Сахалинская эпопея. К северу через северо-запад.

Sep 14, 2022 21:39

На самом деле все было в обратном направлении, просто давно хотела использовать название этого фильма в каком-нибудь отчете.
Бросок на север начался с крайне дотошного досмотра на жд вокзале в Южном, такого даже в приснопамятном Крыму не припомню, чего уж говорить про красноярские станции. Удивительно, но на другом конце ветки в Ногликах вход в вокзал, на перрон, в туалет через администрацию, да и вообще везде - свободный, а стражи порядка из поездной бригады мирно прогуливаются по залу, переступая через ноги и баулы многочисленных вахтовиков. Ноглики friendly.



Стартовали в 9:40 утра от столовки «Жасмин» (все заведения на севере, где удалось побывать, держали товарищи из братских республик, так что еда там была отменной) в Ногликах, брели в утреннем тумане по окраинам до трассы на Оху, обозревали по-наполеоновски великую реку Тымь, несущую мутные воды в Охотское море.



Прошли аж 3 км и за мостом были приняты на борт небольшого грузовичка, хозяин которого вёз сети на стан. Порядка тридцати км до Горячих ключей пролетели незаметно, пока я болтала с водителем о рыбном промысле на севере острова и о загадочном исчезновении горбуши с прилавков, АВЭ грел бока и селфился в кузове в разных позах.



Слева пролетали песчаные склоны, украшенные осинками, елочками и лиственницами, справа шумели хмурые волны Ныйского залива и мелькали полуразрушенные мосты бывшей узкоколейки, некогда соединявшей Катангли и Оху и сданной на металлолом за копейки в 2006-2008 гг. О ней подробно писал Болашенко: http://www.strany.net/russia/oha_bolashenko.html
Под колеса стелился пока еще асфальт, и даже странно было, почему все ругают эту прекрасную, уже год как федеральную автодорогу. Но сие сакральное знание, а также яркие впечатления мы получили лишь на следующий день, а пока, выгрузились у сворота к Дагинским термальным источникам, до которых шагать было каких-то полкилометра.



Кстати, и река, и поселок с названием Даги находятся в 10 км к северу, так что вопрос, почему источники именуются Дагинскими, а не, к примеру, Нельбутскими, остался без ответа. Горячие ключи в количестве 60 штук температурой (по разным данным) от 37 до 60ºС бьют из гигантского болота, поросшего двухметровой травой, той самой, что колосится у нас на газонах, максимум, чуть выше колена. Красоты и дикости пейзажу добавляют рощи безверхих лиственниц, окружающих топь, всяческие цветочки и купы кедрового стланика. Чтобы оздоравливающиеся не расслаблялись, организован и небольшой комариный фестиваль.







Дагинские ключи обследовали в 50-60 гг прошлого века, тогда же их разделили на три блока, отличающихся по минеральному и ионному составу. Имеются также грязи, выдающие пукающие звуки и целую палитру запахов. Есть мнение, что здесь можно лечить болезни кожи, нервной системы, опорно-двигательного аппарата и разное по части гинекологии. У меня же сложилось впечатление, что большинство граждан, включая нас, там просто отдыхали после долгой дороги, не задумываясь о вопросах здоровья. При СССР тут была лечебница с настоящими докторами, нынче же рекомендации по погружению передаются друг другу самими отдыхающими.



Еще несколько лет назад источники были абсолютно дикими, тропки в болоте от ключа к ключу представляли собой две дощечки, а сами ванны - деревянные гниющие срубы, прикрытые самодельными навесами из брезента или полиэтилена. Нынче все весьма культурно, имеются экотропы, прогулочный бульвар, лавочки, беседки, фонари, раздевалки и шезлонги. И все по-прежнему бесплатно.









Над ключами построили юрты, ванны привели в божеский вид, а в некоторых дно даже засыпали морским песочком. Их регулярно чистят, моют, борются с заиливанием. При нас двое мужиков постоянно таскали генератор то к одной юрте, то к другой, выкачивали воду, запускали помпу, и вообще активно трудились с утра до вечера (мы, правда, подозревали, что они сдавали по вечерам генератор в ломбард, а утром выкупали). О том, как и кто доводит до ума Дагинские источники можно почитать на стене тут: https://vk.com/uverus - это большая и важная работа, которую к счастью, таки поручили профессионалам, ведь Ключи нынче - одна из туристических витрин Сахалина.

