Кто только не воспевал "длинную волю" гуннов и монголов. Играйте в свои стратегические и тактические игры, а конная лава дойдет до последнего моря. Кумыса вот только попьем, да водочки стопочку тяпнем. Мы до Берлина на танках дойдем. Покажем им Кузькину мать!
"Монгке тенгри-йин хуч-ун-дур,
Йеке суу дзали-йин ибеген-дур"
* * *
Силой вечного Неба,
Покровительством великой Харизмы [Чингисхана].
Фото: кадр из фильма "Тайна Чингисхаана" (Республика Саха Якутия).
За Родину! Ура!
Копирайт (с) Розов Георгий. Служба в Вооруженных силах СССР - долг и обязанность.
Александр Собянин: "Толкование переворота: техника государственного переворота". Часть 4. Монголия: Силой вечного Неба, Покровительством великой Харизмы
ХАРИЗМА И ВЛАСТЬ В ЭПОХУ ЧИНГИСХАНА
Т.Д. Скрынникова. Москва, 1997.
Александр Собянин: Толкование переворота: техника государственного переворота. Киргизский Тюльпан-2. Улыбчивый харизматик Обама начал, холодноглазый Путин дзюдоистски завершает. // Журнал RELGA. №5 [203]. 10.04.2010.
http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=2601&level1=main&level2=articles Текст с Релги.Ру продублирован на "ЖЖ Собянин":
Александр Собянин: Толкование переворота: техника государственного переворота. Часть 1. О госперевороте в Киргизии в 2010 г.: Один ярлык - плохо. Два ярлыка - хорошо! 114 дней Тюльпана-2. Тюльпан-2. Важнейшие итоги госпереворота.
http://sobiainnen.livejournal.com/7484.html Александр Собянин: Толкование переворота: техника государственного переворота. Часть 2. Исторический Китай: Небо дает мандат на правление.
http://sobiainnen.livejournal.com/7878.html Александр Собянин: Толкование переворота: техника государственного переворота. Часть 3. Индия: Царь, который по неразумию беспечно мучает свою страну, немедленно лишается вместе с родственниками страны и жизни.
http://sobiainnen.livejournal.com/8012.html Александр Собянин: Толкование переворота: техника государственного переворота. Часть 4. Монголия: Силой вечного Неба, Покровительством великой Харизмы
http://sobiainnen.livejournal.com/8253.html Александр Собянин: Толкование переворота: техника государственного переворота. Часть 5. Бренд Италии "Макиавелли"
http://sobiainnen.livejournal.com/8655.html Александр Собянин: Толкование переворота: техника государственного переворота. Часть 6. Малапарте о Сталине и Троцком в 1927 году
http://sobiainnen.livejournal.com/8737.html Александр Собянин: Толкование переворота: техника государственного переворота. Часть 7. 12 выводов и рекомендаций
http://sobiainnen.livejournal.com/9029.html (под катом текст раздела "Толкования переворота" по Монгольской империи Чингисхана, прямому предшественнику Русской военной машины)
ТОЛКОВАНИЕ ПЕРЕВОРОТА. ЧАСТЬ 4.
ЧИНГИСХАН
Подготовлено по просьбе Региональной общественной организации "Русское стрелковое общество", в рамках мероприятий по военно-патриотическому воспитанию молодежи и подготовке к службе в Вооруженных силах России.
Исполнители: исследовательская группа "Евразия-2" журнала "Профи" (издатель - РОО "Русское стрелковое общество"), руководитель группы Собянин Александр Дмитриевич.
Дата окончания исследования: октябрь 1999 г.
Первопубликации: 13.04.2010 ИА Регнум, 16.04.2010 Релга.Ру.
СИЛОЙ ВЕЧНОГО НЕБА,
ПОКРОВИТЕЛЬСТВОМ ВЕЛИКОЙ ХАРИЗМЫ
Кто только не воспевал "длинную волю" гуннов и монголов. Играйте в свои стратегические и тактические игры, а конная лава дойдет до последнего моря. Кумыса вот только попьем, да водочки стопочку тяпнем. Павка Корчагин доведет куда надо железную дорогу, и парижские кокетки порадуются не каким-то там одногорбым арабским, а нашим родимым алтайским да забайкальским двугорбым верблюдам. Нам бы ночь продержаться да день простоять, мы до Берлина на танках дойдем.
