Правда - яд, правда - лекарство

Jul 11, 2014 15:20

Понимание, себя, другого, взаимоотношений людей, при всех своих очевидных преимуществах, может оказать "медвежью услугу" творческому самовыражению этого понимающего. Творец слова, кисти, звука, стремящийся выразить свои мысли, поделиться впечатлением, чувством, когда стремится вызвать у зрителя, слушателя, читателя   эмоциональный, душевный отклик ( Read more... )

миниатюрю

Leave a comment

vslepnyov October 17 2014, 11:28:27 UTC
Вы говорите удивительно в унисон!
Да, в любом тексте и в том числе в художественном, сюжетном, мне интересны, прежде всего, мысли.
В свое время я как-то очень быстро отошел от сюжетной литературы. Вдруг увидел в сюжете прикладное значение, некий способ, конструктив, призванный донести до читателя очень немногое.
Тогда мне стала очень интересна поэзия и как раз такая, в которой нет ни героев, ни событий, а лишь лучики мыслей...
Очень затрудняюсь назвать любимую сюжетную книгу, любимого автора такой книги. Хотя... есть у меня такая, вроде, заурядная, уже изрядно зачитанная до лохматости книжица - Роберт Силверберг, фантастические рассказы. Все там знакомо, но при каждом новом чтении возникают новые мысли. Совсем отвлеченные от повествования, ради этого и перечитываю... Рассказ, похоже, мой формат. Интересен мне Гришковец. Интересен созвучием, самоуглубленностью, открытостью. Но его сюжетные произведения мне почти никак. Сюжет мне представляется сильно отвлекающей от того, что мне нужно, субстанцией.
Интересует поэзия, но сильно-сильно избранная, надерганная с миру по нитки, сугубо созвучная.
Интересует жанр... как бы его... я бы его назвал "светлые откровения".
В этом ключе ищу и читаю всё все вокруг и иногда пытаюсь что-то писать. Все литературно-художественное и вообще словесное, интересно(или не интересно) как потенциальный возбудитель мыслей и понимания. Понимание - это увлекательно.)

Reply

_sixshot_ October 17 2014, 16:32:12 UTC
Мне интересны образы и взаимодействие персонажей, различие в их видении ситуации, их интересы и действия. Мне любопытно, каким герои видят окружающий их мир и что они хотят сделать в жизни.
Я несколько раз перечитывала гениальные рассказы О'Генри.
И творчества Роберта Силверберга я читала по крайней мере один рассказ - "Скрытый талант".
Поэзия - меня редко цепляют какие-то вещи.
Я тоже кое-что пыталась писать, и мне любопытен феномен, как творчество отражает автора и его мировоззрение. Иногда я "застреваю" на некоторых произведениях потому, что пытаюсь прочувствовать, что хотел вложить в них автор. И насколько это отличается от того, что вижу в произведении я.

Я не вполне понимаю, что Вы подразумеваете под "светлыми откровениями".
Я люблю такие произведения, песни, книги, где описывается преодолевание препятствий, но с поддержкой любящих людей, где отчаяние и боль тоже могут фигурировать - но лишь как естественные и проходящие переживание, а не раздутая чернушная агитация цинизма.

Reply

vslepnyov October 18 2014, 04:59:12 UTC
Ваши комментарий побудил с нового ракурса увидеть привычное.
Я вдруг понял, почему я в фильмах(и спектаклях) с удовольствием смотрю то, о чем не хочу(не умею, не хватает памяти и терпения) читать в книгах. Ведь и мне чрезвычайно интересны "образы и взаимодействие персонажей, различие в их видении ситуации, их интересы и действия... каким герои видят окружающий их мир и что они хотят сделать в жизни." Но этот интерес хочется удовлетворить и превратить в свои умозаключения как можно быстрее и течение фильма этому спососбтвует, к тому же, смотря фильм, думать легче - не отвлекает сам процесс просмотра. Хотя... в итоге это является, скорее всего, ленью читать и напрягать фантазию при чтении)...

