Монголия, часть 8, заключительная, внедорожно-этнографическая

Oct 30, 2015 19:38



Наконец, мы добрались до финальной части нашего рассказа про Монголию, менее всего насыщенной географически, но во многом более насыщенной разными событиями.


После Хархорина мы собирались посмотреть Улан-Батор и начать двигаться в сторону родины. Однако посмотреть монгольскую столицу нам фактически не довелось. Город неприятно удивил - облака густого смога, многокилометровые пробки, люди в марлевых повязках, сгребающие горы мусора. Может, я необъективна, но я так и не поняла, где в Улан-Баторе вообще можно погулять и что можно посмотреть. Возникла идея пересечься с нашими товарищами и затусить вместе, но после телефонного разговора стало ясно, что ребята еще далеко. Мы решили попробовать их дождаться, а пока поехать в национальный парк Горхи-Тэрэлж(в переводе с монг. - Ручей рододендронов), известный причудливыми каменными останцами посреди степи. А Улан-Батор - вот он, мы рассматривали его по пути в Горхи и обратно, стоя в бесконечных пробках.




Типичный городской пейзаж



Современный мегаполис, куда, как и в нашу столицу, со всей страны стекаются люди в поисках заработка и "неограниченных возможностей".



Монгольские таблички, вывески и баннеры - это отдельный повод для веселья.



Внезапно турецкий паб. В Улан-Баторе очень много разных необычных "пабов", особенно корейских. Корейская кухня необычайно популярна. И в каждом заведении непременно есть караоке.


Это моя самая любимая табличка. Как говорится: "Устрой дестрой!"


Вид центра города. Стандартная, скучная на мой взгляд, стеклянная архитектура. Но регулировщик движения просто прекрасен! Его беспрекословно слушаются все водители,и без него дорожное броуновское движение Улан-Батора просто не было бы возможным.


"Монго-о-о-л Шуудану, здравствуй, до свидания, привет, прощай..." В монгол шуудане я тоже побывала - отправляла оставшиеся открытки. Долго по-английски требовала от работника почты марки в Россию, но выяснилось, что никто тут никакие марки давно уже не клеит.


Лайфхак из пробки. Правильное использование пикапа.
Постепенно кончился город, кончилась промзона и потянулись бесконечные пригороды Улан-Батора. Навигатор проложил кратчайший маршрут до Горхи-Тэрэлжа по довольно скверной дороге, зачастую проходящей прямо по чьим-то дворам.


Вот так выглядела наша дорога в Горхи-Тэрэлж.



Пригороды тоже в конце-концов закончились и взгляду открылся простор голой осенней степи.


Дорога идет по ручью(ну, или ручей течет по дороге), а из ручья пьет лошадь.



Достигли цели уже в сумерках. Перед бродом через реку Тэрэлж стоит избушка, очевидно это КПП национального парка. Я законопослушно подошла за входным билетом, но никто ко мне не вышел. Снова въехали на территорию нацпарка бесплатно. На въезде в парк и в самом начале маршрутов по нему есть несколько туристических баз. Наверное, летом здесь очень людно, но осенью все казалось покинутым. Тем лучше для нас. Мы решили заночевать в машине на берегу реки.


Утро встретило так. Зеркалом сияла река Тэрэлж, притихли деревья.


Природа жила своей укромной осенней жизнью. Прилетали бойкие сороки - обычные и какие-то особенно красивые, с голубыми хвостами. Прошла мимо деловитая лисичка.
Мы перекусили и двинулись вперед, в сторону видневшихся вдали каменных останцов.


Типичный пейзаж Горхи-Тэрэлжа. Горы, скалы, степь.


Периодически попадались юрты кочевников. С перекладины загона для скота на нас глядел гордый сокол. Птиц в парке обитает около 250 видов.


Брошенные домики проросли.


Вот и останцы. Необычные, суровые пейзажи, немного похожи на Тажеранскую степь в Бурятском автономном округе, но масштабнее, просторнее. И людей нет совсем, последние юрты остались далеко позади.


Октябрь дает о себе знать - лед на протоке уже не тает до конца даже под ярким солнцем. Такая осень в чем-то самое красивое время года, в любом климатическом поясе.




Эдельвейс



В конце-концов мы не выдержали. Очень уж хотелось залезть на такую здоровенную каменную глыбу. Паппараци ловчее меня и быстро забрался наверх. Я после некоторых колебаний и сетований на великоватые ботинки всё же тоже справилась.