"Монгке тенгри-йин хуч-ун-дур,
Йеке суу дзали-йин ибеген-дур"
-
Силой вечного Неба,
Покровительством великой Харизмы [Чингисхана].
Абы кто не мог стать Чингисханом, для этого недостаточно также и воинских заслуг. Как считалось в средневековой Монголии, чтобы стать царем, нужна особая сила "хуч" ("харизма" в современной традиции). Эта сила "царского обаяния" вела хана по пути побед, приводила под его руку народы и государства, берегла его в опасностях.
Монгольский материал согласуется с концепцией Вебера двух типов "господства-подчинения": традиционного и харизматического. Первый основывается на следовании традиции: верно то, что аналогично древнему образцу, а во втором типе власти-господства обосновывалась наличием у претендента харизмы, обеспечивающей ему исключительность и способность достижения целей, невозможных в традиционных рамках.
Людям в любом обществе важно происхождение нового правителя. Чингисхан не был старшим среди монголов, законность его интронизации подтверждалась харизмой (согласием людей подчиняться и вверять свою жизнь руководителю) и рассказом о рождении самого Чингисхана и его рода по воле всевышнего Неба. Принцип "благородного происхождения" декларировался постоянно. Зарождение благородного рода было связано с режимом личной власти наиболее удачливого военного вождя (например, Чингисхан); или шло по традиционной патриархальной линии (Бодончар, старец Усун). Централизация генеалогии исчислялась за много поколений до Чингисхана: его предок Бодончар, впервые установивший отношения власти среди монголов благодаря небесному происхождению, отмечался как родоначальник.
С одной стороны, власть традиционно передается старшему сыну, а справедливость этой передачи блюдет генеалогия, ссылка на которую подтверждает древность традиции. С другой стороны, чтобы быть ханом, достаточно было обладать силой "хуч" - священным качеством властного обаяния. Чтобы примирить "потомственных правителей" и успешных военных вождей, приводится ссылка на "волю Всевышнего Неба" и "небесное происхождение" одного из предков (возможно, мифического) победившего вождя. Бодончар (основатель рода борчжигинов, того самого рода, где и родится впоследствии Темучжин) родился у Алан-Гоа много позже смерти ее мужа Добун-Мэргэна (945-969 гг.). "Сокровенное сказание монголов" содержит рассказ самой Алан-Гоа о проникновении через дымник юрты ночью с неба луча, от которого она забеременела, что повторяет киданьскую легенду о рождении основателя династии Абао-цзи в 872 г. после того, как его мать увидела во сне, что "в ее грудь упало солнце". На рождение правителя указывают, впрочем, и приметы: Темучжин (будущий Чингис-хан) родился, "сжимая в правой руке своей запекшийся сгусток крови.
Сгусток крови и другие приметы указывают на то, что родился обладатель силы властного обаяния. Эта сила - харизма - живая и постоянно меняющаяся, а потому требует от ее носителя реальных подвигов и воинского подвижничества. Тогда она усиливается, хан становится неуязвимее для врагов и все более надежной опорой для подданных. Силу харизмы можно растерять или использовать бездарно. Побратим Чингисхана - Чжамуха потерял все, хотя был не менее популярен среди монголов, то есть также обладал безусловной властной харизмой. Произошло это прежде всего потому, что он решился пойти против харизмы Чингисхана. Решение было роковым.
Сохранение грозной силы харизмы и после смерти ее обладателя приводит к зарождению культа, характер которого определяется прижизненным статусом носителя харизмы. Соответственно культ Чингисхана стал общемонгольским. Зародившийся в тринадцатом веке культ Чингисхана до сих пор сохраняет свое значение в современной Монголии. Грозная сила властного обаяния Сталина или Тимура хранится под Кремлевской стеной в Москве и в мавзолее в Самарканде. Оба культа могут потерять значение только в том далеком будущем, когда харизма Тимура или Сталина перестанет двигать событиями. Напрасно весной 1941 достали прах Тимура, хорошо, что к концу Великой Отечественной его убрали на положенное место. Не дай Бог кому трогать мавзолей Ленина или могилу Сталина. С харизмой после смерти ее носителя надо обращаться аккуратно. Серьезно.
