Сахалинская эпопея. Пост про Александровский пост.

Sep 20, 2022 22:56

Столица каторги - это, конечно, Дуэ, поправит меня пытливый читатель, ознакомившийся с предыдущим постом. Александровск был столицей всего Сахалина с 1881 г, и северного с 1932 по 1947-й. Дуэ же - старейший русский населенный пункт острова, основанный под названием Сахалинский пост в 1852 году русскими военными в 10 км к югу от нынешнего Александровска. Главным героем той истории стали залежи угля и каторжная тюрьма, чьи обитатели этот уголь добывали. А символом обоих постов, и, есть мнение, что и всего Сахалина стала скала Три Брата - главная здешняя достопримечательность.



Подробно и познавательно про Дуэ и каторгу можно почитать у Чехова и тут: https://sakhalinmedia.ru/news/1130506/ Нынче в Дуэ живет меньше ста человек, а таксисты отказываются везти туда даже за деньги. Но об этом позже, пока про Александровск.



Как и многие другие населенные пункты на Сахалине он начал свою карьеру как военный пост, продолжил как большой город (Чехов так вообще называл его Сахалинским Парижем), а закончил..., ну, будем надеяться, что еще не закончил, лично мне хотелось бы увидеть Александровск живым, с кучей рабочих мест и бурной туристической жизнью на улицах.

Место, где в 1864 году четверо поселенцев-крестьян срубили первые дома будущего Александровска, отмечено звездой. С напольной мозаики в виде Сахалина и не попавших в кадр Курил открывается вид на краеведческий музей, естественно, им. Чехова. АВЭ погружается в историю Александровска через призму эээ фюзеляж, найденный на свалке в бывшем порту.



Итак, мы триумфально ворвались в город на пазике, форсировали бегущие с сопок ручьи и принялись искать пятиэтажный отель «Три брата» среди 4-хэтажек. Одно здание сильно смахивало на советскую гостиницу, но не имело опознавательных знаков. В подвале грохотала дискотека, по темным улицам под ливнем на свет подтягивалась клубная молодежь, и вообще - это был единственный оазис жизни субботним вечером в Александровске. Мнущиеся у входа резиденты местного дринк-корта подтвердили нашу догадку: гостиница нынче занимает лишь последний этаж, крохотная неприметная бумажная табличка, подтверждающая сей факт, висит на входе.
Заселились, и были единственными постояльцами, - народу в этом году нет вообще, посетовала администратор. На радостях она выдала нам по три полотенца и забрала в стирку вещи, которые за сутки при 40-градусной жаре все равно не высохли. Пароль на вайфай не выдала, ибо вайфая в «Трех братьях» отродясь не было. Я побежала на улицу искать работающий продуктовый, но тщетно, везде, где мы были, кроме Южного, в 22:00 торговая жизнь замирала. А в полночь в заливаемом дождем Александровске замерла и прочая жизнь - вырубился свет во всем городе.

Как и предполагалось, стоило перевалить через Камышовый хребет, погода наладилась, в 7:00 за окном стояла такая жара и великая сушь, что с трудом верилось во вчерашний потоп. Население прогуливалось небольшими компаниями, в пивном отделе царил робкий утренний ажиотаж, киргизы развернули напротив Ленина палатки с фруктами, а в тенистой аллее затаилась машина Росгвардии. Решив, что с росгвардейцев мы и начнем знакомство с городом, запросили у них расписание приливов. И они его выдали! Правда, прилив в то воскресенье начался на полтора часа раньше, лишив и нас, и прочих страждущих возможности побывать в тоннеле, пробитом сквозь мыс Жонкиер.

Подумаешь, прилив, все могло быть гораздо хуже



«Ах, эти французские слова на карте Сахалина и рядом, - обмахиваясь газетой «Долинская правда», рассуждали мы, переходя по мосту реку Большая Александровка, ранее называвшуюся Дуэ или по-местному - Дуйка: Эти Дуэ и Жонкиер, Монерон и Крильон, Ломанон и Де-Кастри... Ах, этот забавник Лаперуз...»

Около трех километров от гостиницы до первого прижима на пути к мысу Жонкиер прошли быстро, но прилив был быстрее. Море уже било в скалу, когда из тоннеля вышли пять человек и натурально, бросились в волны, торопясь преодолеть 200 м до спасительного узкого пляжика (во время прилива вода, бывает, поднимается на 3 метра). Офигев от такого облома, мы даже немного растерялись - ни тебе красот открывшегося морского дна, ни кривого тоннеля, пробитого в мысу каторжанами в 80-х гг 19 века, ни маяка за ним, возведенного 20 годами ранее, ни скал Три сестры за мысом. Слава Ктулху, хоть Три брата на месте, но подойти к ним тоже было нельзя.







