Правда - яд, правда - лекарство

Jul 11, 2014 15:20

Понимание, себя, другого, взаимоотношений людей, при всех своих очевидных преимуществах, может оказать "медвежью услугу" творческому самовыражению этого понимающего. Творец слова, кисти, звука, стремящийся выразить свои мысли, поделиться впечатлением, чувством, когда стремится вызвать у зрителя, слушателя, читателя   эмоциональный, душевный отклик ( Read more... )

миниатюрю

Leave a comment

_sixshot_ October 16 2014, 06:58:09 UTC
Добрый день

Мне очень понравилась Ваша заметка.
Я совершенно не могу читать прозу русской классики, и только у Вас я нашла подтверждение, что это может быть нормальной реакцией на ту чернуху и пессимизм, который в ней часто расписывается и смакуется.
Я не смогла прочитать "Тихий Дон" по школьной программе - бросила, с трудом осилив изнасилование Аксиньи отцом, избиение ее мужем и групповое изнасилование офицерской служанки казаками-сослуживцами Григория Мелехова.
Я так и не решилась спросить у одноклассников, кто-нибудь из них читал саму книгу или довольствовался подсказками-"выжимками".
Я не смогла прочитать "Преступление и наказание" Достоевского - бросила еще в процессе подготовки Раскольникова к совершению убийства старухи.
Я привыкла считать себя слишком неуравновешенной и слабой, будучи не в состоянии понять эстетику и величие этих и других широко восхваляемых книг.
Спасибо за Вашу заметку.

Reply

vslepnyov October 16 2014, 08:46:16 UTC
Здравствуйте, Лариса.
Рад Вашему комментарию и вниманию к теме заметки.
Знаете, а мне, когда писал заметку, не пришло в голову вспомнить, сколько программных произведений я пропустил, почувствовав в них мрак, вред для себя. И, да, те же "Тихий Дон", и "Преступление и наказание". И хорошо, что есть авторы, которых хочется перечитывать и пересматривать, с каждым прикосновением к ним и их творчеству вновь становясь светлее и радостнее. Оглядываясь назад, иногда чувствуешь тайный стыд за то, чего "исторического" не знаешь, но понимаешь, что ведь это, верно, ангел-хранитель уберёг.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Твой ангел-хранитель ведет себя тихо,
неслышно парит иад толпой.
Спеши, торопись утолить свою прихоть,
безумец, ребенок слепой.

Он видит все - как вертится земля,
как небо обручается с рекой,
и будущего минные поля,
и сны твои с потерянной строкой.

За сумраком сумрак, за звездами - звезды,
за жизнью, наверное, смерть,
а сбиться с дороги так просто, так просто,
как в зеркало посмотреть..
(В. Леви)

Reply

_sixshot_ October 16 2014, 13:05:21 UTC
А какая русская и зарубежная литература Вас вдохновляет?
Честно признаюсь, Л.Н. Толстой у меня вызывает отторжение (Вам, как я заметила, его произведения нравятся)

Reply

vslepnyov October 16 2014, 14:20:46 UTC
Из чувств мне легче удаётся стыд...

Я катастрофически мало читаю. А когда читаю, делаю это своеобразно: плету полотно личного литературного мира из множества ярких картинок-мыслей, мыслеощущений, которые при вплетании теряют и авторство и названия произведений. Возможно, авторам было бы и обидно, но я воспринимаю их лишь частичками единой огромной светлой атмосферы поэтики и вдохновения, соприкасаясь с которой и отдаешь и получаешь. И сам иногда пытаюсь вплестись туда неким звуком... И с Толстым та же история: я люблю читать его мысли, но гораздо меньше - его произведения)

Reply

_sixshot_ October 17 2014, 08:44:06 UTC
Мне кажется естественным выделять некоторые мысли из сюжета произведений и развивать их через свой опыт, размышления и анализ, а также через другие произведения, так или иначе затрагивающие эти темы.
Для меня нет конкретных любимых книг, но книга, серия книг или фильм могут стать любимыми (пересматривамыми/перечитываемыми), если содержат сплетение интересных мне тем и образов персонажей.
Новых книг я не читаю - у меня еще столько не переработано уже полюбившихся...
Тем более, при моих требованиях к литературе большую часть расхваленной и популярной литературы я поглощать не могу.
Я в основном читаю статьи и изложения мыслей живых обычных людей по интересующим меня темам.

Reply

vslepnyov October 17 2014, 11:28:27 UTC
Вы говорите удивительно в унисон ( ... )

Reply

_sixshot_ October 17 2014, 16:32:12 UTC
Мне интересны образы и взаимодействие персонажей, различие в их видении ситуации, их интересы и действия. Мне любопытно, каким герои видят окружающий их мир и что они хотят сделать в жизни.
Я несколько раз перечитывала гениальные рассказы О'Генри.
И творчества Роберта Силверберга я читала по крайней мере один рассказ - "Скрытый талант".
Поэзия - меня редко цепляют какие-то вещи.
Я тоже кое-что пыталась писать, и мне любопытен феномен, как творчество отражает автора и его мировоззрение. Иногда я "застреваю" на некоторых произведениях потому, что пытаюсь прочувствовать, что хотел вложить в них автор. И насколько это отличается от того, что вижу в произведении я.

