Сахалинская эпопея. В тени Большевика

Nov 08, 2022 22:41

Нельзя просто так взять и не прогуляться по столице единственного островного региона нашей страны - Южно-Сахалинску. В прошлом Тоёхара - "Плодородный дол", некогда Владимировка - село для каторжан, отбывших свой срок, ныне Южный, как говорят местные. Конечно, гуляли мы в основном по центрально-туристической части города, в квадрате улиц Сахалинской, Железнодорожной, Пуркаева и Горького, остальное видели лишь из окон машин, автобусов и поездов, но так делают все порядочные путешественники, а мы - именно такие.



Самый большой и густонаселенный (около 182 тыс. чел.) город всея обласы, что удивительно для островной столицы - не портовый и не карабкающийся на сопки. Южный привольно раскинулся по ровному дну Сусунайской низменности, прикрытый от ветра с востока одноименным, а с запада Мицульским хребтами. Впрочем с юга, со здоровенного Анивского залива, его ничто не прикрывает, поэтому погода здесь, как и на всем Сахалине..., ну вы поняли. За те, в общей сложности 3 дня, что мы провели в Южном, все прелести умеренно-муссонного климата почувствовали на себе.

Южный скрепный



«...Вы такой зеленый и плоский», - некогда сказала про Южный Шапокляк, и была почти права. Город, во всяком случае его центр, утопает в зелени и цветах. Скверы тут, буквально, на каждом углу, почти все - тематические, с памятниками адмиралам, городской скульптурой и стильными стеклянными инфощитами. Один из них, что на улице Сахалинской, информирует пытливого прохожего о том, что Сахалин был назван по ошибке. Здесь даже есть сквер посвященный символу острова - японскому белокопытнику, в просторечии - сахалинскому лопуху.



Что касается плоскости, то гулятельная часть города - от жд вокзала до Площади Победы - имеет небольшой уклон, который с приближением к последней делается весьма приличным. Поэтому местные байкеры, бесконечным потоком передвигающиеся по настоящим велодорожкам (да-да, со светофорами, разметкой и ведущими куда надо, а не из ниоткуда в никуда) обладают накачанными икрами и всегда глядят сурово.
Понять, где в Южном самый центральный центр, сложно. Мы так его и не нашли. На звание главной улицы или площади города могут претендовать сразу несколько участников, и аргументы у любого из них весомые. Впрочем, это хорошо, можно каждый раз отправляться на прогулку в центр, и всегда он будет новым.

Вот, например, Коммунистический проспект. Здесь много всякого. Дом Правительства области может служить фоном для огурца Николая, который путешествует чаще Николая.



А напротив - Чехов-центр (логово всех драмтеатров города), с сохранившимся кусочком мозаики 70-х - портретом единственного столичного писателя, доехавшего до Сахалина



театралы, разгоряченные очередным спектаклем



За театром - музей книги Чехова «Остров Сахалин», а вокруг обоих зданий - большой парк со скульптурами персонажей из произведений Антона Палыча



Еще один крайне интересный парк окружает краеведческий музей - он тоже на Коммунистическом, выше по склону. Монументальное здание в стиле «тэйкан» (императорская корона), было построено при Карафуто специально под музей в 1937 году и ни разу не перестраивалось.



У входа в оплот официозной милитаристской архитектуры Японии сидят псы-охранители кома-ину, а вокруг - дендропарк с образчиками сахалинской флоры, японский садик и экспонаты уличной экспозиции. Планировку парка, "подсмотрели" у шведов, в музее под открытым небом Скансэн в Стокгольме.