Останец был необыкновенный и жуткий на вид - сбоку словно прилеплен череп.




Зато сверху открывался шикарный вид на долину,


на вьющуюся речку Туул, которую мы переезжали вброд несколько раз.


Делика казалась сверху совсем маленькой.


Мы решили проехать вперед еще немного.



Солнце, как всегда в горах, садилось очень шустро..


Пора было искать место для стоянки. Однако, судьба напоследок заготовила нам приключений. В очередной протоке Делика вдруг села - Паппараци решил пройти брод не с наскока, и мы мигом закопались. Ручеек был мелкий, но дно оказалось илистым.


После магических ритуалов с лопатой стало понятно, что самим нам оттуда не выехать.
Тем временем стало темнеть. Паппараци взял фонарь, телефон (который в Горхи-Тэрэлж вообще не ловил), лопату, ручку и мою тетрадь с монгольскими заметками и пошел в сторону юрт. По расчетам, идти предстояло около 10 км. Я осталась сидеть в застрявшей машине в темноте посреди степи. Чуть левее на ручейке был порог, с наступлением темноты он обледенел. Я расколотила лед, набрала чайник, вскипятила, сделала в термосе чай. Мне казалось, что через часа полтора он уже вернется с помощью, однако время тянулось медленно. Время от времени я врубала аварийку, чтоб меня хоть как-то было видно с дороги. Я волновалась, как бы Паппараци не встретил в горах диких зверей и не заблудился. Вдруг из темноты показались фары и свет "люстры". Одна машина преодолела брод в стороне от нас, а следом за ней другая.
- Джиперы! - закричала я в окно со всей дури. - Ээй! Ребята! Вы русские? Вы джиперы!
Какая же я все-таки наивная. Ко мне подбежали два удивленных смуглых монгола в дели. Два водителя на грузовичках Porter, перевозивших сено. Почти два часа эти бескорыстные парни вязали тросы, подкладывали под колеса Делики камни, возясь в ледяной воде, и тщетно пытались меня выдернуть. Один монгол, преодолевая все языковые барьеры, научил меня переключать передачи. Мы старались изо всех сил, но заднеприводный грузовичок в итоге сам чуть не сел. Я отдала монголам свое последнее пиво в знак благодарности, они поулыбались, сказали, что мне нужен "тарактор" и уехали. Паппараци вернулся с подмогой примерно через полчаса после этого. Он дошел до юрты, где объяснил, что ему нужна помощь и ждал возвращения хозяина. Потом они вместе долго искали Делику в темноте. Монгол согласился попробовать помочь, но только утром. Мы могли остаться ждать в машине до утра или ехать ночевать к нему. Скрепя сердце, мы взяли из Делики личные вещи и поехали к монголу.


Вот так мы оказались в юрте.


Внутри было очень тепло и уютно. Обстановка в юртах стандартная - низкая дверь, кухонная утварь и бочки с водой, емкости с мукой, молоком, водкой у входа, в центре юрты - печь, спальные места - по периметру.


Паппараци пьет чай с хозяином, монголом по имени Билэгт. На кроватке спит маленький сын Билэгта. Жена Билэгта осталась за кадром. Нам подали пиалы с баншцаем (пельменями в молоке), показавшимся мне с голода и холода очень вкусным. Потом был монгольский чай с молоком, маслом и жирными молочными пенками, которые Паппараци есть совсем не мог и украдкой отдавал мне. Мы немного пообщались, делая надписи и рисуя на рекламной брошюре сотового оператора (мою тетрадку с заметками Паппараци потерял по дороге). Хозяйка знала десяток слов по-русски. Монголы сперва спрашивали, сколько нам лет, есть ли у нас дети, и только потом про род занятий. У них детей было четверо - старшие уже учились в Улан-Баторе. В уголке юрты, за телевизором висели их многочисленные семейные фото. Нам нашли и включили русский телеканал, хотя мы не проявили особого энтузиазма по этому поводу. Потом по кругу пошел пластиковый ковшик с монгольской водкой на молоке. Мы распили несколько ковшиков. Жизнь, в общем, налаживалась, хотя и тревожили мысли об оставшейся в речке Делике. Нам постелили отдельную постель на некоем подобии топчана и все легли спать.
Утро было морозным.


Я вышла оглядеться - юрт было две, наверное, вторая стояла на случай приезда детей. Имелась спутниковая тарелка, солнечные батареи, постройки для скота и сам скот - овцы, козы, лошадь.