О'Генри прочел очень много и весьма был увлечен. Юмор и оптимизм его великолепны. Но давно уж не брал в руки, возможно, стоит перечитать в новом возрастном качестве)

"Я тоже кое-что пыталась писать"
Интересно было бы познакомиться.

"Иногда я "застреваю" на некоторых произведениях потому, что пытаюсь прочувствовать, что хотел вложить в них автор"
Задумался... Похоже, мне несвойственны такие поиски(наверное, зря). Если нет с автором созвучия, то я понимаю по-своему, не озадачиваясь, что же имелось в виду.

Светлые откровения...
Бывают общения с очень близкими людьми, когда ты можешь сказать абсолютно все, что тебя волнует, что чувствуешь. Конечно, всё ты не говоришь, а только светлое, радостное, потому как человек настолько близок и чувствителен, что ты бережешь его, как себя от негатива. И ты рассказываешь ему и не только радостное и даже очень грустное, но так, что всегда непременно присутствует тепло, свет... Некоторые авторы имеют одаренность так общаться с читателем: доверительно, открыто и светло. Это очень притягивает.

Reply

_sixshot_ October 18 2014, 16:40:59 UTC
О'Генри прочел очень много и весьма был увлечен. Юмор и оптимизм его великолепны. Но давно уж не брал в руки, возможно, стоит перечитать в новом возрастном качестве)
Мне было бы очень интересно услышать Вашу точку зрения на рассказ "Фараон и хорал".
Я читала этот рассказ несколько раз, но в разное время увидела в нем три разных смысла. Я не поняла, какой смысл подразумевает автор, но мне было бы интересно Ваше мнение о сюжете и герое.

Мое творчество заключается в проживании тяжелых и сумбурных эмоций, я пишу, чтобы просто понять, что именно я испытываю - и мне это помогает выбраться из ямы отчаяния.
Я пыталась писать светлые и легкие вещи, но по мне они звучат неискренне, и я не могу сказать, что могу их разделить.
Вопреки популярной фразе Л.Н.Толстого, мне кажется, что именно несчастье люди переживают более схоже, чем радость. Боль - она для всех боль, а радость каждому приносит что-то свое: что одному радость, другому чур-меня.
Но если Вам интересно - http://www.stihi.ru/avtor/transform

Reply

vslepnyov October 20 2014, 03:59:02 UTC
"Фараон и хорал"
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
О герое.
Первое, что хочется отметить о главном герое - это его внутренняя свобода. Которая является базисом его оптимизма и крепости духа. Свобода выражается в том, что он не боится никого и ничего и любому драматизму бытия уделяет ровно столько, сколько нужно, чтобы не пошатнуть почву под ногами, чтобы тут же переключить ум на поиск другого решения ведущего к поставленной цели. Свобода выражается в том, что ему не нужно с неба звезд, ему мало нужно для того, чтобы душа пребывала в состоянии светлой уверенности в будущем, ему ведомо чувство меры. Доказательством его свободы и крепости духа служит сцена у церкви: после стольких неудач и обилия упаднических мыслей он не только не аккумулировал их к ночи в некое состоянии, а напротив, пребывал в таком состоянии открытости Небу и душевного равновесия, что услышав хорал, легко последовал приятным воспоминаниям и радужным мыслям. И это в пиджачке на ветру с унылой перспективой бессонной зябкой ночи.
Конечно же, внутренняя свобода героя не абсолютна: ведь он, вроде бы, довольный своей независимостью(и уже привыкший к ней), к открытому и смелому взгляду в глаза неприятностям, услышав хорал, музыку, придуманную в том числе и для подчинения умов и психик, тут же поддается его влиянию и уже с радостью представляет себя зависимым от всех и вся: от начальника, от своего честолюбия, от мнения других. По всей видимости, героя О.Генри списывал с себя, со своей бытности узником тюрьмы. И состояние души героя, похоже, тоже авторское...