На Горячих Ключах есть что-то вроде мотеля и гостевых домиков, но основная часть пациентов ставит палатки на полянках между деревьями, собирает ветки на костер, набирает горячую воду для мытья посуды и гигиенических нужд в ванне на входе в Северный блок, и практикует ЗОЖ, прогуливаясь с полотенчиками на головах между Южным и Северным блоком. Мы тоже прогуливались и погружались в некоторые из купелей.





Самый горячий истошник - бочка. Как только в неё залезла, сразу почувствовала, как много на мне укусов, царапин, ожогов и прочих ссадин. Дошли по мосткам и до грязевых ванн, но чота не возникло желания окунуться, теперь жалею.

На Ключах мы провели сутки: оздоравливались, гуляли по окрестным лесам, сидели на лавочках и песочили молодежь, записывали видео и фотались, посетили местный магазин, где продают все, что нужно, пусть и без изысков: питьевую воду, газ для горелок, сладости, консервы, гречку, макарошки, колу, рефтамид, пипифакс и прочие полезности. Забегая вперед, отмечу, что на всех остальных культовых локациях, широко рекламируемых в интернетах, нет ни магазинов, ни источников воды полезных ископаемых нет, населена роботами.
Ночь под звездным небом прошла под пение птичек, медведы не приходили, дискотек никто не устраивал, уже с 7 утра публика начала греметь тазиками у ванны и скандалить в очередях. Мы же неспешно собрались, дошли до трассы и довольно быстро поймали машину до поселка Вал.

Естественно, мужики, подобравшие нас, ехали куда-то по делам, связанным с рыбалкой. Горбуша в те дни волновала, по ходу, каждого жителя острова, и мы еще не знали, что через 5 дней нас она тоже будет, ох, как волновать! Дорога меж тем рассталась с асфальтом и стала ямочно-гребенчатой. Местами грунтовку пересекали овражки, видимо, промытые ливнем, местами попадались гравийные участки, и тогда за нами змеилась пыль до небес. Лес становился все глуше, иногда в него убегали песчаные отворотки, и, где-то в глубинах низколесья торчали наклонные буровые, а на еланях, просматривающихся с трассы кучковались вагончики, трактора, вахтовки и прочие времянки. Пообещав, что нас обязательно кто-нибудь подберет и порекомендовав нанести затяжной визит в лучший город Сахалина - Ноглики, на обратном пути, мужики высадили нас у кафе «Уют» в Вале. Оно мне сразу понравилось, видать, какое-то предчувствие было...

У Вала ненадолго застряли, пока, наконец, перед нами не распахнул свои двери камаз, водитель которого за последующие 20 км, которые мы ехали минут 40, рассказал о светлом будущем, что ожидает федеральную автодорогу на участке Оха-Ноглики в 2024 году. Это будет 230 км взлетно-посадочного асфальта. И он непосредственно в этом участвует уже не первый год: возит камень для отсыпки дорожной подушки - асфальт тянут с севера, ликвидируя постепенно грунтовые разрывы. Еще одну асфальтовую ленту тянут от Ноглик на юг - в Тымовское. Шофер из Джелалабада строит дорогу на севере Сахалина, фура из Бишкека везет за 9 тыщ км в Оху арбузы, житель солнечного Баку за три месяца работы в Невельске забыл как выглядит солнце (упс, это будет позже), и только бесполезные туристы из Красноярска в свой отпуск едут к Чайво смотреть на газовые факелы в тундре. Куда катится этот мир...

На свороте к заливу Чайво покинули гостеприимную кабину грузовика и, плавясь на жаре, потопали в сторону моря, размахивая пятилитровкой с водой. Дорога до берегового комплекса подготовки была безлюдной, слепни и пыль немного оживляли локацию, зато лес с каждым километром (а нашагали мы их чуть больше 4-х) становился все интереснее и «тундристее», подлесок сменился моховыми подушками. Помня о медведах, я периодически дула в свисток. Через пару витков послышался равномерный низкий гул, и над безверхими деревьями показался газовый факел, за ним - строения, гаражи, КПП, парковка - и ни души, даже собак на наблюдалось.





