Правда - яд, правда - лекарство

Jul 11, 2014 15:20

Понимание, себя, другого, взаимоотношений людей, при всех своих очевидных преимуществах, может оказать "медвежью услугу" творческому самовыражению этого понимающего. Творец слова, кисти, звука, стремящийся выразить свои мысли, поделиться впечатлением, чувством, когда стремится вызвать у зрителя, слушателя, читателя   эмоциональный, душевный отклик ( Read more... )

миниатюрю

Leave a comment

_sixshot_ October 20 2014, 20:11:23 UTC
Я решила для чистоты эксперимента, выложить сперва свой отзыв без прочтения Вашего, и только теперь мне любопытно уточнить некоторые моменты в Вашем восприятии рассказа.

Доказательством его свободы и крепости духа служит сцена у церкви: после стольких неудач и обилия упаднических мыслей он не только не аккумулировал их к ночи в некое состоянии, а напротив, пребывал в таком состоянии открытости Небу и душевного равновесия, что услышав хорал, легко последовал приятным воспоминаниям и радужным мыслям. И это в пиджачке на ветру с унылой перспективой бессонной зябкой ночи.
В моем восприятии это могло быть откликом на давно вытесненные мысли.
Энергия, пришедшая изнутри душевной системы, потому что свою выдумку и изобретательность Сопи к этому времени уже истощил и устал...

Конечно же, внутренняя свобода героя не абсолютна: ведь он, вроде бы, довольный своей независимостью(и уже привыкший к ней), к открытому и смелому взгляду в глаза неприятностям, услышав хорал, музыку, придуманную в том числе и для подчинения умов и психик, тут же поддается его влиянию и уже с радостью представляет себя зависимым от всех и вся: от начальника, от своего честолюбия, от мнения других.
Мне Сопи-бродяга не кажется свободным. Он пренебрежительно думает о благотворительности, но подвергает себя ее заботам (выбритость, внешняя ухоженность), он кривится на миссионеров, но принимает галстук-бабочку от благодетельницы.
Вам кажется, что это - свобода большая, чем работа?
Работник все-таки диктует свои условия в трудовых отношениях (это не рабство), он выбирает, что ему приобрести на свои деньги.
Разумеется, сам О.Генри неоднократно поднимает вопрос о достойных условиях труда и оплаты за него, но в основном проблема возникает у молодых девушек, а не у мужчин.

Герой изобретателен, но не отличается особым знанием психологии взаимоотношений. В сцене с разбитым окном он вполне бы добился успеха, если хотя бы сымитировал вину и страх за проступок. Он к тому же и тугодум - не вывернул ситуацию в свою сторону, когда еще было возможно. Более того, он, похоже, даже не сделал выводов из происшествия, и в следующий раз, скорее всего, наступит на те же грабли.
Мне показалось, что преувеличенное лицедейство Сопи противно. Он мог бы подыграть - разыгрывая пьяного он так и сделал. Но вступая в отношения с обычными людьми Сопи не может заставить себя намеренно унизиться и унижать других. У него есть ощущение собственного достоинства, причем настолько крепкое, что его не задевают даже официанты, бросившие его на тротуар. И он продолжает где-то внутри уважать других людей только за то, что они - люди.

Reply

vslepnyov October 21 2014, 03:30:21 UTC
С интересом прочитал Ваше видение рассказа О.Генри. Отметил, что вижу героя рассказа так же, как Вы, но я не даю ход мыслям в том направлении, в котором размышляете Вы. Мне ближе психологический анализ(а где-то и психофизиологический :) ).
С не меньшим интересом читал Ваш отклик на мое восприятие рассказа. Ваше несогласие со мной не увиделось мной противоречием оценок. Скорее, мы видим одно и то же, но с разных точек зрения. Например, внутренняя свобода человека, о которой я упоминаю, неизменно соседствует с тем, что называют чувством собственного достоинства. Свободного человека невозможно унизить, оскорбить(хотя можно предпринять действия к этому), потому что его свобода, его достоинство не позволят ввести его в состояние, самочувствие униженного, оскорбленного. Внутренняя свобода кажется сложным термином, но расшифровать его, на мой взгляд, просто: такая свобода(независимо от того, свободен ли человек внешне: монарх ли он или заключенный в тюрьме) - это свобода(отсутствие зависимости) от страхов перед кем-либо или чем-либо плюс свобода от того, что называют негативным и что считают злом: злость, ненависть, зависть, ревность, корысть, высокомерие, сквернословие(по больше части это все проявления эгоцентризма). То есть, свобода человека от страха и от "зла" в душе дают ему истинную независимость в поступках и мыслях, дают открытость добру и свету. Я воспринял героя именно таким, на этом пути. Внутренняя свобода, однако, не подразумевает свободу от приличий, от чистоплотности, например. Возможно, самое главное во внутренней свободе человека то, что она - не для получения максимума удовольствия от жизни, а для получения удовольствия быть Человеком среди людей, которые тобой подразумеваются тоже с большой буквы.

Reply

vslepnyov October 21 2014, 03:40:17 UTC
По поводу соседства свободы, достоинства и работы в подчинении у кого-либо совершенно соглашусь: одно другого не отрицает.

Reply

_sixshot_ October 22 2014, 18:24:16 UTC
Простите, но, кажется, я неправильно поняла Ваши слова и принципиальную разницу, которая мне показалась между Вашим и моим мнением о рассказе и персонаже:
Я вижу пробуждение под звуки музыки важной части души настоящего Сопи. Церковь лжет всегда, но музыка не может лгать - хоть церковь и постаралась поставить ее себе на службу. Нельзя пленить музыку.
Ваше мнение, как мне показалось, описывает бродяжничество как призвание и истинную свободу героя.

Reply

vslepnyov October 23 2014, 06:56:21 UTC
Сожалею, но, говоря о герое рассказа и хорале, я действительно, выразился противоречиво, обойдя вниманием момент позитивного влияния музыки. То, что музыка подействовала на Сопи так осветляюще - это, конечно же, много говорит о душе героя. Однако, как мы с Вами выяснили, и все остальное повествование говорит о том, что душа его светла и не повержена. По большому счету неважно, что для выхода на другой уровень горой хочет использовать "прежние честолюбивые мечты"(он настолько изменился с тех пор, что прежние мечты вряд ли станут двигателем), но важно зацепиться, найти точку опоры, а там его опыт и крепость духа найдут себе применение. Мне жаль, что в момент представления Сопи, слушающего музыку я оказался пессимистичен, прагматичен. Я думал, если весь образ жизни со множеством тягот не смогли встрепенуть героя, замотивировать его на действия, то музыка может оказать лишь временное просветление, затем сознание вернется к привычному циклу. В этот момент я упустил, что во многих изменениях жизни поворотная точка бывает точечкой, неприметным стечением обстоятельств, мимолетная встреча, нечаянная улыбка или нечаянная строчка стиха, картина или мелодия. То, что со стороны кажется мелочью, может быть целительной влагой для увядшей души...
И герой наш после трех месяцев острова обязательно придет еще раз услышать хорал. Один раз возникшие светлые надежды, (особенно опирающиеся на реальные способы воплощения) невозможно растерять, они дождутся своего праздника.

Reply

vslepnyov October 23 2014, 06:58:07 UTC
PS
Познакомился с Вашим творчеством на Стихире.Мыслеобразующе. Оставил пару откликов.

Reply

_sixshot_ October 23 2014, 13:58:54 UTC
Спасибо

Reply


Leave a comment

Up