День начинался медленно. Завтракали мы неторопливо, часа два. Мне кажется, живущие традиционным укладом монголы вообще никогда не торопятся. В кане томилось молоко - сверху снимались те самые жирные пенки для чая.


Вот наш завтрак - чай с пенками и выпечкой - пресными слойками и вкусным сладковатым печеньем, чем-то похожим на чебуреки без мяса.


Проснулся и маленький сын Билэгта - Мух-Тушег.
Нам хотелось поскорее вызволить машину. Накануне вечером Паппараци вроде как пообещали выдернуть Делику УАЗиком за символическое вознаграждение, и Билэгт наконец уехал верхом до ближайшей юрты - о чем-то договариваться.


Я выпила еще чаю, снова вышла прогуляться. Пейзаж и впрямь настраивал на неспешность.


Даже собака, выполнявшая роль сторожа, совсем разленилась.
Наконец, вернулся Билэгт и сообщил, что УАЗика не будет, мы едем вызволять Делику на его Porter'е. По дороге мы набрали не меньше центнера камней. Их в степи не так много, и мы собрали, наверное, все попавшиеся по дороге. Камень по-монгольски "чудО". По команде Билэгта "чудО!" мы хватали камни и грузили в кузов. Также мы подобрали в степи несколько жердей.
Делика вмерзла в речку. Ребята упорно долбили лед лопатой и камнями. Дергать нас Porter'ом Билэгт тоже отказался. Мы сделали хайджек по-монгольски из двух бревен. Навалившись на него всем весом вдвоем с Паппараци, мы немного приподнимали машину,а Билэгт укладывал камни-чудО под колеса.


Через некоторое время мы приподняли машину настолько, что она смогла самостоятельно выехать из речки.
Спеша отъехать подальше от засадного места, Паппараци не заметил в траве камня и помял защиту. Впрочем, Делика была вызволена и мы могли ехать дальше. Мы вернулись к юрте. После непонятных мне телефонных звонков, выяснилось, что мы должны за помощь 1000 руб. и пол-канистры соляры. Паппараци, привыкший всем и всегда "помогать за респект", несколько огорчился, ведь нас даже дергать не пришлось. В итоге, мы отдали то, что у нас просили и уехали. Впоследствии, возвращаясь в воспоминаниях к этим событиям, мы пришли к выводу, что это была сравнительно небольшая плата за столь интересный и познавательный опыт.


Мы выехали из Горхи-Тэрэлжа той же дорогой. Брод замер в морозном молчании. Из реки пили лошади.
На этот раз навигатор повел на к Улан-Батору другой дорогой. Тут-то и выяснилось самое интересное - мы въехали в заповедник не по основной трассе, а как-бы с обратной стороны. Поехав по основной дороге мы могли избежать всех злоключений. Основная трасса была шикарным асфальтированным шоссе вдоль главных достопримечательностей парка.


Останец Читающий монах.


Парк динозавров (нам такие не очень интересны, у нас их ставят в торговых центрах)


Скала-черепаха


Скала-ступня. Ступня понравилась больше всего. Но туристических баз здесь столько, что сами останцы на их фоне теряются. Мы попробовали заселиться в одну из них - очень хотелось принять душ - но там были пьяные монголы, которые хохотали в ответ на вопросы, заданные по-английски, так что мы, раздосадованные, в итоге плюнули и уехали.
До столицы домчали быстро, еще раз посмотрели Улан-Батор из пробок, купили на память карты и книги. Позвонили ребятам, которые все еще были далеко, и решили ехать на границу. Пришла пора прощаться с Монголией.
Потом была граница, где Паппараци радовался русской речи и мило общался с пограничницами.


После некоторой бюрократической волокиты, Монголия нас опустила. Даже не знаю, чего было больше - усталости от долгого пути, отсутствия удобств, желания попасть домой или любви к этой необыкновенной стране. Мы успели полюбить Монголию.
А Россия встречала так:


Чудесное Гусиное озеро.
Байкал был явно не в настроении, но мы не могли проехать мимо.


Побродили, помолчали, пособирали камни.


Красноярский край тонул в метели. Фуры спешили занять место на стоянке, а не успевшие вставали в подъемах.
В Западной Сибири все еще было тихо по-осеннему.


А в Пермском крае уже царила зима.

Наш примерный пробег по Монголии:


Все предыдущие серии про Монголию:
Часть 7
Часть 6
Часть 5
Часть 4
Часть 3
Часть 2
Часть 1

путешествия, Монголия, фотки, фотоотчет, поездки

Previous post Next post
Up