Впереди было еще километров 5 до залива, а потом еще 5 до моря, идти уже надоело, и тут нас подхватил парень, который вёз питьевую воду на стан, увы, не на самый дальний, не на тот, что у Маяка. Маяк стоит в горле залива Пильтун, известного тем, что там любят проводить время киты - 50 км до него я планировала проехать стопом. Наивная.

В итоге местом ночевки был назначен залив Чайво - один из 13 лагунных заливов Северного Сахалина.







Те, что тянутся по Восточному берегу - узкие и длинные, соединены с морем небольшими горлами, и, по сравнению с ним даже теплые. Купанию в них может препятствовать лишь ледяной ветер, которым при жаркой погоде можно пренебречь. Но увы, если на трассе мы не знали, куда деться от солнца, то здесь, у моста, туман, пришедший с Охотского моря, накрыл все стланики, песчаные дюны, завалы дров, лиственницы, болота, поляны пушицы, да и сам мост пеленой зубодробительного холода. Поправка на ветер давала минус еще несколько градусов, и мы даже начали переживать, что взяли летние спальники. Зря переживали, все ночи были теплыми. С трудом нашли безветренное место под палатку, пообедали, искупались и пошли гулять. Туман к тому времени уже утащило к морю.

Оцениваю стратегические запасы дров



Гуляем вдоль залива









Потом по мосту



Затем до моря





Шли больше часа, ни одна машина не остановилась, ни один человек не спросил: кто мы, откуда, куда, нужна ли помощь? Подумаешь, идет в тундре парочка. После дорог Закавказья это удивляло. Казалось, даже выскочи из кустов медведь, ни один из этих шикарных джипов даже не бибикнет, чтобы его отпугнуть. Первое авто тормознуло возле нас только через сутки, и то, оказалось не по пути. Позже нам разъяснили, что в большинстве организаций за пассажиров в салоне рабочего авто увольняют, расценивая это как шабашку. Если кто-то берет стопщиков, то на свой страх и риск. К счастью, на следующий день пара таких рисковых ребят нам встретились, как и накануне, иначе мы бы до сих пор сидели у сворота к Чайво.

Описывать красоту тундры не буду, лучше фоточки посмотреть













Вышли на берег, а там - мать, мать... Больше сотни км уходящего на север безлюдного пляжа из белого песка, курочки, платформы и танкеры в море и никаких отдыхающих.

















Конечно, не совсем безлюдного, рыбацкие станы никто не отменял, и, как нам пояснили, все мишки там прикормлены, так что гостей у палатки можно не опасаться. Но оказалось, что есть зверь понаглее медведя.



Облезлый тощий лис сначала разворошил мешок с мусором, а затем полез на дерево с целью изъять пакет с едой. Как назло, вокруг была тундра и самое высокое дерево лису было явно по плечу. Пришлось привязать пакет к металлической раме инфощита у трассы, - лис потрусил туда строго по следам АВЭ, несущего ускользающую добычу, поцарапался о гладкий столб, обиженно пофыркал и удалился в стланик. Мне кажется, его терроризировали зайцы, днем мы видели парочку - огромных, жирных, лоснящихся, с шерстью как из салона, - они лениво прыгали и явно отбирали у лиса продукты питания.

АВЭ охраняет дрова и радуется, что надул лиса



Под утро начался дождь. Пока собирали лагерь, он стал сильнее, потом еще сильнее, потом пошел и снизу, и сбоку, дорога превратилась в вялотекущее нечто. Через 9 км вышли на трассу, ехать на север смысла не было, на ближайшие 3 дня положительных изменений в погоде не предвиделось, посему было принято решение перебираться на западный берег. Стоим, голосуем. Под ногами какая-то неньютоновская жидкость, стоит перестать двигаться, как сандалии начинают погружаться в дорогу. Вода на обочинах прибывала, глинистая почва ее вообще не впитывала, и через час мы уже рисковали не только стать частью федеральной трассы, но и поучаствовать в заплыве. Машины пролетали мимо, мы промокли насквозь, и лишь мысль о том, что вчерашний товарищ на камазе проедет здесь в 14 часов и точно нас подберет, немного успокаивала. И тут из-за поворота вылетел автобус из Охи, водитель которого, видать, проникся нашим жалким видом, и вот, мы стоя в проходе и орошая водой с дождевиков салон, едем до Вала.

