге. В 1921 году открыто самостоятельное Елабужское викариатство в составе епархии (её архиерей стал называться епископом Сарапульским), предполагалось сделать отдельную епархию с кафедрой в Елабуге. Однако в 1929 году Елабужское викариатство перешло в состав Казанской епархии, поскольку Елабуга стала районным центром Татарской АССР.
Владыка Амвросий придерживался крайне правых политических взглядов. В конце 1916 года он отлучил от Святого Причастия сарапульских либеральных деятелей Василия Васильевича Михеля (адвоката, депутата Сарапульской городской думы, попечителя Николаевского церковно-приходского училища) и Полякова за их выпады против владыки и Церкви. Считался сторонником активной проповеди христианства среди татарского населения. Выступал с антиалкогольными проповедями, для борьбы с пьянством с его благословения были учреждены уездные братства в Сарапуле и Елабуге. Владыка неоднократно выступал с антисемитскими заявлениями. В 1916 получил от правления петроградского «Общества изучения иудейского племени» письмо с благодарностью «за грозное слово по отношению к евреям и еврействующим». Он был убеждённым и последовательным монархистом, а также глубоко честным и порядочным человеком, за что он и пострадал от тех, кто захватил власть в стране в марте 1917 года.
***
18 марта 1917 года за обличение злоупотреблений губернской администрации владыка Амвросий был уволен с кафедры на покой на должность управляющего, на правах настоятеля, в Свияжский Богородицкий монастырь Казанской епархии (сделано это было интригами вышеупомянутого Михеля). Там, у раки первого святителя Казанской земли митрополита Германа
[3], неправедно сверженный со своей кафедры епископ в своих пламенных проповедях увещевал народ не поддаваться развращающему влиянию соблазнителей и крепко держаться веры отцов. Некоторые его печатные проповеди, такие как «Врат рода человеческого - жидомасоны в мировой истории», были запрещены даже синодом. Он пользовался авторитетом среди жителей Свияжска и окрестных деревень. Вступив в управление монастырём, обнаружил, что хозяйственные дела обители запущены, службы совершались неисправно, некоторые из монашествующих ведут неподобающий образ жизни. Стремление навести порядок привело к конфликту настоятеля с частью братии, а иеродиакон Феодосий даже покушался на его жизнь. Это событие потрясло всех, только арест спас от самосуда крестьян этого злоумышленника. «Величие духа Владыки сказалось и в том, что он, подобно другому священномученику архиепископу Гермогену Тобольскому (Долганову)
[4], мужественно призывал ратовать за плененного Царя и за Царёво дело».
В начале марта 1918 года владыка Амвросий был предан суду Свияжского ревтрибунала по обвинению в «контрреволюционных действиях». Заключались они в следующем. Большевики устроили в монастырском дворе специальный пункт конного завода, и в часы обедни ржание жеребцов и кобыл перекрывало монастырское пение. Тогда владыка пошёл к местному комиссару и сказал: «Не допущу вашего кощунства у храма, где почивают мощи Святителя Германа. Если вы не уберётесь, то ударю в набат, соберутся мужики и всех вас прогонят из монастыря». За это он был арестован и отправлен в Казань. Главным свидетелем обвинения был упоминавшийся выше иеродиакон Феодосий, выпущенный после октябрьского переворота из тюрьмы и поступивший на службу в милицию. Владыку ожидал расстрел, но рабочие местных заводов пригрозили забастовкой, и власти по просьбе другого будущего священномученика Анатолия (Грисюка), епископа Чистопольского
[5], выдали Амвросия на поруки. Он был оправдан и снова вернулся к служению и произнесению проповедей.
В июне 1918 года был вновь арестован, но через несколько дней освобождён и вернулся в Свияжск. На уговоры повременить с отъездом из-за явной опасности для жизни владыка ответил: «Мы должны радоваться, что Господь привёл нас жить в такое время, когда мы можем за Него пострадать. Каждый из нас грешит всю жизнь, а краткое страдание и венец мученичества искупят грехи и дадут вечное блаженство, которого никакие чекисты не смогут отнять». 8 августа 1918 года в Свияжск прибыл наркомвоенмор Троцкий со своим штабом. В тот же день владыка был арестован красноармейцами, явившимися в монастырь для грабежа, и увезён на станцию Тюрлем, где располагался красноармейский штаб. 9 августа 1918 года, в день памяти великомученика Пантелеймона, владыка Амвросий был расстрелян. По рассказам очевидцев, епископ стоял на коленях и с воздетыми руками молился Богу, пока для него рыли неглубокую могилу. Потом последовали выстрелы. Через несколько часов его келейник, иеродиакон Иов (Протопопов)
[6], нашёл на некошеном поле тело владыки, брошенное лицом вниз, проткнутое штыком в спину насквозь с вывернутыми при жизни обеими руками, и похоронил его тут же, на месте расстрела. До 1930 года, когда земля была отобрана колхозом, о.Иов платил крестьянину, владельцу поля, чтобы тот не вспахивал его.