Три Брата у церкви в Александровске (фото из Вики)



Маяк на мысу Жонкиер



Маяк, который мы заслужили



Пришлось делать загадочное лицо, любоваться корабликами, купаться и резвиться в теплом море, и, наконец-то, позавтракать.









Продукция Поронайского молокозавода оказалось очень вкусной, но, увы, не везде продавалась. Альтернативой была назначена молочка от «Утра Родины», про которую через три дня нам рассказали страшную историю, мол, ничего натурального в ней нет, и ваще не берите ее никогда. На вкус и вид «Утро», правда, не особо отличалось от «Пороная», но зато был повод вспомнить похожий сюжет из Крыма весны 2017-го. Тогда в электричке на Джанкой мы познакомились с коллегой-байкером и неосторожно похвалили бренд «Джанкойское молоко», ответом было пожелание не пить ничего родом из Джанкоя, - работа на местном молокозаводе на многое открыла ему глаза.

Но мы так легко не сдаемся! Возвращаемся в город, и после обеда, когда снова начнется отлив, лезем в маршрутку и едем в Дуэ, выходим над маяком на трассе, спускаемся к нему, потом по тропе к тоннелю и обратно домой через пляж! Во как!
А пока полюбуемся руинами порта и бывшего поста Александровского.

















Старый порт в Александровске и угольный причал ближе к Дуэ. Обратите внимание на теремок. На угольном причале, Карл!





Про порт нашла статью, букв много, но интересно: https://astv.ru/club/blog/sahalinskiy-parizh-blog-grigoriya-smekalova/Sh1u8d_hK0-CDsqW3XP5yg

А после обеда настала пора немного приуныть. Во-первых, ливень размыл все склоны, и дорожки на сопки оказались непроходибельными зато подходящими для бобслея. А во-вторых, выяснилось, что автобус в Дуэ ходит только в понедельник и пятницу, а в другие дни жителям села покидать его, видимо, не положено. Ни одна машина не повернула при нас на Дуэ и ни один таксист не согласился ехать в ту сторону. Пользуясь случаем, провела опрос таксистов на предмет доехать до Смирных - следующего населенного пункта в программе, - результат тот же, максимум до Тымовского к поезду. Это был второй тревожный звоночек.

И пошли мы гулять по городу, искать мемориальные доски по знаменитым людям, прославившим Александровск: актеру Юлу Бриннеру, каюру экспедиции Скотта Дмитрию Гиреву, Соньке Золотой Ручке, Алексею Маресьеву. Не нашли. Точно так же безрезультатно через пару недель в Холмске искали доску по Игорю Николаеву.

На пляже в то воскресенье собрался на вакханалию весь цвет Александровска. Пока шли туда, оценили городской рельеф: с сопки в балку, с балки на сопку, по лесенке вверх, по лесенке вниз, и так до самого моря сквозь лопухи, развалюхи и иван-чай. В честь дня ВМФ на пляже бесновались эстафета, диджейский сет, конкурсы и прочий трэш и угар. Кто не участвовал, тот пил пивасик и подставлял бока солнцу. А так как в нашей центральносибирской жизни моря нет, мы тоже решили расслабиться, позагорать и получить удовольствие от барахтанья в прибое.





Добрели до автостанции в надежде купить билеты на автобус до Южного, который отправляется ежедневно в 7 утра и является, как оказалось, единственным транспортом, связывающим сразу 4 района Сахалина (Александровский, Тымовский, Смирныховский и Поронайский), а также его западный берег, центральную долину и берег восточный. Есть, конечно, местные межрайонные маршруты, но там тоже по одному рейсу в день, и попасть на них с кондачка надо еще суметь.
Для меня подъем в 5:30 - это что-то за гранью, но мы же отдыхаем, надо так надо. Взять билет через интернет не вышло в связи с отсутствием вайфая, а в здании александровской автостанции граждане Узбекистана делали самсу. О том, что это автостанция, а не кафеси, говорили бумажки с расписаниями, уведомлениями об отмененных рейсах, телефонами такси, которые везут только до поезда и лаконичная отповедь: «До аэропорта добираться самостоятельно!». Администратор в гостинице посоветовала прийти к 7 утра и купить билет у водителя, если будут места, ну, а если нет, то «возвращайтесь, точно на маяк до прилива успеете».