А надо сказать, что Ноглики и Оху связывает пара встречных бусов в сутки, билет на которые стоит около 1000 р. Идет автобус 6 часов в одну сторону и свободных мест в нем не бывает. Я вообще не помню свободных мест в междугородных автобусах Сахалина. Думаю, что водитель буса в душе был тру даунхилльщиком, потому как придерживался методики «чем быстрее едешь, тем меньше кочек собираешь», мы бойко неслись по жиже и ямам, как вдруг за моей спиной с грохотом оторвалась какая-то панель и стала бешено раскачиваться через проход. Пассажиры занервничали, но драйвер был спокоен: «С такой дорогой весь автобус развалится до конечной», - философски заметил он, продолжая наслаждаться путешествием. В Вале мы сказали спасибо и пошли в «Уют», где сытно отобедали и даже причастились латте из фужеров с ручкой. Погружение в дорожное полотно уже было где-то за гранью сознания, так калейдоскопически все в тот день менялось.



Ближайшие полтора часа нам предстояло провести на дороге под все усиливающимся ливнем и ветром с моря. Я знаю, что голосовать надо на выезде из поселка, но уходить при такой погоде от остановки с крышей и кусочка асфальта совсем не хотелось. Со столба на нас, перекаркиваясь, смотрели две огромные вороны, мимо гуляла туда-сюда девочка в сиреневых уггах, носились вахтовки, доставляющие рабочих в «Уют» на обед, а мы все мокли и мокли, пока двух грибов-дождевиков не подобрал мужчина на делике, возвращавшийся из Охи. Он решил во что бы то ни стало доставить нас к поезду, поэтому гнал со всей мочи, машинку даже заносило на поворотах, во все стороны летела глина, а внутри текла неспешная беседа на тему почему на северном Сахалине все хорошо только в газетных передовицах. Потом мы вспомнили 90-е, потом углубились в историю палеоАмура (есть мнение, что север острова является его устьевой частью), археологию Чайво, вспомнили Погиби и приснопамятный мост на материк, проданную за 20 млн на лом узкоколейку, оленеводов из Венского, когда подъезжали к вокзалу, дошли уже до нивхов и орочей. «Жалко, что приехали, еще про айнов не поговорили. Приезжайте снова в Ноглики, приедете же? Конечно приедем! Ох, не пи@дите!»

В общем, залечь на дно в Ногликах не получилось. Впереди было два часа любования мегалопухами до Тымовского - станции, откуда, по слухам, ходил автобус до Александровска-Сахалинского, бывшей столицы острова. Он подъезжал в аккурат к поезду - в 6:20 к северному и в 20:36 к южному. Пока ждали поезд, сделали массу полезного:
- позвонили и забронировали номер в гостинице «Три брата» в Александровске,
- причастились вкусностей из прекрасной пекарни «8-й квартал»,
- обнаружили алкомаркет, ассортименту которого позавидовали бы все, вместе взятые алкомаркеты Южного,
- высохли.

Мчим в тоннеле из лопухов



Поезд опоздал на пару минут, где паркуется автобус, никто не знал, но, как оказалось, нам сильно повезло - наш вагон остановился прямо напротив вокзала в Тымовском, а бус - на выходе из вокзала в поселок. Мы рванули под ливень, чуть не снесли шлагбаум, в свете чьих-то фар увидели пазик, с криком каждый сам за себя заскочили, не успели даже расплатиться, как дверь закрылась и автобус всего с 4 пассажирами на борту понесся в ночь на запад. Кто не успел, сам виноват. За окнами была кромешная тьма, ливень не прекращался ни на минуту, мы то грохотали по грунтовке куда-то вниз, то взлетали на перевалы, и вот, через 60 км показались тусклые огни, потом Ленин, водитель махнул рукой, мол, вам туда, пятиэтажка - это и есть гостиница. Ни одного дома выше 4 этажей в ближайшей акватории не наблюдалось, по дороге, газонам и тротуарам неслись потоки воды по щиколотку. Здравствуй, столица каторги.

Фото: АВЭ и немножко я.

Другие посты про Сахалин:
Вас приветствует утро Родины.
Пост про Александровский пост.
Бухта Тихая.
От Чехова до Лопатина.
Холмск и окрестности.
Мыс Слепиковского.
Мыс Птичий.
Южно-Сахалинск.

автостоп, ЗОЖ, туризм, потаскания, Сахалин, самолюбование, Охотское море, пердь

Previous post Next post
Up