В 1999 году владыка Амвросий канонизирован как местночтимый святой Казанской епархии, а уже через год причислен к лику Новомучеников и Исповедников Российских.
В Сарапуле помнят своего архиерея. День его памяти отмечается ежегодно Николо-Берёзовским крестным ходом. В этом году, впервые в истории епархии, Литургию служило сразу шесть архиереев - митрополит Ижевский и Удмуртский Викторин, епископ Салаватский и Кумертауский Николай, епископ Яранский и Лузский Паисий, епископ Глазовский и Игринский Виктор, епископ Уржумский и Омутнинский Леонид, епископ Сарапульский и Можгинский Антоний. Последний обратился к верующим по окончании литургии со своим архипастырским словом, сказав о священномученике
следующее: «Святитель Амвросий вошел в историю не только своими богослужениями и проповедями. Он запомнился людям отсутствием всякого лицемерия. Он обличал купцов и чиновников в том, что сегодня мы называем коррупцией. Он не обращал внимания ни на положение, ни на должности коррупционеров. За такую твердую жизненную позицию он был сослан в Свияжский монастырь Казанской епархии. Там, в Свияжске, он до конца был предан Богу, предан Государю, даже после его свержения. 9 августа 1918 года святитель Амвросий был расстрелян…»
***
В этом году я, с Божьей помощью, смог посетить храм Новомучеников в Сретенском монастыре на Лубянке, помолиться и поклониться мощам священномученика Илариона (Троицкого), архиепископа Верейского и настоятеля монастыря перед его закрытием большевиками. Он был торжество освящён в этом году. Бесспорно, это было одно из знаковых событий в духовной жизни России в этом году. В столетнюю годовщину тех трагических событий, которые повергли Россию в пучину хаоса, почтили память тех, кто погиб от рук безбожников, но не отрёкся от Христа. Сретенский монастырь - тихое и уютное место в самом центре Москвы. Островок покоя среди всеобщего бурного потока спешащих людей и машин. И недалеко, в начале улицы Большая Лубянка, знаменитое здание, в котором мучили и убивали людей, в том числе и страдавших за свою Веру. Нам важно помнить о подвиге этих людей сегодня, поскольку гонения на христиан никуда не делись, мы и сегодня можем слышать, как убивают за Христа в самых разных точках земного шара.
[1] Ныне - Люблинское воеводство, Польша.
[2] В 1928 году, находясь в Пекине, предал православную веру и перешёл в католичество.
[3] Святитель Герман (Садырев-Полев) (1505 - 1567), архиепископ Казанский и Свияжский (1564 - 1566). Выходец из князей Полевых, происходивших от князей Смоленских. Мощи обретены в 1595 году и перенесены в Богородицкий монастырь.
[4] Священномученик Гермоген (Долганёв) (1858 - 1918), епископ Тобольский и Сибирский (1917 - 1918), Саратовский и Царицынский (1903 - 1912). Убеждённый и последовательный монархист. Один из организаторов отдела Союза Русского Народа в Саратове. Однако разошёлся с ним из-за того, что в ряды СРН принимались старообрядцы, и основал Православный братский Союз Русского народа. Сперва поддержал Распутина, но потом вступил с ним в конфликт. Его резкое неприятие идеи митрополита Московского Владимира (Богоявленского), будущего священномученика, и великой княгини
Елизаветы Фёдоровны, будущей преподобномученицы, о введении института диаконис. За этот конфликт был снят с кафедры. В 1917 году назначен на Сибирскую кафедру как «жертва царского режима», однако сохранил свои монархические убеждения, активно выступал против большевизма, против революции, резко критиковал Декрет об отделении церкви от государства. В апреле 1918 года был арестован и 29 июня убит чекистами. Канонизирован в августе 2000 года, в 1981 году канонизирован РПЦЗ.
[5] Священномученик Анатолий (Грисюк) (1880 - 1938), митрополит (с 1932) Одесский и Херсонский (1928 - 1938), историк Церкви. Ректор Казанской духовной академии (1913 - 1921), епископ Чистопольский, викарий Казанской епархии (1913 - 1922). Член Совета Казанского отдела Русского Собрания. Противник обновленчества. Арестован в 1936 году, приговорён к пяти годам лагерей. Умер в лагерной больнице. Канонизирован в августе 2000 года, ранее, в 1997 году, канонизирован как местночтимый святой Одесской епархии.
[6] Иов был арестован в январе 1930 года и через год расстрелян. Причислен к лику местночтимых святых в 1997 году.