Специального внимания требует социальная организация, выраженная терминами "анда" (побратимы), названные "отец-сын", "старший брат-младший брат". Исторический пример двух "анда" - Ван-хан кереитский и Чингисхан. Их отношения вылились даже в особую форму: Ван-хан как бы усыновил Чингиса, стал считаться его названым отцом. Ван-хан "сошелся с Чингисом у Черного Леса Туулы и усыновил его себе. Прежде Чингис называл Ван-хана отцом, ради дружбы его с Есугаем; в этот раз они сами заключили союз отца с сыном". Чингис называл Ван-хана - "отец", а Ван-хан - Чингиса - "сын". Даже когда Ван-хан совершал не очень правильные поступки, рассерженный Чингисхан называл его "отцом", а тот даже в момент страха обращался к Чингису как к "сыну".
В России, много перенявшей от иерархии властной структуры от степных своих корней, была значительная мифологизация родословной многих и многих дворянских родов, которые зачастую при Иване Грозном начинались не только от потомственных степных вождей, но и от просто удачливых военачальников "татарского происхождения". Можно вспомнить и типичное отношение двух "анда" - побратимов - царя Ивана Грозного и Симеона Бекбулатовича (Саин-Булата), которое значило для царя больше, чем отношения с ближайшим окружением.
В отношениях побратимов видна некоторая ущербность рассуждений о том, что любая власть должна быть циничной и пришедший к власти новый руководитель непременно обязан уничтожить свою "ленинскую гвардию". Типичная ошибка "я сам породил, сам и убью" по отношению к начинающим возвышаться соратникам - с кем был начат поход на вершину власти. Бывает даже, что в пример приводят репрессии сталинской эпохи. Хотя более внимательный взгляд показывает, что репрессии чаще касались отнюдь не старых соратников Сталина, и чаще совсем других группировок и конкретных профессиональных групп. Отстранение соратников не приносит вреда новому правителю только в том случае, если соратники начинают угрожать власти правителя, т.е. "заслуживают" наказания. В противном случае наказание побратима непременно ослабит правителя в самый сложный момент его руководства, когда усилится одна из вновь выросших властных группировок и возникнет острая необходимость в поддержке верных старых соратников. Побратим - это символическая "родная кровь" правителя, вернее его властной харизмы. Поэтому сильный правитель решает вопрос с усилившимся старым соратником не прибегая к репрессии, поскольку человек не может безнаказанно совершать преступление против своей крови.
Если станешь ханом, тебе придется помнить о царском долге - издавать справедливые "ярлыки" (указы и постановления), причем что-либо принципиально новое ты не изобретешь. Это только в поэтических сказаниях народных поэтов зарождается абсолютно новое законоуложение - "Яса" - "Закон Чингисовой Степи". Пришло племя младое, незнакомое, да шапку наземь - жить теперь будем по-новому - по справедливости. На самом деле тюркское "ярлык" и маньчжурское "яса" ("засак") - это слова-синонимы, то есть описывают одно и то же явление степного права времени Чингисхана, только на разных языках. Законоуложение не явилось по прихоти победившего военачальника, а проистекает из глубокой старины от законов Вечного Неба и опыта предков прежде всего. Придется и тебе, став царем, вспомнить о предках - родимой старине, а то не удержишься на белом коне. "Силой Всевышнего Неба, покровительством высокой харизмы", ну это если Бог дал, а сам все же не плошай. Хотя и младое племя опричников тебе не помешает. С ним возьмешь опыт имперской России и Советского Союза, создашь на основе этого опыта новую Ясу.
Потому что до Берлина дойти можно на "длинной воле" лучшего в мире народа, но твоим опричникам надо быть такими, что разденутся догола и в смертный бой пойдут - за тебя да за Родину. Только тогда врагам не до стратегии с тактикой переворота.