От индийской науки управления русский человек не может не взять четкое разделение того, что долг у людей разного склада разный (и разный подход к подготовке), а значит, оценка одних и тех же действий то же может быть различной в зависимости от нарушения или соблюдения личного долга. Группа "электриков" выдвигается отключать сотовые телефоны, группа "работников слова" идет поднимать народ, а воины расходятся по обозначенным для защиты объектам. Итоговую работу Анпилова и Гайдара оценивают по количеству демонстрантов, а Руцкого по количеству прилетевших на подмогу воздушных асов. Индийская мысль помогает понять не только сам факт того, что у сословий разные долги и иерархия ценностей, но и как с этим можно управляться организатору - царю и воину.
На фото: Атака террористов на Мумбаи 26-27 ноября 2008 г., отель "Тадж Махал" (Taj Mahal 5 stars hotel), фото АР.
Александр Собянин: "Толкование переворота: техника государственного переворота". Часть 3. Индия: Царь, который по неразумию беспечно мучает свою страну, немедленно лишается вместе с родственниками страны и жизни.
Александр Собянин: Толкование переворота: техника государственного переворота. Киргизский Тюльпан-2. Улыбчивый харизматик Обама начал, холодноглазый Путин дзюдоистски завершает. // Журнал RELGA. №5 [203]. 10.04.2010.
http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?textid=2601&level1=main&level2=articles Текст с Релги.Ру продублирован на "ЖЖ Собянин":
Александр Собянин: Толкование переворота: техника государственного переворота. Часть 1. О госперевороте в Киргизии в 2010 г.: Один ярлык - плохо. Два ярлыка - хорошо! 114 дней Тюльпана-2. Тюльпан-2. Важнейшие итоги госпереворота.
http://sobiainnen.livejournal.com/7484.html Александр Собянин: Толкование переворота: техника государственного переворота. Часть 2. Исторический Китай: Небо дает мандат на правление.
http://sobiainnen.livejournal.com/7878.html Александр Собянин: Толкование переворота: техника государственного переворота. Часть 3. Индия: Царь, который по неразумию беспечно мучает свою страну, немедленно лишается вместе с родственниками страны и жизни.
http://sobiainnen.livejournal.com/8012.html Александр Собянин: Толкование переворота: техника государственного переворота. Часть 4. Монголия: Силой вечного Неба, Покровительством великой Харизмы
http://sobiainnen.livejournal.com/8253.html Александр Собянин: Толкование переворота: техника государственного переворота. Часть 5. Бренд Италии "Макиавелли"
http://sobiainnen.livejournal.com/8655.html Александр Собянин: Толкование переворота: техника государственного переворота. Часть 6. Малапарте о Сталине и Троцком в 1927 году
http://sobiainnen.livejournal.com/8737.html Александр Собянин: Толкование переворота: техника государственного переворота. Часть 7. 12 выводов и рекомендаций
http://sobiainnen.livejournal.com/9029.html (под катом текст раздела "Толкования переворота" по исторической Индии)
ТОЛКОВАНИЕ ПЕРЕВОРОТА. ЧАСТЬ 3.
ИСТОРИЧЕСКАЯ ИНДИЯ
Подготовлено по просьбе Региональной общественной организации "Русское стрелковое общество", в рамках мероприятий по военно-патриотическому воспитанию молодежи и подготовке к службе в Вооруженных силах России.
Исполнители: исследовательская группа "Евразия-2" журнала "Профи" (издатель - РОО "Русское стрелковое общество"), руководитель группы Собянин Александр Дмитриевич.
Дата окончания исследования: октябрь 1999 г.
Первопубликации: 13.04.2010 ИА Регнум, 16.04.2010 Релга.Ру.
ЧЕМ РИСКУЕТ ЦАРЬ ПРИ ПЕРЕВОРОТЕ
Ну хорошо Китай. Китайцы играют в стратагемную игру - шашки-"го", где все пешки поначалу одинаковы в количестве и качестве, и лишь тонкая и продуманная стратегия поможет победить - сохранить своих живыми, а пешки противника убить или нейтрализовать. Было поле ("го" - "государство") двухцветное, стало одноцветным. Сыграли. Втянулись в переворот, а пока окружали войско противника, он с четырех позиций окружил и нейтрализовал всех наших. Тоже парень не промах.
В Индии иначе. Индо-арийцы и дравиды играют в другую государственную игру - в шахматы. Пешки и значимые фигуры изначально неравны. Каста крестьян рождена подчиняться кастам "дваждырожденных" - жрецов и воинов, а в господских кастах ладья неравна слону и коню. Быть ферзем и королем - сразу же, от рождения, можешь больше всех, живи не тужи - за это тебе приходится платить тем, что все удары вражеских пешек, слонов, коней и ладей достанутся прежде всего тебе.
Наставления о долге "Законы Ману" включают в себя предписания по уголовному и гражданскому праву, по нормам семейной жизни, культовые, религиозные правила и т. д. Главы 7 и 8 касаются царского долга и советов сословию воинов и правителей.
Стих 28: "Так как Наказание обладает великой энергией и с трудом может быть использовано неопытными, то царя, отклоняющегося от дхармы (царского долга), оно губит вместе с родственниками".
Стихи 110-113: "Как копающий землю удаляет сухую траву и этим охраняет зерно, так и царь пусть охраняет страну и убивает врагов. Царь, который по неразумию беспечно мучает свою страну, немедленно лишается вместе с родственниками страны и жизни. Как от мучения тела гибнут жизни людей, так от мучения страны гибнут жизни царей. Пусть при управлении страной всегда исполняет следующее правило; ибо царь, имеющий правильно управляемую страну, растит благополучие".