Я не вполне понимаю, что Вы подразумеваете под "светлыми откровениями".
Я люблю такие произведения, песни, книги, где описывается преодолевание препятствий, но с поддержкой любящих людей, где отчаяние и боль тоже могут фигурировать - но лишь как естественные и проходящие переживание, а не раздутая чернушная агитация цинизма.

Reply

vslepnyov October 18 2014, 04:59:12 UTC
Ваши комментарий побудил с нового ракурса увидеть привычное ( ... )

Reply

_sixshot_ October 18 2014, 16:40:59 UTC
О'Генри прочел очень много и весьма был увлечен. Юмор и оптимизм его великолепны. Но давно уж не брал в руки, возможно, стоит перечитать в новом возрастном качестве)Мне было бы очень интересно услышать Вашу точку зрения на рассказ "Фараон и хорал ( ... )

Reply

vslepnyov October 20 2014, 03:59:02 UTC
"Фараон и хорал ( ... )

Reply

"Фараон и хорал" О.Генри _sixshot_ October 20 2014, 18:11:26 UTC
С первого прочтения мое внимание зацепилось за старательную ухоженность героя-бродяги. Выбритость, пиджак, галстук. У Сопи есть определенные стандарты, ниже которых он не хочет опускаться ( ... )

Reply

_sixshot_ October 20 2014, 20:11:23 UTC
Я решила для чистоты эксперимента, выложить сперва свой отзыв без прочтения Вашего, и только теперь мне любопытно уточнить некоторые моменты в Вашем восприятии рассказа.

Доказательством его свободы и крепости духа служит сцена у церкви: после стольких неудач и обилия упаднических мыслей он не только не аккумулировал их к ночи в некое состоянии, а напротив, пребывал в таком состоянии открытости Небу и душевного равновесия, что услышав хорал, легко последовал приятным воспоминаниям и радужным мыслям. И это в пиджачке на ветру с унылой перспективой бессонной зябкой ночи.
В моем восприятии это могло быть откликом на давно вытесненные мысли.
Энергия, пришедшая изнутри душевной системы, потому что свою выдумку и изобретательность Сопи к этому времени уже истощил и устал...

Конечно же, внутренняя свобода героя не абсолютна: ведь он, вроде бы, довольный своей независимостью(и уже привыкший к ней), к открытому и смелому взгляду в глаза неприятностям, услышав хорал, музыку, придуманную в том числе и для подчинения умов и психик, тут же ( ... )

Reply

vslepnyov October 21 2014, 03:30:21 UTC
С интересом прочитал Ваше видение рассказа О.Генри. Отметил, что вижу героя рассказа так же, как Вы, но я не даю ход мыслям в том направлении, в котором размышляете Вы. Мне ближе психологический анализ(а где-то и психофизиологический ( ... )

Reply

vslepnyov October 21 2014, 03:40:17 UTC
По поводу соседства свободы, достоинства и работы в подчинении у кого-либо совершенно соглашусь: одно другого не отрицает.

Reply

_sixshot_ October 22 2014, 18:24:16 UTC
Простите, но, кажется, я неправильно поняла Ваши слова и принципиальную разницу, которая мне показалась между Вашим и моим мнением о рассказе и персонаже:
Я вижу пробуждение под звуки музыки важной части души настоящего Сопи. Церковь лжет всегда, но музыка не может лгать - хоть церковь и постаралась поставить ее себе на службу. Нельзя пленить музыку.
Ваше мнение, как мне показалось, описывает бродяжничество как призвание и истинную свободу героя.

Reply

vslepnyov October 23 2014, 06:56:21 UTC
Сожалею, но, говоря о герое рассказа и хорале, я действительно, выразился противоречиво, обойдя вниманием момент позитивного влияния музыки. То, что музыка подействовала на Сопи так осветляюще - это, конечно же, много говорит о душе героя. Однако, как мы с Вами выяснили, и все остальное повествование говорит о том, что душа его светла и не повержена. По большому счету неважно, что для выхода на другой уровень горой хочет использовать "прежние честолюбивые мечты"(он настолько изменился с тех пор, что прежние мечты вряд ли станут двигателем), но важно зацепиться, найти точку опоры, а там его опыт и крепость духа найдут себе применение. Мне жаль, что в момент представления Сопи, слушающего музыку я оказался пессимистичен, прагматичен. Я думал, если весь образ жизни со множеством тягот не смогли встрепенуть героя, замотивировать его на действия, то музыка может оказать лишь временное просветление, затем сознание вернется к привычному циклу. В этот момент я упустил, что во многих изменениях жизни поворотная точка бывает точечкой, ( ... )

Reply


Leave a comment

Up