Множество раз за девять лет существования данного журнала в нём появлялись самые разнообразные материалы, посвященные слонам и их изображениям в искусстве различных эпох.
Палетка в форме слона. Додинастический период, IV тыс. до н. э.,
ГМИИ, из коллекции В.С. Голенищева Всегда интересно наблюдать, как средневековые художники решали проблему изображения животного, никогда ими не виданного, а известного лишь по словесному описанию из книг, или, если повезет, по книгам образцов. Как жаль, что «Деяния Диониса» Нонна Панополитанского впервые были напечатаны лишь в 1569 году, и первые несколько изданий были доступны далеко не всем благодаря обычной для того времени структуре книги: оригинал на древнегреческом, научный аппарат на латинском.
Воображаю, на каких диковинных слонов мы могли бы любоваться в манускриптах, ежели бы художникам Средневековья выпала возможность иллюстрировать следующий текст 5 века н.э.. Какого зверя можно было бы изобразить, опираясь лишь на словесное описание созданий их двух кратких фрагментов «Деяний Диониса»! Проверьте себя: почувствуйте себя на месте средневекового иллюстратора и попытайтесь вообразить создание лишь по описанию в тексте:
«С ними на бой ополчились жители области Ойты,
Матери густолесистой слонов, животных огромных,
Коим природа судила жить два раза по сотне
Лет, а может быть, даже и по три круговорота
В сотню годов длиною... Пасутся друг подле друга
Звери эти, от ног до главы черны они кожей,
В челюстях удлиненных пара зубов выступает,
Словно серпы жнецов изогнуты лезвием острым.
Могут, вперед продвигаясь по зарослям густолистым,
Их растоптать стопами... похожи они на верблюда,
Ибо изогнут хребет их, на этой вот хребтовине
Могут они и толпы нести людей, и поклажу
Долго и неутомимо, не преклоняя коленей!
Широколобые звери главою змеиной поводят,
Выя ж их коротка да крива, а малые глазки
Вид этим тварям огромным совсем придают поросячий,
Хоть высоки да сильны! Когда же идут они шагом,
Уши с тонкою кожей по обе стороны шеи
Так и болтаются, коли хоть малый ветер повеет!
Хвостик же хрупкий, короткий всегда и всюду в движеньи,
Непрестанно по телу и вьется, и бьется, и хлещет!
Часто, вперед продвигаясь в сражении, с пастью открытой,
Зверь быкоглавый, огромный обрушивается на мужа;
Недруга вооруженный зубами, торчащими грозно,
Дротами, от природы данными, страшно вращая;
Часто, в полном доспехе и со щитом, супротивник
Вверх, пронзенный, взлетает, в пасти грозной зажатый,
И низвергается долу зубом изострым сраженный.
Сбросив недруга наземь, катящегося во прахе,
Тело он поддевает, подбрасывает свирепо,
Ходит кругообразно, пастью быстро поводит
По сторонам с зубами кривыми, торчащими грозно,
Сам же хребтом извиваясь будто в движенье змеином,
Дроты зубов изостренных перед ногами уставил!
После сражения с индами их Дионис-владыка
По кавказским лугам привел к реке амазонок
И устрашил благошлемных воительниц-жен, восседая
На загривке высоком сих зверей преогромных!»*
«Деяния Диониса», Песнь XXVI, 294-330.
Саркофаг-ленос с изображением триумфа Диониса и львиных протом (и слона), III в. н. э., Байи, Археологический музей Флегрейских полей, снимок
И. А. Шурыгина «Вот и слон, что до неба возвышается, топчет
Эносихтона войско - трясется все под ногами! -
Бьет он хоботом длинным стадо тюленей на бреге.
Вот и сатиры в схватку ринулись пляшущей ратью,
Роголобые, бьются бесстрашно рогами, и в прахе
Волочатся хвосты, растущие от поясницы!»*
«Деяния Диониса», Песнь XLIII, 334-339.
The Huqoq synagogue's 5th century mosaic, with the upper register showing a war elephant. Photo credit: Jim Haberman.
Насколько мне известно, «Дионисиака» не иллюстрировалась. Как жаль. Поэма просто изобилует описаниями различных животных. За прошедшие столетия строгие претензии критиков к нонновской поэзии сменялись неподдельным восхищением, «Дионисиака» переживала взлеты и падения, но не оставляла равнодушных. Жан Луи Бальзак (1594 - 1654), член Французской академии, королевский советник писал про Нонна: «Это был живописец химер и гиппокентавров. Его мысли - причем я говорю о самых упорядоченных и самых трезвых - выходят далеко за пределы заурядной экстравагантности. В некоторых местах его можно принять скорее за одержимого демонами, чем за поэта; он кажется не столько вдохновленным Музами, сколько гонимым Фуриями» - чем не комплимент.
Слоник на заглавной иллюстрации не имеет никакого отношения к «Деяниям Диониса», он был создан в IV тыс. до н. э. на родине Нонна Панополитанского. Другие иллюстрации близки ко времени создания поэмы, либо изображают слона в триумфе Диониса.
* - перевод с древнегреческого Ю.А. Голубца
Разноцветные слоны Средневековья. Почему? "Бестиарий": Прыгающие и танцующие слоны. Почему? Комедия Плавта, маркиз де Лас-Навас и хобот слона. Как вепреслон и телчеслон появились на Руси. "Бестиарий": Слон с копытами и клювом. Почему? Калила ва Димна, Анвар-и Сухейли: Зайцы, Слоны и Луна. И прочие материалы о слонах по тэгу:
elephants on parade.