Ты можешь устраивать переворот и пролезть из грязи в князи, из пешек в ферзи. И это неплохо. Победа стоит труда и риска. Все же - часто ли такое бывает в игре мастеров? Сколько гарантированно ("по рождению", по состоянию на начало игры) более сильных фигур ты встретишь на этом пути, и не получится ли так, что на седьмой клетке в полшаге от трона будешь убит, а с тобой и "все родственники" будут умучены?
Когда говорят о государстве в России, то обычно вспоминают Платона и его учение о справедливом государстве, гораздо реже индийскую и китайскую мысли. Жаль, безусловно. Платон наложил отпечаток не только на русскую, но и на европейскую науку о принципах управления, что выразилось, например, в недоверии со стороны правителей к Никколо Макиавелли, создавшему трактат "Государь" и ряд других трактатов о принципах государственного управления.
Дело, конечно же, не в утопичности идей Платона и уж вовсе не в том, как быстро сам Платон установил чудовищную тиранию на подаренном великим Учеником острове. Были и в Китае и в Индии философы-мечтатели, желающие народу и государю абсолютной справедливости, однако там влияние такого рода мечтателей на правителей реже переходило разумные рамки. От жизни набирались мудрости и фиксировали эту мудрость в правилах шашек-"го" или в правилах шахмат, а наставлениях царям и воинам (не чтобы мудрость философа показать, а чтобы государь правил во благо). Анализ произошедших в СССР и Российской Федерации удавшихся и неудавшихся переворотов 1990-х годов изобилует не столько техническим анализом правильных и неправильных действий со стороны царя (генсека, президента) и со стороны тех, кто хочет его сменить, сколько обильными и искренними рассуждениями о моральности насилия (в 1991, 1993 гг.) и неминуемости исторического наказания. Оторванность идеи от русской почвы, стремление плясать к абсолютной справедливости не от жизни, но наоборот, жизнь подгонять под мертвые искусственные схемы - вот наследие Платона в науке о государственном управлении в России.
А ТАМ И ДО МИНИСТРА ГЛЯДИШЬ ТЫ ДОРАСТЕШЬ
Главный индийский трактат о науке государственного руководства - Артхашастра. Сословия по старшинству их в иерархии: жрецы (определяют что хорошо, а что плохо, хранят Традицию), воины (организаторы жизни общества, защитники), ремесленники (торговцы, купцы, лавочники, индивидуальные мастера ремесел), крестьяне (и рабочие). Есть еще неприкасаемые, те, что не вошли ни в какие касты (а в современной Индии и мусульмане также вне каст) - причем их очень много.
Что такое хорошо и что такое плохо - у каждого из индийских сословий по-разному. Более того, то, что запрещено для одного сословия - позволено другому. Царь может солгать ради победы, а жрец даже ради победы в войне не может отказаться от истины. Жрец может некачественно работать хозяйственным инструментом, а крестьянин должен бережно относиться к своему инструменту и соблюдать технологию сельскохозяйственного труда. Воину позволительно пренебрежительно относиться к деньгам, которых у него нет, а мастеровому это никак не позволительно.
И еще - индуистом можно стать только родившись в Индии. Все иностранцы - вне каст, даже если они принимаются на высоком уровне и с деньгами. Но по Традиции уровень иностранцев - выше неприкасаемых и ниже любого из "дваждырожденных".
Такое сословное закрепление общества приводит к тому, что почти тысячу лет в индуистской стране правили мусульманские цари - шахи да султаны. Потом представители Британской империи - Ост-Индская компания и вице-короли. Представить себе "общенародную защиту индийской родины" - невозможно. Защита родины - долг сословия воинов. Среди которых очень много сикхов сейчас, и это не меняет сословного характера армии. Сикхи и мусульмане давно уже определены индийским обществом как некие "сверхкасты, очень большие сословия". Хотя была в далекой истории Индии победоносная армия буддистского царя Ашоки и другие победы. Были и победы в локальных войнах двадцатого века с Китаем и Пакистаном.
Сословное деление общества - залог преемственности индийских правителей, поскольку слой тех, кто реально может претендовать на руководство, определяется теми, кто может править по Традиции - брахманами (жрецами) и кшатриями (воинами). Переворот возможен только при вливании денег в аналогичную по уровню в сословной иерархии современного общества воинскую или жреческую семью. Деньги при этом во время переворота могут значить гораздо больше техники его проведения. Даже революцию (если можно назвать массовое движение индийцев "революцией", правильнее было бы называть именно "массовым движением") могут возглавлять и начинать только "дваждырожденные", иначе она не получит массовой поддержки.
Примечательно, что индийские коммунисты, особенно в числе их руководителей, (например, в штате Керала) - брахманы и кшатрии по сословию. Как и индийские фашисты времен второй мировой войны.
Русский человек учит стратагемы китайцев для того, чтобы применять в жизни длинные точные цепочки действий. Насколько это эффективно показывают, например, семинары Владимира Тарасова по перехвату управления в современном бизнесе. Тарасов опирается на китайские источники и смотрит, что и как можно употреблять в некитайском обществе (очень многое, если говорить о России). От индийской науки управления он не может не взять четкое разделение того, что долг у людей разного склада разный (и разный подход к подготовке), а значит, оценка одних и тех же действий то же может быть различной в зависимости от нарушения или соблюдения личного долга. Группа "электриков" выдвигается отключать сотовые телефоны, группа "работников слова" идет поднимать народ, а воины расходятся по обозначенным для защиты объектам. Итоговую работу Анпилова и Гайдара оценивают по количеству демонстрантов, а Руцкого по количеству прилетевших на подмогу воздушных асов. Индийская мысль помогает понять не только сам факт того, что у сословий разные долги и иерархия ценностей, но и как с этим можно управляться организатору - царю и воину.