Вечерний обзвон отелей пгт Смирных (а их у меня было в списке аж 6 штук) результата не дал - либо абонент не абонент, либо «никакой гостиницы тут давно нет». А ведь в Смирных и его окрестностях ожидалась масса интересных объектов, связанных с 50-й параллелью, по которой некогда проходила граница СССР и Японии на Сахалине: заброшенные укрепления, аэродромы, доты, памятники... Через несколько дней водитель, подвозивший нас от Тихой (ехал он как раз из Смирных) сказал, что мы вряд ли уговорили бы кого-то прокатить нас по этим самым объектам, бить машину по тамошним дорогам никто не согласится, ну, а что с попутками, мы уже в были в курсе.

Немного лирики
Ситуация с гостишками в Смирных меня в тот момент не насторожила, а зря. В дальнейшем везде, кроме Южного дела обстояли примерно так же. Модули бронирования почти нигде не работали, телефоны не отвечали, по приезду выяснялось, что номер сменился, но никто не заморочился поменять его на сайте или в группе, а «бронирование у нас никогда и не работало». В одном месте гостиница сгорела еще два года назад, но сайт по-прежнему действовал. В третьем на месте хотеля обнаруживалось поросшее гречихой прямоугольное пятно без каких-либо признаков жизни, видать, тут творилось такое, что земля разверзлась и сия пучина поглотила обитель разврата (дядьки в порту, услышав эту, полную горечи историю, мечтательно закатили глаза...мммм, «Виктория», классное было место...). Квартиры посуточно были заняты вахтовиками на три месяца вперед. С одной хозяйкой в Невельске у нас состоялась занимательная беседа:
- Здравствуйте, вы сдаете квартиру?
- Да, а чего вы хотели?
- Грибов купить.
- Так я не продаю грибы!
- Я в курсе, вы же квартиру сдаете.
- Да уже не сдаю давно.
- А объявление висит.
- Ну и пусть висит, кому оно мешает?
Так что на рынок аренды надейся, а палаточку на Сахалин прихвати!

Нам повезло, места в автобусе были, правда, пассажиры с билетами нагнетали, мол, надо брать за две недели, щас точно не уедете, я за месяц покупала, дальше Поронайска вам не продудут... Позже в Южном на автостанции я видела объявления об отмене автобусов до Александровска и Поронайска сразу на несколько дней. Днем дорога, по которой мы примчали в Александровск ночью, была живописной, но по-прежнему ямочно-гребенчатой, в районе Онора автобус стало заметно потряхивать, до Поронайска он, пофыркивая и пуская дым, дотянул, а там всех пересадили в другой, помчавший уже по асфальту в сторону Южного.

А в пути меж тем было много красоты. Например, Тымь-Поронайская низменность - гигантская лесистая долина, по которой мы ехали почти четыре часа. На сопках лежали облака, а под ними от края до края тянулись рощи, боры, ельники, поля, болота и луга всех оттенков зеленого, паслись барашки и коровки, махали гривами лошади, стремительно пролетали большие птицы, змеились речки и выныривали из придорожных кустов обелиски, лопушились лопухи, золотились скатки сена под редкими солнечными лучами, пробивающимися через облака. Эта сказочная долина, где зимой, говорят, температура падает до минус 50, сменилась бесконечным берегом Охотского моря. Здесь порывы ветра пытались опрокинуть автобус, гнули траву и срывали с деревьев листву, а свинцового цвета волны с мерным гулом били в берег.

К тому моменту как из-за угла показалась громада хребта Жданко, на глазах накрываемая облачным одеялом, я отсидела себе все, что могла, а АВЭ был подавлен большой спящей женщиной с соседнего сиденья. За 8 часов из еды у меня во рту побывал лишь бальзам для губ со вкусом вишенки (из-за поломки автобуса остановку на обед отменили). Мы вылезли у станции Тихая с твердым намерением сожрать все, что попадется в магазине или кафе, и уже сытыми-довольными отправиться в 4-хкилометровый трип к самому культовому и широко рекламируемому месту на Сахалине - бухте Тихой. Но, как обычно, что-то пошло не так...

Фото: АВЭ, я и старые фотки с инета, не помню, откуда.

Другие посты про Сахалин:
Вас приветствует утро Родины.
К северу через северо-запад.
Бухта Тихая.
От Чехова до Лопатина.
Холмск и окрестности.
Мыс Слепиковского.
Мыс Птичий.
Южно-Сахалинск.

автостоп, туризм, потаскания, #живаяприрода краеведение, Сахалин, отвлеченные размышления, Охотское море, самолюбование, пердь, Александровск

Previous post Next post
Up