О сюжете.
В первую очередь стоит сказать о блистательном юморе автора. Благодаря его сравнениям и повествованию как бы с веселого ироничного облачка, на котором пребывает не только рассказчик, но и герой, читаель моментально приходит в веселое расположение духа.(такая писательская способность - весьма замечательна и весьма терапевтична, но, к сожалению, и весьма редка)
Сюжет содержит несколько интересных моментов, которые автор, возможно, вставил для комического подчеркивания простоты героя.
Герой изобретателен, но не отличается особым знанием психологии взаимоотношений. В сцене с разбитым окном он вполне бы добился успеха, если хотя бы сымитировал вину и страх за проступок. Он к тому же и тугодум - не вывернул ситуацию в свою сторону, когда еще было возможно. Более того, он, похоже, даже не сделал выводов из происшествия, и в следующий раз, скорее всего, наступит на те же грабли. А дело, видимо, в излишней самоуглубленности героя, в его чрезменой интровертированности.
Похожие психологические ошибки обраруживаются в сцене и с зонтиком и с женщиной. Здесь, однако, обнаруживается деликатность и строгое миролюбие бродяги. Ведь стоило ему в ситуации с зонтиком хотя бы грубо толкнуть мужчину, то он добился бы внимания полисмена. А с женщиной точно также: стоило ему дернуть сумочку или наступить на ногу, или громко выругаться матом, так не миновать бы ему участка. Ан нет, это не в натуре героя, ибо даже не приходит ему в голову.
Когда героя рассказа узнаешь до последней подробности, то очень хочется вырвать его из этой действительности и поместить... куда же?.. конечно в писательское кресло, уединенное и независимое). На другом рабочем месте наш деликатный герой непременно будет угнетен кем-нибудь более нахрапистым(коих немеряно) и чувствовать себя будет весьма плохо, хуже, чем в статусе бродяги.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
С интересом познакомлюсь с Вашим творчеством, спасибо за ссылку.
По поводу фразы Толстого.
На мой взгляд, там есть важное уточнение: речь идет не о счастливых людях, а о счастливых семьях.

Reply

"Фараон и хорал" О.Генри _sixshot_ October 20 2014, 18:11:26 UTC
С первого прочтения мое внимание зацепилось за старательную ухоженность героя-бродяги. Выбритость, пиджак, галстук. У Сопи есть определенные стандарты, ниже которых он не хочет опускаться.
Сопи знает город, знает общество, образ жизни разных людей, он умеет ценить вино и имеет представление об изысканном обеде.
Я задаюсь вопросом, насколько искренно довольство героя своей бродячей жизнью и насколько искренен его порыв в конце рассказа эту самую жизнь изменить.
Удивительным образом, пока Сопи мечтал попасть в тюрьму на Острове, ему никак не удавалось этого добиться, но стоило ему подумать, что у него есть выбор и возможности - как его сразу арестовал полицейский.
Почему рассказ называется «Фараон и хорал»? Может, потому, что мелодия органа разбудила в душе Сопи старые мечты о реализации своих способностей, о том, чтобы быть больше, чем воплощением протеста, а полицейский напомнил, чем Сопи является в настоящее время. Бездомным бродягой.
Сперва я прочитала этот рассказ в ранней юности, и он показался мне оптимистичным - ведь Сопи хотел в тюрьму на время зимы, вот его мечта и исполнилась.
Второй раз я прочитала рассказ через несколько лет и отметила изменившийся настрой героя - он уже не хотел в тюрьму, когда полицейский его арестовал. И я прониклась пессимизмом от того, что судьба, которая хранила бродягу, отказывает ему в том, чтобы попробовать себя в чем-то другом. Я представляла, что если бы Сопи приступил к новой идее прямо сейчас (а ведь он не бездельник, он умеет работать и готов к работе), то у него могло бы даже получиться. Но, увы, судьба вернула его в накатанную и привычную ему колею, и у него нет шансов изменить свою жизнь.
В третий раз я прочитала рассказ в довольно взрослом возрасте и я просто чувствовала - улыбалась тщательно продуманным и исполненным планам Сопи и тому, чем они заканчивались, я жила его тревогой от мысли, что привычная жизнь его отвергает, удивлялась, как при жизни на улице Сопи сохраняет понятие приличного и допустимого.
Я стояла рядом с ним, когда он слушал музыку и вспоминал, кем он был, чем он жил. И когда он подумал, кем он еще может стать.
Когда появился полицейский, я подумала: «Зима - плохое время для такого дерзкого начинания. Если Сопи за три месяца взвесит что у него есть, и устраивает ли его это - то весной будет самое время начать воплощать в жизнь его мечты».