Вот русские орудия, захваченные японцами в Порт-Артуре





Легкая японская гаубица и герб РСФСР



Нефтекачка с полувековым стажем, привезенная с месторождения Эхаби под Охой



Справа памятный знак Накагаве Кодзюро (1932) - замгубернатора Карафуто, отцу-основателю «специализации» острова - деревообработки



Хоандэн из села Мерей (Пригородное)



Трофейный японский лёгкий танк «Ха-Го» с курильского острова Шумшу



У входа в музей мы познакомились с Сергеем Федорчуком, сахалинским краеведом, и, конечно же, не ушли с пустыми руками: в Красноярск уехали «Русские на Карафуто», «Огонь и жизнь» и набор открыток с видами японского Сахалина - с автографами. Сергей Петрович - начальник пожарно-спасательной команды аэропорта Хомутово, профессиональный пожарный, так что вторая книга отчасти перекликается с его биографией. Обе рассказывают о недавнем прошлом острова, а читаются так, будто это вообще другая планета, ну, или как минимум, другая эпоха. Всегда стараюсь покупать книги местных краеведов, знаю по собственному опыту, насколько тяжел и кропотлив их труд, и какими радостными и удивительными бывают открытия.



В музей не пошли. В последнее время к музеям я что-то охладела. Впрочем, не ко всем, музей СахЖД был запланирован к посещению, но увы, во все дни высочайших визитов он был закрыт, оставалось лишь любоваться раритетами, собранными с узкоколеек острова (сегодня Сахалинские жд полностью перешли на русскую колею), через забор.

Морда легендарного тепловоза ТГ16, выпущенного в количестве 94 штук специально для Сахалина



Техника, конечно, потрясающая, будто из мультиков аниме. Если любите паровозы, вагоны и всякое такое, но на Сахалин еще не добрались, про музей можно почитать тут: https://ufedor.livejournal.com/124475.html

Еще одну железнодорожную ветку, а точнее - кольцо, длиной 2,2 км, можно посетить в парке Гагарина. Из-за обилия целеустремленных детей прокатиться не удалось. Дети в Южном суровые, впрочем, герои их книжек здесь тоже любят пожестче.



Парк Гагарина - огромная зеленая зона, по сути - лес с подсадками, очень впечатливший гостей из Красноярска. Особенно понравилась дикая часть парка, дикая настолько, что некоторые коллеги умудрялись жить там в палатке и не быть пойманными стражами порядка и работниками учреждения.



Лес тянется от парка Гагарина на север и юг, по подошве горы Большевик. К северу в нем расположился зооботанический парк типа нашего «Роева ручья», а к югу - ботанический сад, попасть куда по-моему, вообще нереально, а также больничка и целый ряд военных памятников и мемориалов. Здесь, много цветов, тенистых аллей и лужаек, где можно невозбранно поспать на солнце, предусмотрительно прикрыв лицо лопухом.



Главная здешняя достопримечательность, конечно же, гора Большевик (602 м), она же Асахигаока - холм восходящего солнца. Большевик довлеет над Южным с востока, - и он, и другие сопки, и Мицульский хребет, что при ясном небе отлично виден из центра, делают столицу Сахалина близкой и родной, - привычка жить в окружении гор, дело такое... На Асахигаоке еще во времена Карафуто катались на горных лыжах, в 60-х на склонах Большевика открыли курорт «Горный воздух». "Воздух" вызвал у меня непреодолимое желание ощутить под ботинками снег, встегнуться и погнать





С третьего раза мы таки на него попали, поднялись на гондоле 2 км по склону и поглядели на Южный свысока.



Мицульский хребет, как всегда, в облаках. Красивейший закат над ним видели только однажды, когда приземлились в Хомутово.



Гора «работает» круглый год, а не только зимой. Здесь несколько велотрасс, куча прогулочных тропинок и дорожек для тренировок скайраннеров, есть промаркированные маршруты для сурового и не очень трекинга



А тем, кто любит трекинг познавательный, могу порекомендовать обход мозаичных панно Южного, наследия СССР, большую часть которого (около 20 штук) здесь сохранили.

Мужчина со спутником в руке со здания «Сахалинэнерго» на Компроспекте, 43, и панно 1962 года, посвященное первому групповому полету кораблей «Восток-3» и «Восток-4» на Компроспекте, 7



На Ленина, 173 перед зданием мэрии - вообще красота, тут я залипла надолго. Оленевод с оленем и пограничник с собакой, ученый и лесоруб, доярка и шахтер, летчик и рыбак, капитан и нефтяник - все профессии острова, а также его приграничная специфика отражены на стеле. Тут же и награды города.