Reply

_sixshot_ October 20 2014, 20:11:23 UTC
Я решила для чистоты эксперимента, выложить сперва свой отзыв без прочтения Вашего, и только теперь мне любопытно уточнить некоторые моменты в Вашем восприятии рассказа.

Доказательством его свободы и крепости духа служит сцена у церкви: после стольких неудач и обилия упаднических мыслей он не только не аккумулировал их к ночи в некое состоянии, а напротив, пребывал в таком состоянии открытости Небу и душевного равновесия, что услышав хорал, легко последовал приятным воспоминаниям и радужным мыслям. И это в пиджачке на ветру с унылой перспективой бессонной зябкой ночи.
В моем восприятии это могло быть откликом на давно вытесненные мысли.
Энергия, пришедшая изнутри душевной системы, потому что свою выдумку и изобретательность Сопи к этому времени уже истощил и устал...

Конечно же, внутренняя свобода героя не абсолютна: ведь он, вроде бы, довольный своей независимостью(и уже привыкший к ней), к открытому и смелому взгляду в глаза неприятностям, услышав хорал, музыку, придуманную в том числе и для подчинения умов и психик, тут же поддается его влиянию и уже с радостью представляет себя зависимым от всех и вся: от начальника, от своего честолюбия, от мнения других.
Мне Сопи-бродяга не кажется свободным. Он пренебрежительно думает о благотворительности, но подвергает себя ее заботам (выбритость, внешняя ухоженность), он кривится на миссионеров, но принимает галстук-бабочку от благодетельницы.
Вам кажется, что это - свобода большая, чем работа?
Работник все-таки диктует свои условия в трудовых отношениях (это не рабство), он выбирает, что ему приобрести на свои деньги.
Разумеется, сам О.Генри неоднократно поднимает вопрос о достойных условиях труда и оплаты за него, но в основном проблема возникает у молодых девушек, а не у мужчин.

Герой изобретателен, но не отличается особым знанием психологии взаимоотношений. В сцене с разбитым окном он вполне бы добился успеха, если хотя бы сымитировал вину и страх за проступок. Он к тому же и тугодум - не вывернул ситуацию в свою сторону, когда еще было возможно. Более того, он, похоже, даже не сделал выводов из происшествия, и в следующий раз, скорее всего, наступит на те же грабли.
Мне показалось, что преувеличенное лицедейство Сопи противно. Он мог бы подыграть - разыгрывая пьяного он так и сделал. Но вступая в отношения с обычными людьми Сопи не может заставить себя намеренно унизиться и унижать других. У него есть ощущение собственного достоинства, причем настолько крепкое, что его не задевают даже официанты, бросившие его на тротуар. И он продолжает где-то внутри уважать других людей только за то, что они - люди.