В целом, в Южном много еще чего можно посмотреть, посетить и найти (даже хачкар имеется), и, хотя я не особо люблю городской туризм, не могу не отметить, что центр столицы островов уютен и симпатичен, а квадратно-гнездовой способ его организации лишает шанса плутануть даже отъявленного топокретина.



Тут множество кафешек интернациональной, русской и восточной кухни, бюджетными их не назвать, это слово на Сахалине вообще не употребляется, 600-700 рублей - средний чек в самой скромной столовке, а в нескромные мы не ходили. Морегадами туристы и местные закупаются на рынках «Техник» (Мира, 86) и «Успех» (Вокзальная, 71), там же продают божественный нектар клоповки и аутентичные сладости. Сувенирные лавки тоже неплохие - в холле жд вокзала, на Комсомольской, 146 и на Горького, 20, ассортимент от банальных магнитиков до произведений искусства. Кстати в Южном я впервые встретила улицу Алексея Максимовича Горького. Мы же, как обычно, рассылали спам.



Общественного транспорта много, увы, не воспользовались ни разу, центр компактный, предпочитали прогулки. Из аэропорта пришлось ехать на такси (рейс был поздним) за 600 р. Кроме нас, правда, в салоне уже сидел американец, про которого веселый киргизский водитель сказал, мол, не переживайте, он все равно ничего не понимает, на что интурист жестко сообщил, что он «донт ступид, энд олл андерстенд», и всегда ездит из Хомутово в Южный за 500 рэ и ни копейки больше не даст.

Что касается жилья, то Южный - единственный город на Сахалине, где всегда можно найти место в хостеле, номер в гостинице или квартиру посуточно, даже не бронируя ничего заранее. Цены на любой кошелек, от 600 р за койкоместо в приличном хостеле, и от 1200 за него же в приличной гостишке. Гигантская растяжка с единым телефоном бронирования квартир посуточно висит на соседнем с жд вокзалом здании, я, естественно, заметила ее лишь в последний день пребывания на острове.

Южный большинство туристов используют как базу, откуда ежедневно выезжают на организованные экскурсии без ночевок, реже - с ними. Местное минтуризма https://gosakhalin.ruуже весной публикует на сайте таблицу с экскурсиями с мая по октябрь от проверенных туркомпаний и частных гидов - на каждый из 180 дней, да еще со всеми контактами! Можно заранее, еще дома выбрать, что хочешь и забронировать, ну, или присоединиться уже в Южном, если есть места. Стоимость от 4 до 20 тысяч за экскурсию, в зависимости от локации, способа доставки туда и продолжительности маршрута. Но севернее бухты Тихой попасть скорее всего, не получится. Кто хочет сэкономить - ищет профильные группы походников в соцсетях или попутчиков через сайт ИдиЛесом https://idilesom.com. А совсем уж нищеброды всё «сами-сами».

Грустно, что многие рассматривают Южный, да и в целом, Сахалин, как некий перевалочный пункт по пути на Курилы или Камчатку, и вообще не включают его в свои туристические планы. На мой взгляд, остров прекрасен и заслуживает отдельного трипа, и не одного, потому что, как показала практика, даже за три недели здесь невозможно выполнить программу-минимум. Так что буду перечитывать свои отчеты в ожидании новой встречи с островом-рыбой.

Фото: АВЭ и я

Другие посты про Сахалин:
Вас приветствует утро Родины.
К северу через северо-запад.
Пост про Александровский пост.
Бухта Тихая.
От Чехова до Лопатина.
Холмск и окрестности.
Мыс Слепиковского.
Мыс Птичий.

музей, туризм, потаскания, Сахалин, #gosakhalin, отвлеченные размышления, Южно-Сахалинск, Горный воздух, пердь, кунштюки, рожденные в СССР, #сахалинтуризм

Previous post
Up