Reply

vslepnyov October 21 2014, 03:30:21 UTC
С интересом прочитал Ваше видение рассказа О.Генри. Отметил, что вижу героя рассказа так же, как Вы, но я не даю ход мыслям в том направлении, в котором размышляете Вы. Мне ближе психологический анализ(а где-то и психофизиологический :) ).
С не меньшим интересом читал Ваш отклик на мое восприятие рассказа. Ваше несогласие со мной не увиделось мной противоречием оценок. Скорее, мы видим одно и то же, но с разных точек зрения. Например, внутренняя свобода человека, о которой я упоминаю, неизменно соседствует с тем, что называют чувством собственного достоинства. Свободного человека невозможно унизить, оскорбить(хотя можно предпринять действия к этому), потому что его свобода, его достоинство не позволят ввести его в состояние, самочувствие униженного, оскорбленного. Внутренняя свобода кажется сложным термином, но расшифровать его, на мой взгляд, просто: такая свобода(независимо от того, свободен ли человек внешне: монарх ли он или заключенный в тюрьме) - это свобода(отсутствие зависимости) от страхов перед кем-либо или чем-либо плюс свобода от того, что называют негативным и что считают злом: злость, ненависть, зависть, ревность, корысть, высокомерие, сквернословие(по больше части это все проявления эгоцентризма). То есть, свобода человека от страха и от "зла" в душе дают ему истинную независимость в поступках и мыслях, дают открытость добру и свету. Я воспринял героя именно таким, на этом пути. Внутренняя свобода, однако, не подразумевает свободу от приличий, от чистоплотности, например. Возможно, самое главное во внутренней свободе человека то, что она - не для получения максимума удовольствия от жизни, а для получения удовольствия быть Человеком среди людей, которые тобой подразумеваются тоже с большой буквы.

Reply

vslepnyov October 21 2014, 03:40:17 UTC
По поводу соседства свободы, достоинства и работы в подчинении у кого-либо совершенно соглашусь: одно другого не отрицает.

Reply

_sixshot_ October 22 2014, 18:24:16 UTC
Простите, но, кажется, я неправильно поняла Ваши слова и принципиальную разницу, которая мне показалась между Вашим и моим мнением о рассказе и персонаже:
Я вижу пробуждение под звуки музыки важной части души настоящего Сопи. Церковь лжет всегда, но музыка не может лгать - хоть церковь и постаралась поставить ее себе на службу. Нельзя пленить музыку.
Ваше мнение, как мне показалось, описывает бродяжничество как призвание и истинную свободу героя.

Reply

vslepnyov October 23 2014, 06:56:21 UTC
Сожалею, но, говоря о герое рассказа и хорале, я действительно, выразился противоречиво, обойдя вниманием момент позитивного влияния музыки. То, что музыка подействовала на Сопи так осветляюще - это, конечно же, много говорит о душе героя. Однако, как мы с Вами выяснили, и все остальное повествование говорит о том, что душа его светла и не повержена. По большому счету неважно, что для выхода на другой уровень горой хочет использовать "прежние честолюбивые мечты"(он настолько изменился с тех пор, что прежние мечты вряд ли станут двигателем), но важно зацепиться, найти точку опоры, а там его опыт и крепость духа найдут себе применение. Мне жаль, что в момент представления Сопи, слушающего музыку я оказался пессимистичен, прагматичен. Я думал, если весь образ жизни со множеством тягот не смогли встрепенуть героя, замотивировать его на действия, то музыка может оказать лишь временное просветление, затем сознание вернется к привычному циклу. В этот момент я упустил, что во многих изменениях жизни поворотная точка бывает точечкой, неприметным стечением обстоятельств, мимолетная встреча, нечаянная улыбка или нечаянная строчка стиха, картина или мелодия. То, что со стороны кажется мелочью, может быть целительной влагой для увядшей души...
И герой наш после трех месяцев острова обязательно придет еще раз услышать хорал. Один раз возникшие светлые надежды, (особенно опирающиеся на реальные способы воплощения) невозможно растерять, они дождутся своего праздника.

Reply

vslepnyov October 23 2014, 06:58:07 UTC
PS
Познакомился с Вашим творчеством на Стихире.Мыслеобразующе. Оставил пару откликов.

Reply

_sixshot_ October 23 2014, 13:58:54 UTC
Спасибо

Reply


Leave a comment

Up